В чем разница между КАСКО и ОСАГО в 2022 году: значение терминов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница между КАСКО и ОСАГО в 2022 году: значение терминов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоимость страховки КАСКО достаточно высока. В среднем она составляет 10% от стоимости самой машины. Поэтому, чтобы сэкономить и не переплачивать, важно внимательно изучить все риски и выбрать только те, которые действительно актуальны. Также можно значительно снизить затраты на полис, включив в договор франшизу – это заранее оговоренная часть убытков, которая не подлежит возмещению при наступлении страхового события.
От чего зависит стоимость ОСАГО
На цену полиса влияет много факторов: регион регистрации, мощность автомобиля, возраст и водительский стаж допущенных к управлению людей, коэффициент безаварийной езды. В группу риска входит молодежь в возрасте до 22 лет, новички со стажем вождения менее трех лет.
Коэффициент безаварийной езды снижается с каждым безубыточным годом и резко увеличивается, если произошла выплата по вине страхователя. Если в полис внесено несколько человек, то при расчете итоговой суммы равняются по самому худшему. Поэтому далеко не всегда имеет смысл включать кого-то в полис «на всякий случай».
Полис может быть с определенным количеством людей, допущенных к управлению и без ограничения таковых. Во втором варианте цена полиса максимально высока, поскольку берутся самые высокие коэффициенты безаварийной езды, стажа и возраста. Есть важный нюанс: если человек регулярно приобретает полис ОСАГО без ограничения допущенных к управлению и его данные не фигурируют в полисе ОСАГО, то его коэффициент безаварийно езды не только не растет, но и возвращается к базовому показателю спустя несколько лет. Таким образом получается, что полис без ограничения допущенных к управлению в одной ситуации может быть выгоден, а в другой — неоправданно дорог.
С 2018 года начал действовать так называемый «тарифный коридор»: страховщики имеют право увеличивать свои тарифы на 20% вверх и вниз от размера базовых расценок. Более индивидуально рассчитываются коэффициент «возраст-стаж».
Подобрать оптимальный вариант приобретения плиса ОСАГО поможет страховой агент ГК FAVORIT MOTORS. Наши специалисты проходят специальное обучение, отлично разбираются во всех нюансах страхового рынка.
Отказ в выплате ущерба
В Правилах и договоре страхования ОСАГО перечислены случаи, когда компания отказывает в возмещении ущерба. Страховая не будет платить, если машину повредили в ходе соревнований, испытаний или учебной езды, дефекты груза появились при погрузке или разгрузке, в ходе страхового случая повреждены деньги, антиквариат, произведения искусства, ювелирные украшения.
Так же перечислены случаи, когда компания возмещает ущерб пострадавшему, но затем имеет право потребовать у виновника ДТП вернуть потраченные деньги:
- вред причинен умышленно;
- виновник аварии был в состоянии опьянения;
- виновник ДТП не имел права на управление транспортным средством;
- водитель скрылся с места ДТП;
- водитель не включен в список допущенных лиц (при использовании полиса ОСАГО с ограниченным числом допущенных к управлению);
- страховой случай произошел при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором ОСАГО;
- при оформлении документов самостоятельно страховщику не направили экземпляр бланка о ДТП;
- машину не предоставили на осмотр;
- истек срок действия диагностической карты у такси, автобусов, грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, перевозящих опасные грузы машин;
- при заключении договора человек предоставил недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии — так, например, пытаются сэкономить, указывая местом жительства регион, где ОСАГО дешевле.
Все чаще автовладельцы приобретают полисы обеих видов страхования. В связи с этим, при наступлении ДТП, у многих возникает путаница: по какому из этих полисов лучше получить выплату?
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, смоделируем несколько ситуаций:
- Оба участника ДТП имеют защиту по КАСКО и ОСАГО. Чтобы без лишних хлопот и с максимальным комфортом получить возмещение в объеме, достаточном для восстановления поврежденного автомобиля, лучше всего обоим участникам обратиться в свои страховые компании по добровольному виду страхования. Однако пострадавшей стороне стоит учесть один нюанс, получив возмещение по КАСКО, на следующий год, при продлении договора, он потеряет скидку, а возможно еще и заработает повышающий коэффициент.
- Обе стороны ДТП застраховали только свою ответственность, т.е. у них оформлена автогражданка. Владелец пострадавшего авто обращается к своему страховщику либо в страховую организацию виновника ДТП за компенсацией. Выплата будет произведена после проведения экспертизы, в размере, покрывающим затраты на ремонт, но не будет превышать 400 тысяч рублей. Виновная сторона возмещения не получает.
- Потерпевшая сторона имеет КАСКО и ОСАГО, нанесший урон только обязательное страхование. Виновник ремонтирует машину за свой счет. Владелец поврежденной машины самостоятельно принимает решение, по какому виду страхования он получит деньги на ремонт. Учитывая, что использование полиса в период страхования влечет за собой увеличение его стоимости на будущий год, практичнее было бы выбрать ОСАГО. Однако следует учитывать, насколько сильно поврежден автомобиль. Если 400 тысяч рублей недостаточно для восстановления, предпочтительнее использовать КАСКО.
- У невиновной стороны автогражданка, а у стороны, устроившей аварию, оба полиса. В данном случае восстановить свои машины за счет страховых организаций смогут оба владельца. Пострадавший по ОСАГО, виновник по добровольному виду страхования.
Стоимость и покрытие страховки
Раз ОСАГО страхует не автомобиль, а личную ответственность перед другими участниками дорожного движения, то на его цену влияют:
- водительский стаж;
- история ДТП;
- количество застрахованных лиц.
Важно! Если в полис вписывают больше одного человека, сумма рассчитывается по стажу того участника, который получил права позже всех. Из-за того, что в первые 2 года после окончания автошколы аварии случаются чаще, чем у опытных водителей, страховые компании применяют к молодым водителям повышающий коэффициент (его еще называют КБМ или коэффициент бонус-малус). То есть, полис становится дороже, даже если из четырех человек новичок всего один. Зато, проведя за рулем больше 5 лет, можно рассчитывать на снижение стоимости страховки – конечно, при условии, что в предыдущий период не было ДТП.
Если же страховой компании приходилось выплачивать суммы по вашему полису, – не так важно, в предыдущий период или за всю историю сотрудничества, – повышения КБМ не избежать. А вот насколько, зависит от того, как часто вы попадали в ДТП. Так автолюбителей стимулируют соблюдать ПДД и водить аккуратнее.
Цена страховки увеличится и в том случае, если оформляется мультидрайв: полис защищает любого, кто окажется за рулем указанного автомобиля. Это происходит потому, что у страховой компании нет никаких данных о таких водителях, и она нуждается в покрытии собственных рисков.
При всех этих условиях стоимость полиса ОСАГО вряд ли превысит 20 тысяч рублей (и не будет ниже 5 тысяч). По сравнению с максимальной суммой (400 тысяч рублей, если поврежден чужой автомобиль и 500 тысяч – если требуется лечение пострадавшего по вашей вине водителя и/или его пассажиров), на которую можно рассчитывать в случае ДТП, она выглядит справедливо.
Цена КАСКО существенно отличается от стоимости полиса обязательного страхования. Это также следует из его назначения. Раз компания защищает ваши интересы в любом случае (а не только если виновато третье лицо, как с ОСАГО), и эти интересы – материальные (в противовес гражданской ответственности), то и спектр влияющих на финальную сумму факторов здесь заметно шире:
- возраст владельца;
- водительский стаж;
- страховая история;
- модель автомобиля и статистика выплат по ней;
- страховая сумма;
- год выпуска машины;
- вид оплаты страхового полиса: в рассрочку или единовременно.
В чем разница между КАСКО и ОСАГО?
- КАСКО – добровольное страхование. Автовладелец сам решает, нужно ли ему приобретать полис этого вида. ОСАГО – страхование обязательное: в том случае, если Вас остановят сотрудники ГИБДД, то за отсутствие полиса ОСАГО Вы получите внушительный штраф. Покупка КАСКО может стать обязательным условием лишь в некоторых случаях, например, при оформлении кредита, однако это касается отдельно взятого банка. Если у Вас уже есть КАСКО, то ОСАГО придется оформлять в любом случае. А если у Вас уже есть ОСАГО, то полис КАСКО приобретать необязательно. Конечно, наличие обоих полисов – оптимальный вариант, так как они сводят все риски к минимальным.
- КАСКО позволяет застраховать имущество , а ОСАГО – последствия, которые причинены другим участникам дорожного движения по Вашей вине. Если у Вас есть КАСКО, то Вы получите от страховой компании компенсацию за повреждение авто. В том случае, если у Вас есть ОСАГО, то денежную компенсацию получит участник дорожного движения, которому Вы причинили ущерб.
- КАСКО ориентировано не только на ДТП, но и на другие происшествия – угон, хулиганство и другие. ОСАГО ориентировано только на ДТП.
- Все, что касается КАСКО (сроки выдачи выплат, правила оформления договора и др.), регламентируется каждой страховой компанией в отдельном порядке. ОСАГО контролируется государством: именно оно устанавливает перечень страховых случаев и правила выдачи выплат.
- Стоимость КАСКО устанавливается страховой компанией. При оформлении полиса агенты учитывают возраст автовладельца и его опыт вождения, а так же форму собственности авто и его мощность, регион, в котором зарегистрировано транспортное средство. В том случае, если машина очень старая или она недостаточно оснащена охранным оборудованием, компания может отказать в страховании. Цена КАСКО в несколько раз выше цены ОСАГО. Стоимость ОСАГО регламентируется государством: для всех автомобилистов тарифы одинаковые. При оформлении полиса учитывается опыт вождения, все страховые случаи и степень виновности водителя. За безаварийное вождение можно получить скидку в размере 5%.
- Самое главное сходство между ОСАГО и КАСКО: страховые компании, которые выдают страховку ОСАГО или КАСКО, могут отказаться от выплат лицам, которые на момент совершения аварии находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
КАСКО | ОСАГО |
---|---|
Страхует автомобилиста от утери автомобиля | Страхует ответственность автомобилиста перед другими участниками дорожного движения |
Добровольное страхование | Обязательное страхование |
Способ возмещения ущерба выбирается страхователем и согласуется со страховщиком | Способ возмещения ущерба выбирает страховая компания |
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Пришло время разобраться, что выбрать автовладельцу после ДТП. Конечно, каждое дорожное происшествие нужно «разобрать по полочкам».
- Как уже говорилось, если водитель является виновником, то рассуждать не о чем, он может воспользоваться только полисом КАСКО. И по большому счету, это действительно так. Но при этом следует помнить о том, что если речь идет о небольших повреждениях ТС, иногда лучше взять все расходы по его ремонту на себя. Ведь тогда удастся сохранить КБМ и не рисковать в отношении повышения стоимости полиса КАСКО при его очередном продлении (переоформлении). Ведь если за год будет произведено не одно страховое возмещение, то удорожание следующего договора обеспечено.
- Если же участник аварии одновременно является владельцем двух видов полисов и потерпевшей стороной, то и в этом случае следует взвесить все обстоятельства. Если автомобиль получил серьезные повреждения, а КАСКО предполагает полное покрытие, то тут выбор очевиден. Хотя можно пойти и иным путем, воспользовавшись «комбинированным» вариантом, получив основную выплату по ОСАГО, а оставшуюся часть по КАСКО. Тем более что СК совсем не против подобных схем.
- Пусть и довольно редко, но случается так, что в ДТП виновны 2 стороны (обоюдная вина). Тогда на выплату по ОСАГО (при наличии полиса) могут претендовать оба водителя, но только в половинном размере. Если по каким-то причинам страховщик отказывает в компенсации, можно обращаться в суд.
Что лучше: КАСКО или ОСАГО?
У каждого из этих видов страхования есть свои преимущества и недостатки. К основным плюсам полиса ОСАГО можно отнести следующее:
- В случае наступления ДТП виновнику аварии не нужно будет за свой счет возмещать ущерб, причиненный потерпевшей стороне.
- Возможность получения страхового возмещения в короткие сроки. Причем в случае просрочки страхователь сможет взыскать со страховщика неустойку.
- Относительно небольшая стоимость полиса.
Помимо преимуществ, у ОСАГО также есть и ряд минусов, которые выражены в следующем:
- За отсутствие страховки водителю придется заплатить штраф.
- Зачастую максимальной суммы выплат по ОСАГО не хватает для полного покрытия причиненного ущерба.
- Если пострадает машина виновника ДТП, то ремонтировать ее он будет за свой счет (при отсутствии КАСКО).
Основные плюсы добровольного вида страхования (КАСКО):
- Страхователь получит страховую выплату независимо от того, кто является виновником аварии.
- По КАСКО застраховать свою машину можно не только от повреждений, но и от угона, взлома, негативного воздействия условий внешней среды и т.д.
Если говорить о минусах КАСКО, то к основным из них можно отнести:
- Высокую стоимость такой страховки.
- Требования, которым должна соответствовать машина.
Обязательное страхование автогражданской ответственности, оно же ОСАГО, является договором между страховщиком и водителем, заключаемым для защиты последнего в случае ДТП, если он окажется виновным. То есть страховое покрытие распространяется на возмещение ущерба, который понесет другой человек, что касается его автомобиля, затрат на восстановление здоровья, если будет причинен вред. В таких случаях общая выделяемая сумма от страховщика распределяется между всеми пострадавшими, даже пешеходами, кроме застрахованного водителя.
Согласно закону «Об ОСАГО», его должен иметь каждый водитель, находящийся за рулем транспортного средства (ТС). Если его при проверке не окажется, сотрудник ГИБДД имеет право оформить штраф, стоимость которого растет. Если же случится ДТП и не будет полиса, вся сумма, необходимая для выплаты пострадавшим, будет выплачиваться из кармана виновника без помощи страховой компании. Это касается также случаев, когда полис просрочен или виновник не соблюдал права по договору ОСАГО (был в состоянии алкогольного опьянения, нарушал ПДД, другое).
То есть, автогражданка нужна для минимизации собственных расходов в случае вины в ДТП. Максимальные суммы, на которые можно рассчитывать, следующие:
- при повреждении имущества: до 400 тыс. руб.
- при нанесении вреда здоровью: до 500 тыс. руб.
- при смерти потерпевшего: 500 тыс. руб.
Аналогично ситуации с ОСАГО, для того, чтобы были выплачены средства по страховому случаю при страховании своего автомобиля, в момент случившегося, нужно выполнить условия договора, своевременно сообщив достоверную информацию. Если договор подразумевает необходимость вызова ГИБДД, это также следует выполнить. Важным является соблюдение всех сроков, так как просрочка является поводом для отказа. Страховщики не редко сталкиваются со случаями умышленного воровства машин с целью получения выгоды.
По этой причине следует быть готовым доказать правдивость своих слов, предоставить максимум доказательств, фиксируя все на камеру, зарисовывая схему расположения автомобиля относительно дорожных знаков, разметки, бордюров, столбов, других авто, чеков по оплате каких-либо затрат. После подачи всех документов, написания заявления, происходит рассмотрение дела, осмотр машины, после чего выносится решение о возмещении убытка или восстановлении на СТО. Помните, что если уверенность в своих правах есть, выплата будет произведена, а в ином случае нужно быть готовым к борьбе за выплату.
Факторы, которые следует учитывать при выборе
Прежде чем подавать документы на оформление договора со страховой компанией, автомобилисту рекомендуется оценить необходимость получения полной материальной защиты. Делается это исходя из следующих факторов:
- Опыт вождения. Если водитель имеет обширный стаж, то вероятность его попадания в дорожно-транспортное происшествие резко снижается. Ну а это, в свою очередь, снижает потребность в необходимости двойной страховки;
- Плотность трафика. По статистике, жители провинции реже попадают в аварии, поэтому оформление двух полисов для них менее приоритетно, нежели проживающим в больших городах;
- Стоимость автомобиля. Если гражданин владеет недорогим ТС, то смысла получать на него комплексную страховку нет. А вот для премиальных авто такая защита не будет лишней. Ведь ремонт машин люксового класса обычно исчисляется в десятках, а то и сотнях тысяч рублей. Отдавать такие суммы из собственного кармана вряд ли кто-то захочет;
- Количество лиц, допущенных до управления транспортным средством. Чем больше людей эксплуатируют одно ТС, тем выше вероятность получения им материального вреда (в том числе и вне ДТП). Поэтому для коллективного авто лучше оформлять комплексный договор.
Помните, что мы рассматриваем вопрос о том, как лучше оформить ДТП: по ОСАГО или КАСКО. Ведь выбрать между представленными протоколами что-либо одно водитель не может. А необходимость в получении двух полисов одновременно во многих ситуациях ставится под сомнение.
Нужно ли КАСКО автомобилю?
Полис страхования КАСКО – недешевое удовольствие. Часто автовладельцы задаются вопросом: нужно ли вообще оформлять такую страховку, учитывая, что в случае ДТП ущерб будет возмещен по ОСАГО. Принимая решение покупать или не покупать полис, нужно помнить, что вред по автогражданке компенсируется только невиновной стороне. Нарушителю правил дорожного движения придется оплачивать ремонт своей машины самостоятельно.
Водители, уверенные в своем профессионализме при управлении автомобилем, тоже могут пострадать от отсутствия страхования КАСКО. Дело в том, что выплата по ОСАГО ограничена 400 т. р. поэтому даже, если автовладелец является пострадавшей в ДТП стороной, он может столкнуться с нехваткой выплаты. Ущерб сверх лимита страхового возмещения придется возмещать непосредственно с виновника ДТП. При отказе от добровольного урегулирования требования может понадобиться судебное разбирательство, которое занимает значительный промежуток времени.
Помимо дорожно-транспортного происшествия, машина мажет быть повреждена и в результате других происшествий: стихийные бедствия, наезд на препятствие, нападение животных. Затраты на восстановление имущества при таких обстоятельствах, полностью ложатся на собственника транспортного средства.
Покупка страхового полиса КАСКО, избавит владельца транспортного средства от лишних затрат и переживаний в случае неожиданных происшествий с автомобилем.
Что лучше выбрать КАСКО или ОСАГО?
В идеальном варианте лучше оформить обе страховки. В любом случае полис ОСАГО должен быть оформлен, как обязательное страхование Вашей ответственности, а КАСКО лучше оформлять как дополнительную страховку Вашего автомобиля!
Для того, чтобы ответить на вопрос, что лучше − КАСКО или ОСАГО при ДТП − нужно рассмотреть типовые ситуации:
Ситуация №1. Вы — пострадавший, у вас есть КАСКО, у виновника аварии − ОСАГО. Ваши варианты − либо заявить в свою страховую по КАСКО, либо в страховую виновника по ОСАГО (отметим, что получить выплату по автогражданке можно и в своей страховой по прямому возмещению убытков − при соблюдении определенных условий).
Более простым кажется вариант с КАСКО.
Плюсы:
- ускорение процесса получения возмещения (в своей страховой, а не в чужой);
- возможность ремонта на дилерских СТО (для новых автомобилей);
- выплата без учета износа и утраты товарной стоимости;
- деньги можно получить в размере понесенного ущерба − нет ограничения в 120 000 рублей как в автогражданке.
Минусы:
- возможное повышение цены полиса на следующий год;
- при наличии франшизы в полисе − оплата ее из своего кармана.
В разных страховых компаниях по-разному подходят к клиентам, которые обращались за выплатой после аварии не по своей вине. Есть такие страховщики, которые не учитывают это при пролонгации. Есть такие, которые ставят размер повышающего коэффициента в зависимости от суммы выплаты — ведь в качестве регресса со страховой виновника они могут получить не более ста двадцати тысяч рублей, в то время как выплата своему клиету может быть и больше.
Ситуация №2. У виновника КАСКО, у пострадавшего ОСАГО. Что касается пострадавшего, тут все понятно − он получает деньги только по автогражданке. Виновник же получит деньги за повреждения своего автомобиля по КАСКО, но в этом случае можно быть точно уверенным, что стоимость КАСКО после ДТП при пролонгации у него вырастет.
Таким образом, выбор ОСАГО или КАСКО после ДТП зависит от следующих факторов:
- наличие гарантии на авто − если она есть, то лучше выбрать КАСКО;
- приблизительная сумма ущерба − если она незначительна, то имеет смысл получить деньги по ОСАГО, чтобы не портить свой коэффициент пролонгации по КАСКО;
- присутствие франшизы в КАСКО − если она очень велика, то даже выплата по автогражданке (при начислении износа) может оказаться выгоднее.