Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из первостепенных религиозных традиций мусульман ― обязательное совершение пять раз вдень особой молитвы ― намаза. Кроме того, каждую пятницу мусульманин должен посещать молитвенный дом (мечеть). Входить в мечеть следует, сняв обувь, при этом у женщин голова должна быть прикрыта платком, а одежда – полностью закрывать ноги.
В мусульманском календаре религиозных праздничных дат всего две: праздник жертвоприношения Курбан Байрам и праздник разговения Рамадан Байрам. Рамадан Байрам отмечается в первый день после окончания месячного поста, который предполагает отказ от еды, питья и секса, ежедневные многократные молитвы и соблюдение требований Корана относительно работы. В немусульманских праздниках основатель религии Пророк Мухаммед участвовать запретил.
Распространенные обычаи мусульман
К самым распространенным традициям и обычаям мусульман относятся такие, как:
- Упоминание имени Аллаха до принятия пищи или питья;
- Использование во время приема пищи правой руки;
- Традиционное приветствование друг друга произнесением фразы «Ассалам алейкум» и ответ на него «Ваалейкум ассалам»;
- У мусульман принято благословлять друг друга после того, как человек чихнул;
- При рождении ребенка — ему в правое ухо читают «азан»;
- Традиционно мусульмане стригут усы;
- Сбривать волосы под мышками и с лобка, а также подстригать ногти и делать обрезание;
- Мусульмане традиционно поддерживают в чистоте свой рот и зубы, а также нос;
- После туалета обязательно следует подмываться, поэтому в мусульманских странах наличие биде в туалетах обязательно;
- Воздерживание от сексуальных контактов с женщиной, если она находится в послеродовом периоде или на данный момент у нее период менструации.
Правила, которые должны стать привычкой мусульманина
- Ежедневное чтение Корана. Мусульманин должен не только читать Коран каждый день, но и толковать его правильно, размышлять над ним. В Коране содержится все, что необходимо знать мусульманину о своей жизни. Проводя часы за чтением Корана и размышлениями о нем, мусульманин укрепляет свой иман. Для сердца каждого мусульманина Коран действует как лекарство и навигатор, который ведет человека к праведности и довольству Всевышнего Аллаха.
- Все время поминать Аллаха, независимо от того, в каком месте и в какое время он находится. Совершать поминание Аллаха следует словами «АльхамдулилЛах», «Аллаху Акбар», «СубханАллах» и «Ля илаха илляЛах». Совершая поминание Аллаха, мусульманин обретает довольство Аллаха и понимает, что все, что у него есть и что его окружает, даровано ему Аллахом.
- Подавать милостыню, памятуя о том, что Милосердие Аллаха всеобъемлюще, и Всевышний любит всех тех, кто милосерден к его созданиям. Это не обязательно денежная милостыня, даже доброе дело или просто улыбка может стать милостыней, садакой. Рука дающего – это верный путь к довольству Аллаха. Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что милостыней является каждое благое деяние. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что милостыню должен давать каждый мусульманин, и даже если у него ничего нет, то «Пусть потрудится своими руками, принесет пользу самому себе и даст милостыню» (Бухари).
- Не тратить попусту время, занимаясь на досуге пустыми занятиями. Мусульманин не должен тратить драгоценные минутки на такие бесполезные занятия, как видеоигры или просмотр телевизора. Время – аманат Всевышнего Аллаха, и каждый верующий будет нести ответ на Страшном Суде за то, как именно он проводит свое свободное время, перед Всевышним. Проводить свое свободное время так, как будет правильным перед Наблюдающим Аллахом, — это еще один шанс заслужить довольство Всевышнего Аллаха.
- Избегать крайностей. Ислам представляет собой религию, которая придерживается умеренности, и переходить границы разумного верующему не следует.
- Религия Ислама выдвигает требования к верующему касательно его не только духовного, но и физического здоровья. В Священной Книге Коран содержатся предписания, следуя которым верующие мусульмане смогут поддерживать собственное физическое и умственное, душевное здоровье на хорошем уровне. Эти предписания просты, как и привычки, которые они вырабатывают: спите достаточно, чтобы не проспать время намаза, питайтесь правильно, чтобы ваше тело поддерживалось в хорошей форме, и тогда вы сможете совершать поклонение Всевышнему Аллаху в полной мере.
- Чтение жизнеописания Пророка Мухаммада ﷺ, который был лучшим из всех людей, а потому его жизнь представляет собой пример, которому нужно следовать, чтобы найти свой путь к довольству и милости Аллаха. Чем больше знаний о Всевышнем получает верующий, тем больше увеличивается его любовь к Посланнику Аллаха ﷺ. История Ислама насчитывает много веков, и за все эти столетия у членов мусульманской уммы сформировались определенные привычки и этика поведения, которые характеризуют представителей всего исламского мира. Из этой этики может быть выведен определенный свод правил, который является для мусульман всего мира ориентиром в его духовной и бытовой жизни.
- Избегать вещей сомнительных. Верующий запрещенных деяний избегает, но и вещей сомнительных старается сторониться. Абу Абдулла ан-Ну‘ман бин Башир свидетельствовал о том, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил о сомнительном, которое находится между запретным и дозволенным, и многие люди не имеют представление о том, что такое сомнительное. Но тот человек, который занимается сомнительным, придет к совершению запретного, за что будет держать ответ на Страшном Суде. Об этом рассказывается в достоверном хадисе, переданном Муслимом и Бухари.
- Еще одно важное правило, которое вытекает из предыдущего, это не наблюдать то, что является запрещенным. Даже смотреть на то, что является запрещенным, верующему не следует, поскольку это может привести к сексуальному влечению или похоти, что ведет к соблазну совершить грех. Всевышний передал через Пророка Мухаммада ﷺ, что верующие мужчины должны опускать глаза и оберегать свое целомудрие, а женщины должны отводить в сторону взоры и также свое целомудрие оберегать. Из этого правила следует и предписание, которое запрещает женщинам выставлять напоказ свои прелести, оставляя неприкрытыми только лицо и кисти рук. Такое правило для женщин призвано защитить их от посягательств на их честь, чтобы их нельзя было спутать с блудницами. Покрывало, который покрыта женщина, не является свидетельством мужской власти над ней, как об этом думают некоторые, это правило существует лишь для того, чтобы защитить саму женщину.
- Избегать ненормативной лексики и ругательств, даже будучи наедине с самим собой и дома. Верующий должен избегать слов, которые уродуют его речь. Но не только ругательства могут уродовать речь человека: клевета, бесполезные споры и препирательства – все это является бесполезными словами, а по предписаниям Ислама человек должен лишь тогда говорить, когда старается сказать что-то полезное. Если же у человека есть сомнения относительно того, что он собирается сказать, то ему следует взвесить и подумать, стоит ли это говорить. Во многих случаях ему лучше промолчать, чем сказать что-то, что может оказаться запрещенным или же со стороны его слушателей может быть неправильно истолковано.
- Стремление к тому, чтобы быть скромным, совестливым, но быть и правдивым и не скрывать правды. От того, чтобы вмешиваться в чужие дела, человека удерживает скромность и совесть, и эти же качества не дают человеку повышать голос или злословить в адрес другого человека. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что у веры есть более шестидесяти ответвлений, и одна из ветвей веры – это скромность. Об этом сказано в достоверном хадисе, переданном Бухари.
- Быть с другими людьми приветливыми и терпеливыми. Человек должен совершать добрые дела, проявлять терпение к другим людям, это правило сформировалось в мусульманской умме еще с тех времен, когда распространение Ислама сопровождалось угнетениями, испытаниями, унижениями и трудностями. Заниматься распространением Ислама как тогда, так и сейчас не каждый сможет, потому что для этого требуется терпение и настойчивость, которая не будет граничить с назойливостью. Приводятся слова Всевышнего в суре «аль-Хиджр»: «Мы сотворили небеса, землю и всё, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их красиво» (сура Аль-Хиджр (Хиджр), 85-й аят), а в суре «аз-Зумар» Он говорит, что на Страшном Суде «… терпеливым их награда воздастся полностью без счёта» (сура Аз-Зумар (Толпы), 10-й аят).
- Относительно того, чтобы везде и всегда говорить правду, у мусульман существует определенное правило или даже предписание: верующий должен стремиться говорить правду везде и всегда, даже если это предполагает негативные последствия и даже опасность. Человек, который лжет, имеет слабую душу, деморализован, он открывает свою душу дьяволу. Ибн Масудом приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ, который говорил, что мусульманин должен придерживаться правды, а ложь ведет к нечестию и в Ад.
- Важным правилом для верующих является терпимость и отсутствие гордыни: верующий к своим собратьям должен относиться терпимо и не разделять их по какому бы то ни было основанию. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что в Рай не будет допущен человек, у которого в сердце будет даже самое маленькое зерно высокомерия.
- Избегать сплетен и подозрений. В суре «аль-Худжурат» сказано, что истинно верующие являются братьями друг другу, поэтому следует братьев между собой примирять. Клевета, сплетни, подозрения – это то, чего должен избегать каждый верующий. Следить друг за другом и злословить за спиной друг друга – это не в правилах мусульман.
- В мусульманских правилах – щедрость и принесение собственной души в жертву во имя Всевышнего Аллаха. О благотворительность в исламском мире говорится немало, и в самой священной Книге Коран много раз упоминается тесная связь благотворительности и веры, о том, что рука дающего всегда заслужит милость и довольство Аллаха.
- Личный положительный пример – это тоже одно из правил: своим поведением дома и на людях, образом жизни он должен демонстрировать окружающим, как следует жить, ведя образ жизни праведного верующего.
Принципы учения Ислам
Все принципы Ислама, как божественного и запредельного учения, как мы уже упоминали, передавались Ангелом Джабраилом великому пророку Мухаммеду в течение целых 23 лет, в виде Откровений. При этом отмечается важный факт, что сам пророк до этого читать и писать не умел, как и многие в те времена, поэтому даже физически не мог выдумать такого огромного количества информации, переполненной важными деталями, которые до сип пор обсуждают даже некоторые современные ученые.
И поэтому для всех мусульман Коран – это практически родословная великого Бога Аллаха. И конечно, как считают все мусульмане — это великая честь служить, почитать и изучать как Священный Коран, так и Самого Вездесущего и Всезнающего Аллаха.
Ну а основные принципы ислама заложены в Коране в виде предписаний шариата (переводиться слово шариат как «свод правил»). В этом своде правил можно выделить 5 основных действий, которые должен выполнять каждый мусульманин.
Принципы регулирования взаимоотношений
Правила религии в исламе устанавливают принципы регулирования взаимоотношений между полами и контролируют сексуальное поведение всех верующих:
- Запрещено свободно общаться мужчинам и женщинам ради забавы или для получения удовольствия от общения в разнополой компании. Чтобы ограничить контакт между полами, созданы специальные женские и мужские отделения в школах, колледжах, больницах и общественном транспорте.
- Прилюдно разрешается встречаться людям, которые могут теоретически вступить в брак, если есть профессиональная или учебная необходимость, при которой решаются рабочие моменты. Если у мужчины есть намерение жениться, то тогда он может общаться с женщиной.
- Если и случается общение, то и женщина, и мужчина должны соблюдать приличие во всем (во взглядах, речах, поведении).
- Если парень и девушка не состоят в кровном в родстве, то им нельзя находиться вместе в одном помещении.
- Мусульманки должны срывать свои сексуальные формы тела за одеждой. Привлекательной женщина должна быть только для своего мужа.
Степени исполнения законов шариата
Законы шариата, которые регулируют все поступки человека, можно разделить на пять категорий:
- фард – обязательные деяния по законам шариата – это те, которые мусульмане должны совершать, но вознаграждены они будут только в том случае, если они будут совершены с искренними и благими намерениями;
- рекомендуемые нормы шариата – это мандуб, такие деяния стоить совершать;
- разрешенные нормы – это мубах, к ним относятся большинство из тех поступков и деяний, что совершает человек, и за них мусульманину не полагается ни наказания, ни награды;
- неодобряемые поступки – это макрух, такие деяния не стоит совершать;
- законы шариата, которые запрещают определенные деяния, называются харам – – это те, за которые мусульманам последует наказание на шариатском суде или в Судный день.
Каждый поступок и деяние человека основывается на том, какими помыслами руководствовался этот человек, когда совершал этот поступок. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, каждое дело совершается по намерениям, и воздаяние за свои поступки человек получит в зависимости от того, какие у него были намерения.
Хотя похоронные обряды в различных мусульманских странах отличаются друг от друга, можно выделить основные правила, которым следуют практически всюду. Почувствовав приближение смерти, мусульманин должен произнести шахаду («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед — посланник Аллаха»), Если он не может но сделать сам, то шахаду должен кто-то прошептать ему па ухо. Шииты должны читать или слушать 36 суру Корана «Йа син». Перед наступлением смерти мусульманина поворачивают лицом к кибле (в сторону Мекки) затем производится ритуальное омовение умершего, которое обычно совершает специально нанятый человек. После омовения тело одевается в чистую одежду или в особые погребальные одежды, состоящие из пекольких покрывал. Тело шахида, «мучениказа веру», не дают, хоронят такого покой пика в той одежде, которая была на кем в момент гибели, и молитву над покойным не читают.
Погребение должно осуществляться нечетным членом мужчин. Ближайшие родственники кладут тело в могиле так, чтобы лицо покойника было обращено к Мекке. Могила делается по возможности просторной, обычно с нишей в боковой стене или углублением на дне, чтобы умерший мог сесть при появлении ангелов смерти Мункара и Накира. Для этого также ослабляют погребальные облачения. Все эти церемонии сопровождаются чтением сур Корана. Религиозные авторитеты запрещают как-либо отмечать могилу, хотя широко распространены могильные камни с именем покойного, датами его рождения и смерти, датами из Корана. Поминают усопшего на третий, седьмой и сороковой дни.
КАК ПРИНЯТЬ ИСЛАМ
Принять Ислам очень просто. Нужно произнести свидетельство (шахаду), которая на арабском языке звучит примерно так:
«Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ′абдуху ва расулюх».
«Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник».
Основные положения веры, которые должен признавать человек, принимающий ислам, следующие:
- Бог Един. У Него нет ни сотоварища, ни сына или дочери. Он един в истинном смысле слова, в котором нет места концепции о троице или любым другим убеждениям, которые прикрываются словом «монотеизм», а на самом деле – скрытое многобожие.
- Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, является последним Посланником Аллаха, после которого не будет больше посланников или пророков Аллаха (в каком бы то ни было смысле).
- Благородный Коран – это последнее Божественное Писание, ниспосланное нашему Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и все, что содержится в нем, является истиной.
- Жизнь после смерти – это вечная жизнь, которую будет проживать каждый после смерти и в которой он получит воздаяние за свои благие и дурные дела.
- Все предписания Благородного Корана и нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в абсолютной и ясной форме, правильны и являются истиной.
Когда человек принимает все эти основные положения веры как истинные – на словах и сердцем – он становится мусульманином.
Основные столпы веры заключены в этих словах:
«Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги (в том виде, в котором они изначально были ниспосланы пророкам), в Его посланников, в Судный день, в то, что все хорошее и плохое – все от Всевышнего Аллаха, и в то, что мы будем воскрешены после смерти».
Шахаду часто произносят в присутствии двух свидетелей, как правило, в мечети. Однако это необязательно. Можно принять Ислам в полном одиночестве. Проще говоря, если вы верите, что Бог один и что Мухаммад – Его Пророк, вы уже можете считать себя мусульманином и произнести шахаду.
Если вы приходите в Ислам из другой религии, также надо освободиться от убеждений, которые были частью вашей прошлой веры и не соответствуют Исламу. Например, христианин должен засвидетельствовать, что не считает больше Иисуса Богом.
Если вы пока не готовы исполнять все практические предписания религии, это не преграда для принятия Ислама. Главное – признавать, что все исламские установления законны, то есть что каждый мусульманин действительно обязан молиться пять раз в день, поститься в месяц Рамадан, не есть свинину и не употреблять алкоголь и так далее. Даже если вы понимаете, что, к сожалению, у вас не получиться сразу начать соблюдать все предписания, это не повод откладывать принятие Ислама.
Быть не мусульманином гораздо хуже, чем быть мусульманином, который грешит.
Тем не менее, надо осознавать, что принятие Исламам – это серьезный шаг. И будет лучше, если вы с первого дня начнете соблюдать религию на практике и постараетесь не грешить.
ИМАН
Слово «иман» в арабском языке означает «вера». Вера – это самое дорогое, что у нас есть. Она дороже всех мирских благ. Земные богатства – песчинка по сравнению с истинной верой. Иман – это ключ к спасению в вечной жизни.
Важно понять, что имеется в виду не любая вера, а только исламская – истинная. Недостаточно просто верить во что-то «сверхъестественное» — необходимо верить правильно. Не имеет ценности вера в то, что богов много, вера в троицу или человеческие реинкарнации. Это «золото дураков». Грош цена такой вере.
Также, если в наши дни человек, знающий об Исламе, просто верит, что Бог есть, однако не относит себя к мусульманам, его вера не принимается.
А вот исламская вера ценнее настоящего золота. Мусульмане – обладатели истинного имана. Самый бедный мусульманин, на самом деле, богаче самого влиятельного не мусульманина.
Верующий заботиться о своей участи в вечной жизни, в то время как неверующие часто даже не задумываются об этом.
Всевышний Аллах в Благородном Коране сказал о неверующих (смысл):
«Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни» (сура 30 «Ар-Рум», аят 7).
Верующий поклоняется своему Создателю, неверующий же поклоняется чему угодно, кроме Бога: природе и природным явлениям, идолам, правителям, своим страстям и желаниям. Не бывает такого, чтобы человек никому и ничему не поклонялся. Иногда, впрочем, он убеждает себя, что не поклоняется никому. Но это неправда. Обычно это означает, что он поклоняется самому себе.
Один из великих земных правителей сказал мусульманину, известному своей богобоязненностью: «Я исполню любое твое желание, проси все, что хочешь». Тот ответил: «Как же я могу просить что-то у тебя, если ты раб моего раба?». Правитель спросил «Как я могу быть рабом твоего раба, если я богатый правитель?». Богобоязненный верующий ответил: «Ты раб своих страстей, а я властвую над своими страстями».
Руководство для верующего – Закон Всемогущего, Всезнающего Аллаха. А неверующий следует законам, придуманным людьми. Людские законы постоянно меняются и противоречат друг другу; это очень ненадежный ориентир.
Иман – это путь, который выбирают разумные, а неверие – это путь глупцов. Размышляя, человек приходит к тому, что Бог есть, что Он Один, что Он чист от недостатков и что пророки убеждают нас в том, что они, на с��мом деле, посланы Богом, при помощи чудес. Ислам – религия, в которой цениться разум, и вера разуму не противоречит.
Есть шесть столпов веры (имана):
- Вера в Аллаха.
- Вера в Его ангелов.
- Вера в Его Книги.
- Вера в Его посланников и пророков.
- Вера в Судный день.
- Вера в предопределение, в то, что все хорошее и плохое происходит по Воле Всевышнего.
Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.
Вера в Аллаха
Вера в Аллаха подразумевает веру в Единого Бога, Который не имеет начала и никогда не умрет. Он совершенен, чист от всех недостатков и описан особыми – несотворенными – божественными качествами. Он создал этот мир, и Он Единственный имеет силу творить.
Что такое таухид?
Слово «таухид» означает «Единобожие». Мусульмане верят, что Бог Один. Доказать истинность этого исламского убеждения, с точки зрения разума, очень просто. Создатель может быть только один, потому что, если бы их было два и они бы захотели нечто создать, им нужно было бы договориться насчет формы. Если бы они были не согласны друг с другом, то это означает, что тот из них, который не получил того, что хотел, — слабый. Значит, он не бог, потому что бог не может быть слабым. Если бы они всегда соглашались друг с другом, то это означало бы, что они оба слабые, потому что им нужно друг с другом соглашаться, а нужда в чем-то (в данном случае, нужда в компромиссе) – это слабость.
Итак, таухид – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей ни в Сущности, ни в качествах, которыми Он описан, ни в действиях. Иными словами, нет другой сущности, похожей на Сущность Аллаха, и нет ни у кого таких качеств, которыми описан Аллах, и лишь Аллах творит и уничтожает, и никто другой не может этого сделать. Никто, кроме Аллаха, не может сотворить мир и управлять им. Лишь Он достоин поклонения. Только у Него есть исключительное право устанавливать Шариат, то есть Закон. Аллах, в отличие от всего остального, абсолютно самодостаточен.
Многобожие – это придание Аллаху сотоварища. По-арабски многобожие называется «ширком». Ширк – это самый большой грех, более того, это единственный грех, который Господь не прощает, и многобожники будут вечно в Аду. Люди, которые придают Аллаху сотоварища, не являются мусульманами.
Поэтому обвинение в многобожии – это самое страшное обвинение, которое можно представить. И без знаний нельзя никого обвинять в этом, особенно если человек сам называет себя мусульманином. Не все, что может кому-то показаться ширком, им является. Иногда мусульмане впадают в крайность: им мерещится многобожие в невинных вещах. Чтобы разобраться, где истина, нужно получать знания.
Очень важно следить за собой, не допуская и мысли о том, что кто-то, кроме Всевышнего, может повлиять на ход событий. Ни черная кошка, перебежавшая дорогу, ни расположение звезд, ни колдовство – все это не имеет никакой силы. Если Аллах захочет, чтобы что-то произошло, то, даже если соберутся вместе все люди и джинны, они не смогут этому помешать. Поэтому мусульмане часто произносят: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях», — что означает: «Ни у кого нет ни силы, ни могущества, кроме Аллаха».
Аллах ничему не подобен
«Нет ничего подобного Ему»
Эта часть аята Благородного Корана, который раскрывает убеждения мусульман (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).
В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламского вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что. И это утверждение означат не только признание факта, что изображение Бога нельзя нарисовать на холсте или слепить из глины. Данное утверждение понимается абсолютно. Всевышний Аллах не похож ни на что вообще.
«Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож».
Данное убеждение является одним из тех, что создают пропасть между Единобожием в исламском понимании и другими мировоззрениями, претендующими на монотеизм.
Ислам учит нас тому, что нельзя верить, что у Бога есть тело, что Он занимает место, что Он находиться в каком-либо направлении (будь то верх, низ, право или лево), что у Него есть части, размер и так далее. Все характеристики, присущие творениям, не могут быть отнесены к Тому, Кто их сотворил, и являются недостатком, который чужд Богу.
Возможно, это будет проще осознать в связи со следующим рассуждением. Все, что нас окружает, так или иначе определено. Например, живое и неживое в мире имеет цвет, и можно спросить, какой это цвет. Все вокруг имеет свои слабости, и можно спросить, какие они, как они проявляются. Размышляя о чем-то, мы уточняем, какой у этого размер, род, возраст, характер. Все имеет свои особенности и параметры. Параметры, ограничения, качества, о которых можно спросить: «Как?» — это все характеристики творений. Ведь у каждой вещи, которая имеет параметры, есть Создатель, Который создал ее и определил эти параметры. И абсолютно все характеристики творений именно таковы: они конкретизированы и имеют пределы.
Вот, например, девочка Сафия. Какой у нее возраст? Ей пять лет. Кого она любит? Маму и папу. Какие у нее достоинства? Она очень щедрая, особенно когда у нее хорошее настроение. Какие у нее недостатки? Она боится темноты. Кто все это определил? Определить это может лишь Тот, Кто ее создал, — Аллах.
Все качества творений, без исключения, нуждаются в определении. Но сам Аллах никем не создан, и потому Он не описан качествами, которые имеют пределы. Иными словами, все качества Создателя в корне отличаются от любого качества творения, то есть такого качества, о котором можно спросить: «Как?». След��вательно, Аллах отличается от всего, что может представить человек.
Следует отгонять от себя всякие попытки представить Бога. В частности, это важно для детей, которые начинают думать и осознавать, что Аллах есть, начинают обращаться с молитвой к Аллаху и могут пытаться нарисовать у себя в сознании какую-то картину, пытаться представить себе, к кому они обращаются. Этот аят – лекарство от заблуждения.
Аллах создал этот мир
Пример с фруктовым садом, который помогает понять, что у мира существует Создатель:
«Если хозяин какого-нибудь фруктового сада вдруг однажды утром найдет в своих владениях деревья поваленными и разбросанными, то примет это за результат урагана или какого-нибудь стихийного бедствия.
Однако если в каждом ряду на своем месте не окажется, скажем третьего дерева, то он тотчас догадается, что это сделал не ветер, а разумное существо, какой-нибудь злоумышленник.
Когда же человек, который не может допустить и мысли, что порядок в пяти или десяти поваленных деревьях – всего лишь случайность, думает, что случайностью является этот гармоничный мир? Как может он считать, что этот мир создал сам себя?»
Логическое доказательство существования Аллаха:
Исходное условие А: Мы существуем здесь сегодня.
Исходное условие Б: Нашему существованию предшествовал ряд событий, происходивших одно за другим и приведших к нашему существованию сегодня.
Если мы существуем здесь и сейчас, тогда очевидно, что ряд событий, предшествующий нашему появлению, имеет начало. Тот, кто говорит, что этот ряд событий бесконечен, тем самым утверждает, что бесконечность пришла к концу, а это противоречит логике. Это как если бы кто-то сказал: «Машина достигнет своего пункта назначения только после того, как ее колеса повернутся бесконечно много раз», — и затем заявит, что машина прибыла в свой пункт назначения. Тем не менее, ясно, что машина никогда не прибыла бы в пункт своего назначения, если бы бесконечное число оборотов было условием ее прибытия.
Раз мир имеет начало, то должен быть Создатель, давший существование ряду событий, — поскольку их не было до того, как они начались. Иметь начало и быть созданием – это одно и то же. Создать – значит привести к появлению, и все имеющее начало должно появиться.
Всё, что не является Всевышним Аллахом, создано и называется «мир».
Сотворенный Всевышним Аллахом мир в арабском языке обозначается термином «аль-алям». Этот термин происходит от слова «аль-алямат», которое употребляется в значении «указание на что-либо».
Сам по себе мир (аль-алям) содержит в себе ясное указание на сотворившего его Творца.
Сыфаты Аллаха
Слово «сыфат» в арабском языке означает «качество». У Всевышнего Аллаха очень много совершенных качеств – неограниченное количество. Есть необходимый минимум, который следует знать, — 14 сыфатов.
Итак, мусульманин обязан знать следующие качества, которыми описан Аллах:
- Существование (Аль-Вуджуд). Аллах есть, и здравый рассудок не может представить, что Его нет.
- Безначальность (Аль-Кыдам). У Аллаха нет начала, Он не было рожден, Он не создан. Все, что имеет начало, должно иметь Создателя. Аллах не сотворен и безначален.
- Бесконечность (Аль-Бака). Аллах бесконечен, Он никогда не умрет.
- Единственность (Аль-Вахдания). Аллах Один, у Него нет сотоварища, соучастника. Нет никого, кто бы походил на Него в Сущности, в качествах или в действиях.
- Неподобие творениям (Аль-Мухаляфату лиль-хавадис). Аллах не подобен творениям.
- Самодостаточность (Аль-Кыяму бинафсихи). Аллах ни в чем не нуждается. Аллах не нуждается в месте. Аллах не нуждается в том, кто осуществлял бы выбор. Все нуждается во Всевышнем, а Он ни в чем не нуждается.
- Жизнь (Аль-Хайят). Аллах живой и не меняется.
- Знание (Аль-Ильм). Аллах знает все, Его Знание не изменяется. Ему изначально известно все, что произойдет.
- Слух (Ас-Сам). Аллах все слышит, даже то, как муравей ползет по камню. Всевышний слышит не при помощи ушей или каких-либо других органов.
- Зрение (Аль-Басар).
- Аллах все видит, но не при помощи глаз или каких-либо других органов.
- Воля (Аль-Ирада). Без Воли Всевышнего ничего не происходит. В мире обычно соблюдается привычный порядок вещей: нож режет, огонь сжигает и так далее. Однако это лишь внешние связи – все происходит по Воле Аллаха. Если Аллах захочет, то привычный порядок вещей нарушится. Так, когда пророка Ибрахима, мир ему, бросили в огонь, пламя его не тронуло.
- Могущество (Аль-Кудра). Для Аллаха нет ничего невозможного, Он может все.
- Речь (Аль-Калям).
Речь Аллаха не такая, как у его творений, она предвечна, не сотворена, не состоит из звуков и букв. Коран не сотворен и предвечен. Однако каждое конкретное озвучивание Корана в этом мире, например, чтение Корана чтецом, сотворено. Это сложный вопрос вероучения, он подробно разбирается в книгах. Достаточно знать, что Речь Аллаха предвечна и не сотворена, и не сомневаться в этом. Также следует знать, что Всевышний Аллах:
- Живой.
- Знающий.
- Волеизъявляющий.
- Всемогущий.
- Слышащий.
- Видящий.
- Говорящий.
У Всевышнего есть еще не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он хочет, чтобы нечто существовало, то Он создает это; если не хочет – не создает. Аллах не обязан творить этот мир. Но Он захотел – и сотворил его. Всевышний творит без нужды творить. Нужно помнить, что все качества Всевышнего принципиально отличаются от человеческих, хотя для обозначения иногда ��спользуется одно и то же слово. Знание Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое. Все сыфаты Аллаха предвечны и не созданы.
Какие есть правила для женщин в исламе? Важной особенностью религии ислама является скромность. Верующие люди смиренны, терпеливы и мужественны. Оставаясь в тени, они ведут свой праведный образ жизни. Готовы к состраданию и щедрости.
Правила в исламе призывают женщину быть скромной, целомудренной, не выставлять себя напоказ. Женская одежда должна скрывать сексуальную привлекательность ее обладательницы от посторонних взглядов. Такие женщины вынуждены носить хиджаб. Считается, что так проявляется благородность и женственность мусульманских женщин.
Хиджаб несет определенное послание о женской покорности к божественной воле во всех аспектах ее жизни. Ей хочется, чтобы ее понимали и ценили за красивые поступки, доброту и скромность, отсутствие стремления к роскоши. Одежда должна быть просторной и не прозрачной. При этом не ограничивается выбор стиля, цветовой гаммы и вкусовых предпочтений. Скромным должно быть и поведение девушки.
Термин «исламская культура» немного отличается от того, что подразумевает религия. Говоря о культуре ислама, имеется в виду не арабская или восточная культура. В ней существуют общие элементы для всех мусульман, но есть и те, что отличаются в каждой стране.
В мусульманской культуре есть некоторые обычаи/традиции, которые могут быть больше мотивированы культурой, а не религией.
Исламская культура в основном основывается на Коране и можно выделить характерные ей черты:
- богоцентризм: вера в Аллаха и пророка Мухаммада, вера в Судный День, жизнь после смерти и Божественное наставление;
- скромность, мораль и семейные ценности: воспитание в человеке здоровых отношений в семьях и между супругами, уважение старших, это культура семейных ценностей, отвергаются экстремизм, азартные игры, одурманивающие вещества, гомосексуализм, прелюбодеяние и др.;
- ценность знаний: особое внимание получению образования, особо значимы области искусства, архитектуры, здоровья;
- призыв к исламу без принуждения: мусульмане считают, что если только дать человеку познать ислам, то истина восторжествует и человек найдёт в нём удовлетворение;
- равенство и терпимость: все люди равны, не может существовать никакой дискриминации.
«Сладость или радость?» в ОАЭ
Существующая ныне традиция аль-ляйля очень похожа на западный аналог – Хэллоуин, где дети ходят по домам и собирают сладости. Восточный обычай проходит 15-го шабана (восьмой месяц лунного мусульманского календаря), за месяц до Рамазана. В праздничный день дети гуляют по районам города, одетые в праздную одежду, собирают разные угощения в большие сумки – харита.
Всё это сопровождается местными песнями и стихами. Песнь «Атона Аллах Ютиком, Байт Мекка Юдикум», что переводится с арабского языка, как «Дайте нам, и Аллах вознаградит вас и поможет вам посетить Дом Аллаха в Мекке», гремит на улицах, когда предвкушающие детки ждут своей награды.
В Объединенных Арабских Эмиратах этот праздник считается неотделимым элементом культуры Эмиратов. В реалиях современного мира это праздник возвращает всех в более простые времена и отмечает важность крепких социальных отношений и семейных ценностей.
Игра в майбес в Ираке
Ранней ночью, после совершения ифтара, старшее поколения люде по всему Ираку устраивают общий сбор и вместе играют в майбес (михбес). Это игра предназначена преимущественно для мужчин. Суть игры заключается в том, что две группы, от 40 до 250 участникоа, поочередно скрывают михбес, или кольцо.
Такая своеобразная игра в обман начинается с лидеров обеих команд, который держит кольцо с закутанными в одело руками. Все оставшиеся члены команд должны сидеть смирно, при этом сжав руки на коленях, пока их лидеры скрытно передают михбес другим игрокам.
В ходе беседы соперники должны определить человека, держащего кольцо, опираясь лишь на язык тела.
Точное возникновение игры остаётся неизвестным, но она имеет важную культурную и историческую ценность. В предвоенные годы правительство страны устраивало общественные игры, собирая тысячи игроков со всего государства. К сожалению, эта практика была прекращена из-за начала военных действий. Игнорируя все невзгоды, жители страны вернули майбес, распространяя эту традицию среди отдельных общин.
История становления ислама как религии
Родиной ислама является Саудовская Аравия. До того как ислам распространился на аравийские народности (большую часть которых составляли пустынные кочевники), люди поклонялись многим богам, создавали себе культы из тотемов, благоговели перед стихиями. История не отрицает существование уже в те далекие годы эпицентров, куда купцы и мелкие ремесленники съезжались, чтобы продать товар и поклониться главным божествам.
В самостоятельную религию ислам был преобразован в VII–VIII веках благодаря стараниям пророка Мухаммеда. Культурные центры Мекка и Медина, где Мухаммед активно вел проповеди, стали святыми местами. Туда ежегодно стекаются тысячи верующих, чтобы совершить намаз, выказать свое почтение Богу, прикоснуться к святыням. Упоминание о передаче народу Священной книги ― Корана относится к середине VII века. Он был составлен со слов людей, бывших в окружении святого Мухаммеда, и неоднократно дополнялся. Рассказы, что сегодня изложены в Коране, снизошли на пророка буквально с небес, когда тот пребывал в уединении среди холмов пустыни.
Реальный Мухаммед, некогда живший на полуострове, собирая вокруг себя последователей, поверивших ему, в отличие от Иисуса, практически силой отучал людей от идолопоклонничества. Он не был судим или казнен, будто люди морально были давно к этому готовы. Через год-два после того, как ислам одержал победу над язычеством, Мухаммед умер вследствие серьезной болезни.
Сегодня мусульманство воспринимается нами, как настоящая угроза обществу, неприятие современного уклада жизни. Но изначально суть религии вовсе не заключалась в истреблении всех не верующих в Аллаха. И хотя существует много разных сект и религиозных течений, все-таки мусульмане очень ответственно относятся к своей вере, в то время как в православном мире вера для многих ― формальность.
В России немало мусульман проживает на территории Сибири, Кавказа, Поволжья и в других районах. В основном это татары, которые давно являются нашими соотечественниками. В Россию ислам пришел в ХХ веке. Из истории известно, что при Екатерине II отношение к религии мусульман было одинаковым: многие чиновники-нехристиане занимали руководящие посты на военной и государственной службе, радушно принимались при дворе. Им создавались все условия для длительного пребывания в стране: строились мечети, устанавливались права и привилегии.