Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.

Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине ��оторых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.

Признаки земельного правонарушения

  • Противоправность – действие, признаваемое правонарушением всегда прямо запрещено законом;
  • Виновность – психическое отношение лица к совершенному деянию;
  • Общественная опасность – то или иное правонарушение должно обладать общественной опасностью. Если деяние попадает под другие признаки правонарушения, но не обладает общественной опасностью, то оно не может признаваться правонарушением.
Читайте также:  Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

Уголовная ответственность – наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением.

Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Существует три группы составов «земельных» преступлений:

  • Носящие экологический характер – имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы, например “Порча земли”;
  • Носящие экономический характер – имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект, например “регистрация незаконных сделок с землей”;
  • Посягающие на землю как объект государственного управления – например, самоуправство (совершение действий с землей, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином).

Административная ответственность – наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

В частности КоАП установлена ответственность за:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  • За самовольную уступку права пользования землей и самовольную мену земельного участка;
  • За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы;и др.

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена гражданским законодательством. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Гражданская ответственность применяется при соблюдении четырех условий:

  • Наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению;
  • Противоправное поведение виновных лиц;
  • Имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями;
  • Вина.

Ответственность за земельные правонарушения

Земельным правонарушением признается действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее требование земельного законодательства.

Обязательными признаками такого правонарушения являются: деяние лица (действие или бездействие), виновность лица, противоправность деяния.

По факту совершения земельного правонарушения наступает ответственность, которая состоит в возложении на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера.

Состав земельного правонарушения включает в себя следующие обязательные элементы:

  • • объект земельного правонарушения, на который совершено посягательство, (например, земельный участок, при его самовольном захвате, захламлении и т.п., прочно связанные с землей объекты);
  • • субъект земельного правонарушения, каковым могут быть: собственник или арендатор земельного участка, землевладелец, землепользователь, а также иное лицо, не являющееся правообладателем земельного участка, но причинившее вред его владельцу, нарушившее требования законодательства об охране земель; государственный орган и орган местного самоуправления, их должностное лицо в случае нарушения ими требований законодательства по распоряжению землей, по выдаче правоустанавливающих документов на землю и т.п. Субъект правонарушения должен отвечать признакам, без наличия которых не может считаться таковым: достижение необходимого возраста, вменяемость, подпадание под действие норм об ответственности по занимаемому им положению;
  • • объективная сторона земельного правонарушения состоит в том, что поведение нарушителя является противоправным, противоречащим требованиям законодательства;
  • • субъективная сторона земельного правонарушения выражается в наличии вины субъекта правонарушения в совершенном им деянии. Это могут быть как умысел (например, самовольный захват земельного участка), так и неосторожность (в частности, нерациональное использование земли вследствие недостаточных агротехнических знаний).

Юридическая ответственность наступает только при наличии в деянии лица всех четырех перечисленных выше элементов состава правонарушения.

Так, к ней нельзя привлечь за самовольный захват земли в случае самовольного занятия брошенного жилого дома (отсутствует объект земельного правонарушения — занят дом, а не земельный участок).

Нельзя привлечь за неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства в течение первых 3 лет после приобретения прав на него, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения (ответственность наступает лишь за неиспользование участка в течение 3 и более лет подряд).

Нельзя привлечь к уголовной ответственности юридическое лицо, так как в этом случае отсутствует субъект правонарушения по уголовным составам, каковым является только физическое лицо. Также нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке, — отсутствует вина.

Юридическая ответственность представляет собой государственное принуждение к исполнению требований права.

Это такое правоотношение, одна из сторон которого (правонарушитель) обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной (государством).

Возможность привлечения к юридической ответственности придает праву как нормативному регулятору общественной жизни должную эффективность, позволяя специфическими методами воздействовать на общественные отношения.

Юридическая ответственность выражается в системе применяемых к правонарушителю принудительных мер, которые могут иметь характер не только пресечения неправомерных действий (бездействий) или наказания за их совершение, но и предупреждения правонарушений (поддержания субъектов земельных правоотношений в рамках правомерного поведения).

Общими признаками юридической ответственности являются:

  • • обязательность неблагоприятных последствий юридического характера для правонарушителя;
  • • дифференциация юридической ответственности, критерием которой служит степень общественной опасности правонарушений, подразделяемых в зависимости от их характера и тяжести на проступки и преступления. Проступок — это такое правонарушение, которое не является общественно опасным. Различают дисциплинарные проступки (например, загрязнение земель как результат ненадлежащего выполнения должностных или трудовых обязанностей), административные (например, уничтожение межевых знаков границ земельного участка), гражданские (например, причинение имущественного вреда правообладателю земельного участка). Преступление же является общественно опасным правонарушением, предусмотренным УК РФ;
  • • такая ответственность представляет собой не только наказание за совершенное правонарушение, но и профилактику его предупреждения в будущем, устранение его последствий, поэтому, например, органы госземнадзора, вынося предупреждение, устанавливают срок для исправления выявленных правонарушений;
  • • необходимость своевременности ее применения (в пределах срока давности применения юридических мер). Так привлечение к дисциплинарной ответственности не осуществляется после 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения (по ряду правонарушений этот срок больше — до 6 месяцев). Сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений;
  • • такая ответственность наступает за конкретное нарушение закона и основанием к е�� привлечению обязательно является полный состав земельного правонарушения;
  • • юридическую ответственность влечет за собой только доказанное правонарушение. Таким доказательством являются: протокол об этом нарушении (например, в случае самовольного занятия земли), показания свидетеля, иные доказательства;
  • • привлечение к юридической ответственности осуществляется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по совершенному им проступку. Применение административных наказаний осуществляется с соблюдением положений, закрепленных в КоАП РФ и в Кодексе административного судопроизводства РФ[1]. Привлечение к уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ;
  • • лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Поэтому ранее подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения или наказанное в административном порядке лицо, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию. Для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию, предусмотрено погашение судимости.
Читайте также:  Размер компенсации за детский сад и кому положена в 2022 году

Понятие дисциплинарной ответственности за нарушение свода законов по земельным вопросам

Наступление юридической ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) является показателем работы системы предупредительных мер. Применение санкций к нарушителям земельного права ставит своей целью предупреждение, выявление и упреждение фальсификаций с земельным имуществом. Система работает, наказывая виновных в нарушениях и восстанавливая права тех, у кого они были ущемлены. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, кроме того, выполняет охранную функцию участков.

Объекты правонарушений в области земельного права:

  • Участки земли;
  • Состояние экологической обстановки на рассматриваемом наделе;
  • Имущественные объекты;
  • Правила использования вышеуказанных объектов по целевому назначению.

Порядок взысканий за нарушения в отношении земельных участков, свободных от собственности, не применяется. То есть в случае прекращения права владения (пользования) наделом ответственности не возникает.

Для того, чтобы определить порядок взыскания, используют состав элементов правонарушения:

  • Объект преступления – земельный надел;
  • Объективная сторона правонарушения – действие, в результате которого произошло нарушение законодательства. Это может быть несвоевременная уплата обязательных сборов и платежей (налогов), арендной платы, а также зафиксированное загрязнение территорий;
  • Субъекты дисциплинарной ответственности — это физические или юридические лица. Сюда не относятся руководители и иные должностные лица;
  • Субъективная сторона нарушения, за которую предусмотрены меры пресечения. Доказанный факт вины, — по неосторожности или по умыслу.

На практике, наличие факта вины требуется не всегда. Так, в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса в отношении предприятий такой элемент не применяется. Например, если на предприятии произошла утечка отработанных материалов, которые попали в почву. Администрации завода вряд ли удастся доказать, что данное правонарушение стало результатом действия какой-то непреодолимой силы.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

За преступления, связанные с землей, к уголовной ответственности привлекают редко, чаще злодеяние квалифицируют, как административное правонарушение. Конечно, встречаются ситуации, когда виновный отвечает за земельное преступление по всей строгости закона.

Порядок привлечения к ответственности за злодеяние, связанное с землей, несколько отличается от привычного ведения досудебного расследования. После обращения в полицию с заявлением или жалобой, необходимо не только провести опрос соседей и непосредственно заявителей, но и осуществить оценку почвы и грунтовых вод на участке.

В этом деле полицейским не обойтись без участия экологов и других экспертов в данной области. На основании проведенных анализов будут составлены протоколы и заключения. Вместе с собранными материалами заключения передаются для следственной оценки, на основании которой будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или отказ.

Понятие дисциплинарной ответственности за нарушение свода законов по земельным вопросам

Наступление юридической ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) является показателем работы системы предупредительных мер. Применение санкций к нарушителям земельного права ставит своей целью предупреждение, выявление и упреждение фальсификаций с земельным имуществом. Система работает, наказывая виновных в нарушениях и восстанавливая права тех, у кого они были ущемлены. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, кроме того, выполняет охранную функцию участков.

Объекты правонарушений в области земельного права:

  • Участки земли;
  • Состояние экологической обстановки на рассматриваемом наделе;
  • Имущественные объекты;
  • Правила использования вышеуказанных объектов по целевому назначению.

Порядок взысканий за нарушения в отношении земельных участков, свободных от собственности, не применяется. То есть в случае прекращения права владения (пользования) наделом ответственности не возникает.

Для того, чтобы определить порядок взыскания, используют состав элементов правонарушения:

  • Объект преступления – земельный надел;
  • Объективная сторона правонарушения – действие, в результате которого произошло нарушение законодательства. Это может быть несвоевременная уплата обязательных сборов и платежей (налогов), арендной платы, а также зафиксированное загрязнение территорий;
  • Субъекты дисциплинарной ответственности — это физические или юридические лица. Сюда не относятся руководители и иные должностные лица;
  • Субъективная сторона нарушения, за которую предусмотрены меры пресечения. Доказанный факт вины, — по неосторожности или по умыслу.

На практике, наличие факта вины требуется не всегда. Так, в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса в отношении предприятий такой элемент не применяется. Например, если на предприятии произошла утечка отработанных материалов, которые попали в почву. Администрации завода вряд ли удастся доказать, что данное правонарушение стало результатом действия какой-то непреодолимой силы.

Порядок привлечения к ответственности

Как показывает практика, земельные преступления крайне редко рассматриваются в уголовно-правовом порядке. Чаще всего аграрные правонарушения рассматриваются как административное нарушение, так как преступления, которые способствуют разрушению экологической среды, не сильно влияют на человеческое здоровье. Тем не менее имеются случаи, когда преступников карают за экологические разрушения по всей строгости уголовного права.

Этапы привлечения к УО:

  • оценка грунтовых пород после заявления пострадавшего либо от жалоб соседей;
  • составление доклада и протокола, и передача на рассмотрение в следственный комитет;
  • по истечении 15 суток, выносится решение по делу;
  • комиссия выносит уголовное наказание и передаёт дело в суд для подтверждения приговора;
  • судебный процесс: суд вызывается сторону обвинения и защиты, для контрольного дознания, рассматривает доказательства, выявляет факт преступления, отягчающие обстоятельства, и на основании всех моментов выносится окончательный вердикт;
  • вступление приговора в правовую силу.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, субъекты дисциплинарной ответственности

Понятие дисциплинарной ответственности регламентируется действующим земельным законодательством и предусматривает такую юридическую ответственность, которая возникает в случаях совершения проступков и правонарушений, которые были напрямую связаны с трудовой деятельностью субъектов нарушения.

Дисциплинарная ответственность за правонарушения в сфере земельных отношений считается менее вредоносной, нежели правонарушения, которые влекут за собой финансовый ущерб. Такие преступления чаще всего квалифицируются как стандартные административные нарушения.

Дисциплинарная ответственность считается мерой наказания должностных лиц, которые совершили нарушение при выполнении своих прямых служебных обязанностей. Поэтому норма земельного права в данном случае считается и трудовой нормой для определенных лиц.

Учитывая специфику трудового и земельного права, субъекты, несущие дисциплинарную ответственность, следующие:

  • предприятия и их служащие, ответственность которых распределяется в порядке подчиненности;
  • учреждения и их сотрудники, при условии деления ответственности в порядке подчинения;
  • организации и производственные фирмы.

Деятельность таких организаций и учреждений чаще всего связана с хозяйственной и производственной деятельностью в сферах промышленного производства, сельскохозяйственных работ, строительства и др. Однако состав правонарушения, которое влечет за собой дисциплинарную ответственность, должен быть связан с качественным ухудшением экологического состояния окружающей среды.

Дисциплинарная и материальная ответственности работника обладают многими общими чертами. Так, в обоих случаях для привлечения работника к наказанию нужно наличие вины работника. Условием наступления ответственности является совершение работником противоправных действий или его бездействие. В обоих случаях нормы трудового законодательства обладают императивным характером, и стороны по своему усмотрению не могут изменять условия и порядок применения разных форм наказания к работникам.

При этом нельзя забывать, что дисциплинарная и материальная ответственности, по сути, являются разными видами юридической ответственности и обладают некоторыми принципиальными различиями. Разница между двумя формами наказания для работника приведена в таблице.

Критерий Материальная ответственность Дисциплинарная ответственность
Цель наложения ответственности Возмещение ущерба работодателя в результате повреждения или утраты его имущества Обеспечение трудовой дисциплины и соблюдение режима труда, закрепленных в локальной документации
Субъект правонарушения Накладывается как на работника, так и на работодателя Грозит только работнику
Базовые условия для привлечения работника Причинение работодателю прямого действительного ущерба, наличие вины работника и причинно-следственной связи между совершенным проступком и возникновением ущерба у работодателя; отсутствие обстоятельств, делающим невозможным привлечение к ответственности Ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, противоправность действий или бездействий работника, наличие вины
Последствия для работника Отрицательные моральные и имущественные последствия Только негативные моральные последствия, но в некоторых случаях могут возникать и материальные: если сотрудник со взысканием будет лишен премии по решению работодателя. Согласно ст. 194 Трудового кодекса, работодатель может не начислять стимулирующие выплаты работнику, который имеет взыскание, если это прописано в локальной документации
Возможность для привлечения после увольнения работника Материальная ответственность сохраняется и после расторжения трудового договора, согласно ст. 232 ТК РФ Применяется исключительно в период действия трудового договора. Согласно ч. 3, 4 ст. 193, для дисциплинарных взысканий действуют определенные сроки давности. Работника можно привлечь к ответственности, если со дня проступка прошло не более полугода, а после его обнаружения – не более месяца.

Таким образом, материальная и дисциплинарная ответственности имеют принципиальные отличия: в основе первой лежит причиненный ущерб, в основе второй – ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Классификация видов ответственности за нарушения законодательства, касающегося использования земель, обусловлена:

  • системой российского права, структуру которой составляют правовые отрасли, каждая из которых относится к своему институту ответственности;
  • уровнем общественной опасности совершённых нарушений;
  • наличие круга лиц, имеющих полномочия применять наказания;
  • спецификой дел, при определении ответственности за которые требуется специализация и компетентность применяющих наказание лиц.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения предусматривает систему принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства, чтобы:

  • наказать виновных;
  • пресечь нарушения;
  • предупредить дальнейшие правонарушения.

Юридические меры ответственности позволяют поддерживать порядок землепользования, защитить субъективные права на землю.

Законодательство РФ предусматривает несколько видов юридической ответственности, как то:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая;
  • специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие, виды, меры ответственности предусмотрены в трудовом, административном, гражданском и уголовном кодексах РФ.

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Субъект и объект земельных правонарушений. Стороны правонарушений.

Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.

Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними.

Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.

Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Степень вины определяется его видом.

Исходя из вышеизложенного, субъекты земельных правоотношений можно разделить следующим образом:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • должностные лица;
  • граждане.

Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования

Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:

  1. По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
  3. В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
  4. Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
  5. Дело передаётся в суд.
  6. В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
  7. В трёхдневный срок уведомляется виновник.

Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.

В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *