Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

Права и обязанности ребенка

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Защита от преступных действий законных представителей

Опасность со стороны близких людей – одна из самых распространенных проблем при нарушении прав несовершеннолетних. Такие преступления часто скрыты от посторонних глаз.

Наиболее распространенными злоупотреблениями считаются жестокое обращение, эксплуатация труда и расходование имущества. Нарушители подлежат административной и уголовной ответственности, в зависимости от тяжести преступления.

В случае совершения правонарушения против личности несовершеннолетнего, ребенок подлежит передаче на попечение органа опеки до принятия судом решения о возврате его в семью, либо лишения родительских прав. Заявителем в подобных исках может быть прокурор, второй родитель или орган опеки.

Каждый ребенок с появлением на свет сразу же получает права, присущие всем гражданам.

С рождения он вправе получить ФИО, воспитание родителями. Малыш вправе жить вместе с мамой и папой, а также знать, кто они такие.

Малыши с рождения также вправе получать заботу и защиту от родных ему людей. Другие права и обязанности малышей регулируются внутри семьи. Родители обязаны учитывать мнение ребенка и решать его проблемы, не затрагивая при этом его личные интересы.

Все дети с момента появления на свет защищены и законом, и родителями. В интересах малышей и подростков могут выступать отец, мать или лица, заменяющие их и выполняющие родительские обязанности.

Дети вправе обратиться в органы опеки при появлении такой необходимости с целью получения защиты их прав и интересов.

Новорожденные, родившиеся на территории России, имеют право стать гражданами РФ, если их отец или мать имеют гражданство РФ. Они вправе обладать имуществом, а также вступать в наследство и получать в дар вещи, одежду, игрушки и другие предметы, необходимые для его развития, здоровья и жизни.

С одиннадцати лет дети несут реальную ответственность за свои поступки. С этого момента их могут помещать в специальные воспитательные учреждения, рассчитанные на подростков и детей, которые ещё не подлежат уголовной ответственности. Продолжительность пребывания в закрытых центрах для них, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, ограничивается 30-дневным периодом. Для этого требуется соответствующее постановление от судьи.

По достижении 14 лет добавляются серьёзные права и обязанности несовершеннолетних детей. Так, они получают право на:

  • получение гражданского паспорта РФ;
  • согласие с изменением собственного гражданства;
  • самостоятельное обращение в судебные инстанции с целью защиты собственных прав;
  • требования по отмене усыновления;
  • требования по установлению отцовства в отношении собственного ребёнка;
  • распоряжение собственными доходами;
  • работать во время, свободное от учёбы, если есть согласие одного из родителей и не более 4 часов в сутки (ограничения оговариваются в действующем трудовом кодексе);
  • принимать участие в общественных объединениях молодёжи;
  • осуществление прав авторства и любой интеллектуальной деятельности, в том числе, и полноценное распоряжение ими;
  • заключение сделок;
  • внесение банковских вкладов, распоряжение средствами по своему усмотрению.

Наряду с этим, расширяется и круг ответственности, обязанностей несовершеннолетних. Дети с такого возраста должны исполнять трудовые обязанности, предусмотренные условиями трудового договора, следовать нормам трудового законодательства, соблюдать трудовой распорядок, правила учебного распорядка, придерживаться требований устава молодёжного объединения.

Для 14-летних детей наступает ответственность:

  • за нарушение школьного устава и серьёзные правонарушения – вплоть до исключения;
  • за пренебрежение трудовой дисциплиной;
  • за нанесение вреда здоровью, грабёж и изнасилование, а также такие неправомерные деяния, как вандализм, ложные сообщения о терактах, вымогательство и прочие – уголовная ответственность;
  • имущественная ответственность в рамках заключённых сделок;
  • возмещение причинённого вреда.
Читайте также:  Как признать свое право собственности на имущество в суде?

Неисполнение обязанностей несовершеннолетних может иметь реальные последствия.

Какие бывают обязанности детей

В Конституции РФ прописаны не только права, но и обязанности детей. Так, например, начиная с шестилетнего возраста они должны получить основное образование по 9 класс включительно. При этом дети обязаны четко соблюдать дисциплину в учебном заведении и порядки, установленные там.

Обязанности детей по конституции рф в возрасте 8 лет и старше, связаны с соблюдением школьного устава, а также правил общественных организаций.

Начиная с 14 лет подросток должен выполнять все поручения, которые связаны с трудовыми обязанностями. В эту категорию входит соблюдение трудового законодательства и распорядка труда, если он работает.

Кроме того, обязанности ребенка по конституции рф в этом возрасте связаны с соблюдением правил, установленных различными организациями и соблюдением школьного устава.

Начиная с семнадцатилетнего возраста прибавляется обязанность встать в военкомате на учет как военнообязанный (если подросток мужского пола). У женского пола таких обязанностей нет.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Основные обязанности ребенка по конституции

Какие обязанности у ребенка? Существуют главные обязанности детей до 18 лет, которые основываются на конституции. До достижения 14 лет — ребенок считается малолетним.

До 6 лет закон не возлагает на человека, каких либо обязанностей. Права, потребности ребенка представляют его родители, либо люди, приравненные к ним (по закону).

С 6 лет список обязанностей ребенка:

  • слушаться старших (родителей, воспитателей, учителей) исключения составляют случаи, когда происходит насилие, оскорбление относительно малолетнего человека;
  • закон об образовании статья 44, пункт 4 гласит, что общее образование обязательно для каждого;
  • соблюдение примерного поведения необходимо для пребывания в общественных местах, образовательных, воспитательных организациях;
  • после 8 лет возлагаются обязанности по соблюдению устава детского общеобразовательного учреждения;
  • с 14 лет появляются обязанности – иметь документ удостоверяющий личность (паспорт);
  • добросовестно выполнять трудовую деятельность, соблюдать дисциплину в рабочем коллективе (Трудовой кодекс 13 статья, 2 часть);
  • справляться с возложенными обязанностями, на основании контракта либо правил учено-трудового законодательства;
  • правила молодежной общественной организации необходимо так же выполнять;
  • с 16 лет молодые люди (юноши) должны готовиться к военной службе (Федеральный закон о воинской обязанности, 13 статья, 1-2 части);
  • с 17 лет юноша обязан пройти процедуру постановки на военный учет (закон о воинской обязанности, 9 статья, 1 часть);
  • освоить военно — учетные специальности (закон о воинской обязанности, 15 статья, 1 часть).

Важно определить термин ребенка по утвержденной ООН Конвенцией 1989 года. Согласно этому документу, таковым принято считать человека до 18 лет с момента его появления на свет.

От рождения он наделяется неотъемлемыми права, а по мере взросления законы страны регламентируют его полномочия относительно семейные, гражданских или трудовых отношений.

14 лет — это возраст человека, способного самостоятельно распоряжаться своими денежными активами, принимать решения о переселении и быть ответственным за свои слова и поступки гражданином.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему,

звоните по телефонам

:

Или на сайте. Это быстро и бесплатно!

Список обязанностей ребенка по Семейному кодексу

То, что делает ребенок и все его обязательства по дому определяются родителями. Главное, чтобы они не противоречили установленным законодательным нормам.

К обязательствам детей относятся:

  • быть образованным на базовом уровне;
  • соблюдать нормы приличия и поведения в различных заведениях, в частности в образовательных организациях и в общественных местах;
  • исполнять возложенные на него обязательства определенными лицами;
  • всегда следовать уставу образовательного учреждения, где он обучается, так как нарушение установленных норм поведения карается наказанием;
  • регистрироваться в воинской части для прохождения обязательной службы. В России, данные обязательства распространяются только для детей мужского пола;
  • после становления совершеннолетним обеспечивать опеку, если понадобится, своим близким родственникам, особенно нуждающимся родителям.

Кроме обязательств, у малолетнего ребенка возникает однозначная ответственность. В случае, если он совершит какое-либо правонарушение, он может быть привлечен к ответственности с 14 лет (даже к уголовной). Мера наказания зависит от тематики преступления, которое совершил ребенок.

Читайте также:  Как поменять загранпаспорт по истечении его срока действия в 2023 году

Равноправие всех детей

Уровень защиты прав человека в разных странах значительно отличается. То же самое можно сказать и о соблюдении прав детей. Права и обязанности ребенка РФ сегодня защищаются законодательно. Но не всегда. Как известно, уровень демократии в стране определяется уровнем защищенности людей. Права, обязанности родителей и детей в странах демократического толка (США, Великобритания, Канада, Германия и другие европейские государства) реализуются и соблюдаются на должном уровне. Да, мы говорим о правах и обязанностях как о едином целом. В обществе должен быть и порядок. Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека.

Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.

Обязанности ребенка в законодательстве зарубежных стран

Вплотную подойдя к анализу сложившейся в современном российском конституционном законодательстве системы обязанностей ребенка, автор настоящего исследования отмечает, что констатации нынешнего положения вещей было бы явно недостаточно для полного и глубокого понимания изучаемого явления. Рассмотрение исторического аспекта данной проблемы дает возможность с немалой достоверностью предположить, что содержащиеся в настоящее время в законах нашей страны обязанности несовершеннолетнего являются не просто продолжением и развитием, а прямым отражением исторически сформировавшихся в глобальном масштабе обязанностей ребенка — обязанностей, во многом общих для стран всего мира и развивавшихся по определенной схеме. Более того, автор с уверенностью утверждает, что обязанности для данного субъекта права на протяжении большей части истории человечества были первым и единственным составным элементом правового статуса, полностью определявшим правовое положение ребенка в обществе.

Безусловно, говорить о конституционно-правовом регулировании обязанностей ребенка как таковом можно лишь, начиная с определенного исторического момента — принятия первых Основных Законов государств и начала формирования конституционно-правовой отрасли национального законодательства. Однако, в силу того, что проследить развитие законодательного регулирования обязанностей несовершеннолетнего было бы сложно без обращения к самым его истокам, кроющимся во временах, очень далеких от принятия первых конституционных актов в их традиционном понимании, автор сознательно идет на определенные допущения в своем исследовании, начиная анализ конституционно-правового регулирования обязанностей ребенка с момента появления первых нормативно-правовых актов. Думается, что подобное немного вольное отношение к определению источников конституционного законодательства заслуживает право на существование уже потому, что во времена формального отсутствия деления права на отрасли практически любой нормативный акт носил комплексный характер и регулировал жизнь общества в целом, определяя все основные направления законодательной деятельности государства. Подобные законы могут и должны рассматриваться как определенные предшественники современных источников права, в том числе и конституционного.

Анализируя историю правового регулирования обязанностей ребенка, автор исходил из распространенного в научной среде тезиса о том, что качественные характеристики субъекта права той или иной эпохи определяются историко-культурными особенностями права как системы норм на каждом этапе её развития. Именно поэтому в процессе исследования означенной проблемы уделялось внимание не только констатации факта существования конкретных правовых норм, но и рассмотрению их в органичном взаимодействии с закономерностями исторического развития государственных и правовых систем.

Следуя сложившейся в науке истории права традиции, автор рассматривал становление правового феномена обязанностей ребенка в определенных пределах — пространственных и временных. При этом временными пределами вполне естественно был выбран период с момента возникновения государственности и соответствующего зарождения права до современного состояния правовой системы. Пространственными пределами, помимо тщательного изучения правового регулирования на территориях, занимаемых Русским, а затем Российским государством на протяжении всего его исторического развития, стали также территории зарубежных стран Востока (Китай, Индия) и нынешней Европы.

Комплексная картина эволюции правовых норм, регулирующих обязанности несовершеннолетнего, в столь сжатом виде, в каком она должна быть представлена в настоящем исследовании, получилась сложной. Как правильно заметил в свое время американский историк начала XX века Дж. Вигмор, история человеческой семьи и брака могла бы уместиться в тексте на одну-две страницы, если её описать и изобразить схематически в основных разновидностях и этапах эволюции, либо она должна занять несколько объемистых томов, если последовательно обобщать опыт разных народов и стран во всех районах мира.1 Кроме того, эта картина в определенной степени дополнительно осложнена и фактором некоторого субъективизма, полностью избежать которого при осуществлении какого бы то ни было отбора фактов просто невозможно.

Читайте также:  Договор социального найма: как получить квартиру от государства

Тем не менее, автор исследования постарался не свести предпринятый им анализ к описанию фактов и событий исторического прошлого, не слишком запутать и без того сложную проблему, а попробовал осмыслить её и сформулировать определенное научное знание, каковое, как известно, отнюдь не тождественно психическому восприятию тех или иных событий отдельно взятой личностью.

По мнению современных ученых, история первобытного строя насчитывает более двух миллионов лет. В нём еще не существовало ни государства, ни права, однако предыстория этих явлений берет свое начало именно оттуда. Обязательные для членов общины правила поведения складывались в то время на основе всевозможных культов, обрядов и традиций, поддерживались силой интересов общества и религиозных представлений и гарантировались возможностью общественного порицания (вплоть до изгнания из племени) в качестве своеобразного наказания для нарушителя правил.

Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам

В 2–3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).

Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.

Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.

Дашук, участница конференции на 7е

В 4–5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6–7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8–9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

У нас проблемы с мытьем полов. Меня в детстве заставляли мыть полы — я ужас как не любила, теперь такое же отношение у дочерей. И мне тут задумалось — а как у сына изменить отношение? То есть как-то переместить нелюбимую всеми работу из зоны недовольства в зону радости?

Поговорили с дочкой, придумали — когда вся семья (кроме мамы) моет пол, мама печет особый «уборочный» пирог, который потом все, участвующие в уборке, едят. Правда, у нас это недавнее введение, пирог был только один. Но четырехлетка так его и называл — «уборочный» пирог, так что, может, и получится…

Eugenie, участница конференции на 7е

В 10–12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как можно приучить ребенка помогать по дому?

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет. Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *