Штрафы за неправильную перевозку опасного груза. Примеры из практики
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за неправильную перевозку опасного груза. Примеры из практики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
Комментарий к ст. 11.14 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.
Правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов устанавливаются Министерством транспорта РФ (в отношении воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в отношении железнодорожного транспорта), а также Минобороны России (в отношении государственной авиации). Так, согласно Положению о Министерстве транспорта РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, данное Министерство устанавливает правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; определяет порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов, а также опасных грузов.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте.
3. На воздушном транспорте порядок провоза крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается федеральными авиационными правилами, а также другими нормативными актами Минтранса России, а в отношении государственной авиации — Минобороны России, МЧС России и актами иных специально уполномоченных Правительством РФ органов, имеющих подразделения государственной авиации.
4. На морском транспорте согласно ст. 151 КТМ РФ груз может быть выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков в случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные ему в результате погрузки такого груза. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его полностью. В случае если такой груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному судном с таким грузом.
5. На внутреннем водном транспорте в соответствии со ст. 86 КВВТ РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в указанных случаях грузоотправителю не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.
В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.
6. На железнодорожном транспорте правила перевозки грузов, перечисленных в комментируемой статье, определяются в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. МПС РФ 27 декабря 1994 г.
Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.
Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25.
7. Субъекты данного правонарушения — граждане и должностные лица.
8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Статья 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности
часть 1
Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:
- Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
- Диспетчера
- Контролера автотранспортных средств
Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 2
Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий
штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 3
Если не проводится предрейсовый контроль, то будет
штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 5
В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей
штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 6
Нарушение прочих правил безопасности перевозок.
В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:
- Нарушения в путевом листе или его отсутствие
- Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
- Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
- Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
- Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)
Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор.
Перемещение горючего и опасного груза автомобильным транспортным средством автоматически подразумевает тщательное соблюдение определенных условий безопасности и определенных правил. К одному из самых основных правил можно отнести маркировку. На обозначающих знаках указывается, к какому типу относятся все перевозимые объекты, предметы. Указывается общий класс опасности, который им присвоен на законодательном уровне.
На основании данной маркировки при возникновении опасной ситуации можно понять, как обращаться с грузом. Все знаки маркировки наносятся на упаковку и на само транспортное средство, что перевозит груз. Среди иных, не менее важных правил перевозки опасного груза можно выделить:
- В машинах, перевозящих груз, должны присутствовать такие предметы, как огнетушитель в количестве двух штук, песок в мешках, лопата и ведро;
- Специальные отражающие свет таблички должны быть установлены по всей оси транспортного средства. На подобные обозначающие таблички должна быть нанесена фраза «Опасный груз» и цифровые данные относительно категории опасного груза;
- Наличие противооткатного упора, который обязательно должен соответствовать общему весу и модели используемого в процессе перевозки транспортного средства. Он обязательно должен соответствовать модели авто и его габаритам;
- Общее количество знаков, которые направлены на предупреждение об опасной и экстренной ситуации должно быть не менее двух. Они устанавливаются на расстоянии 10 метров впереди и сзади авто;
- У водителя в распоряжении должен быть яркого цвета жилет, а также карманный фонарь, которые пригодятся при устранении проблем на трассе.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.
При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.
Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.
Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.
При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.
Перемещение горючего и опасного груза автомобильным транспортным средством автоматически подразумевает тщательное соблюдение определенных условий безопасности и определенных правил. К одному из самых основных правил можно отнести маркировку. На обозначающих знаках указывается, к какому типу относятся все перевозимые объекты, предметы. Указывается общий класс опасности, который им присвоен на законодательном уровне.
На основании данной маркировки при возникновении опасной ситуации можно понять, как обращаться с грузом. Все знаки маркировки наносятся на упаковку и на само транспортное средство, что перевозит груз. Среди иных, не менее важных правил перевозки опасного груза можно выделить:
- В машинах, перевозящих груз, должны присутствовать такие предметы, как огнетушитель в количестве двух штук, песок в мешках, лопата и ведро;
- Специальные отражающие свет таблички должны быть установлены по всей оси транспортного средства. На подобные обозначающие таблички должна быть нанесена фраза «Опасный груз» и цифровые данные относительно категории опасного груза;
- Наличие противооткатного упора, который обязательно должен соответствовать общему весу и модели используемого в процессе перевозки транспортного средства. Он обязательно должен соответствовать модели авто и его габаритам;
- Общее количество знаков, которые направлены на предупреждение об опасной и экстренной ситуации должно быть не менее двух. Они устанавливаются на расстоянии 10 метров впереди и сзади авто;
- У водителя в распоряжении должен быть яркого цвета жилет, а также карманный фонарь, которые пригодятся при устранении проблем на трассе.
Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения
Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки. Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:
- удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
- маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
- допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
- аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
- товарно-транспортная накладная;
- ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.
Наказания за нарушения перевозки опасных грузов другими видами транспорта
Наказания за неправильную перевозку ОГ другими видами транспорта предусмотрены ст. 11.14 КоАП РФ и указаны в таблице.
Виды транспорта | Часть ст. 11.14 КоАП РФ | Размер штрафа, тыс. руб. | ||
гражданам | ответственным сотрудникам | организации | ||
Воздушный | 1 | 0,5–1 | 1–2 | 10–20 |
Внутренний водный | 2 | 0,3–0,5 | 0,5–1 | 5–10 |
Железнодорожный | 3 | 0,1–0,3 | 0,3–0,5 | 3–5 |
Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей
В мае 2021 года в Первом кассационном суде общей юрисдикции рассматривали жалобу нижегородского ООО «ТракАльянс». Компанию признали виновной в нарушении ч.1 ст.12.21.2 КоАП и наложили штраф в 400 000 рублей. «ТракАльянс» с решением был не согласен и дважды его обжаловал, но долгой судебной волокитой добился только снижения штрафа до 200 000 рублей.
За что же, собственно, оштрафовали предприятие? Летом 2019 года машина «ТракАльянса» перевозила перекись водорода, то есть опасный груз. И всё было в порядке, за исключением одного: при такой перевозке необходимо было иметь в машине пломбированные огнетушители минимальной емкостью 12 килограммов, а по факту имелся огнетушитель массой всего 6 килограммов и без пломбы. Только за это предприятию выписали огромный штраф.
Кассационный суд, тщательно рассмотрев дело, окончательно признал «ТракАльянс» виновным в нарушении правил перевозки опасных грузов. Несмотря на то, что компания судилась почти 2 года, штраф придется выплатить. (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. по делу N 16-377/2021.)
Сущность правонарушения по ст. 12.21.2 КоАП РФ
У этой статьи имеется специальный объект — это связанные с источником повышенной опасности общественные отношения. Объективная сторона разделена на две части.
Первая предусматривает наказание за отсутствие у водителя специальных документов, которые в обязательном порядке должны присутствовать не во всех случаях, а только при перевозке опасных грузов. Под отсутствием в данном случае понимается не следствие обычной невнимательности, а нарушения в организации перевозки. К числу документов относятся свидетельство о подготовке водителя и о допуске ТС, а так же специальное разрешение.
Вторая часть предусматривает наказание непосредственно за нарушение правил перевозки опасных грузов, кроме всего того, что относится к ч. 1 данной статьи. Речь идёт в первую очередь о п. 23.5 ПДД, который содержит предписание того, что перевозка осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Правила перевозки любых грузов определяют, что перевозка опасных осуществляется в соответствии с требованиями, определяемыми приложениями А и В ДОПОГ.
Субъектами правонарушения могут быть водители, должностные лица и юридические, осуществляющие перевозки. При этом ИП несут такую же ответственность, как и юридические лица.
Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:
- Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
- Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
- должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
- транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
- в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
- как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
- ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
- окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
- наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
- запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
- если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.
Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.
- ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
- Транспортировка особо опасных грузов должна производиться:
- в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
- производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.
Если водитель осуществляет нарушение правил перевозки грузов, то его однозначно ждет штраф, который может назначаться в размере 500 — 500 000 рублей. Рассмотрим подробнее, за что какой штраф назначается:
- Если водитель нарушил правило транспортировки груза и его буксировки во время гололеда, то штраф может назначаться минимальным, он составляет всего 500 рублей, в некоторых случаях может быть предъявлено устное уведомление.
- Если не по всем правилам осуществлялась перевозка тяжеловесных грузов и на это нет никаких специальных документов и разрешений, тогда перевозчику могут предъявить штраф в размере 2500 рублей и даже лишить водительских прав на полгода. Особое внимание надо обратить, если водителем выступает должностное лицо, тогда сумма штрафа может составлять 15 000 рублей, а юридическому лицу придется оплатить 500 000 рублей.
- Если имеется нарушение правил перевозки тяжелого груза, который превышает массу на 5 % от заявленной, то водителю может грозить наказание в виде штрафа от 1000 рублей и до 250 000 рублей. Денежное взыскание будет рассчитываться в соответствии с нарушением и опасностью, которое оно несет для окружающих.
Что смягчает ответственность
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, могут признать смягчающими следующие обстоятельства / ст. 4.2 КОАП РФ:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения;
- добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
- оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
- Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.
Перевозка грузов является одной из наиболее развитых и успешно развивающихся отраслей российского малого предпринимательства. Это объясняется тем, что она используется в качестве связующего звена между производителем и поставщиком сырья с одой стороны или покупателем с другой.
При этом, данное направление регулярно подвергается множеству рисков, которые можно классифицировать следующим образом:
- Одним из основных факторов можно назвать человеческий. На первый взгляд возникновение штатной ситуации, предусмотренной трудовым законодательством может привести к срыву условий сделки, а значит возникновению ответственности исполнителя перед грузоотправителем. В качестве примера можно привести вариант внезапного заболевания водителя и отсутствие его замены. В этом случае, перевозчик попадает под вышеупомянутый риск неисполнения своих обязательств.
- Не меньший риск затрагивает техническое состояние транспортных средств перевозчика. Не стоит объяснять, что свойство «ломаться» присуще даже новым механизмам, поэтому гарантии от этого быть просто не может.
- Не менее значимым можно выделить фактор, подразумевающий слабую законодательную базу:
- если взять в пример аналогичную ситуацию, происходящую в Европе, здесь взаимоотношения сторон регулируются согласно требованиям Конвенции о договоре транспортировки груза автомобильным транспортом. Документ, помимо общих требований, ограничивает размер максимального лимита ответственности перевозчика перед заказчиком в случае ущерба, принесённого в виде частичной или полной утраты товара. Его величина не должна превышать 8,93 евро за 1 кг;
- Российское законодательство определяет стоимость груза размером, указанным в счёт фактуре или договоре. При этом материальная ответственность транспортной компании прописана тексте ст. 796 ГК РФ. Хотя, в данной ситуации именно она и является наиболее уязвимой с точки зрения происходящего. Причём в ряде факторов отрасль подвергается риску, не зависящему от перевозчика.
- Ещё одни условием, влияющим на несовершенство отношения российских перевозчиков к страхованию груза это недоверие к страховщику:
- несмотря на широкий перечень компаний, занимающихся данной деятельностью и предоставляющих аналогичные услуги, при возникновении страхового случая, каждая из них стремится отказать в выплате или в худшем случае, снизить её размер. В большинстве случаев они добиваются своего, так как со стороны закона имеют большую защиту, чем перевозчик или грузоотправитель;
- таким образом, небольшие транспортные компании игнорируют страхование груза, принимая всю ответственность на себя;
- позволить приобретение полиса могут лишь крупные логисты, компенсирующие его стоимость за счёт объёма перевозок.
С другой точки зрения риск можно охарактеризовать по иному:
- Объективный – попадание под стихийное действие (землетрясение, ураган, наводнение, извержение вулкана, экологическая катастрофа), сюда относится и политический, а так же военный риск.
-
Субъективный – предусматривающий участие человеческого фактора. В свою очередь он разделяется на 2 категории:
- целенаправленный (мошенничество, грабёж, разбой, хулиганство, кража и иные действия за которые предусмотрена уголовная ответственность);
- непредумышленный, допускающий возникновение внештатной ситуации, произошедшей без злого умысла (ДТП, пожар, ошибки транспортировки, например перевозка насыпного груза без борта).
Правила обеспечения безопасности
Данный перечень определяется индивидуально для каждого вида транспортного сообщения:
- Морская контейнерная перевозка – Приказом Минтранса от 21.04.2003 г. № ВР-1/п.
- В отношении железнодорожного транспорта действуют правила, предусматривающие транспортировку опасных веществ – прописанные в Постановлении Госгортехнадзора России № 50 от 16.08.1994 г.
- Воздушное сообщение тоже, регулируется в отношении грузов, имеющих классификацию «Опасные».
- Автомобильные грузоперевозки находятся в юрисдикции Приказа Минтранса от 15.01.2017 г. № 7, приводящего ключевые моменты, на которые, при отправлении в рейс, следует обратить пристальное внимание:
- требования касающиеся запрета погрузки груза сверх нормы (перегруз) и выступающего за габариты;
- условия, затрагивающие специфические особенности выполнения погрузочных работ и фиксации в кузове;
- факторы, не допускающие использование конкретного транспортного средства для осуществления перевозки груза;
- требования к элементам фиксации товара в кузове и правила их использования;
- характеристики, предусматривающие безопасность осуществления рейсов с крупногабаритными и тяжеловесными грузами;
- критерии и ссылки на иные международные законодательные акты при транспортировке опасных грузов