Права и обязанности понятых при участии в уголовных и административных процессах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности понятых при участии в уголовных и административных процессах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно КоАП РФ права понятых включают в себя денежную компенсацию понесенных расходов. К таким расходам можно отнести затраты на проезд и проживание. А также человеку должны оплатить пропущенные дни работы в размере средней зарплаты.

Комментарий к Статье 25.7 КоАП РФ

1. Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.

2. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

3. Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.

4. Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечивать потерпевшим возможность получать компенсацию за причиненный ущерб. По смыслу этой статьи Конституции РФ законом также охраняются права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред вследствие совершения административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

Таким образом, в деле об административном правонарушении потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью потерпевшего связывается с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Кратковременным расстройством здоровья признается заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью не менее шести дней, но не более трех недель. Незначительная утрата трудоспособности заключается в стойкой утрате общей трудоспособности (в результате нанесенного повреждения) до 10%.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения (например, повреждение автомобиля вследствие нарушения Правил дорожного движения), в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (когда, например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью).

Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. В отличие от уголовно-процессуального законодательства ни ст. 25.2 КоАП РФ, ни другие его статьи не устанавливают специального процессуального порядка признания лица потерпевшим. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от административного правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

При этом лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Об этом свидетельствуют положение ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающее отражение в протоколе об административном правонарушении сведений о потерпевших (если они имеются), а также положение ст. 29.10 Кодекса о том, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, его совершившим), одновременно с назначением административного наказания вправе судья в процессе рассмотрения дела об этом правонарушении. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения, он разрешается только судом в порядке гражданского судопроизводства. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Крайне важно, например, что законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с положениями КоАП РФ защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители. Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Среди указанных выше прав потерпевшего одним из важнейших является право заявлять ходатайства. Проиллюстрируем полезность реализации этого права на следующем примере. Поскольку степень причиненного потерпевшему физического или имущественного вреда должна учитываться при определении тяжести правонарушения и меры наказания, потерпевшему в ряде случаев желательно производство соответствующей экспертизы. Производство экспертиз и проведение исследований нередко необходимо и в других случаях для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В этой связи важно, что потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Такое право следует понимать как право потерпевшего давать объяснения по собственной инициативе. Формально в ст. 25.2 КоАП РФ ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля ст. 25.6 КоАП РФ.

Защитник и представитель

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

Защитник и представитель уполномочены отстаивать законные интересы соответственно лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, оказывать юридическую помощь в осуществлении их прав. Возможность пользоваться юридической помощью защитника и представителя является важной, определенной ст. 48 Конституции РФ, гарантией защиты прав и свобод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего. Защищая интересы этих лиц, действуя на основании полученных от них полномочий, защитник и представитель вместе с тем как участники производства по делу наделяются определенной самостоятельностью, обладают соответствующими правами и обязанностями.

В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, как это предусматривалось ранее действовавшим КоАП РСФСР, но и любое иное лицо. Представителем также может быть как адвокат, так и любое иное лицо. Таким образом, защитник и представитель как участники производства по делу об административном правонарушении — это обобщенные понятия, включающие адвоката и любое другое лицо.

Адвокат — понятие более узкое, это профессиональный защитник (представитель), член коллегии адвокатов. Независимо от того, оказывает ли юридическую помощь своему доверителю адвокат или иное лицо, они обладают одинаковыми процессуальными правами и имеют одни и те же процессуальные обязанности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.

Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, выданной лицом, обратившимся к нему за юридической помощью. Порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия и другие обстоятельства должны отвечать требованиям законодательства. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лица не должны выступать защитником или представителем также и из-за их предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у них может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела.

Защитник и представитель обязаны в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся к ним за юридической помощью. Защитник и представитель обязаны немедленно доводить до сведения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, об обстоятельствах, говорящих в пользу своих доверителей, о нарушениях их прав с тем, чтобы эти нарушения своевременно были устранены. При этом защитник и представитель призваны защищать и отстаивать не всякие интересы лиц, которым они оказывают юридическую помощь, а только законные интересы и только законными средствами и способами.

Защитник и представитель не могут в угоду своим доверителям любыми способами выгораживать их, искажать факты и имеющуюся информацию, вводя в заблуждение судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. В то же время защитник и представитель не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. Принципиально недопустимы также приемы, направленные на умышленную затяжку производства по делу необоснованными ходатайствами, представление заведомо сомнительных или ложных доказательств и т. п.

Защитник самостоятельно, по внутреннему убеждению, основанному на всесторонней оценке материалов дела, определяет свою процессуальную позицию. При этом он руководствуется законом и своим правосознанием. Разумеется, защитник советуется с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, учитывает его доводы и соображения, но окончательное решение принимает самостоятельно и полностью несет ответственность за него. Несмотря на процессуальную самостоятельность, положение защитника характеризуется односторонним характером его деятельности: он обязан выявлять только обстоятельства, оправдывающие лицо, в отношении которого ведется производство по делу, или смягчающие его ответственность.

Читайте также:  Как купить землю: пошаговая инструкция и лайфхаки от риэлторов

Однако защитник не должен идти на поводу у своего доверителя, отрицая его причастность к совершению правонарушения, если пришел к выводу о доказанности этого факта. О намеченной линии защиты защитник обязан поставить в известность лицо, в отношении которого ведется производство по делу. Долг защитника — убедить своего доверителя в необходимости дать правдивые показания, разъяснить ему, что раскаяние является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Защитник должен также разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, его право на приглашение другого защитника или на отказ от защитника совсем.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; участвовать в рассмотрении дела, присутствовать при осуществлении мер обеспечения производства по делу; с разрешения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых дело находится, задавать вопросы лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

В частности, они вправе заявлять ходатайства о приобщении к делу документов и вещественных доказательств, о вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта, и др. При этом заявлять ходатайства защитник и представитель могут с момента их допуска к участию в производстве по делу об административном правонарушении, т. е. уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела.

В случае если физическое лицо подвергнуто административному задержанию в связи с административным правонарушением до составления протокола о правонарушении, защитник может заявлять ходатайства с момента административного задержания. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Защитник и представитель могут в целях собирания справок, характеристик и иных документов направлять запросы в государственные и муниципальные органы, организации любой формы собственности, общественные объединения.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать это дело. Таким образом, осуществляя надзор, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном как КоАП РФ, так и законом субъекта РФ об установлении административной ответственности.

Однако в КоАП РФ указаны случаи, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором. Это правонарушения, связанные с нарушением права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); нарушением установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5); принуждением к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40); нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24) и др. Исключительная компетенция прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях рассматривается в ст. 28.4.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое в течение суток с момента его составления (а в случаях, если правонарушение влечет административный арест — немедленно) направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об этом правонарушении. В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ, определяющей статус прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях, он извещается о месте и времени рассмотрения дела, возбужденного по его инициативе, любого дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Прокурор также вправе участвовать в рассмотрении любого дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Теперь конкретно о тех мероприятиях, когда приглашают понятых. В количестве не менее двух человек они должны присутствовать при следующих уголовных процессах:

  • обыск помещения или личный обыск;
  • выемка;
  • опознание преступника;
  • наложение ареста на имущество;
  • осмотр места преступления, следов преступления, трупа;
  • проведение следственного эксперимента;
  • осмотр почтово-телеграфных отправлений;
  • проверка показаний на месте.

Когда речь идет об административных правонарушениях, то присутствие понятых необходимо в следующих случаях:

  • досмотр гражданина;
  • досмотр транспорта;
  • изъятие документов или другого имущества;
  • задержание транспорта;
  • осмотр помещения юридического лица.

Статус понятого накладывает на гражданина определенные права и обязанности. Они прописаны в 3 и 4 частях статьи 60 УПК РФ.

Права понятого:
Обратите вниманиеУголовным Кодексом РФ предусмотрены меры наказания за дачу заведомо ложных показаний, в зависимости от обстоятельств правонарушения они могут закобчаться в штрафе до 80 тыс. руб или до 2-х лет исправительных работ. В этой статье мы расскажем подробно о этих мерах.

Просят стать понятой, что мне надо знать?

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

ВС объяснил, когда полицейский может стать понятым

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.

Понятым может выступать любой гражданин РФ, за исключением:

  • лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • граждан, которые участвуют в уголовном процессе, а также их родственников;
  • представителей исполнительной власти, которые, в соответствии с федеральным законом, уполномочены вести оперативно-розыскную или уголовно-процессуальную деятельность в области предварительного расследования.

В административный процесс институт понятых вошел несколько позже, по сравнению с уголовным. И все же нашел законодательное закрепление. Так, понятые (КоАП РФ) могут быть приглашены в определенных случаях, которые предусмотрены указанным кодексом, по приглашению должностного лица, у которого в производстве находится данное дело об административном правонарушении. Их количество должно быть не менее двух. Об их участии в протоколе делается запись. Права и обязанности понятого в административном процессе схожи с таковыми в уголовном.

Абсолютно всем стоит помнить, что ни уголовно-процессуальное право, ни иные законодательные акты не регламентирует порядок привлечения гражданина сотрудниками полиции в качестве понятого. Поэтому и ответственности за отказ не предусмотрено. Это исключительно право, а не обязанность. Следовательно, вы вполне можете отказаться быть понятым, без объяснения каких-либо причин. И уж тем более никто вам не имеет право это навязывать или угрожать какими-либо мерами.

Участие понятых в следственных действиях

Понятые — это простые граждане, которых пригласили сотрудники следственных органов для участия в следственных мероприятиях. Это абсолютно случайные и посторонние люди. Они никак не заинтересованы в проводимом следствии.

А нужны они для того, чтобы подтвердить полученные в ходе дознавательных мероприятий данные. То есть они выступают своего рода свидетелями. Только не случайными, а специально приглашенными. И их участие официально оформляется в документах.

Часто у людей возникает вопрос: «Имею ли я право отказаться быть понятым?» Ведь может быть такая ситуация, когда человека приглашают поучаствовать в следственном мероприятии, а он не может или не хочет этого делать в силу определенных обстоятельств. И кажется, что если сейчас откажешься, то это повлечет серьезные последствия.

Читайте также:  Как использовать материнский капитал на покупку жилья с ипотекой

На самом деле все гораздо проще. Быть понятым это вовсе не строгое обязательство гражданина, а скорее его свободное право. И на приглашение следователя или полицейского вполне можно ответить однозначным отказом.

При этом вовсе не обязательно говорить причину своего отказа. И не надо выдумывать наиболее уважительный повод. Никакой ответственности за отказ также не предусматривается. Просто сотрудники органов будут вынуждены искать себе других кандидатов. Но это уже их работа.

И уж конечно никто не подумает о причастности отказавшегося человека к преступлению. Для таких обвинений нужны гораздо более серьезные доводы.

Теперь конкретно о тех мероприятиях, когда приглашают понятых. В количестве не менее двух человек они должны присутствовать при следующих уголовных процессах:

  • обыск помещения или личный обыск;
  • выемка;
  • опознание преступника;
  • наложение ареста на имущество;
  • осмотр места преступления, следов преступления, трупа;
  • проведение следственного эксперимента;
  • осмотр почтово-телеграфных отправлений;
  • проверка показаний на месте.

Когда речь идет об административных правонарушениях, то присутствие понятых необходимо в следующих случаях:

  • досмотр гражданина;
  • досмотр транспорта;
  • изъятие документов или другого имущества;
  • задержание транспорта;
  • осмотр помещения юридического лица.

Очень часто юристам задают вопросы по поводу законности остановки транспортного средства и принуждения водителя и пассажира становиться понятыми. Предположим, муж и жена едут в машине.

Машину остановил патрульный экипаж ГИБДД. Инспекторы вынудили мужа и жену стать понятыми при обыске. Сотрудники полиции настойчивость свою мотивировали отсутствием в это время каких-либо других кандидатур. И все-таки: можно ли было отказаться? Правомерны ли действия экипажа?

На эти вопросы дает четкий отчет начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России:

Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого отнесена Административным регламентом исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения (утвержден приказом МВД России от 23 августа 2017 года № 664) к числу оснований для предъявления сотрудником Госавтоинспекции требования об остановке транспортного средства.

Получается, в остановке машины читателя не было ничего противозаконного. Однако вынуждать кого бы то ни было становится понятыми сотрудники точно не имели права.

Закон определяет «понятым» любое совершеннолетнее лицо, незаинтересованное в исходе конкретного дела. Понятых всегда должно быть не менее 2-х. Однако быть понятым — это право, а вовсе не обязанность гражданина. Поэтому действующим законодательством каких-либо санкций за отказ от реализации данного права не предусмотрено.

Если гражданин считает, что сотрудниками Гоавтоинспекции были нарушены его права, он всегда может обратиться с жалобой к руководству соответствующего подразделения или в ГУОБДД МВД России. И там будут приняты меры.

Это один из участников административного либо уголовного дела. По своей сути это обычный гражданин, оказавшийся рядом с местом осуществления следственного мероприятия, и приглашенный работником, проводимым дознание или следствие, для подтверждения свершившегося факта, установленного в результате такой деятельности.

Законодательно этот статус регламентирован статьёй 60 УПК РФ. Этой же нормой определены исключения. В соответствии с её положениями понятыми не могут стать:

  • лица, не достигшие совершеннолетия
  • стороны процедуры и их граждане, имеющие родственные связи с ними
  • сотрудники полиции, оперативные работники и другие субъекты, проводившие оперативно-розыскную деятельность или занимающиеся расследованием преступлений

Надо отметить, что доказательственная база, закрепляемая соответствующим действием, может признаваться в суде недопустимой при определении понятых участниками, которыми они не могли стать.

Такому участнику уголовной процедуры отводится цель контроля достоверности информации о проводимых мероприятиях, вносимые в соответствующие документы.

Учитывая, что его главной обязанностью является наблюдение за всеми этапами проводимых процессов, он должен в дальнейшем при подготовке протокола удостоверить вносимые в него данные.

Права и обязанности понятых при участии в уголовных и административных процессах

Уголовно-процессуальный закон наделяет его следующими возможностями:

  • участвовать в проведении следственного мероприятия
  • заносить в протокол свои заявления и замечания
  • знакомиться с составленными документами
  • выражать протесты на действия и решения работников, накладывающих ограничения на его права

Очень часто привлекаемые субъекты, не владеют информацией о своих правах и не придают значения множественным злоупотреблениям нечестных представителей правоохранительных органов.

Необходимо внимательно читать, что представлено для удостоверения. Если что-то вызывает недоверие, лучше изложить в соответствующем документе. Не нужно забывать, что иногда от этого может зависеть дальнейшая жизнь человека.

Кроме того, тот, кто может быть понятым при составлении протокола, вправе:

  • Комментировать и свободно высказывать замечания.
  • Получить средства, потраченные на участие в мероприятии.
  • Рассчитывать на часть зарплаты, не полученной из-за оказания помощи сотрудникам следственных органов.
  • Получить компенсацию за затраченное время, если он ни где официально не трудоустроен.

При наделении таким статусом человек обретает обязательства, которые необходимо соблюдать. К ним можно отнести:

  • Внимательное наблюдение за осуществлением следственных мероприятий.
  • При получении вызова в суд либо к следователю обязательное их посещение.
  • Не разглашать сведения, полученные им при проведении такой деятельности.

Надо отметить, что выполняться они должны беспрекословно и добросовестно, в ином случае, УПК РФ предусмотрены меры позволяющие их осуществить. Так, например, при вызове следователя необходимо являться к нему в назначенное время, иначе явка будет обеспечиваться принудительным приводом.

Проведение процесса предполагает необходимое присутствие и участие при:

  • аресте имущества
  • проведении осмотра
  • следственный эксперимент
  • обыск, выемка
  • прослушивание телефонных и других переговоров
  • осмотр, выемка и снятие копий почтово-телеграфных отправлений
  • проверка показаний на месте
  • предъявление для опознания

Прежде чем начать мероприятие, должностное лицо проверяет личность понятых, объясняет им их процессуальные возможности и обязательства, а также порядок проведения процедуры.

Иногда к ним предъявляются дополнительно и другие требования. Например, осуществляя личный обыск к участию допускаются субъекты, имеющие тот же пол, что и подвергаемый такой процедуре.

Понятия «понятой» и «свидетель» сильно разнятся, несмотря на их схожесть. Понятым является человек, которого приглашают в качестве надзорного лица за проводимыми следственными действиями. При этом к понятому предъявляются следующие требования:

  • Это должно быть совершеннолетнее лицо;
  • У него должны отсутствовать психические заболевания;
  • Он не должен иметь отношения к органам исполнительной власти (как лично, так и через родственников и знакомых);
  • Его не должен интересовать исход дела, к которому его привлекают.

При этом понятым человек становится на добровольной основе по просьбе сотрудников исполнительной власти.

Помимо обязанностей, при получении статуса понятого, гражданин приобретает ряд прав. Их можно условно разделить на три группы:

С момента соглашения на участие в процессе понятой получает все права и обязанности. К ним следует относиться внимательно, поскольку от ответственного подхода к делу со стороны понятых могут зависеть наказания для обвиняемых.

Текст комментария: Под ред. А.В. Смирнова «КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание Авторы: Смирнов А.В., Калиновский К.Б Издание: 2009 год

1. О понятии и процессуальном положении понятого см. коммент. к ст. 60.

2. Участие понятых является важной гарантией удостоверения объективности получаемых доказательств. Поэтому понятые не участвуют в тех следственных действиях, которые основаны на субъективном методе расспроса (допрос, очная ставка, производство экспертизы). Понятые могут быть нужны в тех действиях, которые основаны на объективном методе наблюдения (например, осмотр, обыск, освидетельствование). Поэтому согласно ч. 2 ст. 170 УПК участие понятых целесообразно в освидетельствовании (ст. 179) и при получении образцов для сравнительного исследования (ст. 202). Кодекс признает обязательным присутствие понятых для удостоверения факта невозможности подписания протокола лицом, когда в следственном действии не участвуют его представители (ч. 3 ст. 167).

3. Часть 3 комментируемой статьи установила новое для отечественного законодательства исключение из правила об обязательности участия понятых. Любое следственное действие может проводиться без понятых по одному из двух оснований:

1) место производства следственного действия является труднодоступным и отсутствуют надлежащие средства сообщения. Практически труднодоступность означает невозможность доставить понятых на место производства следственного действия в силу объективных причин, в том числе отсутствия средств связи. Если следователь находится в труднодоступном высокогорном районе, но у него есть реальная возможность обеспечить участие понятых (например, из числа случайно оказавшихся рядом альпинистов), то по смыслу комментируемой статьи это место не является труднодоступным, т.е. не дает права провести следственные действия без понятых;

2) производство следственного действия связано с конкретной опасностью для жизни и здоровья понятых. При этом опасность должна существовать уже до начала производства следственного действия, так как создание самим следователем опасности для здоровья прямо запрещено законом (ч. 4 ст. 164 УПК). Опасность должна быть не абстрактной (гололед на улице может привести к падению понятого во время осмотра), а конкретной (например, повышенный радиационный фон приводит к получению дозы облучения, опасность взрыва при осмотре пиротехнического объекта). Наличие опасности исключает участие понятых даже при их добровольном желании и готовности на это (в отличие от первого основания).

Кроме наличия оснований для производства следственных действий без понятых необходимо соблюдение следующих условий:

а) неотложность ситуации, т.е. реальная угроза утраты следов, сокрытия разыскиваемых лиц и имущества при промедлении с производством следственных действий (о неотложной ситуации см. коммент. к ст. ст. 157, 165). Например, ночью в отдаленном от жилого массива месте следователь не может обеспечить участие понятых при осмотре. Однако если ситуация позволяет провести его на следующий день (через неделю), то без понятых проводить осмотр нельзя. Например, обвиняемый назвал конкретное место в лесу, где он спрятал похищенное. Надо подготовиться к выезду для осмотра этого места, в том числе пригласить с собой понятых. Отсутствие неотложной ситуации может позволить сначала устранить опасность для жизни и здоровья понятых, а затем провести следственное действие;

б) применение дополнительных технических средств фиксации хода и результатов следственного действия (наряду с протоколом). Эти средства должны быть приспособлены для фиксации результатов наблюдения (видеозапись, кино-, фотосъемка).

Данное условие может быть не выполнено при объективной невозможности применения технических средств (отсутствие технических средств в неотложной ситуации или неблагоприятные внешние условия: сильное электромагнитное излучение, проливной дождь и др.). В остальных случаях следователь должен заранее подготовить технические средства к фиксации следственного действия, проводимого без понятых. Поэтому отсутствие расходных материалов, аппаратуры не является уважительной причиной неприменения технических средств фиксации. Если следственное действие, указанное в ч. 1 ст. 170 УПК, проведено без понятых и без использования технических средств фиксации (когда объективно это было сделать вполне возможно), то его результаты должны быть признаны недопустимыми доказательствами (ч. 3 ст. 7).

4. Понятые приглашаются до начала производства следственного действия и присутствуют до его завершения составлением протокола. При этом главное, чтобы понятые воспринимали значимые для уголовного дела обстоятельства. Об этих обстоятельствах для решения вопроса о допустимости полученных доказательств понятые могут быть допрошены в качестве свидетелей (ч. 8 ст. 234 УПК).

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.05.2002 N 58-ФЗ (ред. от 29.12.2010)

      «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 20.04.2021)

      «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 05.04.2021 N 67-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.03.2021 N 57-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 81.1 и 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

    • Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп

      «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»

    • Указ Президента РФ от 25.11.2003 N 1389 (ред. от 11.08.2018)

      «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

    ВС объяснил, когда полицейский может стать понятым

    ВС в своем определении указал, что факт нахождения мужчины в состоянии опьянения объективно подтвержден совокупностью доказательств и сомнений не вызывает. Как следует из материалов дела, сотрудники полиции выявили у водителя несколько признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи и так далее. Освидетельствование также подтвердило, что мужчина находился в состоянии опьянения. Никаких замечаний по процедуре и результатам водитель не отметил.

    Также суд отметил, что протоколы, в соответствии со ст. 27.12 КоАП, составляли с участием двух понятых. То обстоятельство, что один из них сотрудник полиции, не влечет отмену судебных актов. В качестве понятого можно привлечь любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (ч.1 ст. 25.7 КоАП). Какой-либо заинтересованности сотрудника полиции судом не установлено. Более того, мужчина при исполнении служебных обязанностей в тот момент не находился. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАПа не говорит о том, что суды нарушили закон и рассмотрели дело не всесторонне и не объективно.

    Статья 25.7 КоАП устанавливает, что понятыми могут быть любые незаинтересованные совершеннолетние лица. Но беспристрастность — спорный вопрос. Загайнов полагает, что все зависит от контролирующего органа и предмета проверки. «Например, если протокол составляет Роспотребнадзор, то его сотрудники не могут стать понятыми. Зато понятыми могут быть сотрудники МЧС. Но если идёт совместная проверка прокуратуры, Роспотребнадзора и МЧС, то ни один из их сотрудников не должен быть понятым».

    Эксперт также уточняет, что сотруднику прокуратуры во всех случаях нельзя в понятые, ведь это надзирающий орган за всеми организациями, в том числе и контролирующими.

    Более широкого подхода придерживается Шебанова. Юрист полагает, что любые лица, которые обладают властными полномочиями (полицейские, судьи, прокуроры, и так далее) не должны быть понятыми. Поскольку изначально из-за их деятельности возникают вопросы к беспристрастности.

    *Имя изменено редакцией.

    Комментируемая ст. 25.7 КоАП РФ определяет правовой статус понятого по делу об административном правонарушении.

    Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.

    Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

    Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.

    Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

    КоАП РФ предусматривает случаи совершения процессуальных действий в отсутствие понятых. Это возможно в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра. О применении видеозаписи делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

    Когда и для чего приглашают понятых?

    При совершении преступления следователь по делу или дознаватель привлекает дополнительных лиц. Граждане приглашаются для подтверждения факта преступления и отслеживанием действий сотрудников полиции.

    Понятые – это два или более гражданских лиц, не заинтересованных в исходе уголовного дела. Своей подписью подтверждают присутствие в следственном мероприятии. Являются гарантами соблюдения законности и могут высказывать свои замечания, которые будут внесены в протокол.

    Понятыми не могут быть:

    • граждане, не достигшие 18-летнего возраста;
    • участники судопроизводства и их ближайшие родственники;
    • оперативные работники и сотрудники предварительного расследования.

    Функции уголовного процесса

    Поскольку уголовное судопроизводство является правопримени­тельной деятельностью компетентных органов государственной вла­сти, которые вовлекают в производство по уголовному делу иных лиц, имеющих различные права и интересы, то деятельность всех участников уголовного судопроизводства имеет весьма разнообраз­ный, разнонаправленный характер.

    Уголовно-процессуальные функции — отдельные направления уголовно-процессуальной деятель­ности, обусловленные различными ролью и назначением органов дознания, следствия и суда, а также различием законных интересов лиц, вовлекаемых этими органами в уголовное судопроизводство.

    Уголовно-процессуальные функции — роль и назначение участни­ков уголовного процесса, выражающиеся в основных направлениях их деятельности (П.С. Элькинд).

    Классическая точка зрения заключается в том, что в уголовном процессе существуют три функции:

      1. обвинение (уголовное преследование);
      2. защита от обвинения;
      3. юстиция (судебное рассмотрение и разрешение уголовного де­ла по существу).

    Обвинение и защита (а точнее, их представители) суть стороны в уголовном процессе, противоборство (противостояние) которых должен разрешать независимый, беспристрастный и самостоятель­ный арбитр — суд. Каждую сторону обычно представляют несколько участников.

    • Так, например, функцию уголовного преследования осуществ­ляют органы предварительного расследования и их руководители, прокурор, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и представители трех последних участников процесса.
    • Функцию защиты реализуют подозреваемый (обвиняемый, под­судимый, осужденный или оправданный), его законный представи­тель, защитник, гражданский ответчик и его представитель.
    • Другие авторы полагают, что в уголовном судопроизводстве реа­лизуются четыре функции: обвинение, защита, юстиция и расследо­вание уголовного дела.

    Отдельные специалисты (в частности П.С. Элькинд) считают, что в уголовном процессе существуют шесть функций:

      1. обвинение;
      2. защита;
      3. юстиция (рассмотрение и разрешение уголовного дела судом по существу);
      4. предварительное расследование уголовного дела;
      5. побочная (деятельность гражданского истца и гражданского ответчика и их представителей);
      6. вспомогательная (деятельность участников процесса, не вхо­дящих в ранее перечисленные группы и оказывающих содействие в достижении целей и решении задач уголовного процесса: свидетеля, понятых, секретаря судебного заседания и т.д.).

    Некоторые авторы одной из функций уголовного судопроизвод­ства считают осуществление прокурорского надзора (В.И. Рохлин).

    Разрешение уголовного дела осуществляется судом, который обязан посредством рассмотрения уголовного дела и при наличии к тому оснований разрешить уголовное дело по суще­ству:

      • признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
      • применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК РФ;
      • применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК РФ;
      • отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ).

    Обвинение возложено со сто­роны органов уголовного судопроизводства главным образом на про­курора, поддерживающего государственное обвинение в суде (ч. 3 ст.

    37 УПК РФ), а также субсидиарно (за исключением дел частного обвинения) на потерпевшего (ст. 22 УПК РФ).

    Суть данной функции состоит в изобличении виновного в ходе предварительного рассле­дования и поддержании предъявленного ему обвинения в судебном разбирательстве.

    Защита от обвинения осуществляется защитником (ст. 49 УПК РФ), обвиняемым (ст. 47 УПК РФ), подозреваемый (ст. 46 УПК РФ), лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера (гл. 51 УПК РФ).

    Функция защиты производна от функции обвинения (защищаться можно только от предъявленного обвинения), а потому возникать они должны одновременно с учетом фактического, а не только формального процессуального положения лица, подозревае­мого (обвиняемого) в совершении преступления.

    Вместе с тем, по делам о применении принудительных мер ме­дицинского характера функция защиты не противопоставлена функ­ции обвинения, поскольку в этих делах нет ни только обвинения, но даже и подозрения в совершении преступления.

    В данном случае в функцию защиты включена процессуальная деятельность по ука­занным делам (ст.

    438 УПК РФ), которая направлена против выво­да следователя, утвержденного прокурором, о том, что подзащитный совершил общественно опасное деяние, причем по характеру деяния и своему болезненному состоянию представляет опасность для окру­жающих либо существует возможность причинения им иного су­щественного вреда (ст. 439 УПК РФ). Что касается процессуальной деятельности следователя, то она производится в рамках уголовного преследования, о котором речь пойдет в гл. VI раздела первого на­стоящего учебника.

    В рамках расследования органы следствия и дознания (следователь, руководитель следственного органа, дознава­тель, орган дознания, начальник специализированного подразделе­ния дознания) путем производства следственных действий решают все общие задачи уголовного судопроизводства, а именно:

      • устанав­ливают событие преступления и лицо, совершившее преступление, изобличая последнего;
      • формируют предмет доказывания по уголов­ному делу в предусмотренные законом сроки;
      • направляют материа­лы уголовного дела в суд с обвинительным заключением, в котором отражена правовая квалификация деяния в точном соответствии с законом.

    Вместе с тем, выполнение данной функции, несмотря на терминологическую схожесть с одноименной стадией, сводится не только к деятельности указанных лиц на стадии предварительного расследования, но и ко всему производству по уголовному делу, в ко­тором принимают участие, например, суд, проводя судебное след­ствие, или свидетели, эксперты, специалисты, понятые, принимающие непосредственное участие в процессе исследования доказа­тельств по делу.

    Прокурорский надзор за законностью в сфере уголовного судопро­изводства — заключается в том, чтобы на всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить правильное при­менение закона.

    Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка раз­решения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимае­мых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *