В России сменили правила перерасчета за домовые нужды. Вырастет ли платеж
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России сменили правила перерасчета за домовые нужды. Вырастет ли платеж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Если его нет, следует применять норматив. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.
Расчёт платы за воду с коэффициентом
Нет никакой необходимости производить самостоятельный расчёт повышающего коэффициента. Его размер является фиксированными утверждается нормативным актом. Применение этого показателя является обязательным на всей территории РФ.
Размер (формулу) платы за водоснабжение при отсутствии счётчика можно узнать из Приложения 2 пункта 4(а):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
- ni – число человек, проживающих в жилом помещении;
- Nj – показатель норматива. Он определяется отдельными актами на территории каждого субъекта РФ;
- Kпов – повышающий коэффициент. На декабрь 2019 года он составляет 1,5.
- Tкр – тариф за потреблённый ресурс. Каждый регион РФ определяет самостоятельно стоимость коммунальных ресурсов и утверждает тарифы на них.
В качестве примера проведём расчёт платы за потреблённую воду в Воронеже с применением установленных тарифов ЖКХ из расчёта на двух прописанных человек и норматива потребления холодной воды.
2 чел.*5,1куб./м*25,33 руб. * 1,5 = 387,55 руб.
В среднем семья, состоящая из двух человек, тратит 4 куба холодной воды. Если стоят счетчики, плата за месяц будет следующая: 4 куб./м * 25,33 руб. = 101,32 руб.
Плюсы и минусы установки счетчика воды
Сегодня по закону водомер должен быть в каждой квартире или частном жилом доме. Но не все соглашаются на его установку. Ведь покупать и монтировать приборы, учитывающие расход по горячей и холодной воде, жильцам приходится за свой счет. К тому же их регулярно надо сдавать на проверку. А эта услуга также платная. Иногда возникают проблемы в работе приборов учета и их приходится ремонтировать. Это все опять же влияет на семейный бюджет.
К минусам многие относят и необходимость ежемесячного снятия показаний и передачи их в коммунальные службы. Делать это нужно в определенные даты. И часто жильцы об этом забывают. В итоге приходится платить по средним показаниям, добиваться перерасчета. Это лишние затраты денег, времени и нервов.
Но в целом использование водомера для граждан страны обходится относительно дешево. А, если придерживаться ряда рекомендаций, то можно очень хорошо сэкономить на оплате коммуналки.
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Что такое повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета
В связи с последними изменениями статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.
Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2022-м году он остается тем же самым.
Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.
Повышающий коэффициент к коммунальным услугам в Москве, СПб, других городах
Размер квартплаты при отсутствии приборов учета зависит от установленных тарифов, умножаемых на ПК. Если коэффициент единый для всех субъектов, то тарифы в каждом регионе разные. Причем они еще и регулярно повышаются.
Самые высокие расценки традиционно в Москве. За электричество москвичи платят от 5 руб. 92 коп. за кВт/ч. За холодную воду 43 руб. 57 коп. за куб (по счетчикам, не считая водоотведение), за горячую – 211,67 руб. Кстати, если ежемесячно на квартплату уходит больше 10 % бюджета, то жители столицы имеют право на субсидию.
В Санкт-Петербурге в 2022 году жители СПб за холодную воду платят 33,68 руб., за горячую – 112,82. Электроэнергия в домах с газовыми плитами стоит 4,89 р. за кВт*ч.
И в других городах России ситуация не радужная. По информации Института естественных монополий из 15 городов-миллионников в 10 превышен предел для услуг ЖКХ. Во главе списка – Омск. Здесь во второй половине 2019 года тарифы выросли на 9%. Среди других городов в список вошли Ростов-на Дону, Воронеж, Екатеринбург.
Превышение не зафиксировано в 5 городах: Москва, СПб, Нижний Новгород, Пермь и Уфа.
Эти данные говорят о том, что Постановление Правительства о сокращении злоупотреблений и превышении предельных темпов роста за ЖКУ, принято очень вовремя.
Норматив потребления и тарифы на воду в разных регионах РФ
Размер удельного потребления корректируется региональными властями с учетом климата, мощности водоснабжающего источника, качества воды, этажности постройки и т. д. Порядок определения нормативов регулируется действующей редакцией Постановления Правительства № 306, принятого в 2006 году. Средний показатель объема потребленного ресурса составляет 6,935 на услуги по ХВС, 4,75 — на ГВС.
Пример месячной нормы потребления воды в куб. метре на 1 человека, проживающего в благоустроенном МКД для разных регионов:
Областной центр | ХВС (м3) | ГВС (м3) |
Москва | 6,94 | 4,75 |
СПб | 4,90 | 3,48 |
Белгород | 4,33 | 3,12 |
Брянск | 4,17 | 3,02 |
Казань | 6,73 | 3,44 |
Екатеринбург | 5,62 | 5,04 |
Краснодар | 4,04 | 2,65 |
Уфа | 6,35 | 2,58 |
Повышающий коэффициент по-прежнему в силе
Начисления по повышенным тарифам предусмотрено на законодательном уровне, в связи имеется право не применять при расчетах в ряде случаев. Коэффициент не применяется, если приборы учета нет возможности установить.
Но основаниями для неустановки прибора могут быть личные решения владельцев. Для этого подготавливается акт.
[3]
На практике существует случаи, когда установка приборов учета не выгодна. Хотя многие граждане пользуются приборами учета и получают существенную экономию по расходованию средств на оплату коммунальных услуг.
Счетчики не всегда позволяют экономить ресурсы. Например, если одновременно проживает 6 человек в квартире, но проживает три, то установка приборов учета не выгодна. Применение повышающего коэффициента в этом случае при расчете намного дешевле.
Уже ни для кого не секрет, что, имея счетчик на подачу разных ресурсов, мы можем заметно экономить на оплате коммунальных услуг. Коэффициенты повышения суммы оплаты используются только для тех граждан, у кого приборы учета до сих пор не установлены, хотя и имеются все технические возможности.
Согласно законодательству нашей страны, оплата за услуги рассчитывается исходя из количества потребленных услуг. Они регулируются приборами учета (ст.157 Жилищного Кодекса РФ). Если жильцы не имеют таких приборов, им начисление за услуги будет производиться в соответствии с установленными государством нормативами.
Нормативы потребления воды на человека без счетчика.
О порядке перерасчета платы за коммунальные ] читайте тут.[/anchor]
Как оплачивать ЖКХ, читайте по ссылке:
С 2020 года для тех граждан, в домах или квартирах которых не установлены счетчики, произошли существенные изменения в начислении оплаты за предоставленные услуги. Теперь коммунальщики будут учитывать увеличивающий коэффициент. Он устанавливается согласно нормативам потребления коммунальных услуг.
Владельцам частных домов и квартир в многоэтажках было выдвинуто требование об установке приборов, считывающих показания потребления различных коммунальных услуг и ресурсов. Такие счетчики на начало 2020 года должны были быть введены в эксплуатацию у всех потребителей ресурсов.
Кроме этого, управляющие компании многоквартирных домов были обязаны обеспечить здания общедомовыми счетчиками, которые ведут учет потребления света, воды и тепла. Также счетчиками нужно было обеспечить коммунальные квартиры.
Требования по установке приборов учета распространяются на все здания, за исключением тех, которые находятся в аварийном состоянии. Во время обследования состояний этих домов коммунальная комиссия должна составить акт о невозможности установки индивидуального или общедомового счетчика по техническим причинам.
На данный момент в нашей стране в сфере ЖКХ действуют определенные нормативы потребления коммунальных услуг. При этом не имеет значения, как они были рассчитаны. Сегодня повышающие коэффициенты имеют следующие показатели:
- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 1,1;
- с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 1,2;
- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 1,4;
- с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 1,5;
- с 2020 года – 1,6.
Исходя из данных показателей можно сделать вывод, что нормативы потребления коммунальных услуг будут постоянно увеличиваться. Изменения будут происходить раз в полгода. Наглядно это можно объяснить следующим примером.
Если в январе 2020 года жильцы, не имеющие своего счетчика, платили за услуги на 10 % больше, чем в конце 2014 года, то с начала 2020 года разница будет составлять уже 60 %. Стоит отметить, что эта цифра будет очень ощутима для карманов граждан.
Гражданский кодекс РФ в статье 544 предусматривает оплату услуг ЖКХ пропорционально потребленным объемам.
Предоставлено коммунальное обслуживание должно быть в соответствии с положениями акта № 306 от 23.05.2006 года.
Внимание
Применение повышающих коэффициентов на коммунальные услуги в 2018 году введено федеральным законом №261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также некоторые поправки в законодательство были внесены актом № 232 от 27 февраля 2020 г. «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ».
Согласно этим актам лица, владеющие жилыми объектами должны установить приборы учеты и оплачивать ресурсы пропорционально потреблению. При отсутствии приборов учета в 2020 году накладываются повышающие коэффициенты на коммунальные услуги. Порядок их применения изложен в Постановлении Правительства №354 от 06 мая 2011 года.
Наложение повышающего коэффициентов в 2020 году привело к удорожанию для потребителя услуг ЖКХ к примерно на 50-60% от общей суммы назначенного платежа. Применение такой величины производится в следующих случаях:
- отсутствие приборов учета на воду и электричество;
- окончание установленного изготовителем срока эксплуатации прибора (счетчика) или своевременной поверки оборудования;
ВАЖНО
После окончания срока использования замену счетчика следует произвести не позднее трех месяцев.
- не предоставление сотрудникам управляющих компаний возможности проверить достоверность предоставляемых показаний счетчиков.
В платежках за коммуналку плательщик найдет применяемый к нему повышающий коэффициент за коммунальные услуги в отдельной строке. Таким образом потребитель всегда може�� увидеть сумму переплаты при отсутствии учитывающего оборудования в жилом помещении.
Монтаж и подключение приборов учета оплачивается из средств собственника жилого помещения.
Норматив потребления холодной и горячей воды на человека в месяц без счетчика
Владельцы и наниматели помещений обращают внимание на размер коммунальных взносов, когда сумма в платежке превышает ожидаемые цифры. Каков состав этих трат, за что рассчитываются жильцы? Обычно это:
- уборка и вывоз бытовых отходов;
- подача природного газа;
- подача питьевой и горячей воды;
- водоотведение (горячее, холодное);
- отопление;
- электроснабжение.
Повышающий множитель на коммунальные услуги в 2020 году применяется на расчет суммы платежей на те виды поставляемых ресурсов, потребление которых можно учесть с помощью специальных приборов, а именно газ, вода, электрическая энергия.
В 2020 году используются следующие повышающие множители:
- отопление 1,1;
- водоснабжение (горячее и холодное), электроэнергия 1,5.
Согласно жилищному законодательству, повышающий коэффициент применяется для расчёта платежей за коммунальные услуги для жильцов, не установивших счётчики. Коэффициент применяется и тогда, когда приборы учёта потребления ресурсов установлены, но находятся в неисправном состоянии.
Применять повышенные ставки придётся также тем собственникам, кто вовремя не поменял счётчик. По закону, через определённый период приборы учёта следует менять.
К примеру, счётчик холодной воды рекомендуется менять через каждые 6 лет, а счётчик для горячей воды – через 4 года. Приборы учёта могут прослужить и дольше, но не более 12 лет.
Итак, условия применения повышающего коэффициента следующие:
- В квартире/доме не установлен прибор учёта.
- Счётчик снят на проверку или ремонт и не установлен в течение 3 месяцев.
- Управляющая компания не может снять показания счётчика более 3 месяцев.
Нахождение счётчика на ремонте или проверке более 3 месяцев встречается редко.
Как правило, взятый на проверку или ремонт прибор устанавливают на место через 1-3 недели после демонтажа. При этом оплата ресурса рассчитывается исходя из среднего значения за предыдущие 6 месяцев.
Если в квартире не установлен счётчик, оплата ЖКУ происходит по нормативам. Итоговая сумма выплат повышается с учётом показателя повышающего коэффициента.
Повышающий коэффициент не может быть применён для ветхих, аварийных, подлежащих сносу домов. Не учитывают их также том случае, когда в квартире отсутствует техническая возможность установки приборов учёта, что должно быть подтверждено актом обследования.
Кроме того, освобождаются от повышенных тарифов потребители, если:
- ими используется горячая вода, полученная при конвертировании в источник отопления;
- они проживают в коммунальных квартирах;
- отсутствует техническая возможность установки приборов учёта по причине особенностей конструкции дома.
Если оплата ЖКХ при указанных обстоятельствах всё же была повышена, обратитесь за разъяснениями в управляющую компанию или в организацию, поставляющую ресурс.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг для жилых помещений и общих домовых нужд предусмотрены правительственным постановлением №344 от 16 апреля 2013 года и №1380 от 17 декабря 2014 года. Однако в них не входит газоснабжение и водоотведение.
Ссылаясь на последние применяемые изменения, повышающий коэффициент составляет следующие показатели:
- с 1 января по 30 июня 2020 года – 1,1;
- с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 1,2;
- с 1 января по 30 июня 2020 года – 1,4;
- с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 1,5;
- с 2020 года – 1,6.
Несмотря на такие, казалось бы, незначительные повышения, на практике, складывая суммы приходящих платёжек, разница всё же ощутима. Более того, норматив определяют с учетом повышающих коэффициентов, обусловливая своё решение отсутствием коллективных счётчиков, если технически установить их было можно возможно, но никто этого не сделал. Таким образом, государство подталкивает граждан к установке счётчиков в добровольно-принудительном порядке.
Важно также и то, что каждый субъект, относящийся к государственной власти, обязуется определять по каждой коммунальной услуге:
- Базовый норматив по потреблению без повышения коэффициентом;
- Повышенный норматив в потреблении с повышающим коэффициентом.
Согласно с этим, каждый населённый пункт обязан иметь соответствующий нормативный акт, включающий в себя и общие, и повышенные нормативы. Это значит, что даже соседи, живущие в одном доме, на одном этаже, имея одинаковый метраж квартиры и равное количество прописанных человек, могут уплачивать совершенно разные суммы, если у одних есть счётчики, а у других их нет.
Размер повышающего множителя является величиной фиксированной. Она утверждена на федеральном уровне, является обязательным значением для применения на всей территории России.
Формула для расчёта месячной платы за потребление водного ресурса с учётом показателя:
П = КолП * Н * КП * Т, где:
- П – итоговая сумма к уплате по квитанции ЖКУ;
- КолП – количество людей, имеющих постоянную регистрацию в указанном помещении;
- Н – норматив потребления ресурса, установленный для подсчёта;
- КП – множитель повышения;
- Т – тариф.
С недавнего времени показатель по всей стране установлен на отметке 1,5.
Для наглядности нужно привести пример расчёта:
В квартире №3 прописано 3 человека. Установленный норматив потребления – 5,1 куб. м / на человека. Утверждённый тариф для оплаты за каждый потреблённый кубометр воды – 25, 33 рубля.
Расчёт: 3*5,1*25,33*1,5=581,33 рубля жители этой квартиры ежемесячно платят за водоснабжение.
Другой пример:
В квартире №5 прописано 2 человека. Утверждённый норматив потребления холодной воды установлен в размере 5,1 куб.м / на человека, тариф – 25,33 рубля за каждый куб.м. Расчёт: 2*5,1*25,33*1,5=387,6 рублей ежемесячно эта семья платит за холодное водоснабжение.
В среднем, семья из 2 человек в месяц потребляет около 4 кубических метров холодной воды. Плата за потребление точно такая же, как и при отсутствии счётчиков.
Можно провести сравнение:
- плата по счётчику в месяц 4*25,33 = 101,32 рубля;
- плата с ИПУ 2*5,1*25,33*1,5=387,6 рублей.
Очевидно, что семья из 2 человек в той квартире, где стоят приборы учёта водного ресурса, экономят в месяц более 200 рублей на плате за холодную воду. Поэтому установка счётчиков окупается довольно быстро!
Но выгода очевидна, если семья маленькая, и количество прописанных соответствует фактическому числу проживающих. Если наоборот, то выгоды нет.
Например: прописано 3 человека, а живёт фактически 7 (потребляется порядка 18 куб.м в месяц).
Положения первой части 157 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации и действующие ныне утверждённые правила устанавливают расчёт коммунальных услуг в соответствии с объёмом их потребления. Здесь применяются показатели счётчиков. Если же они не установлены, берутся общие нормативы потребления, к которым применяются повышенные коэффициенты.
Если человек получает раздельные платёжки по каждой предоставляемой ему услуге ЖКХ, а не единую через управляющую компанию, то сумма оплаты зависит от наличия учётных приборов. Например, ели счётчик на воду в квартире установлен, человек будет платить по его показаниям с учётом базового норматива. Если же счётчика на воду нет, то при расчёте суммы платежа в формуле будет применён повышающий коэффициент. Однако применять его будут только в том случае, если в данной квартире есть техническая возможность поставить счётчик, но собственник жилья этого не сделал из личных соображений. Если владелец не поставил счётчики по причине невозможности их установить, ему стоит позаботиться о том, чтобы это было зафиксировано должным образом. Имея на руках акт освидетельствования данного факта, он может рассчитывать на то, что к его платежам повышающие коэффициенты применять не станут.
Вам требуется помощь? Проконсультируйтесь с нашем юристом бесплатно!
Законы в нашей стране меняются очень часто! Получите самую актуальную информацию по телефону!
Просто позвоните по телефону из любого региона России:
Или обратитесь к нашему онлайн-консультанту!
Помимо внутриквартирных приборов измерения, управляющая компания обязана устанавливать на многоквартирные дома общие приборы, измеряющие потребление тепла. При наличии учитывающего оборудования, жильцы оплачивают тепловую энергию не по нормативу, а по факту потребления.
В конце февраля 2020 года ПК на отопление был снижен с размера 1,5 до 1,1. Связано это с порядком использования средств, которыми теперь предприятие, оказывающее коммунальные услуги, вправе распоряжаться самостоятельно.
Коэффициент применяется только к собственникам квартир и юридическим лицам в случае проживания или использования помещения для социальных нужд.
Несмотря на то, что постановление начало свое действие лишь в марте, ресурсоснабжающие компании (РСО) обязаны сделать перерасчет с января текущего года всем, кому был начислен ПК.
Когда поставщиком коммунальных услуг выступают управляющие компании, жилищные и жилищно-строительные кооперативы или товарищества некоммерческих собственников жилья, действуют следующие правила:
- Объёмы предоставляемых ресурсов за расчётный временной промежуток (обычно месяц) в квартире многоквартирного дома рассчитываются по утверждённым формулам с учетом актуальных повышающих коэффициентов. Это происходит только, когда в доме нет общих домовых счётчиков, о чём должно быть указано в договоре между поставщиком услуг и потребителями или их посредником. Базовый коэффициент будет применим, если счётчики поставить технически невозможно и это подтверждено актом обследования.
- Объёмы предоставляемых ресурсов, которые поступают в соответствии с договором за расчётный временной промежуток, при наличии общего домового счётчика оплачиваются по базовым нормативам, независимо от прочих обстоятельств.
Разумеется, объёмы ресурсов при наличии счётчиков более объективны, что позволяет оплачивать именно то количество услуг, которые были реально использованы. В свою очередь это мотивирует граждан экономит природные ресурсы, что в условиях нынешней экологической обстановки не менее важно, чем экономия собственных финансовых средств.
Финансовые средства, которые переводятся гражданами в качестве оплаты за полученные ими коммунальные услуги, поступают в бюджет без переплат, если в их многоквартирном доме имеются общие домовые счётчики. Действует принцип: сколько получено – столько заплачено, без повышения нормативов и ссылаясь на показатели приборов учёта. Все условия поступления оплаты оговорены между сторонами, поставляющими ЖКУ и посредническими организациями, такими, как управляющие компании и ЖКХ.
Повышающий коэффициент, применимый при расчётах для граждан без счётчиков, создаёт излишек денежных средств. Эти средства идут на реализацию мероприятий, касающихся сбережения энергии и повышению её эффективности. Фактически, поступающа�� за счёт повышенных нормативов оплата спонсирует эти мероприятия, без которых корректное функционирование ЖКХ попросту не представляется возможным.
Поставщики, которые отвечают за предоставление услуг ЖКХ, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, имеют полномочия становиться инициаторами при внесении изменений в заключённый ранее основной договор между ними и управляющими компаниями.
Тарифы на воду и водоотведение в 2020 году в Москве и Московской области
Тарифы на воду для расчёта оплаты коммунальных услуг в городе Москва, а также для населения Московской области поставляемых АО «Мосводоканал» разделяются на два периода: тарифы водоснабжения и водоотведения с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 и тарифы водоснабжения и водоотведения с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.
На территории Москвы и Московской области действуют тарифов на воду представленные ниже в таблице. Все тарифы на питьевую воду и водоотведение указаны в руб./куб.м:
Рассмотрим каким образом устанавливается конкретная сумма в квитанции ЖКХ. Ключевую роль в порядке расчета тарифов на воду и водоотведение в Москве и Московской области играет наличие или отсутствие приборов учета. Существуют несколько видов расчета расхода воды:
- По счетчику. Размер оплаты воды рассчитывается по индивидуальному прибору учета установленному в квартире.
- По общедомовому прибору учета. Размер оплаты за водопотребление при отсутствии индивидуального прибора учета вычисляться из показаний коллективного, общедомового водомера. Путем вычисления усредненной нормы душевого потребления, по количеству проживающих и нормативов, которые устанавливаются для каждого региона.
- На общедомовые нужды. Размер оплаты за водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается из показаний домового прибора учета. В эту строку включаются все расходы воды не связанные с потреблением в квартирах. В раздел расходов на общедомовые нужды входят кубометры, которые ушли в результате аварий и сопутствующие расходы водопотребления.
Исключения из общеустановленных правил есть практически всегда. Если верить законодательству, то средства, полученные в результате переплат, направляются на обслуживание уже имеющихся систем. Но стоит подметить некоторые оговорки, которые могут освободить жильцов от повышенных тарифов:
- используется вода, которая получается владельцем жилья при водоотведении,
- в быту применяется горячая вода, которая получается при конвертировании в источниках отопления,
- особенности конструкции здания не позволяют установить приборы в техническом плане,
- воду и электроэнергию используют жильцы, которые проживают в коммунальных квартирах.
В числе тех зданий, в которых по техническим причинам невозможно установление счетчиков, относятся аварийные, ветхие, подлежащие сносу здания, а также те здания, которые требуют капитального ремонта.
Стоит обратить внимание еще на один показатель, который должен соблюдаться при освобождении от применения повышающего коэффициента. Энергопотребление не должно превышать 5 киловатт. Отопление же при этом не должно быть более 0,2 гКал/час.
Прежде, чем делать какие-то выводы, стоит обратиться к нормам, правилам, которые устанавливаются законодательством. На самом деле, на настоящий момент реализуются именно те повышения, которые были запланированы еще в 2009 году. Именно тогда в свет вышел закон, который устанавливал тарифы, нормы по всем разновидностям коммунальных услуг.
ВНИМАНИЕ! Важно понимать, что пока порядок назначения штрафов не введен, не продуман и не установлен. Но не смотря на отсутствие утвержденного порядка, государство предпринимает меры для того, чтобы люди устанавливали счетчики.
А именно происходит введение высоких коэффициентов, которые применяются при расчетах платы за услуги коммунальных служб. Эти меры применяются к тем квартирам, домам, в которых не установлены счетчики, которые не передают показания совершаемых расходов организации, производящей контроль.
При этом, в порядке установления данных коэффициентов остаются некие неясности. В законодательстве они не разъясняются, что и может вводить пользователей в заблуждение.
Что такое повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета
В связи с последними изменениями статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.
Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2020 он составил 1,5, а с 2020 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2020-м году он остается тем же самым.
Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.
Плата за воду без счетчика в 2020 году: постановление правительства
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ расчет оплаты за коммунальные услуги производится исходя из объема потребленных ресурсов. Этот объем определяется по показаниям счетчиков самим потребителем. При их отсутствии платежи рассчитываются исходя из установленных норм.
Нормы утверждаются региональными властями в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок устанавливается Постановлением Прав-ва РФ 23.05.2006 N 306. согласно его положениям власти субъектов устанавливают нормативы для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.
Для каждой из указанных услуг ЖКХ устанавливаются свои показатели. При их расчете учитываются технические характеристики жилых помещений.
Для воды, к примеру, средняя норма потребления в месяц составляет:
- для ХВС — 6,935 кубометров на человека;
- для ГВС — 4,75 кубометров на человека.
Помимо указанных норм для расчетов оплаты за ЖКУ нужно знать тариф. Ставки для внесения платежей в каждом регионе устанавливаются свои. К примеру, в столице нашей страны, Москве, действуют следующие цены:
- за питьевую воду — 35,40 руб. за куб.;
- за электричество — 5,38 руб./кВтч.;
- за горячую воду — 180,55 руб. за куб.
Но согласно статье номер 13 Закона «Об энергосбережении…» (номер 261) с 2020 года каждый гражданин РФ обязан обзавестись приборами учета воды, тепла и электрической энергии. С самого начала действия данного акта предусмотрен штраф за неустановленные агрегаты учета для управляющих компаний. Очевидно, со временем подобные санкции могут быть применимы к обычным жильцам.
Нормативный срок, отпущенный рядовым владельцам квартир для установки агрегата, — три с половиной года с даты выхода закона. В первые два с половиной из них разрешалось поставить прибор на средства водоканала. То есть счётчик воды обходился владельцу фактически бесплатно. Последний же год данного срока плата за установку возлагалась на самого жильца.
Казалось бы, выгода от быстрого и своевременного приобретения счётчика лежит на поверхности. Но лишь 60% всего населения пошло на это.