Жилищные услуги: перечень, порядок предоставления, тарификация и нюансы расчета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищные услуги: перечень, порядок предоставления, тарификация и нюансы расчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом в функционировании рынка коммунальных услуг в 2019 году. Все дело в том, что организации-исполнители всегда обладают большей информацией, чем потребители, а данный факт приводит к использованию монопольной власти для собственной выгоды. Таким образом, тарификация выполняет роль баланса между интересами двух сторон.

Тарификация и задачи тарифного регулирования

К основным задачам тарифного регулирования коммунальных услуг относят:

  • стимулирование коммунальщиков к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг;
  • привлечение дополнительных инвестиций в коммунальные организации;
  • обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для полноценной работы организаций-исполнителей;
  • формирование конкурентоспособности компаний, работающих в сфере КУ;
  • снижение политизированности процесса установления тарифных ставок.

При предоставлении коммунальных услуг гражданам должны быть обеспечены их надлежащее качество и бесперебойность. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг, ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок оплаты коммунальных услуг

Организация-исполнитель в обязательном порядке предоставляет своим пользователям порядок оплаты коммунальных услуг путем внесения соответствующих пунктов в договор, а также размещает актуальную информацию на официальном сайте либо на стендах в подъездах МКД.

Внесение ежемесячных платежей в счет оплаты потребляемых ресурсов производится на основании:

  • счетов, предоставляемых исполнителем, и содержащих детализированную информацию о сумме и сроках погашения;
  • данных, размещенных на интернет-ресурсах.

Сроки оплаты коммунальных услуг устанавливаются несколькими способами:

  1. На основании , платеж должен быть внесен не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
  2. На основании договора, заключенного между поставщиком услуг и исполнителем. В данном случае сроки могут отличаться от установленных действующим законодательством.

Куда подается жалоба?

Для эффективного и быстрого решения возникающих проблем направить жалобу, в первую очередь необходимо руководству организации, отвечающей за управление МКД. Как правило, 70% конфликтных ситуаций решается без привлечения сторонних организаций и контролирующих органов.

В случае отсутствия результата после передачи жалобы на оказание коммунальных услуг в 2019 году, заявитель вправе обратиться в любой из нижеперечисленных органов:

  1. Роспотребнадзор (в отделение, находящееся по месту нахождения МКД или посредством обращения в электронную приемную на официальном сайте).
  2. Прокуратура. Заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы любым удобным способом (лично, через представителя, посредством обращения в электронную приемную).
  3. Суд. Крайняя инстанция, обращаться в которую стоит в случае, когда досудебное разбирательство не принесло результатов, удовлетворяющих заявителя.

Гражданину-потребителю на основании Закона «О защите прав потребителей» предоставлено право на компенсацию морального вреда со стороны предприятия, оказывающего услуги, выполняющего работы и т.д.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Статья же 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.

Читайте также:  Что положено малоимущим семьям?

При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что лица, являющиеся потребителями коммунальных услуг (то есть практически все граждане, являющиеся собственниками или нанимателями жилья), защищены как положениями Закона РФ «О защите прав потребителей», так и указанных нормативных актов. Остается надеяться на то, что правами, предоставленными законодательством, эти лица начнут пользоваться.

Непредоставление коммунальных услуг

Коммунальные услуги и все, что входит в их список, должны в полной мере предоставляться гражданам. Некачественное исполнение обязанностей или уклонение от таковых является законным основанием для обращения с жалобой в компетентные органы. Направление обращений происходит по-разному, в зависимости от того, кем предоставляются ресурсы. А именно:

  1. ЖКХ. Издержки деятельности и возникновение жалоб на работников могут быть оформлены в виде письменной претензии и направлены руководителю хозяйства. Председатель уполномочен применять дисциплинарные санкции и принуждать работников к исполнению трудовых обязанностей.
  2. Роспотребнадзор уполномочен рассматривать жалобы в отношении коммерческих фирм, осуществляющих управленческую деятельность. При регулярных заявлениях с претензиями деятельность УК может быть прекращена в принудительном порядке.
  3. Прокуратура – правоохранительная структура, уполномоченная защищать права граждан от противоправных действий. При явных нарушениях можно обратиться в локальное отделение прокуратуры за защитой нарушенных интересов.
  4. Суд привлекается, когда другие меры воздействия не принесли желаемых результатов.

Мероприятия по техническому обслуживанию

В соответствии с информацией, которая была получена во время проведения осенне-весенней проверки, формируют дефектную документацию и подготавливают строение к ремонту. При этом ремонтные работы представляют комплекс мероприятий, направленных на восстановление исправности или рабочего состояния строения, а также восстановление ресурса коммуникационных систем и составных частей. Сразу же хочется отметить, что в зависимости от сложности дефектов строения выполняют текущие или капитальные ремонты помещения.

  • Под текущим ремонтом подразумевается ремонт здания, проводимый с целью восстановления рабочего состояния или исправности строений, сооружений, коммуникационных систем, а также объектов несущих жилищно-коммунальное значение. При этом проводиться частичное восстановление ресурсов с полной заменой составных узлов, имеющих ограниченную номенклатуру, в объёме, соответствующем параметрам, прописанным в нормативной или технической документации.
  • В свою очередь, под капитальным ремонтом строений подразумеваются ремонтные работы, выполняемые с целью восстановления ресурсов сооружений, коммуникационных систем и других коммунальных объектов с заменой всех необходимых составных узлов, в том числе и базовых. При этом капитальные ремонтные работы могут заключаться в замене узлов или восстановлении отдельно взятых конструкций либо целых частей и сопутствующего оборудования строения в связи с разрушениями или сильным износом.

Порядок оплаты общедомовых ЖКУ

Правила по оказанию коммунальных услуг 2012 года позволили по-новому рассчитывать отопительные нормативы. Раньше приходилось оплачивать всю домовую территорию, сегодня отопление общих площадей не входит в расходы по ЖКХ. Также не нужно платить за общее водоотведение. Установлены твердые нормы на потребление общей горячей и холодной воды – 90 литров на человека каждый месяц.

Управляющие компании нацелены на экономию общедомовых ЖКУ. Если превышен лимитированный норматив, то разницу выплачивает управляющая организация, а не жильцы. Исключением являются ТСЖ, где собственники сами решили платить разницу. Если ЖКУ предоставляет поставщик ресурсов, то превышение делится между потребителями с учетом занимаемых квадратных метров.

Порядок оплаты коммунальных услуг

Организация-исполнитель в обязательном порядке предоставляет своим пользователям порядок оплаты коммунальных услуг путем внесения соответствующих пунктов в договор, а также размещает актуальную информацию на официальном сайте либо на стендах в подъездах МКД.

Внесение ежемесячных платежей в счет оплаты потребляемых ресурсов производится на основании:

  • счетов, предоставляемых исполнителем, и содержащих детализированную информацию о сумме и сроках погашения;
  • данных, размещенных на интернет-ресурсах.

Сроки оплаты коммунальных услуг в 2019 году устанавливаются несколькими способами:

  1. На основании ст. 155 ЖК РФ, платеж должен быть внесен не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
  2. На основании договора, заключенного между поставщиком услуг и исполнителем. В данном случае сроки могут отличаться от установленных действующим законодательством.

Перечень коммунальных услуг

Не все привычные для нас блага относятся к ЖКХ. Например, интернет в этот перечень не входит. Существующие обязательные виды коммунальных услуг отражены в таблице.

Вид услуги Комментарий
Холодное водоснабжение Подача организуется непрерывно и круглосуточно в квартиру либо к уличной колонке; вода должна соответствовать нормам по объему и качеству; ее отключение за неуплату незаконно
Горячее водоснабжение Вместо круглосуточной подачи в квартире могут стоять автономные водонагреватели, работающие на газе или электричестве
Канализация В каждом доме должен быть организован вывод бытовых стоков, также коммунальные службы обязаны наладить очистку потоков до их сброса в естественные водоемы
Отопление Еще одна обязательная услуга, отключение которой в качестве наказания (например, за неуплату) недопустимо; организуется разными способами, носит централизованный характер
Электроснабжение Организуется непрерывно, круглые сутки
Газификация Самый опасный вид коммунальной услуги; из-за частых аварий в некоторых домах газоснабжение отсутствует, а все приборы питаются за счет электричества

Полный перечень того, что входит в квартплату, может быть шире указанных услуг. Жильцы сами вправе добавить некоторые положения по своим потребностям. Расширять список разрешается и управляющим организациям.

На территории РФ установлен список льготников, которые могут претендовать на снижение суммы отчислений или отмену отдельных видов денежных обязательств (например, капитальный ремонт). К ним относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи.

Также предусмотрена процедура субсидирования. Это общие преференции, на которые могут рассчитывать владельцы недвижимости. Суть программы заключается в ограничении размера компенсации, в зависимости от совокупного дохода семьи. Если будет подниматься прибыль, то и будет повышаться размер отчислений по сервисам ЖКХ.

При возникновении спорных ситуаций с жилищными компаниями или провайдерами услуг за защитой собственных прав нужно обращаться в суд с исковым заявлением.

Услуги ЖКХ: платные и «бесплатные»

Число оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства услуг может исчисляться многими десятками. Разобраться во всем этом многообразии подчас затруднительно даже самим коммунальщикам. При этом общие требования к порядку и срокам услуг ЖКХ продолжают меняться и совершенствоваться.

Так, на смену Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (с изменениями от 6 мая 2011 г.), установившему порядок предоставления коммунальных услуг гражданам приходит Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пока еще не вступило в законную силу).

Платные и «бесплатные» услуги ЖКХ

В настоящее время бесплатных услуг ЖКХ не существует. Даже в том случае, если какая-то категория жильцов (допустим, лица, пользующиеся квартирой по договору социального найма) не оплачивает ту или иную услугу, либо оплачивает ее не полностью, за услуги платят другие субъекты – муниципалитеты, например.

Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Субъекты жилищных правоотношений обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает:

  • ? у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
  • ? нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
  • ? арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
  • ? нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
  • ? члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
  • ? собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
  • ? лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

Центр информационной поддержки

По общему правилу, передача в аренду общедомового имущества требует согласия долевых собственников на основании положений ч. 4 ст. 36 ЖК РФ, в соответствии с которой по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса определено, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии Жилищным кодексом.

Статья 157.1. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

  1. Не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее — предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
    1.1. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса.
  2. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее — индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее — основы формирования индексов).
  3. Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации и устанавливают:
    1) порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов;
    2) основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия, а также основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями индексов по субъектам Российской Федерации и (или) предельных индексов;
    3) порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов;
    4) основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований;
    5) порядок опубликования решений об установлении индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в области применения предельных индексов.
  4. Контроль за соблюдением порядка утверждения предельных индексов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  5. В случае нарушения порядка утверждения предельных индексов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

Уплата коммунальных услуг арендаторами

При передаче помещения в аренду между сторонами (владельцем недвижимости – арендодателем – и арендатором) заключается отдельное соглашение. При оформлении договора в его условиях следует сразу же предусмотреть пункт «оплата коммунальных услуг» для закрепления этого обязательства за одной из сторон.

При отсутствии подобного пункта в документе по умолчанию счета будут приходить на имя собственника, на которого и возлагается оплата.

Именно при обозначении в условиях указанного пункта арендодатель сможет избежать ответственности на случай уклонения недобросовестного съемщика от обязательных коммунальных выплат.

Запомните! Всего существует три направления действий:

  • Собственник (арендодатель) предусматривает в договоре обязанность съемщика жилья заплатить за предоставленные ЖК услуги вместе с арендной платой (арендатор передает плату за аренду и услуги одной суммой). Арендодатель передает деньги за потребленные коммунальные услуги хозяину жилья, а последний вносит их на счет обслуживающих организаций, имея возможность контролировать выплаты самостоятельно. Этот способ – доверительный;
  • Съемщик оплачивает все счета сам на основании показаний приборов учета. Владельцу помещения передается лишь арендная сумма за месяц проживания в жилье на условиях подписанного договора. В этом случае исключены переплаты – арендатор платит за тот объем коммунальных услуг, который он по факту использовал. При этом собственнику нет необходимости следить за коммунальными выплатами. Этот вариант удобно использовать при значительном арендном периоде;
  • Арендатор платит за услуги сам, но этот момент не оговаривается в письменной договоренности. В этом случае собственнику необходимо проследить за тем, чтобы неофициальное обязательство исполнялось съемщиком помещения надлежащим образом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *