Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ключевая особенность потребительского общества, которая отделяет его от других форм кооперации, – это право распределения между своими членами-пайщиками полученной прибыли. Это придает некоммерческой структуре некоторые права торговой организации. Таким образом, ПО может использовать плюсы обоих видов объединений и в значительной мере нивелировать их минусы.

Особенности потребительского общества

Черты, характерные для ПО как вида хозяйственного объединения:

  1. Собственная инфраструктура – особые принципы взаимоотношения пайщиков, зафиксированные в Уставе, нюансы движения товаров и денежных потоков.
  2. Кооперативные, совместные способы управления ресурсами.
  3. Снижение потребительской стоимости товаров, работ, услуг для членов ПО за счет интегрированного подхода.
  4. В отличие от коммерческих структур, цель заключается не в прибыли как таковой, а в выгоде для всех членов объединения.

Информационно-консультационная работа в пределах потенциальной территории действия кооператива

Образование СПоК осуществляется по инициативе граждан и юридических лиц, изъявивших желание создать кооператив: граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций, в том числе относящихся к субъектам малого предпринимательства (малых предприятий), — при наличии общей цели объединения, средств, необходимых для проведения организационно-регистрационных мероприятий, создания паевого фонда.

В целях образования СПоК исключительно по решению его учредителей — граждан или юридических лиц — формируется организационный комитет, в обязанности которого входят подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности СПоК, включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования; подготовка проекта устава СПоК; прием заявлений о вступлении в члены кооператива; подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.

Инициатива создания СПоК может принадлежать исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации и реализовываться в рамках федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. В этом случае на создание кооператива могут выделяться средства регионального и (или) муниципального бюджетов.

После того, как необходимое количество людей примет решение о создании СПоК (число членов потребительского кооператива не может быть менее чем 5 граждан и (или) 2 юридических лица), им следует выбрать инициативную группу, в состав которой должны войти кто-нибудь из специалистов (экономист, юрист) и поручить ей разработку проекта Устава сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива и Внутреннего регламента.

Инициативной группе также поручается произвести подсчет размера расходов, связанных с образованием потребительского кооператива. Для организации работы кооператива необходимы разовые расходы, так же как и при образовании любого другого юридического лица. Это – минимум расходов на регистрацию, открытие расчетного счета, изготовление печати, штампов, бланков и т.д.

Источником формирования имущества кооператива являются собственные и заемные средства. Доля заемных средств в имуществе кооператива устанавливается его уставом.

Для осуществления своей деятельности кооператив формирует фонды, составляющие имущество кооператива. Виды, размеры этих фондов, порядок их формирования и использования устанавливаются общим собранием членов кооператива в соответствии с уставом кооператива.

Кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Порядок формирования резервного фонда устанавливается уставом кооператива.

Кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Размер, сроки и порядок формирования и использования резервного фонда устанавливаются в соответствии с Федеральным законом уставом кооператива. До формирования в полном объеме резервного фонда кооператив не вправе осуществлять кооперативные выплаты, начисления и выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива.

Учет паевых взносов ведется кооперативом в стоимостном выражении. В случае внесения в счет паевого взноса лицом, вступившим в кооператив, земельных и имущественных долей и иного имущества (за исключением земельных участков) или имущественных прав денежная оценка паевого взноса проводится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива. Общее собрание членов кооператива может утвердить методику денежной оценки передаваемого имущества и поручить правлению кооператива на основе этой методики организовать работу по денежной оценке, передаваемого имущества. Результаты данной оценки подлежат утверждению наблюдательным советом кооператива. В этом случае на общее собрание членов кооператива выносятся только спорные вопросы по денежной оценке передаваемого имущества. По решению общего собрания членов кооператива денежная оценка паевого взноса может быть проведена независимым оценщиком. В случае внесения в счет паевого взноса земельных участков их денежная оценка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Член потребительского кооператива должен внести не менее 25 процентов от обязательного паевого взноса к моменту государственной регистрации кооператива, остальную часть обязательного паевого взноса — в сроки, которые предусмотрены уставом потребительского кооператива.

Подготовка и проведение общего организационного собрания

Для подготовки первого собрания членов кооператива необходимо продумать технические вопросы проведения собрания (подобрать помещение для проведения собрания, определить дату и время его проведения, проинформировать участников собрания о месте, дате и времени проведения). Соответственно организационному комитету необходимо определить, кто будет вести собрание, подготовить проект протокола.

Перед собранием необходимо дать возможность всем участникам собрания ознакомиться с проектом Устава кооператива и технико-экономическим обоснованием его деятельности.

Число участников учредительного собрания должно соответствовать утвержденному законом числу членов.

Присутствующие на общем собрании выбирают председателя собрания и секретаря, который будет вести протокол заседания. После этого утверждают повестку дня и регламент работы. На повестку дня общего организационного собрания выносятся следующие вопросы:

1.Принятие решения об образовании кооператива и прием в члены кооператива;

2.Обсуждение и утверждение Устава кооператива;

3.Избрание председателя;

Председатель кооператива избирается общим собранием членов кооператива из числа членов кооператива на срок не более чем пять лет, является членом правления кооператива и возглавляет его:

ü без доверенности действует на основании решений общего собрания членов кооператива, наблюдательного совета кооператива и правления кооператива по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и по остальным вопросам единолично от имени кооператива;

ü представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

ü распоряжается в соответствии с уставом кооператива имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;

ü открывает счета кооператива в банках и других кредитных организациях;

ü осуществляет прием и увольнение работников кооператива, организует их работу;

ü издает обязательные для исполнения членами кооператива и работниками кооператива приказы и распоряжения;

ü организует выполнение решений общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива и исполняет иные, не противоречащие уставу кооператива, функции в интересах кооператива

4.Выборы членов Правления;

Правление кооператива избирается общим собранием членов кооператива из числа членов кооператива на срок не более чем пять лет. Оно осуществляет:

ü прием заявлений о вступлении в члены кооператива или ассоциированные члены кооператива, выходе из членов кооператива или ассоциированных членов кооператива;

ü предварительное рассмотрение вопросов об исключении из членов кооператива или ассоциированных членов кооператива;

ü заключение договоров с ассоциированными членами кооператива;

ü утверждение размера и формы возвращаемого пая при выходе из кооператива, установление места нахождения земельного участка в случае, если в счет пая выходящему из кооператива выделяется земельный участок;

ü формирование повестки дня общего собрания членов кооператива и его созыв;

ü принятие совместно с наблюдательным советом кооператива решения о погашении приращенных паев, выплате дивидендов или кооперативных выплат;

ü совершение не отнесенных к компетенции общего собрания членов кооператива сделок;

ü рассмотрение совместно с наблюдательным советом кооператива заключения аудиторского союза, касающегося результатов аудиторской проверки кооператива, и определение мер по устранению выявленных нарушений;

ü утверждение рыночной стоимости не денежных взносов, вносимых в качестве паевых взносов;

ü решение иных вопросов, отнесенных уставом кооператива или решением общего собрания членов кооператива к компетенции правления кооператива

Председатель и Правление кооператива подотчетны наблюдательному совету кооператива и общему собранию членов кооператива.

5.Выборы членов наблюдательного Совета

Наблюдательный совет кооператива состоит не менее чем из трех человек, избираемых общим собранием из числа членов кооператива. Член наблюдательного совета кооператива не может одновременно быть членом правления кооператива либо председателем кооператива. Члены правления кооператива, изъявившие желание выйти из его состава, не могут быть избраны в наблюдательный совет кооператива до принятия общим собранием членов кооператива решения о прекращении их полномочий. При проведении на общем собрании членов кооператива выборов или довыборов членов наблюдательного совета кооператива председатель кооператива и члены правления кооператива не вправе вносить предложения о таких кандидатурах.

Полномочия членов наблюдательного совета кооператива могут быть прекращены по решению общего собрания и до истечения срока, на который они были избраны. Для принятия такого решения требуется не менее чем две трети голосов от числа присутствующих на общем собрании членов кооператива.

Члены наблюдательного совета кооператива не получают вознаграждение за свою деятельность в этом качестве. Расходы, понесенные членом наблюдательного совета кооператива при выполнении им своих полномочий, возмещаются на основании решения общего собрания членов кооператива.

Наблюдательный совет кооператива:

ü осуществляет контроль за деятельностью правления кооператива, председателя кооператива;

ü проводит ревизию деятельности кооператива;

ü вправе потребовать от правления кооператива, председателя кооператива или исполнительного директора кооператива отчет об их деятельности;

ü ознакомиться с документацией кооператива, проверить состояние кассы кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов, провести инвентаризацию и другое;

ü обязан проверять бухгалтерский баланс, годовой отчет;

ü давать заключения по предложениям о распределении годовых доходов кооператива и о мерах по покрытию годового дефицита;

ü обязан доложить общему собранию членов кооператива результаты проверки до утверждения бухгалтерского баланса;

Читайте также:  Можно ли выкупить землю из аренды в собственность и как это сделать?

ü дает заключения по заявлениям с просьбами о приеме в члены кооператива и о выходе из членов кооператива;

ü созывает общее собрание членов кооператива, если это необходимо в интересах кооператива;

Председатель наблюдательного совета кооператива:

ü выполняет обязанности председателя при проведении заседаний общих собраний членов кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива;

ü вправе временно, до решения общего собрания членов кооператива приостановить полномочия членов правления кооператива и принять на себя осуществление их полномочий. В течение 30 дней со дня принятия этого решения наблюдательный совет кооператива обязан созвать общее собрание членов кооператива, которое должно отменить решение наблюдательного совета кооператива или избрать новых членов правления кооператива и (или) председателя кооператива.

Председатель, исполнительный директор, члены правления и наблюдательного совета кооператива несут ответственность за убытки, нанесенные кооперативу вследствие недобросовестного исполнения ими обязанностей на основании судебного решения и не возмещают кооперативу убытки, если их действия основываются на решении общего собрания.

6.Другие моменты, связанные с организацией кооператива.

7.На собрании может быть назначено уполномоченное лицо, которому будет поручена государственная регистрация кооператива.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК).

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).

Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).

С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.

Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.

Иные виды некоммерческих юридических лиц

Федеральное законодательство предусматривает множество юридических лиц, которые им отнесены к некоммерческим организациям, но не названы в ГК РФ и не подпадают ни под один из вышеназванных видов юридических лиц. В их числе общины коренных малочисленных народов России, казачьи общества, территориальное общественное самоуправление, объединение работодателей, негосударственный пенсионный фонд, товарная биржа, государственные академии наук.

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (ст. 1 ФЗ об общинах коренных малочисленных народов России, ст. 6.1 ФЗ о некоммерческих организациях). Фактически правовое положение их как юридических лиц позволяет ставить их в один ряд с потребительскими кооперативами.

Казачьи общества на самом деле не являются юридическими лицами, поскольку сведения о казачьих обществах подлежат занесению не в Единый государственный реестр юридических лиц, а в государственный реестр казачьих обществ.

Территориальное общественное самоуправление рассматривается в качестве юридического лица, только когда оно зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке. В соответствии с законом вопрос о виде некоммерческой организации, избираемой для территориального общественного самоуправления, решается учредителями. Закон лишь определяет, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (п. 5 ст. 27 ФЗ об общих принципах местного самоуправления).

Объединения работодателей — вид некоммерческой организации, который отчасти схож с объединениями работников, профсоюзами, потому что как те, так и другие объединяют участников трудовых правоотношений. Однако в отличие от профсоюзов объединения работодателей могут объединять как коллективных, так и индивидуальных субъектов. Так что, с другой стороны, объединение работодателей имеет элементы сходства с ассоциацией. И хотя по своему действительному правовому положению объединение работодателей наиболее схоже с саморегулируемой организацией, однако на законодательном уровне оно продолжает рассматриваться как самостоятельная обычная некоммерческая организация — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц — п. 1 ст. 3 ФЗ об объединениях работодателей).

Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации, осуществляющая деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 2 ФЗ о негосударственных пенсионных фондах).

Данный вид некоммерческой организации не предусмотрен ни нормами ГК РФ, ни нормами ФЗ «О некоммерческих организациях».

То же самое можно сказать и о товарных биржах, правовой статус которых урегулирован Законом о товарных биржах. Они не подпадают ни под одну из рассмотренных выше организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Хотя фондовая биржа, например, может создаваться в форме некоммерческого партнерства, товарная биржа относится законом к самостоятельному виду некоммерческих организаций. Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах).

Она не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, если указанные организации не ставят целью осуществление деятельности по организации и регулированию биржевой торговли. Организации, не отвечающие указанным требованиям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов «биржа» или «товарная биржа».

Государственная академия наук представляет собой некоммерческую организацию, которая наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (ст. 6 ФЗ о науке). В настоящее время в этой форме некоммерческой организации действуют Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственны�� наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Как видно из определения государственной академии наук, эта форма юридического лица обладает признаками, не присущими другим юридическим лицам. К примеру, Российская академия медицинских наук имеет счет главного распорядителя бюджетных средств, так же как и государственные органы и органы местного самоуправления.

Государственные академии наук обладают признаками государственных учреждений. Однако в действительности они являются самостоятельным видом некоммерческой организации, а их правовое положение двойственно — это юридические лица, имеющие отдельные признаки органа государственной исполнительной власти.

Плюсы и минусы открытия кооператива

Любая организационно-правовая форма несет в себе определенные преимущества и недостатки. Такая же ситуация и с кооперативами. Организация потребительского кооператива несет участникам следующие преимущества:

  • Равноправие и решение вопросов посредством голосования. Неважно, какой взнос внес участник, сумма может значительно отличаться, но вот «весомость» голоса будет одинаковой у всех. Важные вопросы решаются только совместно, некоторые решения могут быть приняты и вовсе только при единогласном голосовании.
  • В кооперативах все участники трудятся. Неработающих может быть не больше четверти от общего числа людей. При этом и наемных работников — минимум.
  • Частота распределения доходов устанавливается в кооперативе также посредством голосования. При этом делить заработанное можно хоть ежедневно. Но размер выданных дивидендов не должен превышать половины чистого дохода.
  • Работа проходит в коллективе из «своих». Вопросы о принятии нового члена также принимаются на голосовании. Если кто-то будет против расширения количества участников, принять новичка нельзя.
  • Количество участников не ограничено. Их может быть бесконечно много. Но существует минимальный порог — 5 человек.
  • Организация потребительского кооператива хороша еще и в плане налогообложения. Если количество участников меньше 100, а доходы меньше 80 тысяч рублей, кооператив вправе применять УСН.
  • Минимальный возрастной порог участников — 16 лет.

Минусов, конечно, тоже достаточно. Если взглянуть на все перечисленные положительные стороны под другим углом, увидим следующую картину:

  • Самостоятельно решить, в каком направлении продолжить развитие, куда потратить прибыль и принять ли нового участника, нельзя.
  • Выйти из кооператива можно, забрав свой пай и доходы, причитающиеся за период. При этом имущество, которое разделить нельзя, остается безвозмездно у кооператива. Продать свою долю можно либо другим участникам, либо стороннему лицу, если на голосовании это было разрешено.
  • Нанимать сотрудников в кооперативе достаточно сложно и не всегда разрешается.
  • Участники кооператива по долгам отвечают всем своим имуществом, а не только долей, внесенной в организацию.
Читайте также:  Льготы пенсионерам в 2023 году — кому положены, как получить

Устав — самый главный документ любой организации. В нем прописываются все нюансы работы. Кооперативы — не исключение. Существуют законодательно предусмотренные пункты, которые обязательно вносятся в устав. Для общества такого характера необходимо наличие в учредительных документах следующих данных:

  • полное наименование юридического лица;
  • фактический и юридический адрес;
  • цель создания и основное направление деятельности;
  • правила, принятые участниками, о порядке приема и выхода из кооператива;
  • информация о взносах, их размеры, порядок внесения, санкции за просрочку;
  • структура и состав управляющего аппарата;
  • перечень прав и обязанностей участников;
  • сведения о том, как распределяются прибыль и убытки между членами общества;
  • описание процедуры реорганизации и ликвидации.

В случае если устав будет составлен с ошибками, в налоговой его не примут. Придется вносить коррективы, потом заново оплачивать государственную пошлину и только после этого снова обращаться за регистрацией. Это не только потеря времени, но и денег. Поэтому люди, которые не разбираются в нюансах делопроизводства, предпочитают нанимать юриста. Своими силами тоже можно обойтись. На просторах интернета достаточно много шаблонов. От учредителей общества потребуется только внимательно заменить данные вымышленной организации на свои собственные.

Аудит основных средств

Основные средства являются существенным показателем отчетности потребительских обществ и могут составлять, как показывает исследование, от 30 до 60 процентов стоимости их активов. Как уже отмечалось, в настоящий момент отсутствуют какие-либо официально разработанные и рекомендованные к использованию методики аудита основных средств. Поэтому их разработка с учетом особенностей деятельности потребительских обществ является актуальной и может быть применена в качестве внутрифирменного стандарта в аудиторских организациях. Она получила апробацию при проведении аудиторских проверок потребительских обществ. Важность данного сегмента аудита при проверках потребительских обществ определяется рядом факторов:

Во-первых, анализ данных в целом по системе потребительской кооперации свидетельствует о том, что в последние годы наблюдается сокращение стоимости основных средств вследствие их ликвидации, продажи по ценам значительно ниже рыночных или передачи объектов основных средств в качестве вкладов в уставные капиталы коммерческих организаций.

В-вторых, риск существенных искажений по операциям с основными средствами, как свидетельствует практика аудита потребительских обществ, достаточно высокий, в связи с особенностями функционирования этих организаций как некоммерческих по правовому статусу, и одновременно осуществляющих многоотраслевую предпринимательскую деятельность, отдельные виды которой подпадают под разные режимы налогообложения.

В-третьих, значительная территориальная разбросанность объектов основных средств также увеличивает неотъемлемый и контрольный риск в отношении операций с основными средствами.

Цель аудиторской проверки — формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части информации об основных средствах. Досто 108 верность может быть подтверждена в том случае, если аудитор получит доказательства относительно соблюдения обществом основных предпосылок подготовки финансовой отчетности. Отсюда, по нашему мнению, задачи проверки основных средств потребительского общества состоят в необходимости получения подтверждения:

? наличия объектов, отраженных в учете и правильности отнесения активов к основным средствам;

? правильности формирования инвентарных объектов основных средств и их группировки по утвержденной в организации классификации;

? правильности оценки первоначальной стоимости основных средств;

? своевременности проведения инвентаризации основных средств;

? правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

? правильности оформления и отражения в учете операций, изменяющих стоимость основных средств (достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация, переоценка);

? правильности определения срока полезного использования основных средств, начисления их амортизации и износа;

? последовательности применения учетной политики в отношении учета основных средств;

? ведения аналитического учета по отдельным инвентарным объектам основных средств; адекватности отражения в бухгалтерской отчетности информации об основных средствах.

Реализация разработанной программы требует определения порядка использования выборки для осуществления аудиторских процедур и способов получения аудиторских доказательств. Объем выборки для проверки сальдо по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 010 «Износ основных средств некоммерческих организаций» и операций с ними определяется на основе оценки неотъемлемого и контрольного рисков, выполненной на стадии планирования. Обычно в организациях потребительской кооперации количество инвентарных номеров объектов основных средств достаточно велико и при проверке сальдо по счетам учета основных средств целесообразно применить статистическую выборку. Вместе с тем количество операций по поступлению и выбытию основных средств, как правило, не столь значительно, поэтому возможно применение нестатистической выборки.

Для обеспечения репрезентативности выборки при отборе ее элементов предлагаем предварительно стратифицировать всю совокупность основных средств потребительского общества.

Совокупность основных средств потребительского общества, по нашему мнению, может стратифицироваться по следующим признакам:

— по характеру использованию в деятельности потребительского общества. Основные средства таких организаций могут использоваться для осуществления ими уставной некоммерческой деятельности или участвовать в предпринимательской деятельности;

— по территориальному признаку. В выборку с равной вероятностью должны попасть основные средства, расположенные в различных обособленных подразделениях и филиалах проверяемой организации; объекты, расположенные как в сельских поселениях, так и в городских центрах;

— по отраслевому признаку. Для выборочной проверки необходимо отобрать основные средства, используемые в различных отраслях деятельности потребительского общества, так как эти организации осуществляют разнообразные виды деятельности (торговля, общественное питание, заготовительная и производственная деятельность, сфера оказания бытовых услуг, транспорт, строительство и т.д.);

— по классификации, предусмотренной в бухгалтерской отчетности. Если в отчетности основные средства классифицированы по нескольким группам, например, земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, необходимо, чтобы в выборку попали основные средства, отраженные по каждой ста��ье. Аудитор может принять решение не проверять элементы по какой-либо из статей классификации основных средств, если она значительно меньше уровня существенности и возможные нарушения не повлияют на достоверность финансовой отчетности организации в целом;

— по классификации в разрезе амортизационных групп. Если основные средства организации разделены на несколько амортизационных групп, в выборку должны попасть основные средства из разных амортизационных групп;

— по стоимостному признаку. Если стоимость отдельных объектов основных средств существенна (или близка к уровню существенности) для отчетности проверяемой организации, то они должны обязательно включаться в выборку;

— в зависимости от участия в деятельности организации. В выборку целесообразно включить основные средства, принадлежащие потребительскому обществу, которые непосредственно используются в его деятельности, так и переданные по договору аренды другим организациям;

— по другим признакам, в зависимости от конкретных особенностей потребительского общества.

Производственные и потребительские кооперативы

Производственные и потребительские кооперативы являются некоммерческой организацией и поэтому обладают рядом привилегий, в сравнении с коммерческой. В первую очередь — это налогооблагаемая база доходной части кооператива(артели). Для наглядности покажу все на примере, как должны действовать люди в потребительском кооперативе и как формируется деятельность.

Сначала, вот вся основная правовая база юрисдикции РФ, в которой регулируется деятельность производственных и потребительских кооперативов(артелей):

  • Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1,
  • Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 N 41-ФЗ

Переходим к самой сути их деятельности. Любой человек, помимо своих естественных потребностей в качественных продуктах питания, хочет получать финансовое вознаграждение от вложенных средств. Другими словами иметь доход без своего прямого участия — пассивный доход. В кооперативах это возможно сделать через прирост пая.

К примеру, у человека есть свободные 30 000 000 руб, которые он хотел бы инвестировать. Полезный для всего общества способ получения стабильного дохода — это вложение средств в реальное производство. На эту сумму построив животноводческую ферму можно получать неограниченный доход. За счет прироста поголовья скота 30 млн. рублей могут ежегодно приносить прибыль, не облагаемую никакими налогами.

Какие бывают кооперативы

В современном мире классификация кооперативов отличается огромным разнообразием. По статистике, насчитывается около 130 различных видов и подвидов кооперативов.

Мы, конечно, весь этот объем рассматривать не станем, так как в рамках одной статьи это просто невозможно. Но на самые известные виды обратим внимание и затем приведем характеристику.

Итак, прежде всего, все кооперативы условно делятся на потребительские и производственные. Различия между ними есть, хотя сама суть едина.

Потребительские кооперативы, в свою очередь, делятся на:

  • Обслуживающие;
  • Сбытовые;
  • Перерабатывающие;
  • Снабженческие.

Есть еще одна группа кооперативов – смешанного характера.

Их еще называют производственно-потребительскими. Причем именно этот типа распространен в РФ больше других.

Производственные кооперативы, в свою очередь, также разбиваются на две обширные группы. Причем деление выглядит довольно банально: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.

К числу сельскохозяйственных относятся:

  • Колхозы;
  • Рыболовецкие артели;
  • Кооперативные хозяйства.

Кстати, колхозы в данное время переживают возрождение. Все, что было разрушено и закрыто в 90-х годах восстанавливают, а в некоторых регионах страны колхозы уже успешно функционируют, например, в Новосибирской и Орловской областях.

Если с первой группой все понятно, то во вторую входят:

  • Дачные;
  • Жилищно-строительные;
  • Жилищно-накопительные;
  • Гаражные;
  • Садоводческие;
  • Кредитные.

В следующей части нашей статьи предлагаем обсудить классификацию потребительских кооперативов и ознакомиться с их характеристикой.

Гаражные кооперативы в наше время часто встречающееся явление. При этом это не просто объединение нескольких человек, а юрлицо. Поэтому определимся не просто с понятием, но и с функциями таких кооперативов.

Как зарегистрировать гаражный кооператив.

Если вы житель большого города и одновременно с этим владелец автомобиля, то проблема парковочных мест для вас весьма актуальна.

Конечно, можно припарковать автомобиль во дворе вашего дома, но это чревато конфликтами с остальными жильцами. Чтобы этого избежать, стоит подумать о том, чтобы создать гаражный кооператив.

Это организация некоммерческая, получение дохода не будет основной вашей целью. В самой процедуре есть ряд особенностей, вот о них сейчас и поговорим.

Из владельцев автомобилей нужно организовать инициативную группу. Эта группа, в свою очередь, разрабатывает Устав данного кооператива.

Без Устава организация не сможет вести свою деятельность на законных основаниях. Обязательно пропишите в Уставе источники финансирования, распишите процесс образования кооператива.

Перед тем как провести регистрацию, откройте в банковском учреждении расчетный счет и счета для каждого участника кооператива, чтобы у них была возможность получать взносы.

Читайте также:  2. Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении

Затем разработайте договор аренды земельного участка, на котором располагается кооператив.

Хотелось бы отметить, что лучше доверить оформление и разработку всей документации специалистам.

Пакет документации для регистрации.

  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
  • Заявление;
  • Протокол общего собрания.

Документации собирать придется большое количество, поэтому выбирайте председателя кооператива, который сможет заняться составлением документов и разобраться с налоговыми и юридическими тонкостями.

Чтобы приватизировать участок под гаражами, также придется собирать массу документов:

  • Паспорт на земельный участок;
  • Копию документа, подтверждающего право пользования участком;
  • Справку ЕГРП;
  • Выписку ЕГРП.

В процессе создания кооператива нужно понимать, что каждый участник кооператива отвечает за чистоту и пожарную безопасность отведенной территории. Если будут выявлены нарушения, вас привлекут к ответственности.

Помимо всего, постоянно меняется законодательство, поэтому отслеживайте актуальную информацию.

Принципы современной потребительской кооперации

Российским законодательством постановлено, что для правомерного осуществления деятельности кооперативам необходимо опираться на следующие международные кооперативные принципы:

  • участие в сообществе на добровольной основе;
  • открытое членство в сообществе;
  • участие членов кооператива в экономической жизни объединения. Предполагается, что каждый участник сообщества будет вносить определенную сумму средств для того, чтобы получать, в дальнейшем, определенную часть прибыли;
  • предоставление каждому участнику объединения права на голосование, управление кооперативом и контроль его деятельности;
  • обеспечение вкладчиков преимущественным правом участия в хозяйственной жизни сообщества при приеме их в кооператив;
  • обеспечение участников такими правами, как независимость и автономность;
  • предоставление права каждому участнику на принятие или отказ от членства;
  • общественная вовлеченность.

Порядок ликвидации потребительского кооператива

Процесс ликвидации данной организации может быть запущен в таких случаях:

  • по факту наличия решения, которое было обдумано и принято на общем собрании членов объединения;
  • по факту наличия решения суда, если членами сообщества были совершены неправомерные действия;
  • организация была объявлена обанкротившейся.

Когда решение принимает собрание участников сообщества, то протокол должен составляться в двух экземплярах:

  • Тот, который фиксирует принятое решение.
  • Тот, который подтверждает формирование ликвидационной комиссии и обозначает конкретных участников сообщества в качестве ее участников.

Участниками сообщества должно быть предоставлено уведомление, содержащее решение о ликвидации организации в органы налоговой службы не позднее трех дней с даты документального принятия решения о распаде кооператива. Извещение в ФНС с подписями всех членов организации также направляется письменно.

В ходе ликвидации кооператива необходимыми станут:

  • документы, на основании которых кооператив был создан, то есть вся учредительная документация;
  • свидетельство ОГРН;
  • справка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • копии удостоверений личности каждого из участников кооператива.

Так, процедура ликвидации состоит из следующих этапов:

  1. Принятие письменного решения об устранении организации.
  2. Подача требуемого пакета документов в органы налоговой службы, включая заявление. Форму данного документа можно взять непосредственно в ФНС или скачать на их официальном сайте.
  3. Оформляется запись в реестре юридических лиц о том, что конкретный кооператив находится на стадии устранения.
  4. Публикуется извещение о ликвидации конкретной организации в «Вестнике государственной регистрации».
  5. Сотрудниками налоговой службы осуществляется проверка по месту ведения деятельности кооператива, в частности, проверяется ликвидационный баланс и порядок осуществления процедуры ликвидации.
  6. Когда ликвидационный баланс утверждается, организация считается устраненной.

После того, как организация признана ликвидированной, имеющееся имущество распределяется в тех долях между бывшими участниками кооператива, как это было прописано в учредительных бумагах на этапе его создания.

ЧТО ТАКОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО

Выясним сначала, какие организационно-правовые формы предприятий и организаций предусмотрены российским законодательством.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ все организации в РФ подразделяются на две группы- коммерческие и некоммерческие.

Первые ставят своей целью извлечение прибыли от осуществляемой ими деятельности (производства, продажи, оказания услуг и др. Вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию образования, науки, культуры, оказывают благотворительность и т.

Коммерческие и некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах.

Коммерческие организации могут создаваться в формах акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др. Отличительной особенностью этих организационно-правовых форм является то, что их учредителям (создателям) необходимо формировать уставный капитал, в размере не ниже 100-кратного минимального размера оплаты труда, что составляет на настоящее время 10 тысяч рублей.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут быть следующие:

  • общественная организация, орган общественной самодеятельности;
  • некоммерческое партнерство, учреждение;
  • религиозная организация;
  • потребительский кооператив, потребительское общество, союз потребительских обществ;
  • иные в соответствии с законом.

ПРАВОВАЯ НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТЬ

Нужно сказать сразу, что такая организационно-правовая форма юридического лица, как потребительский (паевой) инвестиционный кооператив (далее — ПИК), в гражданском законодательстве РФ отсутствует. Но в данном случае необходимо определиться с тем, какие нормы права применять по аналогии, так как сложившаяся ситуация с ПИК требует своего юридического разрешения.

Для начала обратимся к общим нормам. В соответствии со статьей 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. То есть указанные паевые инвестиционные кооперативы относятся к данной категории некоммерческих юридических лиц. При этом в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» он не распространяется на потребительские кооперативы, деятельность которых регулируется нормами ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами. Тогда согласно ст. 50 ГК РФ подлежит применению положение, в соответствии с которым ПИК в качестве некоммерческой организации представляет собой юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Далее необходимо определить, может ли применяться в отношении ПИК какой-либо закон или правовой акт, регулирующий их деятельность.

Существует такая группа потребительских кооперативов, как кредитные. Они действуют на основании Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан», в соответствии со ст. 4 которого они представляют собой потребительский кооператив граждан, созданный указанными лицами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.

Граждане, вступающие в кредитный кооператив, передают ему в пользование личные сбережения, при этом за использование этих сбережений кооператив производит соответствующую оплату. Из внесенных денежных средств и средств самого кооператива формируется фонд финансовой взаимопомощи. Из него предоставляются займы членам кооператива, которые в большинстве случаев являются процентными. Но допускается в виде исключения в оговоренных в законе случаях предоставление беспроцентного займа.

Таким образом, основное различие этих двух видов кооперативов состоит в том, что:

  • кредитный кооператив выплачивает гражданам проценты за пользование предоставленными денежными средствами;
  • ПИК взимает денежные средства без этих выплат.

То есть принципы деятельности кредитных потребительских кооперативов в общем и целом не соответствуют заявленным ПИК перспективам. Кроме того, различие имеется даже в некотором формальном моменте. Согласно п. 3 ст. 4 указанного Закона наименование кредитного потребительского кооператива граждан должно содержать соответствующее словосочетание «кредитный потребительский кооператив граждан». ПИК данный термин не используют. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что ПИК нельзя причислять к этой группе потребительских кооперативов. Тогда обратимся к такой относительно новой форме кооперативов, как жилищно-накопительные. Они создаются и действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее — ФЗ «О ЖНК»).

В соответствии со ст. 2 указанного Закона жилищный накопительный кооператив (далее — ЖНК) — это потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. Заявленные ПИК цели соответствуют данной в Законе формулировке. Фактически, эти кооперативы осуществляют деятельность по привлечению денежных средств граждан и дальнейшему использованию их на приобретение жилых помещений. Ведь, по сути, участники и жилищно-накопительного кооператива, и члены ПИК объединяют свои средства, чтобы решать жилищные проблемы членов кооператива по очереди. При этом средства третьих лиц (инвесторов) для строительства дома или приобретения жилья на вторичном рынке недвижимости не привлекаются. Кроме того, ни жилищно-накопительный кооператив, ни ПИК не занимаются в качестве своего основного вида деятельности строительством нового жилого дома (хотя ЖНК имеют на это право с установленными в Законе оговорками). В первую очередь их деятельность направлена на приобретение квартир для пайщиков в уже построенных или строящихся домах. Но, исходя из определения, данного в указанной статье деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, она представляет собой привлечение и использование кооперативом денежных средств граждан — членов кооператива и иных привлеченных кооперативом средств на приобретение или строительство жилых помещений (в том числе в многоквартирных домах) в целях передачи их в пользование и, после внесения паевых взносов в полном размере, в собственность членам кооператива. То есть указанное жилье изначально передается членам кооператива:

  • в пользование — согласно ст. 29 указанного Закона передача осуществляется непосредственно после приобретения кооперативом права собственности на это жилое помещение;
  • в собственность — на основании ст. 30 Федерального зако��а только после выплаты членом кооператива паевых взносов в полном размере.

Именно на данном положении построена схема части ПИК, и в этом они видят свои преимущества. Некоторые из них заявляют о том, что в отличие от ЖНК данный вид кооперативов не предполагает выплату полной суммы паевых взносов для получения жилья в собственность. Для этого достаточно оплатить ПИК установленный в договоре или уставе кооператива объем выплат, по достижении которого кооператив в обязательном порядке приобретет необходимое жилье в собственность уже не кооперативу, а заинтересованному члену кооператива.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *