Как получить лицензию на такси без открытия ИП?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на такси без открытия ИП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Разрешение или лицензия
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Требования к водителю и автомобилю
Требования к водителям могут отличаться в зависимости от региона проживания. Точный перечень условий нужно уточнять в местном представительстве Минтранса.
Общие требования к претендентам на занятие пассажирскими перевозками:
- российское гражданство;
- приемлемое состояние здоровья, позволяющее заниматься извозом;
- наличие водительских прав соответствующей категории;
- официальная работа в службе такси;
- стаж вождения не менее 5 лет.
К автомобилям, на которых планируется перевозить людей, тоже предъявляются определенные требования. К ним относится следующее:
- наличие документов на машину;
- регистрация и прохождение технического осмотра на территории России;
- полная исправность машины;
- наличие таксометра, аптечки, огнетушителя;
- присутствие опознавательного знака такси;
- определенный цвет авто, к примеру, белый или бело-желтый, но условие относительно цвета предъявляется не в каждом регионе.
Нужно проследить, чтобы все требования были соблюдены, иначе в выдаче лицензии откажут.
Как стать обладателем разрешения на машину черного цвета
Согласно законодательным нормам, принятым в 2017 году доступно получение лицензии исключительно на автомобили желтого цвета в российской столице и белых в МО.
Специалисты разъясняют, как поступить в ситуациях, при которых машина черного цвета.
В этой ситуации можно реализовать несколько вариантов:
- продажа автомобиля и покупка нового;
- перекрашивание кузова;
- намного дешевле, как рекомендуют эксперты, произвести покрытие кузова виниловой пленкой. Если потребуется пленка может быть снята и возвращен прежний цвет. При этом кузов будет надежно защищен от царапин, что сохранит лакокрасочный слой в изначальном виде.
Способы получения лицензии на работу в такси на своей машине
В соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ деятельность, связанная с перевозкой пассажиров, подлежит обязательному лицензированию. Таксистам, работающим на легковом транспорте, достаточно иметь разрешение на указанный вид деятельности. Выдается документ на 5 лет, но только при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Поэтому таксисту на своей машине необходимо перед получением разрешения необходимо получить статус ИП или оформиться на работу к юридическому лицу. Разберем эти способы:
- Лицензия на такси с ИП.
Целесообразно встать на учет в налоговом органе в качестве ИП в случае, когда частный извоз является основным заработком. Сначала необходимо подать необходимые документы в ФНС по месту регистрации, получить свидетельство о регистрации ИП, затем подавать документы на получение разрешения на работу в такси.
Предприниматель обязан: вести бухгалтерский учет, уплачивать налоги, обязательные взносы на пенсионное и медицинское обеспечение.
- Лицензия в такси у юридического лица.
Российское законодательство не предусматривает оплату за оформление лицензии. Но местные органы власти могут по своему усмотрению устанавливать государственный сбор. Поэтому информацию относительно того, за сколько можно купить лицензию на такси, следует узнавать в транспортном департаменте того региона, где она оформляется.
В Москве и Московской области документ выдается бесплатно. Автовладельцу надо только оплатить госпошлину за открытие ИП. Исключение составляет обращение за помощью в компании, оказывающие посреднические услуги по лицензированию. Здесь тарифы за оформление разрешения на пассажироперевозки могут достигать 10 тысяч рублей.
Автовладельцу, кроме оплаты лицензии, придется выделить деньги на:
- технический осмотр автомобиля;
- страховку;
- нанесение опознавательной разметки;
- приобретение необходимого оснащения (рация, таксометр и т. п.);
- оклейку машины, если цвет кузова не соответствует требованиям.
С учетом всех расходов сделать лицензию на такси будет стоить около 30 тысяч рублей. В эту сумму входит также оформление ИП или ООО. Как уже было сказано выше, разрешение действительно на протяжении 5 лет, а затем его можно продлить или переоформить, совершенно бесплатно. Необходимость в переоформлении может возникнуть, если изменились:
- регистрационный номер автомобиля;
- наименование юрлица или место его нахождения;
- ФИО индивидуального предпринимателя, его адрес регистрации.
Документы для получения разрешения на такси
1.2. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:
1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;
3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).
Для получения лицензии на такси потребуются следующие документы:
- Заявление.
- Копия паспорта.
- Копия свидетельства о регистрации автомобиля.
- Копия договора аренды, договора лизинга или нотариально заверенной доверенности (если автомобиль принадлежит другому лицу или организации).
Прочие документы при этом требовать от заявителя не должны, т.к. указанный перечень является исчерпывающим.
В каких случаях лицензия может быть отозвана?
Если указанные выше требования не выполняются, применяются следующие меры:
- В случае нарушения требований по оснащению автомобиля или требований к юридическому лицу (ИП) выдается предписание об устранении нарушений. В предписании указан срок, в течение которого нарушения должны быть исправлены. После исправления ИП или юридическое лицо передают документы, подтверждающие это, в организацию, выдавшую постановление. Если все в порядке, дополнительные меры не применяются.
- Если нарушения, указанные в предписании, не исправлены, то действие лицензии приостанавливается на 1 месяц.
Лицензия может аннулироваться по решению суда в следующих случаях:
- Если нарушения, указанные в предписании, не устранены в течение срока приостановления разрешешния.
- При повторном нарушении требований, предъявляемых к автомобилям такси.
- При нарушении требований к водителю такси (стаж меньше 3-х лет).
- Совершение водителем ДТП, в результате которого пассажиры или третьи лица получили средний или тяжкий вред здоровью, или погибли.
Плюсы и минусы перевозки пассажиров
Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.
Существует и разделение транспорта на бюджетный, средний и люксовый классы. И услуги варьируются также исходя из этого фактора. Помимо стандартного извоза можно встретить специализированные варианты, например, такси для инвалидов. В таком случае такси дополнительно оснащается или укомплектовывается необходимыми средствами.
Есть те, кто работают с координаторами-диспетчерами, а также те, кто пользуются только GPS-навигаторами и ПО фирмы, которое автоматически рассчитывает стоимость поездки по километражу и простоям. У каждого предпринимателя свой подход.
Но посмотрим, какие основные достоинства и недостатки этого вида бизнеса можно выделить.
Начиная с 2011 года, когда был создан закон № 69-ФЗ, внесший изменения в ряд законодательных актов, деятельность по пассажирским перевозкам, в том числе и такси, на территории РФ может осуществляться только при условии наличия лицензии.
При этом частный извоз считается предпринимательской деятельностью. Чтобы получить разрешение на самостоятельную работу с использованием своего автомобиля в качестве такси, вам придется оформлять ИП. Если до этого вы «бомбили» нелегально, закон о самозанятости вам не поможет.
Для получения лицензии и вы, и ваш автомобиль должны соответствовать ряду требований. Во-первых, ваш стаж вождения должен составлять не менее 5 лет. Во-вторых, автомобиль должен принадлежать именно вам — получить лицензию на работу в такси на автомобиле, который вы используете по доверенности, не удастся.
Автомобиль должен быть определенного цвета. Единого стандарта здесь нет, необходимо уточнять конкретные требования в каждом регионе. Например, в Москве лицензию для работы в такси может получить исключительно обладатель машины желтого цвета. В московской области разнообразия больше: помимо желтого, разрешение есть на белый и серый цвета. При этом важен не только визуальный аспект — чтобы получить лицензию, «правильный» цвет автомобиля должен быть прописан в СТС.
Машина должна проходить техосмотр каждые 0,5 года, об этом должны быть подтверждающие документы. Сам водитель для работы в такси с лицензией должен регулярно проходить медосмотр. На автомобиль устанавливаются так называемые «шашечки» — световой блок на крыше. В машине должен быть таксометр.
Выдачей лицензии на работу в такси занимаются органы власти, отвечающие за лицензирование, чаще всего это Министерство транспорта РФ. Гражданин, который хочет осуществлять работу водителем такси и получить лицензию, должен предоставить следующий пакет документов:
- заявление;
- копии паспорта (страницы с фото и прописка);
- документы, подтверждающие право владения автомобилем (тем, на котором он планирует работать);
- копию постановки автомобиля на учет в ГАИ;
- документы, дающие право на ведение предпринимательской деятельности;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Наличие лицензии — требование законодательства. Теоретически вы можете работать в такси и без разрешения, однако это грозит штрафами. И если в регионах и небольших городах вопрос получения лицензии стоит менее остро, то в крупных городах, а тем более в Москве, водители такси попадают под проверки сотрудников ГАИ очень часто.
В КоАП закреплено несколько случаев, связанных с неофициальным частным извозом, когда водителю грозит наказание. Ключевой — работа в такси без лицензии.
Это правонарушение влечет за собой штраф три тысячи рублей, а если вы зарегистрированы как ИП — десять тысяч. Также у вас имеют право изъять транспортное средство и отправить его на штрафстоянку. При многократном установлении факта работы в такси без официального разрешения водителя могут даже лишить прав.
Если вы используете символику такси — на автомобиле есть изображения «шашечек» или установлен световой плафон на крыше — но при этом не имеете лицензии, вам также грозит штраф в размере двух с половиной тысяч рублей для физического лица. Оформленный как ИП водитель такси без лицензии в этом случае будет вынужден заплатить двадцать тысяч.
Лицензия для работы в такси — это документ, который содержит данные водителя (в том числе и паспортные) и информацию об автомобиле, на котором он работает. Также там указана информация о выдавшем органе и месте его расположения. Водитель, который осуществляет деятельность в такси, должен иметь лицензию с собой всегда, как и остальные документы на авто. И быть готовым предъявить ее по требованию.
Так как работа в такси — это предпринимательская деятельность, в салоне автомобиля должна быть размещена информация о законных основаниях ее ведения: данные лицензии, данные лица ИП (ИНН, ОГРНИП). В свободном доступе у водителя должна быть документально подтвержденная информация о техосмотрах автомобиля и медосмотрах водителя.
Также при оплате услуг водитель такси обязан выдать пассажиру чек, поэтому автомобиль должен быть оборудован ККМ. Штраф за отсутствие чека составляет тысячу рублей.
Кто может стать самозанятым таксистом?
Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.
Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.
Какая альтернатива есть?
Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.
Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)
К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:
-
Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.
-
Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.
-
Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.
-
3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.
-
Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.
-
Доступ к автокредиту от банков-партнеров.
Кто выдает и документы
Выдача лицензий на такси находится в компетенции специально уполномоченного на это органа исполнительной власти каждого конкретного субъекта России. Соответственно, в каждом регионе орган разный, поэтому выяснять, куда обращаться, придётся самостоятельно.
В Москве, к примеру, лицензии выдаёт специальный отдел Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
А можно пойти самым лёгким путём и подать документы в электронном виде, воспользовавшись онлайн-сервисом Госуслуги. Этот способ наиболее удобен, поэтому можно смело его рекомендовать.
Стандартный перечень всех необходимых документов можно найти в ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ. Понадобятся:
- заявление на выдачу разрешения индивидуальному предпринимателю (если речь идёт об ИП);
- свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (потребуются как оригиналы, так и копии), либо копии свидетельства о регистрации юридического лица;
- уведомление о постановке на учет физического (юридического) лица в налоговом органе;
- копия удостоверяющего личность документа. Обычно это паспорт — нужно подать копии первой страницы и той, где указаны сведения о прописке;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (тоже и копии, и оригиналы);
- если автомобиль предполагается использовать по доверенности — копия заверенной у нотариуса доверенности на право распоряжения автомобиля;
- копия договора аренды или же договора лизинга, если автомобиль находится в распоряжении ИП на основании таких договоров;
- доверенность на представителя, если он представляет заявителя, подавая документы от его имени.
Лицензию не выдадут, если очевидно, что заявитель не может обеспечить безукоризненное выполнение хотя бы одного из перечисленных выше требований к самой организации (или ИП) или обслуживанию автомобильного парка. То есть если, например, нет договора с медицинским учреждением, проводящим обязательный медосмотр, нет достаточного для размещения автомобилей помещения, а сами они не оборудованы всем необходимым (таксометром, опознавательным фонарём и т.д.).
Кроме того, лицензия на такси может быть отозвана. Это происходит в случаях, если будут выявлены названные нарушения, или же водители осуществляют перевозку пассажиров вне пределов того региона, в котором выдана лицензия. Последнее обстоятельство требует дополнительного пояснения.
Дело в том, что водители такси не имеют права перевозить людей вне пределов субъекта РФ, на территории которого работают. Допустимо это только в одном виде: если пункт отбытия находится на территории данного субъекта, а пункт назначения — на территории другого.
То есть водитель может забрать своего пассажира дома, отвезти его в соседний регион и вернуться. А вот сажать в машину пассажира не на своей территории запрещено. Правда, бывают исключения. Например, такси, приписанные к Москве, могут развозить людей и на территории Московской области, и наоборот.
Цена на лицензию в столице и области
Цена лицензирования не фиксирована. Ее стоимость устанавливается местной администрацией. Кроме цены за лицензию, получатель должен будет внести госпошлину.
Стоимость лицензионного документа на извоз без открытия ИП:
- получение разрешительного документа составляет 3-5 тысяч рублей, по времени занимает от 7 до 21 дня;
- срочное получение желтых номеров составляет 10-14 тысяч рублей, оформляется в течение трех дней.
Доп.затраты на покраску авто и установку оборудования:
- установка таксометра – до десяти тысяч рублей;
- шашка с надписью такси и оформление разметки в виде шашек с боковых частей авто – до пяти тысяч рублей;
- окраска или оклейка ТС – 10-15 тысяч рублей;
- покупка рации или устройства с поддержкой интернет-соединения – 5 -15 тысяч рублей;
- для индивидуального предпринимателя бланки и квитанции, кассовый аппарат – 2-3 тысячи рублей;
- без оформления индивидуального предпринимательства – кассовый аппарат.
Как работать в такси на своей машине без лицензии через интернет
Водители, которые профессионально занимаются такси-перевозками не один год, методично нарабатывают себе постоянную клиентуру. Сама услуга постепенно трансформируется: от осуществления обычной разовой поездки до длительного обслуживания (например, в течение дня) и по сниженной стоимости (в пересчете на километр, конечно).
Это в чистом виде является выстраиванием собственного бизнеса, начинать который следует с самых первых дней работы в качестве наемного водителя (в том числе, при работе на проценте от заказа).
Это самый лучший формат работы, потому что он:
- Позволяет в итоге получить максимальную независимость от любых внешних факторов, как то: воля администрации виртуального агрегатора; политика частных автопарков в области выстраивания трудовых отношений с частными водителями;
- Позволяет оставлять у себя весь объем выручки без отчисления кому-либо каких-либо комиссионных.
Кроме того, когда вы начинаете взаимодействовать, а хуже того – зависеть от каких-либо контрагентов, то вы по факту проходите самый неприятный, негласный формат регистрации. При изменении политики государства в области условий для частных перевозчиков (например, в случае очередного «завинчивания гаек»), что компания-агрегатор, что таксопарк, с которыми вы сотрудничаете, в обязательном порядке должным образом предоставит властям всю имеющуюся у них информацию о вас, как о перевозчике (в том числе, и финансового характера).
И только если вы работаете самостоятельно, не взаимодействуя ни с какими партнерскими сервисами, только в этом случае вам гарантирована устойчивость вашего частного предприятия. Разумеется, жить на одних только клиентах, наработанных за долгое время, не перспективно. Деятельность нуждается в расширении, поэтому правильнее всего будет создать собственный Интернет-ресурс, посвященный такси-перевозкам и продвигать его в ТОП выдачи известных поисковиков.
Со временем к вам могут присоединиться другие такие же нелегальные таксисты, и у вас, таким образом, образуется собственный агрегатор (не такой глобальный, конечно, как Uber, но зато вы сами можете устанавливать здесь свои правила, а главное – цены).