Социальное обеспечение и социальное страхование населения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обеспечение и социальное страхование населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Пакет документов для оформления
Комплект бумаг для оформления соцпенсии представлен заявлением с прилагаемыми к нему подтверждающими факты документами:
- Паспорт – для подтверждения личности, адреса регистрации и гражданства заявителя; Выписка из акта МСЭ – для констатации инвалидности и срока действия категории.
Если документальное оформление происходит на ребёнка, то вместо паспорта будет фигурировать свидетельство о рождении, а проживание на территории РФ будет подтверждено соответствующей справкой из паспортного стола.
Поскольку в отношении несовершеннолетнего льготника оформлением будет заниматься родитель или законный представитель, то понадобится документ, обосновывающий полномочия заявителя:
- Родственные связи отражены в свидетельстве о рождении ребёнка – дополнительно понадобится только паспорт родителя;
- Приказ об установлении опеки или попечения подтвердит права законного представителя.
Основной документ – заявление о назначении пенсии, оформляемое на специальном бланке и содержащее следующие сведения о потенциальном получателе:
- Фамилия, имя, отчество;
- СНИЛС;
- Адрес проживания;
- Номер телефона;
- Серия, номер, дата и место выдачи паспорта; Дата и место рождения; Пол.
Процедура заполнения бланка проста:
- Указание адресата – отделения ПФР;
- Внесение сведений о заявителе в соответствующие графы;
- Выбор среди предложенных вариантов обеспечения социальной пенсии;
- Сообщение дополнительных сведений – выполнение трудовой функции, информация об иждивенцах, получение других видов пенсии, наличие постоянного места жительства за пределами РФ;
- Проставление отметки, подтверждающей информирование о необходимости извещать ПФР о любых изменениях в жизни, влияющих на назначение и размер пенсиона;
- Перечисление прилагаемых документов;
- Отметка способа информирования о приёме заявления и ходе его рассмотрения;
- Дата заполнения с подписью и расшифровкой.
Трудовая (страховая) пенсия
Ее выплачивают только гражданам, у которых присутствует трудовой стаж. При этом неважно, какой срок инвалид формально работал: стаж может составлять даже 1-2 дня. Получающему такую выплату пенсионеру разрешается и дальше появляться на рабочем месте, если заболевание позволяет. Причина присвоения группы не оказывает влияния на выдаваемое пособие.
Чтобы инвалиду начислили страховое обеспечение, ему потребуется предъявить:
1. Справку об имеющейся группе; 2. Рукописную заявку;
3. Трудовую книжку.
Вычисляется по формуле:
ПК : (ДхК) + Б = СП
Где:
- ПК – пенсионный капитал, накопившийся у недееспособного лица во время работы. За основу берутся накопления на дату оформления заявки;
- Д – планируемая продолжительность дожития, показывающая, в течение какого времени инвалиду будет платиться пенсия. Определяется со дня одобрения пенсии до планируемого назначения льгот по возрасту. В 2020 году максимальная продолжительность дожития установлена в 228 месяцев, то есть 19 лет;
- К – коэффициент рабочего стажа. Представляет собой страховой стаж бывшего работника, разделенный на ставку 180 для мужской половины и 160 для женской. Эти цифры показывают полный срок трудоспособности до наступления дотации по старости. Например, у мужчин это 42 года (с 18 до 60 лет), что и совпадает со 180-ю месяцами. Для граждан, ставших недееспособными с 18 до 19 лет, без подсчетов устанавливается страховой стаж в 12 месяцев. Тем, к кому инвалидность пришла позднее, добавляется по 4 месяца стажа по каждому дальнейшему году;
- Б – базовая пенсионная ставка, устанавливаемая ежегодно для всех типов инвалидности. Представляет собой самую меньшую сумму, доступную для получения недееспособным лицом.
Первые программы социального обеспечения, основанные на обязательном страховании, были созданы в Европе в конце 19-го века. Однако в 20-м веке национальные программы социального обеспечения получили более широкое распространение во всем мире, не в последнюю очередь в результате деколонизации и создания новых независимых государств после Второй мировой войны. Развитие социального обеспечения также поддерживалось различными международными конвенциями и инструментами, а признание социального обеспечения в качестве основного права человека было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948. В некоторых странах, например в Германии и Бразилии, социальное обеспечение является правом, гарантированным Конституцией. Сегодня в большинстве стран есть система социального обеспечения. Во всем мире наиболее распространенным типом программ являются пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, за которыми следуют программы по выплате пособий по производственным травмам и профессиональным заболеваниям, по болезни и материнству, по семейным пособиям и по безработице.
Функция социальной пенсии такая же, как и у трудовой, она имеет своей целью компенсировать заработок. Главное отличие социальных выплат от трудовой пенсии в том, что на счету у человека нет пенсионных баллов или они имеются в недостаточном количестве. В Законе сказано, что пенсия предоставляется человеку в качестве средства обеспечения его жизнедеятельности. Социальные пенсии бывают трех разновидностей:
- по старости при отсутствии стажа или его малом объеме;
- по инвалидности, подтвержденной медицинской комиссией;
- по случаю потери кормильца.
Получение социальной пенсии обеспечивается гражданам при соблюдении следующих условий:
- наличие инвалидности I, II, III группы, инвалидности с детства – назначается пенсия по инвалидности;
- ребенок – инвалид, несовершеннолетний до 18 лет ВИЧ – инфицированный приравнивается к статусу «ребенок-инвалид» – в этом случае оформляется пенсия по инвалидности;
- ребенок до 18 лет, если обучается по очной форме, то до 23 лет, лишившийся родителей – в этом случае назначается пенсия по потере кормильца;
- человек, принадлежащий к категории малочисленных северных народов, проживающий на данной территории, сохраняющий культуру этноса, достигший пенсионного возраста – в этом случае назначается пенсия по старости;
- человек, достигший пенсионного возраста, но не имеющий трудового стажа – в этом случае назначается пенсия по старости.
Социальной защитой являются определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами — детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью.
Иными словами, социальная защита — это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее язвимых слоев населения.
Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий. В нынешних условиях социально-экономического развития границы социальной защиты более расширены, так как она снижает дифференциацию населения по уровню доходов, смягчает ситуацию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других; приостанавливает прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отставания оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса; обеспечивает сохранность рабочих мест как основного источника средств существования всех членов общества; обеспечивает доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.); учитывает, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.
1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:
– на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;
– за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.
Значение страхового стажа:
– является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;
– с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.
2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.
При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.
Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:
А) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
Б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
В) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
Г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Значение непрерывного трудового стажа:
– от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;
– его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;
– с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.
3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).
Значение специального трудового стажа:
– с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;
– с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;
– от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
-
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
-
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
-
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
-
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
-
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
-
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Сдавать кровь выгодно
Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.
Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почетного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путевки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почетных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.
Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач. Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.
В 1971 г. В.С. Андреев обратил внимание на то, что пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.
Эта идея, хотя и нашла поддержку среди ученых, не была ими развита в дальнейших исследованиях, а фактически лишь воспроизведена в работах его последователей: М.Л. Захарова, И.В. Гущина, В.Ш. Шайхатдинова и других.
Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие авторы придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.
Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:
материальные и процедурные пенсионные отношения– по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;
тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлениюсредствами этих фондов.
Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике.
Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.
Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.
Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.
В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:
пенсий по возрасту;
пенсий по инвалидности;
пенсий по случаю потери кормильца;
пенсий за выслугу лет;
установления (назначения) пенсий.
Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.