Когда и как сдавать отчёт о прослеживаемости товаров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда и как сдавать отчёт о прослеживаемости товаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сначала подтвердите получение требования. Затем проверьте ошибки в декларации. Далее ответьте на требование. Если выявили ошибки, которые привели к занижению налога, отправьте уточненную декларацию, а также доплатите налог и пени.

Как работает АСК НДС-2 : что важно знать бухгалтерам

На начальном этапе каждая декларация проходит проверку с помощью автоматической системы контроля «АСК НДС» (версии 2 и 3). В ходе такого контроля программа проверяет:

  • совпадают ли показатели из декларации с контрольными соотношениями. Например, сопоставляют данные из разделов 8 и 9 с показателями раздела 3 декларации;
  • есть ли расхождения между реквизитами проверяемой организации и ее контрагентов. Например, если сумма вычета, которую покупатель заявил в декларации, не соответствует сумме НДС у продавца;
  • соответствуют ли платежи суммам НДС, которые налогоплательщики указывают в назначении платежа в платежном поручении. Далее эти суммы программа автоматически сравнивает с декларациями поставщиков и покупателей. Такую информацию система «АСК НДС» проверяет и у налогоплательщиков на спецрежимах.

Если в ходе такой проверки в декларации будут обнаружены ошибки или расхождения, налоговая инспекция направит организации:

  • требование о представлении пояснений;
  • приложение к требованию с кодами ошибок;
  • машиночитаемый файл, который дублирует данные из приложения к требованию.

Программа «АСК НДС» автоматически формирует отчеты о расхождениях в налоговой отчетности, если их не устранили в пятидневный срок.

Пояснения компания направляет по утвержденному электронному формату. Такие пояснения могут без участия инспектора скорректировать технические ошибки, не влияющие на сумму налога. В этом случае нет необходимости сдавать уточненную декларацию.

Этот механизм удобен и эффективен. Инспекторы могут не отвлекаться на технические ошибки и сфокусироваться только на существенных противоречиях в декларации. Это дает возможность тщательно собирать доказательства нарушений для информирования компании о налоговых последствиях либо доначисления налога и штрафа.

Учет прослеживаемых товаров

Всем товарам, которые отнесены к категории прослеживаемых, будет присваиваться регистрационный номер партии товара. Порядок присвоения номеров зависит от того, из какого иностранного государства ввозятся прослеживаемые товары.

Для товаров, ввезенных из иностранных государств, не входящих в ЕАЭС, этот номер будет формироваться самим налогоплательщиком. Номер будет формироваться на основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из декларации. В отношении товаров, ввезенных из ЕАЭС, регистрационный номер присвоят налоговые органы на основании поданного налогоплательщиком (организацией или ИП) уведомления о ввозе таких товаров на территорию России.

Подать уведомление о ввозе таких товаров необходимо в течение 5 дней с даты принятия этих товаров на учет. Уведомление нужно представлять в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (будущая ст. 105.34 НК РФ).

Присвоенный таким образом номер сообщат налогоплательщику в электронной форме по ТКС в срок не позднее следующего дня с даты получения уведомления о ввозе товаров.

В дальнейшем при каждой реализации товара (не конечному потребителю) присвоенный ему номер будет включаться налогоплательщиком в соответствующий документ, которым оформляется отгрузка товара. Для налогоплательщиков НДС таким документом является счет-фактура, а для субъектов, которые не являются плательщиками НДС, – документ об отгрузке товара. В них необходимо включать сведения о регистрационном номере партии товара, количественной единицы измерения товара, а также о конкретном количестве товара в данной количественной единице. Счета-фактуры и документы об отгрузке, содержащие сведения о прослеживаемых товарах, будут оформляться опять же в электронной форме.

Что касается товаров, которые останутся у организаций и ИП на момент введения системы прослеживаемости, то о них также нужно уведомить ИФНС. Срок подачи уведомления об остатках товаров – не позднее 30 дней с момента вступления в силу правительственного перечня товаров, подлежащих прослеживаемости (будущая ст. 105.35 НК РФ).

На основании полученного от организации/ИП уведомления ИФНС не позднее следующего дня присвоит товарным остаткам регистрационные номера и сообщит их налогоплательщику в электронной форме по ТКС. При дальнейшей продаже этих товаров присвоенные им номера также будут указываться в счетах-фактурах и отгрузочных документах, передаваемых поставщикам и покупателям для последующей перепродажи.

В свою очередь покупатели, которые приобретают прослеживаемые товары в целях их дальнейшей продажи, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (будущая редакция п. 1 ст. 169 НК РФ). Кроме того, они должны удостовериться (через сервис на сайте ФНС) в правильности указанных в счете-фактуре сведений о прослеживаемых товарах.

Читайте также:  Согласование границ земельного участка с соседями по закону №221

Неотражение продавцами в выставляемых счетах-фактурах и документах об отгрузке сведений о прослеживаемых товарах повлечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый такой счет-фактуру и за каждый документ об отгрузке. Такие же штрафы будут назначаться за неполное отражение и искажение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости (будущая ст. 129.16 НК РФ).

Прослеживаемость импортных товаров и маркировка: отличия

Прослеживаемость товаров — это не маркировка. Это информационный учет некоторых видов товаров, который ведут поставщики и покупатели. При прослеживаемости следят не за каждой единицей ввезенного товара, а за сразу за всей партией.

Отличий много, мы разобрали главные из них.

Обязательная маркировка товаров Прослеживаемость импортных товаров

Код маркировки наносится на каждую единицу товара.

На товар ничего наносить не надо, присваивается номер РНПТ.

Код нужно отсканировать и передать информацию в систему маркировки Честный Знак.

Товары не сканируют, путь товара отслеживается по электронным документам.

Не нужно сдавать дополнительных отчетов.

Каждый квартал в налоговую сдается отчет об операциях с прослеживаемыми товарами.

Розничная продажа подтверждается кассовым чеком.

Информация о выбытии товара указывается в ежеквартальном отчете.

Национальная система прослеживаемости

Сначала движение в России некоторых товаров, ввозимых из-за границы, контролировалось в виде эксперимента. В 2022 году прослеживаемость товаров действует в полном объёме. Регулируется она законом от 9 ноября 2020 № 371-ФЗ.

Зачем это нужно государству? Дополнительный контроль за отдельными группами товаров должен помочь очистить рынок от контрафакта, поступающего из-за рубежа. Кроме того, преследуется цель улучшить собираемость налогов, ведь при прозрачной системе отслеживания утаить доходы от торговли такими товарами будет практически невозможно.

Национальная система прослеживаемости товаров основана на обмене электронными документами. Их формируют все участники оборота. В документах указываются специальные реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара (РНПТ);
  • единица измерения по общероссийскому классификатору ОКЕИ;
  • количество товара.

Именно по РНПТ в дальнейшем можно будет отслеживать в системе перемещения товар из данной партии. Этот номер присваивается:

  1. Налоговой инспекцией – в отношении товара, который ввозится из стран ЕАЭС. Напомним, что в состав этого союза, помимо России, входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Если партия завозится из этих стран, то в течение 5 дней необходимо направить в ФНС уведомление о ввозе. Инспекция выдаст регистрационный номер.
  2. Самим импортëром – в отношении товара, ввозимого из прочих стран. РНПТ нужно формировать из кода таможенного органа, даты регистрации и номера декларации, а также номера партии. ФНС уведомлять не нужно, поскольку информацию о ввозе передаёт таможенная служба. Инспекция формирует регистрационный номер. Соответственно, РНПТ импортёра и налоговой должны совпадать – проверка может быть проведена через специальный сервис ФНС.

При дальнейших операциях с товаром РНПТ код единицы измерения и количество нужно отражать: плательщикам НДС – в счетах-фактурах, неплательщикам – в документах на отгрузку товара. Этого не требуется в случаях, когда товар выбывает из оборота, а именно:

  • реализуется в розничной торговле (если покупатель вернёт товар, его вновь нужно будет ввести в систему);
  • уходит в производство, утилизируется, конфискуется;
  • экспортируется (в случае возврата в страну партия снова попадает под прослеживание);
  • исключается из списка товаров, движение которых контролируется.

Прослеживаемость товаров — это

Указанный закон принят именно для того, чтобы создать национальную систему прослеживаемости товаров. Она предусмотрена Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Данное соглашение было заключено 25 мая 2019 г. в г. Нур-Султане.

Национальная система прослеживаемости товаров — это информационная система страны (члена ЕАЭС), предназначенная для сбора, учета и хранения информации о товарах, по которым должна осуществляться прослеживаемость, а также операций по обращению этих товаров.

Прослеживаемость товаров представляет собой процесс учета этих товаров в рамках национальной системы, о чем указано в ст. 1 Соглашения. Цель внедрения данного мероприятия — контролировать оборот этих товаров от момента ввоза на территорию России до момента их продажи конечному покупателю.

Главная цель прослеживаемости — обеспечить защиту от ввоза контрафактных товаров и обнаружить действия по уклонению от уплаты налогов и иных платежей в бюджет. Данный эксперимент уже начал проводиться ранее — с 01.07.2019 г. и до 31.12.2020 г. на основании Постановления Правительства от 25.06.2019 г. № 807. Мероприятие проводилось в отношении некоторых товаров, которые были выпущены на территории России для потребления внутри страны.

При проведении процедуры каждая партия товаров получала регистрационный номер, но он не указывался на самом товаре. Когда Закон № 371-ФЗ вступит в силу, прослеживаемость станет обязательной.

В первоначальной версии законопроекта, внесенной правительством, предусматривалось появление в НК нового раздела, посвященного прослеживаемости. Там была предусмотрена обязанность уведомлять налоговиков в течение 5 дней о ввозе или перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, а также – ежеквартально отчитываться перед налоговыми органами об операциях с такими товарами (для плательщиков НДС – в составе декларации по НДС, а отдельный отчет должен был ими подаваться только при прекращении или возобновлении прослеживаемости). Также оговаривались штрафы за нарушения в отношении передачи такой информации.

Читайте также:  Что положено малоимущим семьям в 2023 году

Однако из окончательной версии проекта это убрано. Взамен осталось лишь дополнение статьи 23 НК о необходимости представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены правительством. То есть, будет ли отчет ежеквартальным – на данный момент не известно.

Будет ли отчет для плательщиков НДС в составе декларации – видимо, нет. Косвенно об этом свидетельствуют нормы, вносимые в статью 88 НК о камеральных проверках. Налоговики смогут истребовать документы, относящиеся к прослеживаемости, если выявлены противоречия:

  • между декларацией и отчетом о прослеживаемости (не указано, чьим именно отчетом, но, скорее всего, речь об отчете, сданном тем же лицом) или документами, содержащими реквизиты прослеживаемости;
  • между декларацией и чужим отчетом о прослеживаемости;
  • между своим и чужим отчетами.

Цели и принципы системы

Главные цели национальной системы прослеживания – это:

  • контроль за ввозом импорта в рамках исполнения Соглашения между странами-участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • помощь в выявлении недобросовестных предпринимателей, уклоняющихся от налоговых платежей и таможенных пошлин;
  • предупреждение ввоза поддельных товаров;
  • уменьшение доли рынка с нелегальным, «серым» импортом;
  • рост конкурентоспособности продукции российского производства.

Система основана на четырех базовых принципах:

  1. Встраивание в имеющийся электронный документооборот между плательщиками налогов.
  2. Бизнес-процессы налогоплательщиков не должны повторять друг друга.
  3. Правила для формирования идентификатора прослеживаемости едины для всех.
  4. Фиксация перехода прав собственности на товар в документах без необходимости маркировки каждой единицы.

Таким образом, система нужна для того, чтобы отслеживать ввезенный в Россию товар на разных этапах.

Какие товары попадают под прослеживаемость

Перечень подлежащих прослеживаемости товаров утвержден постановлением Правительства России от 01.07.2021 № 1110 (далее – Постановление № 1110).

Прослеживается та продукция, которая, во-первых, входит в этот перечень, а во-вторых, соответствует ряду критериев:

  1. Ввезена на территорию РФ из любой третьей страны (кроме стран – участниц ЕАЭС) и выпущена в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
  2. Ввезена на территорию РФ из любой третьей страны (кроме стран – участниц ЕАЭС), но не помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с:
  • конфискацией и иным изъятием в пользу РФ;
  • обращением взыскания по решению суда в счет уплаты госплатежей (в т.ч. таможенных пошлин, налогов и др.);
  1. Задержана на таможне.
  2. Ввезена на территорию РФ с территорий государств — членов ЕАЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.
  3. Ввезена на территорию РФ до вступления в силу Постановления № 1110 и уже находилась в России на момент вступления в силу названного акта.

Перечень подлежащих прослеживаемых товаров в 2022 году содержит импортные:

  • холодильники и морозильники (бытовые и промышленные);
  • тепловые насосы;
  • вилочные автопогрузчики и прочее подъемное или погрузочно-разгрузочное оборудование;
  • бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки;
  • стиральные машины (бытовые и промышленные);
  • мониторы и проекторы;
  • телевизионные приемники;
  • транспортные средства промышленного назначения;
  • тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций;
  • детские коляски;
  • детские автомобильные кресла.

Штрафы за нарушение правил оборота прослеживаемого товара

Обязанность налогоплательщиков представлять в ФНС отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, уже закреплена в Налоговом кодексе РФ (ч. 2.3 ст. 23 кодекса).

Тем не менее, как указывает сам контролирующий орган, законодательство о НСПТ не относится к законодательству о налогах и сборах, и непредставление вышеупомянутых документов не оказывает прямого или косвенного влияния на уплату налогов и сборов налогоплательщиками. Соответственно, налогоплательщики не могут быть привлечены к ответственности по ст. 126, 126.1 НК РФ (см. письмо ФНС России от 04.10.2021 № ЕА-4-15/14005@).

В том же письме налоговый орган обозначает, что до 01.07.2022 года продолжается переходный период, и, начиная с указанной даты, к нарушителям правил отчетности о прослеживаемых товаров будут применяться санкции (уже даже есть законопроект – id 02/04/07-21/00117901 на федеральном портале проектов нормативных актов):

  • 1 000 руб. – за каждый не представленный или несвоевременно представленный отчет об операциях с прослеживаемыми товарами;
  • 1 000 руб. – за неотражение или ненадлежащее отражение реквизитов прослеживаемости в представленных налогоплательщиком налоговому органу счетах-фактурах (в т.ч. корректировочных) или УПД (за каждый документ);
  • 1 000 руб. – за искажение реквизитов документов в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами;
  • 200 руб. – за несоблюдение способа выставления счетов-фактур и УПД, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме (за каждый документ, но всего не более 100 тыс. руб.).

Дополнительные санкции по прослеживаемости товаров

В КоАП войдут пять новых статей. Так, предпринимателям и фирмам грозят штрафы в случаях:

  • Если они не представят отчетность о движении товаров и документы с реквизитами прослеживаемости, а также не отразят (неверно отразят) эти реквизиты в первичных документах. Для компаний сумма штрафа составит от 1000 руб. до 100 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – до 30 тыс. руб.
  • Если исказят реквизиты прослеживаемости в отчетах по операциям с товарами. Размер взыскания – 1000 руб.
  • Если нарушат способ передачи первичных документов с реквизитами прослеживаемости. Для компаний сумма штрафа колеблется от 200 руб. до 100 тыс. руб., для ИП верхний предел установлен в 30 тыс. руб.
Читайте также:  Как положить деньги на Билайн с банковской карты?

С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.

И так, начиная с отчета за январь 2023 года:

  • № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;

  • № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;

  • № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».

Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:

  • № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:

  • № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,

  • № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».

Все участники оборота прослеживаемых товаров при продаже прослеживаемых товаров обязаны составлять документы в электронной форме, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 13 Положения № 1108).

Для плательщиков НДС таким документом является счет-фактура, а для неплательщиков или освобожденных от обязанностей плательщиков НДС – универсальный передаточный документ (УПД), в том числе исправленный.

Форматы счета-фактуры и документа об отгрузке товаров (выполнении работ, передаче имущественных прав, оказании услуг) утверждены приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@.

Указанный формат может использоваться как:

  • счет-фактура, применяемый при расчетах по НДС в соответствии со ст. 169 НК РФ (функция «СЧФ»);
  • документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (функция «ДОП»);
  • счет-фактура, применяемый при расчетах по НДС, и первичный учетный документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (функция «СЧФДОП»).

Если прослеживаемый товар приобретен для собственных нужд у плательщика НДС, то покупатель может получить от поставщика счет-фактуру в виде электронного документа с функцией «СЧФ» или с функцией «СЧФДОП». На основании этого документа при соблюдении остальных требований покупатель может НДС по прослеживаемому товару заявить к вычету в декларации по НДС. Такая декларация и будет тем видом отчета, который необходимо сдать в отношении приобретенного прослеживаемого товара.

Однако стоит помнить, что плательщик НДС, который приобрел тот или иной товар, может не иметь права на налоговый вычет (при использовании приобретения в деятельности, не облагаемой НДС), перенести вычет на более поздние периоды либо вообще отказаться от его применения. Отметим, что и в этом случае у налогоплательщика-покупателя отсутствует обязанность сдавать какую-либо иную отчетность.

Если прослеживаемый товар приобретен у неплательщика НДС, то покупатель получит от продавца электронный УПД (с функцией «ДОП»).

В этом случае покупатель не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом), должен представить отчет об операциях с прослеживаемыми товарами (п. 32 и 33 Положения № 1108).

Форма отчета в настоящее время не утверждена. Однако ФНС России рекомендует использовать форму из приложения № 4 к письму ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@. При заполнении этого отчета необходимо указать код вида операции «17» ( коды см. в приложении № 1 к Порядку заполнения отчета, утв. приложением № 8 к письму ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@).

      Как сдавать отчет по форме 1-Т (условия труда) в 2023 году

      Отчет по форме «1-Т (условия труда)» юридические лица сдают ежегодно. В этом отчете компании указывают сведения о состоянии условий труда и компенсациях за вредную и опасную работу.

      Индивидуальные предприниматели и субъекты малого бизнеса по форме «1-Т (условия труда)» не отчитываются. Также не сдают этот отчет организации, которые не относятся к следующим отраслям:

      • сельское и лесное хозяйство, охота, рыбная ловля и разведение рыб;
      • добыча полезных ископаемых;
      • обрабатывающие производства;
      • обеспечение электроэнергией, газом, паром, кондиционирование воздуха;
      • водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов, ликвидация загрязнений;
      • строительство;
      • транспортировка и хранение;
      • информация и связь.

      Срок сдачи. Сдать форму за год нужно в территориальное отделение Росстата до 21 января года, следующего за отчетным. Поскольку в 2023 году 21 января выпадает на субботу, по правилам статистической отчетности, подать отчет нужно не позднее понедельника 23 января включительно. С 00:00 часов 24 января 2023 года наступает период привлечения к административной ответственности.

      Форма сдачи. Сдавать форму необходимо следующим образом. Код формы отчета по ОКУД — 0606004. Бланк формы и указания по его заполнению утверждены приказом Росстата от 30.07.2021 № 457 в редакции от 29 июля 2022 года № 532 (по состоянию на дату написания статьи в ноябре 2022 года).

      Напоминаем, что, если у организации есть обособленные подразделения, отчет сдают по каждому такому подразделению, и в целом по юридическому лицу без таких подразделений. При этом обособленными подразделениями являются любые территориально обособленные от головного предприятия подразделения, в которых оборудованы стационарные рабочие места.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *