Что такое неразграниченные земли и кому они принадлежат
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое неразграниченные земли и кому они принадлежат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Что такое неразграниченные земли и кому они принадлежат
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 3.3
1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Разграничение государственной собственности на землю
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.
С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.
Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 — 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.
Продать или сдать в аренду (бессрочное или безвозмездное пользование) участки, госсобственность на которые не разграничена, могут (п. 2 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ):
- органы местного самоуправления округа или городского поселения, если участок расположен в городских округах и поселениях;
- органы местного самоуправления муниципального района, если участок находится в сельских поселениях и на межселенных территориях;
- органы исполнительной власти городов федерального значения, если участок расположен на территории этих городов. Например, в Москве это Департамент городского имущества (ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 «О землепользовании в городе Москве», п. п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.22, 4.2.4 Положения о ДГИ г. Москвы);
- Росавтодор, если участок нужно передать под федеральные автодороги. При этом неважно, где находится участок;
- органы власти субъектов РФ, если участок нужно передать под региональные автодороги. При этом неважно, где находится участок;
- Росимущество в случаях, если ему передали право распоряжаться участками от органов местного самоуправления.
Указанные органы также могут устанавливать сервитут, выдавать разрешения на использование, заключать соглашения или принимать решения о перераспределении, заключать договоры мены в отношении участков, госсобственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления таких услуг, как правило, регламентирован этими органами.
Список использованных источников
- Конституция РФ: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации РФ (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – ст. 4552.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательств Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147
- Ахетова О.С. Право собственности на землю в Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 2.
- Возникновение, прекращение и защита права собственности: постатейный комментарий глав 13, 14, 15 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Андропов, Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009.
- Волкова М.А. Гражданское право. Часть 1 (учебно-методический комплекс). М.: Статус, 2008.
- Гатин А.М. Гражданское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007.
- Гражданское право: учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.Н. Садиков и др. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т.2.
- Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Журнал российского права. 2006. № 12.
- Карташова Ю.А., Гришина Я.С. Все о земельных участках: основания и порядок приобретения. М.: Омега-Л, 2008.
- Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Д.С. Бондаренко, Е.А. Галиновская и др.; под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009.
- Нецветаев А.Г. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
- Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муниципальной собственности на земельные участки // Современное право. 2009. № 4.
- Стародумова С.Ю. О способах признания права собственности на земельные участки / С.Ю. Стародумова // Адвокат. 2009. № 5.
- Царикаева Ж.М. Особенности правового закрепления института собственности в Конституции РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 2.
- Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Дашков и К, 2007.
Субъекты и объекты собственности
Субъекты права собственности на землю – собственники конкретных земельных участков, наделенные земельными правами и несущие обязанности в соответствии с земельным законодательством. |
Объект права собственности на землю – в общем, участок земли как пространственный базис в определенных границах фиксированной площади и местоположения. |
Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти; города, районы, населенные пункты в лице органов местного самоуправления. |
Весь земельный фонд страны (кадастровая оценка, мониторинг и др.). |
Граждане, объединения людей, семьи, народ, население, социальная группа, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. |
Земля в пределах территориально-административной единицы (предоставление, изъятие земель, зонирование, планировка и др). |
Юридические лица – коммерческие и другие организации, в том числе иностранные, не могут быть субъектами земельных правоотношений филиалы и представительства предприятий. |
Отдельный земельный участок (в части использования). |
В отличие от субъектов, объекты собственности на землю являются пассивной стороной отношений собственности (системы отношений между людьми по поводу присвоения и отчуждения земельных участков). |
Законодательное регулирование
Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:
- Земельным кодексом (ЗК РФ);
- Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Гражданским кодексом РФ;
- Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.
Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.
Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:
- Земли правительственных зданий и учреждений;
- Участки казённых и унитарных предприятий;
- Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
- Земли госкомпании Росавтодороги.
К региональным землям, помимо участков, занятых органами местных властей и казённых учреждений, относятся также внутренние сельскохозяйственные территории, а к муниципальным – земли под принадлежащими администрации зданиями (п. 2,3 ст. 3.1 ФЗ № 137).
Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.
Hеразграниченная собственность на землю
Вся земля в стране определяется по форме собственности на разграниченную и не разграниченную землю.
Разграниченная земля может быть представлена следующими формами собственности: В любой форме собственности на участки земли, которые являются разграниченными, существуют документы, устанавливающие земельные права.
Федеральный закон от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предусматривает возможность на распоряжение неразграниченной землей муниципальными районами, за исключением городов-федералов (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Колхозы и совхозы распределяли по несколько гектаров земли на каждого работника, составлялись списки дольщиков, выдавались свидетельства о праве на земельный пай.
Алена Пшеничникова, руководитель Правового департамента Консалтинговой группы «Партнер» Опубликовано: журнал «Стройэксперт», декабрь 2007 года
- собственность Российской Федерации,
- собственность субъектов Российской Федерации,
- собственность муниципальных образований.
На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов.
Правовой режим государственной собственности на землю
Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.
Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.
Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции. Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст. 71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.
Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ). Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ). Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).
Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:
- объектами атомной энергии, космической деятельности;
- федеральными энергетическими системами;
- путями сообщения федерального значения;
- объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.
Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:
- возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
- преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.
Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?
3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью
понимается
имущество
,
принадлежащее
на праве
собственности
городским и сельским поселениям, а также другим
муниципальным
образованиям.
Неразграниченная государственная собственность
на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.
Кто распоряжается участками, госсобственность на которые не разграничена
Продать или сдать в аренду (бессрочное или безвозмездное пользование) участки, госсобственность на которые не разграничена, могут (п. 2 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ):
- органы местного самоуправления округа или городского поселения, если участок расположен в городских округах и поселениях;
- органы местного самоуправления муниципального района, если участок находится в сельских поселениях и на межселенных территориях;
- органы исполнительной власти городов федерального значения, если участок расположен на территории этих городов. Например, в Москве это Департамент городского имущества (ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 «О землепользовании в городе Москве», п. п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.22, 4.2.4 Положения о ДГИ г. Москвы);
- Росавтодор, если участок нужно передать под федеральные автодороги. При этом неважно, где находится участок;
- органы власти субъектов РФ, если участок нужно передать под региональные автодороги. При этом неважно, где находится участок;
- Росимущество в случаях, если ему передали право распоряжаться участками от органов местного самоуправления.
Указанные органы также могут устанавливать сервитут, выдавать разрешения на использование, заключать соглашения или принимать решения о перераспределении, заключать договоры мены в отношении участков, госсобственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления таких услуг, как правило, регламентирован этими органами.
Какие территории относят к неразграниченным
Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.
Таким образом, среди них оказываются:
- сельхозучастки;
- земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
- наделы, расположенные внутри поселений;
- участки, на которых планируется промышленное строительство.
Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.
На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.
Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:
- предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
- передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
- разграничение земли для последующего ее использования.
Кто вправе предоставлять земельный фонд:
- власти города или муниципального округа;
- местные органы поселений.
Понятие и виды государственной собственности на землю
К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.
Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:
- Федеральные земельные участки;
- Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
- Земли муниципалитетов;
- Неразграниченные земельные наделы.
Оборот земель неразграниченной государственной собственности
Если вы хотите узнать, как в 2021 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва.
- Санкт-Петербург.
Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:
- Земельным кодексом (ЗК РФ);
- Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Гражданским кодексом РФ;
- Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.
Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.
Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:
- Земли правительственных зданий и учреждений;
- Участки казённых и унитарных предприятий;
- Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
- Земли госкомпании Росавтодороги.
Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.
Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:
- Сельскохозяйственные участки;
- Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
- Неразграниченные земли внутри поселений;
- Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.
К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.
Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.
Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:
- Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
- Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
- Путём разграничения для дальнейшего использования.
Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:
- Городские власти;
- Органы самоуправления поселений;
- Власти муниципальных округов.
При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).
Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.
Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.
Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:
- Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
- Развития территории и привлечение инвестиций;
- Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
- Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
- Реализации программ регионального развития;
- Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.
Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.
Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.
Процедура разграничения имеет следующий порядок:
- Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
- Уполномоченный на решение вопросов распределения земе��ь комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
- Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
- При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
- После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.
Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.
В тексте заявления следует указать:
- ФИО и должность заявителя;
- Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
- Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
- Кадастровый номер земельного надела;
- Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
- Цели и план использования участка.
Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?
3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.
Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.
Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.
Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.
В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
(введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ)
1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 , от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
Hеразграниченная собственность на землю
124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).
Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.