12.5. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «12.5. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дисциплинарная ответственность является одной из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель. Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации. В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок, экологических служб предприятий, сельскохозяйственных предприятий, т.е. к лицам, деятельность которых прямо или опосредованно связана с использованием и охраной земель.
Комментарии к ст. 75 ЗК РФ
1. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения применяется за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении работниками земельного контроля и другими лицами своих трудовых обязанностей, например неаккуратное оформление протоколов об административных проступках, документов государственного земельного кадастра, ненадлежащее исполнение работ при подготовке почвы для посева сельскохозяйственных культур и т.п. Она предусматривается соответствующими статьями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Мерами дисциплинарных взысканий могут быть: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК РФ). Они налагаются руководителем организации на подчиненных ему по службе работников. Расширять названный перечень взысканий запрещено.
Дисциплинарным проступком работника могут быть признаны только такие его противоправные действия или бездействие, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. Не может, например, считаться дисциплинарным проступком отказ работника от выполнения общественного поручения или нарушение им правил поведения в общественных местах и т.п. Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения. Неосторожность как форма вины имеет место тогда, когда работник не предвидит последствий своего противоправного действия или бездействия, хотя должен был предвидеть, либо когда он предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов или орудий производства, из-за недостаточной квалификации работника, его нетрудоспособности и т.п.).
2. Различают общую и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность регулируется Трудовым кодексом и распространяется на всех работников организаций, кроме тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Специальная дисциплинарная ответственность установлена уставами и положениями о дисциплине для некоторых ответственных категорий работников. Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Эта дисциплинарная ответственность предусматривает ряд более строгих, по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью, мер взыскания, а также в некоторых случаях расширяет понятие дисциплинарного проступка. Некоторые особенности привлечения к дисциплинарной ответственности установлены для государственных служащих.
Необходимо дисциплинарную ответственность как форму юридической ответственности отличать от ответственности, предусмотренной нормами административного права, о чем говорилось выше. Итак, дисциплинарная ответственность различается: по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность; по субъектам, имеющим право налагать взыскания; по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания. В отличие от дисциплинарной ответственности, которая, как уже отмечалось, наступает за нарушение трудовой дисциплины, административная ответственность наступает за совершение административного проступка, предусмотренного КоАП РФ.
Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией только той организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях. Право применять административные меры взыскания предоставлено специально уполномоченным органам или лицам, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственные инспекторы в области охраны земель, органы милиции и др.). Если основным видом административного взыскания является штраф, то штраф как вид взыскания законодательством о труде не допускается. Поэтому такая ответственность не может быть применена за совершение дисциплинарного проступка.
Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит администрации, которая, однако, должна учитывать степень тяжести совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника и др. При применении такой меры взыскания, как увольнение с работы, необходимо учитывать, что оно допускается только в случаях, прямо предусмотренных в законе.
Применение взыскания за совершение дисциплинарного проступка является правом, а не обязанностью администрации. Она может, учитывая все обстоятельства дела, не налагать взыскание на работника, совершившего те или иные упущения по службе.
При наложении дисциплинарных взысканий необходимо соблюдение правил ТК РФ. В соответствии с ними администрация обязана для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, а также степени вины работника, совершившего проступок, затребовать от него письменное объяснение. Такое объяснение должно быть затребовано до применения к работнику той или иной меры взыскания. Отказ работника дать письменное объяснение не может служить препятствием для применения взыскания. При отказе работника дать письменное объяснение по существу совершенного проступка составляется акт с указанием присутствовавших при этом отказе свидетелей. В случае спора о правомерности применения дисциплинарного взыскания такой акт будет являться доказательством соблюдения администрацией правил привлечения к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарное взыскание должно быть применено к работнику непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Днем обнаружения проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю работника стало известно о совершенном проступке. При этом не имеет значения, наделен ли он правом наложения дисциплинарных взысканий. В срок, в течение которого может быть применено дисциплинарное взыскание, не включается время, когда работник отсутствовал на работе в связи с болезнью или находился в отпуске. Отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе и в связи с неиспользованием дней отдыха (отгулов), независимо от их продолжительности, не прерывает течение указанного срока.
Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня его совершения, не считая времени производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания, допустимо применение к нему нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнения.
Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие должностные лица могут применять дисциплинарные взыскания, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.). О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) или постановление. В приказе (распоряжении) или постановлении должны быть указаны мотивы его применения, т.е. конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергается взысканию. Работник, подвергшийся взысканию, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) или постановлением о применении взыскания под расписку. Приказ о применении взыскания доводится до сведения всех работников данной организации. Если работник считает, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно или мера взыскания является слишком суровой, он имеет право обжаловать это в установленном законом порядке.
Дисциплинарное взыскание является действующим в течение одного года со дня его применения. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию.
Дисциплинарная ответственность является одной из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель.
Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.
Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины. Согласно статье 192 ТК РФ под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Таким образом, дисциплинарным земельным проступком будет признаваться противоправное, виновное деяние, посягающее на земельный правопорядок в сфере трудовой деятельности, причиняющее вред земельным ресурсам.
К основным характеристикам дисциплинарного проступка относятся следующие:
— общественно неопасные нарушения внутреннего трудового распорядка организации;
— нарушения, совершенные работником, который состоит в трудовых правоотношениях с организацией;
— неисполнение работником обязанности или превышение им прав, нарушившее права и свободы другого человека;
— обязанности и права, записанные в нормативных правовых актах и прямо относящиеся к работнику;
— объект нарушения — внутренний трудовой распорядок организации;
— дисциплинарный проступок, совершенный в форме действия или бездействия, — это виновное действие, т.е. совершенное умышленно или по неосторожности.
Следует также отметить, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей обязательно должно быть противоправным. Противоправным является такое поведение (действие или бездействие) работника, когда он не исполняет или неправильно исполняет свои трудовые обязанности, возложенные на него законом, иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, а также нормативными актами, издаваемыми администрацией (руководителем) организации. Таким образом, противоправность заключается в действиях (бездействии) работника, противоречащих требованиям законодательства. Если трудовые обязанности работника не отражены в каких-либо нормативных актах (договорах), то противоправным следует считать поведение работника, не соответствующее интересам организации. Не может считаться дисциплинарным проступком, например, отказ работника от выполнения общественного поручения или нарушение им правил поведения в общественных местах и т.п.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения.
Невыполнение работниками распоряжений (приказов) руководителя организации, не соответствующих закону, не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Еще один момент, который надо учитывать при наложении взыскания, указан в ст. 220 ТК РФ, согласно которой отказ работника от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором тяжелых работ или работ с вредными или опасными условиями труда не влечет за собой дисциплинарной ответственности. Также нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности забастовавших работников (часть 1 статьи 414 ТК РФ).
О нарушении земельного законодательства
Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается российскими властями в качестве своеобразной меры, которая применяется для пресечения различных нарушений закона в рассматриваемой области. Если взглянуть на положения Земельного кодекса, то становится ясно, за какие группы проступков может наступать ответственность административного типа. Вот что стоит здесь выделить:
- посягательство на участок, являющийся природным или хозяйственным объектом;
- нарушение требований или правил, в соответствии с которыми участки должны использоваться;
- нарушение гражданских правоотношений, касающихся земельных участков;
- грубые нарушения порядка работы с участками и управлением землей — в виде несвоевременного рассмотрения заявлений или полного их не рассмотрения, нарушения порядка регистрации участков, нецелевого использования земель и т.д.
Незаконное использование земельных фондов
В статье 7.8 КоАП РФ закреплена ответственность за самовольное использование или занятие той или иной земельной территории, в том числе полосы водного объекта, зоны санитарной охраны или водоохранной области. Подобное правонарушение, как не сложно догадаться, несет куда более серьезный характер, чем простое нарушение межевых границ. В статье 7.9 зафиксировано похожее нарушение, но уже связанное с занятием лесного фонда или лесного участка. Если же здесь имела место быть раскорчевка деревьев, возведение крупных построек или несогласованная переработка древесины, то дело может дойти и до уголовных санкций. При этом за не особо тяжкие нарушения границ лесных или водных фондов административная ответственность за земельные правонарушения будет относительно легкой, выражающейся в виде штрафов.
Другой комментарий к статье 75 ЗК РФ
В ст. 75 ЗК РФ речь идет о регрессной дисциплинарной ответственности работника в случае, если в результате его неверных действий на организацию — работодателя будет наложено административное взыскание в связи с негативным воздействием на состояние земель. Возложение на организацию — работодателя административной ответственности является, согласно части первой ст. 75 ЗК РФ, обязательным условием применения дисциплинарной ответственности к работнику.
Дисциплинарная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, который применяется наряду с уголовной, административной и гражданской ответственностью.
Следует заметить, что применение дисциплинарной ответственности к работникам организации, которая привлечена к административной ответственности за земельное правонарушение, не связано с охраной земельного правопорядка, а служит цели обеспечения трудовой дисциплины, трудового распорядка, выполнения должностных инструкций. Можно, однако, согласиться с утверждением, что «применение некоторых видов дисциплинарных взысканий способствует тому, что виновное лицо не может более создавать угрозу окружающей среде в ходе своей деятельности» .
———————————
Юридическая ответственность за экологические правонарушения / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2012. С. 81.
Субъектами данного вида ответственности могут быть лица, в должностные обязанности которых входит соблюдение земельного законодательства, например агрономы, механизаторы, санитарные врачи, а дисциплинарным проступком может быть, например, непринятие мер по борьбе с эрозией почвы .
———————————
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. Е.С. Болтановой. М., 2014. С. 343.
Непосредственно из п. 1 статьи 75 ЗК РФ вытекает, что работодатель обязан привлекать к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в проектировании, размещении и вводе в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель и их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Таким образом, к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены не только непосредственные исполнители, но и руководители работ, иные должностные лица.
Установление видов дисциплинарных взысканий и порядок их применения относится к полномочиям федерального законодателя и установлены в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).
Согласно ст. 192 ТК ТС дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В случае применения дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 75 ЗК РФ, такие обязанности могут быть связаны с проектированием, размещением и вводом в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель и их загрязнение. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение.
Увольнение в качестве меры дисциплинарного взыскания в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется по инициативе работодателя на основании, например, частей 5, 6 ст. 81 ТК РФ за неоднократное невыполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, однократное грубое нарушение трудовых обязанностей работником.
Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан потребовать от работника письменное объяснение. Применяется дисциплинарное взыскание не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, и не позднее шести месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения.
Срок применения дисциплинарного взыскания в случае, предусмотренном ст. 75 ЗК РФ, по ее смыслу должен исчисляться с момента применения к организации — работодателю административной ответственности, что может быть обжаловано работником в установленном порядке в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также в суд.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания доводится до работника под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание (за исключением увольнения) погашается по истечении года, если за этот срок работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.
Для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены особенные виды дисциплинарных взысканий в специальных законах.
В частности, согласно ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», к государственному гражданскому служащему представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
5) увольнение с гражданской службы по специальным основаниям.
Условием применения дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему, кроме обязательного получения письменного объяснения, является служебная проверка. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени проверки, и н�� позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Имеется еще ряд федеральных законов, которыми устанавливается дисциплинарная ответственность отдельных категорий работников. Согласно ст. 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дисциплинарная ответственность муниципального служащего бывает в виде:
1) замечания;
2) выговора;
3) увольнения с муниципальной службы по специальным основаниям.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» к сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) понижение в специальном звании;
5) лишение медалей Следственного комитета;
6) лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;
7) предупреждение о неполном служебном соответствии;
8) увольнение из Следственного комитета по специальному основанию.
Согласно ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к прокурорским работникам могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) понижение в классном чине;
5) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
6) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
7) о неполном служебном соответствии;
8) увольнение из органов прокуратуры.
Законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться виды дисциплинарных взысканий для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, которые соответствуют видам дисциплинарных взысканий, установленным Федеральными законами «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Типичные разновидности земельных правонарушений
В сфере защиты законных интересов правообладателей земельных наделов часто допускаются следующие нарушения:
- самовольное присвоение, занятие надела земли;
- ликвидация межевых (разграничительных) знаков;
- эксплуатация недр без получения надлежащей лицензии (без разрешения);
- нарушение правил эксплуатации недр, установленных полученной лицензией (разрешением);
- порча, загрязнение земли, ухудшение её плодородности;
- неправомерная застройка территории, в землях которой присутствуют полезные ископаемые;
- самовольное присвоение или использование земель водного (лесного) фонда;
- незаконная переуступка права эксплуатации земель, недр, территорий лесного фонда;
- нецелевая эксплуатация надела, эксплуатация земли без учета её назначения, категории или вида использования;
- пренебрежение правилами рационального землепользования в отношении конкретных участков.
В сфере природопользования и охраны экологии земель нередко выявляются такие правонарушения:
- нарушение экологических правил при освоении и застройке территорий наделов;
- несоблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение экологической экспертизы;
- безосновательный отказ в предоставлении или умышленное искажение сведений об экологии и наделах земли, касающихся земельных прав конкретного субъекта;
- пренебрежение природоохранными и экологическими требованиями при освоении, эксплуатации земель лесного (водного) фонда;
- противоправное поведение должностных субъектов и юрлиц, которое привело к незаконному (самовольному) присвоению земель;
- несоблюдение регламентированного порядка землепользования для наделов с особыми требованиями к эксплуатации;
- невыполнение обязательных природоохранных мероприятий, официальных предписаний по устранению допущенных нарушений;
- прочие правонарушения.
Понятия материальной ответственности за нарушение норм земельного права
Система законов подразумевает охрану прав граждан, юридических лиц и государственных органов от посягательств со стороны третьих лиц. За нарушение прав и свобод неизбежно наступает ответственность, которая, в свою очередь может быть материальной или дисциплинарной. Только неукоснительное соблюдение режима мер пресечения позволяет добиться установления правового режима в отношении земельных участков в Российской Федерации.
Регулирование законом правоотношений, возникающих относительно порядка использования территорий, подразумевает определение двух понятий земли, — как участка и как неотъемлемую часть природного ресурса. Оба определения выступают объектами земельных отношений. Вместе с тем, каждый рассматриваемый случай подразумевает применение различных норм законодательства. Так, понятие материальной ответственности за нарушения законодательства в области земельного права может применяться как по нормам Административного, так и Земельного кодексов.
Понятие, виды и признаки земельных правонарушений
В действующем законодательстве РФ, актуальном для 2020 года, не содержится точной дефиниции данного понятия.
Однако по общему правилу под земельным правонарушением понимается противоправное деяние (или бездействие), направленное против закреплённого Конституцией и ЗК РФ земельного строя, порядка пользования землёй, её охраны, а также против земельных прав и интересов граждан и юрлиц.
Виды нарушений в сфере охраны собственности:
- самовольное занятие участка земли;
- пользование землёй без разрешения или с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
- уничтожение межевых знаков;
- порча земель (загрязнения, уничтожение плодородного слоя);
- самовольная застройка участков залегания полезных ископаемых;
- самовольное пользование водным объектом без разрешения;
- захват участка лесного фонда;
- незаконная переуступка права пользования землёй, участком леса и т.д.;
- нерациональное использование земельных участков.
Нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды:
- несоблюдение требований экологии при проектировании, размещении, строительстве сооружений;
- нарушение законов, касающихся экологической экспертизы;
- сокрытие, искажение данных о состоянии земельных участков, затрагивающих права и интересы гражданин;
- нарушение норм охраны водных объектов, водопользования;
- незаконная вырубка леса;
- превышение нормативов по уровню шума;
- порча любых земельных участков;
- нарушение правил градостроительной документации при отводе земель;
- самовольное занятие земель;
- нерациональное использование сельскохозяйственных угодий;
- уклонение от исполнения предписаний, выданных контролирующими лицами, по вопросам устранения нарушений по вопросам землепользования.
К гражданско-правовым нарушениям относятся:
- порча земель;
- несанкционированное занятие территорий;
- застройка вблизи территорий, содержащих залежи полезных ископаемых;
- уничтожение знаков и указателей;
- использование земли не по целевому назначению и пр.
Уголовные правонарушения:
- совершение сделок с некорректными учётными данными;
- занижение суммы земельных платежей;
- нарушение режимов особо охраняемых зон;
- осуществление работ без соблюдения мер охраны и защиты окружающей среды;
- игнорирование санитарно-эпидемиологических и иных требований.
Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, субъекты дисциплинарной ответственности
Понятие дисциплинарной ответственности регламентируется действующим земельным законодательством и предусматривает такую юридическую ответственность, которая возникает в случаях совершения проступков и правонарушений, которые были напрямую связаны с трудовой деятельностью субъектов нарушения.
Дисциплинарная ответственность за правонарушения в сфере земельных отношений считается менее вредоносной, нежели правонарушения, которые влекут за собой финансовый ущерб. Такие преступления чаще всего квалифицируются как стандартные административные нарушения.
Дисциплинарная ответственность считается мерой наказания должностных лиц, которые совершили нарушение при выполнении своих прямых служебных обязанностей. Поэтому норма земельного права в данном случае считается и трудовой нормой для определенных лиц.
Учитывая специфику трудового и земельного права, субъекты, несущие дисциплинарную ответственность, следующие:
- предприятия и их служащие, ответственность которых распределяется в порядке подчиненности;
- учреждения и их сотрудники, при условии деления ответственности в порядке подчинения;
- организации и производственные фирмы.
Деятельность таких организаций и учреждений чаще всего связана с хозяйственной и производственной деятельностью в сферах промышленного производства, сельскохозяйственных работ, строительства и др. Однако состав правонарушения, которое влечет за собой дисциплинарную ответственность, должен быть связан с качественным ухудшением экологического состояния окружающей среды.
Дисциплинарную ответственность несут все сотрудники и должностные лица любых предприятий, независимо от форм собственности учреждения. Поэтому субъектом ответственности могут быть люди, состоящие на государственной службе или же те, кто работают в организациях, созданных на коммерческой основе.
Материальная ответственность за правонарушения в сфере земельных отношений
Понятие материальной ответственности заключается в существовании особого вида юридической ответственности, специфика которой связана с важностью возмещения материального ущерба в качестве законного следствия определенного правонарушения.
Существует несколько групп, которые связаны с особенностями функционирования гражданско-правовой ответственности, которые отличаются между собой спецификой состава правонарушения. Основные группы следующие:
- ущерб, который возник после совершения определенным лицом недействительных сделок с земельными территориями, которые не соответствуют действующему земельному законодательству;
- материальный вред, который возник в результате осуществления неправомерных действий, которые по законодательству не относятся к категории земельных сделок.
Первая группа деяний, которая включает в себя действия лиц, которые не связаны с заключением земельных сделок, состоит из следующих прецедентов:
- уничтожение и порча плодородного слоя земельной почвы;
- загрязнение хламом;
- загрязнение радиоактивными и химическими производственными отходами;
- заражение карантинными и бактериальными инфекциями, болезнями и микроорганизмами;
- несоблюдение лицом вынужденных мер по борьбе с земельными эрозиями;
- невыполнение мероприятий по охране и всяческому улучшению территорий;
- проектирование, планирование, возведение и использование объектов, которые будут оказывать негативное влияние на состояние территорий.
Непосредственный ущерб фактически выражается в прямом и качественном ухудшении состояния земель или же в существенном сокращении производительных свойств территорий, а также качества всех объектов, которые непосредственно связаны с плодородием почвы.
Все лица, которые причастны к совершению земельных нарушений и причинению вреда почвенным активам, обязуются возместить весь нанесенный ущерб и вред в полном объеме. Согласно земельному законодательству к данной категории также относится упущенная выгода, которая была бы реальна при сохранении естественных свойств земельных территорий.
Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.
Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.
Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:
1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);
2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);
3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).
Юридическая ответственность разделяется на виды:
1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.
2. уголовно-правовая ответственность. – законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и представляют опасность для общества, государства или отдельных лиц;
3. гражданско-правовая ответственность применяется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правонарушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.
Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;
4. дисциплинарная ответственность за совершение земельного правонарушения – должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей соответствующая организация понесла административную ответственность.
Эта ответственность применяется в результате совершения таких правонарушений, как: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, которые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.
52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения – установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.
Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности
Как было указано выше, на сегодняшний день установлена юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства на территории РФ. За нарушение земельного законодательства предусмотрены все виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность.
Понятие юридическая ответственность в области земельного права подразумевает под собой определённый вид социальной ответственности, наступающей, если будет доказан факт совершения правонарушения в процессе эксплуатации земли. Юридическая ответственность состоит в том, что на субъект правоотношений налагается конкретная санкция, которая влечёт за собой неблагоприятные последствия для виновного личностного или же имущественного характера.
Земельное правонарушение предполагает посягательство на охрану земли, её рациональное использование, восстановление плодородия почв, мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное; виновное действие (бездействие), влекущее за собой ответственность.
Для наступления такой ответственности необходимым ряд условием является наличие всех элементов правонарушения, поскольку отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Как и другие правонарушения, земельные включают в себя 4 основных элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
В качестве объекта земельного правонарушения выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. Непосредственным объекта может быть:
- Конкретный земельный участок.
- Объекты недвижимости, связанные с землей.
- Установленные правила и порядок использования земель.
- Права на землю.
- Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.
- Охраняемая экологическая обстановка и др.
Объективная сторона – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния. Оно может быть совершено в форме действия (уничтожение межевых знаков либо самовольный захват земельного участка) или бездействия (систематическое невнесение платежей за землю). Кроме того, существуют факультативные признаки объективной стороны: место правонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оно совершено и другие.
Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение, то есть, физические и юридические, нарушившие нормы земельного законодательства (ими могут быть не только граждане РФ, но также иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в том числе иностранные предприятия и организации). Субъект земельного правонарушения должен отвечать условиям возраста наступления юридической ответственности и вменяемости. Должностные лица как специальные субъекты достаточно часто становятся субъектами земельных правонарушений. Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Субъектами в таком случае будут должностные лица соответствующих государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.
Субъективная сторона правонарушения даёт представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Формами вины являются умысел или неосторожность. При этом, различают прямой и косвенный умысел, а неосторожность разделяют на легкомыслие и преступную небрежность.
Для привлечения субъекта к ответственности необходимо наличие всех следующих условий:
- Противоправное поведение субъекта.
- Причинение вреда.
- Прямая причинная связи между вредом и деянием.
- Вина нарушителя.
Субъект правонарушения несёт ответственность только тогда, когда его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, то есть, когда нарушаются требования закона. Если деяние не соответствует таким характеристикам, субъект не может быть привлечен к ответственности. Следует иметь это ввиду, когда поведение субъекта может казаться правонарушением, однако не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.
Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть: имущественным (возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора, например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет) и моральным (наносит вред нравственного и физического характера).
Причинная связь между правонарушением и вредом указывает на возникновение вреда именно по этой причине, а не какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но наличествует угроза причинения вреда, тогда виновный так же может привлекаться к ответственности. Однако если нес взаимосвязи с действиями конкретного лица, привлечение лица к ответственности невозможно, как например, в случае стихийного бедствия.
Для привлечения субъекта правонарушения к ответственности обязательно наличие вины. В зависимости то того, какая обнаружена вина (умысел или неосторожность), устанавливаются разные меры наказания или взыскания.
Совокупность указанных выше основных элементов правонарушения, оснований и условий ответственности, влечёт наступление юридической ответственности.
Признаки юридической ответственности:
- Государственно-принудительный характер.
- Всегда связана с определёнными лишениями, поскольку сопровождается применением к виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, выражающихся в ущемлении, ограничении или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).
- Выполняет правовосстановительную функцию.
- Основание для применения юридической ответственности – состав правонарушения.
- Воплощается в процессуальной форме.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения возникает вследствие совершения правонарушения; она выражается в виде правоотношений между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, который претерпевает соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства.
Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства заключается в том, что они всегда непосредственно связаны с землей, не смотря на разнообразие правонарушений.
Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования
Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:
- По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
- Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
- В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
- Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
- Дело передаётся в суд.
- В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
- В трёхдневный срок уведомляется виновник.
Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.
В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.
Виды ответственности за нарушения земельного законодательства
В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая
Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).
Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.
Понятие и виды земельных правонарушений
Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую обязанности виновного лица.
В действующем земельном законодательстве не сформулировано понятие земельного правонарушения.
Исходя из приведенного выше общего определения, земельным правонарушением следует считать виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей, как национальным богатством.
Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами:
- объект правонарушения;
- субъект правонарушения;
- объективная сторона правонарушения;
- субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения — земельный правопорядок (у некоторых авторов — земельный строй), а также права и законные интересы собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.
Субъект правонарушения — достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица, независимо от формы собственности и подчиненности. Ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы и т. п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).
Таким образом, субъектами земельных правонарушений могут выступать:
-
- исполнительные органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- должностные лица;
- граждане.
В этом случае они выступают субъектами ответственности за нарушение земельного законодательства, которая возлагается на них в определенной процессуальной форме (судебной, административной, договорной и т.д.).
Прописаны такие правонарушения в КоАП. Характеризуются они тем, что деяния правонарушителя связаны с посягательством на общественную или государственную собственность или совершены против установленного правопорядка в стране. Пожалуй, это самая обширная категория антиобщественных деяний, за которые предусмотрена ответственность не только административным кодексом правонарушений, но и земельным законодательством, финансовым, процессуальным и другими отраслевыми нормативными актами.
Однако правоохранительные и другие уполномоченные органы вправе применить санкции за административные правонарушения не позднее двух месяцев с момента их совершения (в ряде случаев предусмотрен более длительный срок – 1 год).
В обычной жизни мы чаще всего сталкиваемся с нарушениями в виде нарушений ПДД, безбилетного проезда в общественном транспорте, мелким хулиганством. Предприятия чаще всего несут ответственность за нарушение налогового законодательства и правил пожарной безопасности.