Проезд перекрестков с трамвайными путями
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проезд перекрестков с трамвайными путями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главный закон движения – чтобы другим было комфортно. Это по-простому. Если по закону, то надо обратиться к пункту 9.6 ПДД, где написано, что езда разрешается по рельсам только того же направления, в каком движется водитель (что логично), если все другие полосы заняты машинами и при этом не нарушается пункт 8.5 ПДД.
Равнозначный перекресток с трамвайными путями
При проезде нерегулируемых равнозначных перекрестков с трамвайными путями применяются пункты 13.11 и 13.111 правил дорожного движения:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
В данном случае водители автомобилей должны уступать дорогу абсолютно всем трамваям, с которыми пересекаются их траектории.
Когда езда запрещается?
Езда по трамвайным путям запрещается в следующих случаях:
- Если трамвайные пути располагаются не с левой, а с правой стороны от основной проезжей части машин;
- Если трамвайные пути находятся на другом уровне (выше/ниже), нежели основная проезжая части;
- Если при движении по трамвайным путям автомобилист создает помехи другим участникам движения, главным из которых является трамвай;
- Если в месте поворота/разворота установлены знаки, запрещающие совершать данные маневры (5.15.1 и 5.15.2). Кроме того, запретить совершать поворот/разворот может разметка под номером 1.18 (сплошная разметка);
- Обгон по трамвайным путям, сопровождающийся выездом на встречные пути, запрещается;
Какие маневры можно совершать на путях?
Согласно Правилам дорожного движения, на трамвайных путях можно совершать следующие маневры:
- Прямо по трамвайным путям попутного направления, если все полосы основной дороги для передвижения ТС заняты;
Водитель должен незамедлительно покинуть трамвайные пути, если при движении по ним он создает помеху для движения трамвая.
- Опережение по трамвайным путям попутного направления;
- Поворот налево через трамвайные пути;
Кто виноват в ДТП при повороте налево читайте здесь.
При повороте налево через трамвайные пути водитель должен сначала выехать на пути попутного направления, включить левый поворотник, обозначая тем самым свое намерение и после, пропустив все ТС противоположного направления, закончить свой маневр.
- Разворот через трамвайные пути;
Можно ли совершить обгон трамвая без нарушения ПДД?
ВНИМАНИЕ МАТЕРИАЛ НЕ АКТУАЛЕН. ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПДД П. 9.1(1)
Обгон, пожалуй, самый опасный маневр, осуществляемый в дорожном движении, но сегодня мы пойдем дальше и посмотрим как Правилами дорожного движения регламентирован обгон трамвая. Сразу сделаем акцент на теоретической части материала и ни в коем случае не применять его на практике.
Определение «обгон» не разделяет транспортные средства на рельсовые и безрельсовые, следовательно все правила распространяются как на рельсовые, так и на безрельсовые транспортные средства. Начнем с определения обгона:
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Отсюда следует, что обгон это совокупность трех маневров:
- Перестроение на встречную полосу,
- Опережение,
- Перестроение на ранее занимаемую полосу.
9. Расположение транспортных средств на проезжей части
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
Совершать маневры на трамвайных рельсах, расположенных по правую руку автомобилиста, строго запрещено. Несоблюдение чревато тяжелыми последствиями.
В местах с напряженным движением наносится специальная разметка на дорожном полотне и устанавливаются особые запрещающие дорожные знаки. То есть на таком отрезке всегда будет:
— указатель со словами «Полоса движения»,
— знак, запрещающий въезд любому автотранспорту,
— сплошная белая линия на асфальте.
Водитель обязан понимать, что трамвайный путь – это не дополнительная полоса для движения транспортных средств.
Любой маневр должен сопровождаться поворотными сигналами, которые выключаются только после его окончания.
Сотрудники ДПС рекомендуют обратить внимание на совершение поворотов. Если нет специального знака, то маневр должен проходить под прямым углом. Бывают случаи, когда водители игнорируют это и поворачивают, двигаясь по рельсам. Инспекторы ГИБДД расценивают это как езду по трамвайным рельсам встречного направления, что, естественно, принимается за выезд на полосу встречного направления и наказывается штрафным взысканием в 1 500 рублей или (реже) утратой водительского удостоверения.
Штраф за выезд на трамвайные пути встречного направления для поворота
В случае ДТП на трамвайных путях без участия трамвая, т.е. между автомобилями, можно быстро записать свидетелей, составить схему ДТП, подписать ее обоим участникам, сфотографировать место ДТП на телефон, и сразу же двигаться в местное ГИБДД для оформления ДТП. А можно обойтись и без ГИБДД — воспользовавшись схемой оформления ДТП по европротоколу.
- Проехать некоторое время прямо и вернуться на свою полосу при первой удобной возможности.
- Совершить обгон с учетом отсутствия трамвая в зоне видимости и возможности своевременного возвращения в поток.
- Повернуть вправо или влево, если это предусмотрено знаками на дороге. При этом необходимо задействовать поворотник перед совершением маневра.
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки с; трамвайными путями
Если рассмотреть ситуацию с другой стороны и оценить последствия ДТП для водителя трамвая и водителя автомобиля, то становится очевидно, что водитель автомобиля всегда в проигрыше, т.к. автомобиль из-за своего малого веса получает значительные повреждения. Пример такого ДТП представлен на видео:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
При расположении линии трамвая в профиле улично-дорожной сети допускаются любые комбинации взаимного размещения проезжих частей и трамвайных путей каждого из направлений. Как правило, трамвайные пути следует размещать на обособленном полотне, по оси улицы в разделительной полосе либо в иной конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.).
Пробелы в правовом регулировании не восполнены и судебной практикой – у российской Фемиды нет единообразного подхода. Но вопросов предостаточно. Возможно ли расположение трамвайных путей на проезжей части дороги? Разделяют ли необособленные трамвайные пути дорогу структурно на несколько проезжих частей? «Препятствие» на трамвайных путях – что за зверь? Препятствие по смыслу п. 1.2 ПДД или же некая иная субстанция?
Кого еще должен пропустить водитель трамвая
На дороге могут возникнуть и другие ситуации, в которых движущееся по рельсам транспортное средство лишается преимущества в проезде. Вот в каких случаях трамвай должен уступить дорогу:
- Если на его пути железнодорожный переезд. Первым через него следуют поездной состав, локомотив или дрезина.
- Если на регулируемом перекрестке находятся два рельсовых ТС одного типа. Преимущество имеет тот, кто едет направо или прямо. Его ждет транспорт, сворачивающий налево. При этом они изначально должны двигаться навстречу друг другу.
- Если на нерегулируемом пересечении равнозначных дорог оказываются два трамвая. Первым должен проследовать тот, который приближается ко второму справа. Это же правило действует, если речь о перекрестке неравнозначных путей без светофора и регулировщика. Но оба рельсовых ТС должны ехать по главной дороге либо в том же составе по второстепенной. Ведь в этих случаях работает правило проезда пересечения равнозначных направлений.
Тех, кто не знает, когда трамвай должен уступить дорогу, или не соблюдает правила в этой части, ждет штраф в 1500 р. по статье 12.13 КоАП. Наказание будет гораздо страшнее, если транспортные средства столкнутся, или произойдет наезд на пешехода. Ведь трамвай намного тяжелее автомобиля и человека, ДТП с его участием может оказаться фатальным.
Ситуации, при которых трамвай уступает дорогу
Действительно, практически всегда трамвай идет первым, а исключения составляют всего лишь три случая:
- если автомобиль едет по главной дороге, а трамвай – по второстепенной. Эта ситуация на 100% подходит под действие правила о том, что при пересечении неравнозначных дорог водитель транспортного средства (любого, без разграничения на виды (пассажирский и т.д.)) идущего по второстепенной полосе обязан уступить дорогу тому, кто движется по главной независимо от того, каково дальнейшее его направление движения;
- если автомобилю открыт путь зелёным сигналом светофора, а для трамвая горит только зелёная стрелка одновременно с красным или жёлтым сигналом;
- если автомобиль двигается по дороге, а трамвайный вагон только выезжает из депо.
В принципе, разобравшись, в каких случаях трамвай уступает дорогу автомобилю, проблем в дорожном движении возникать не должно.
Что должен запомнить водитель и самые проблемные вопросы
Билет 40, вопрос 11
При равнозначных дорогах, встречном и попутном движении трамвай имеет преимущество перед любым безрельсовым транспортом, и это правило не должен забывать ни один водитель. Вместе с этим нужно запомнить и три описанных выше исключения, в которых электротранспорт уступает автомобилям право проезда первыми.
На первый взгляд ситуации, когда нужно уступать дорогу трамваю, понятны и просты, но на практике водители благодаря трамвайным путям сталкиваются ещё с несколькими трудностями:
- движение в районе трамвайной остановки (кто кого пропускает);
- движение по рельсам (допустимо ли это);
- перекрестки с трамвайными путями и участие дополнительных знаков.
Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях
Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:
- действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
- рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
- можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
- если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).
На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.
Главный закон движения – чтобы другим было комфортно. Это по-простому. Если по закону, то надо обратиться к пункту 9.6 ПДД, где написано, что езда разрешается по рельсам только того же направления, в каком движется водитель (что логично), если все другие полосы заняты машинами и при этом не нарушается пункт 8.5 ПДД.
9. Расположение транспортных средств на проезжей части
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
ПДД — движение по трамвайным путям, где разрешено, а где запрещено? Смотрите видео:
8. Начало движения, маневрирование
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Также рельсы должны быть размещены не ниже, и не выше дороги. Кроме того, допускается опережение. Но это не обгон.
В чем же отличие? Обгон – это опережение, где водитель выезжает на встречную полосу, а потом возвращается туда, где был. Мы уже знаем, что по встречным рельсам ехать запрещено. В общем, опережение – это общий случай. Обгон – частный.
Разворот на рельсах и обгон
Правила дорожного движения допускают разворот влево через линии общественного транспорта.
Прежде чем разворачиваться, следует проверить отсутствие линии разметки с какой-либо стороны от путей. Выполнять такое действие следует только под углом 90 градусов.
В противном случае, работники ГИБДД могут расценить это, как заезд на полосу встречной линии. За данные действия предусмотрен штраф в размере 5000 рублей или изъятие прав.
Обгон по трамвайным полосам запрещается даже если это движение по рельсам попутного направления.
Так как данный маневр связан с заездом на встречную линию в любом случае. При этом, ПДД позволяет опережать попутный транспорт, когда другие полосы заняты.
Что должен запомнить водитель и самые проблемные вопросы
Кто из водителей выполняющих поворот нарушит правила
При равнозначных дорогах, встречном и попутном движении трамвай имеет преимущество перед любым безрельсовым транспортом, и это правило не должен забывать ни один водитель. Вместе с этим нужно запомнить и три описанных выше исключения, в которых электротранспорт уступает автомобилям право проезда первыми.
На первый взгляд ситуации, когда нужно уступать дорогу трамваю, понятны и просты, но на практике водители благодаря трамвайным путям сталкиваются ещё с несколькими трудностями:
- движение в районе трамвайной остановки (кто кого пропускает);
- движение по рельсам (допустимо ли это);
- перекрестки с трамвайными путями и участие дополнительных знаков.
Что необходимо знать при приближении к трамвайной остановке
Какой маневр намеревается выполнить водитель легкового автомобиля
Самыми опасными участками дороги, посередине которой проложены трамвайные пути, становятся остановки, поэтому водителю автомобильного транспорта заблаговременно следует оценить ситуацию и определиться: должен ли он остановиться и уступить дорогу переходящим пассажирам или нет?
- Если в районе остановки не отведен специальный «островок» для ожидания общественного транспорта, тогда пассажиры остаются до прибытия трамвая на тротуаре, а как только он прибыл и остановился, имеют право переходить через проезжую часть, а водители автомобилей обязаны остановиться и пропустить их. При этом ориентироваться нужно преимущественно на людей, а не смотреть, открыл ли двери водитель трамвая. Современные правила говорят о том, что нужно уступить дорогу пешеходу.
- Если в районе остановки есть специальный «островок» для ожидания, то пассажиры ждут общественный транспорт на нем, и никаких помех для движения создаваться не должно.