Договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.

УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ВНУТРЕННЕЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

Перевозка по настоящему договору выполняется в соответствии с изложенными в билете положениями, а также правилами перевозчика. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Наименование перевозчика на билете может указываться в сокращенном виде (в виде кода), полное наименование перевозчика указывается в справочниках и расписании.

Ответственность перевозчика за смерть или причинение вреда здоровью пассажира, а также за утрату, недостачу или повреждение багажа регламентируется законодательством той страны, на территории которой выполняется внутренняя воздушная перевозка.

Использование билета лицом, не указанным в билете, не допускается.

Претензии о нарушениях условий договора воздушной перевозки направляются непосредственно перевозчику. Права и ответственность перевозчика и пассажира по другим правоотношениям, связанным с воздушной перевозкой по настоящему договору, определяются правилами перевозчика.

ПЕРЕВОЗКА БАГАЖА ПАССАЖИРОВ

Зарегистрированный багаж. Пассажиру, как правило, предоставляется право бесплатного провоза багажа в пределах нормы, которая может отличаться в зависимости от авиакомпании, класса обслуживания и/или маршрута. За регистрируемый сверхнормативный багаж может взиматься дополнительная плата.

Незарегистрированный багаж. Пассажиру, как правило, предоставляется право бесплатного провоза незарегистрированного багажа в пределах нормы, которая может отличаться в зависимости от авиакомпании, класса обслуживания, маршрута и/или типа самолета. Рекомендуется, чтобы вес незарегистрированного багажа был минимальным. Для получения более подробной информации обратитесь к перевозчику или к уполномоченному им агенту.

Ограничения по перевозке на борту воздушного судна жидкостей, гелей и аэрозолей Пассажирам разрешено перевозить на борту воздушного судна с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества в вещах, находящихся при пассажирах: жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным, в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л — один пакет на пассажира. Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.

Исключение по перевозке имеют лекарства, детское питание и специальные диетические потребности. Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Расторжение соглашения

Правилами не исключено и расторжение договора. Так, в соответствии со ст. 108 ВК, пассажир имеет право отказаться от соглашения. Однако деньги за билет возвращаются только в случае, если отказ является вынужденным, т. е. обусловлен (п. 227 Общих правил):

  • болезнью пассажира, его близкого родственника, имеющего билет на тот же рейс, смертью члена семьи или близкого родственника, о чем пассажир сообщил до окончания регистрации на рейс;
  • изменением маршрута перевозчиком;
  • задержкой, отменой рейса или его выполнением не по расписанию;
  • отсутствием мест на указанный в билете рейс и обозначенную в нем дату;
  • задержкой пассажира на досмотре в аэропорту, в ходе которого не было обнаружено принадлежащего гражданину запрещенного имущества;
  • нестыковкой перевозчиком рейсов при единой перевозке.

В иных случаях отказ гражданина является добровольным, при котором стоимость проезда не возмещается.

Право в одностороннем порядке отказаться от сделки предоставляется перевозчику при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. Наличия у перевозимого лица запрещенного к провозу имущества, к которому относятся:
    • опасные грузы (ст. 13 правил перевозки опасных грузов, утв. приказом Минтранса от 05.09.2008 № 141);
    • порох, боевые патроны, пистолеты, карабины, радиоактивные материалы и иные вещи, указанные в перечне опасных вещей и предметов, утв. приказом Минтранса от 25.07.2007 № 104;
    • звери, птицы и иные живые существа (за установленными исключениями), а также предметы, представляющие опасность для судна, имущества и людей или запрещенные к провозу российским законодательством предметы и вещества (п. 140 Общих правил).
  2. Нарушения перевозимым лицом федеральных авиационных правил, правил поведения на борту, игнорирования отданных в целях обеспечения безопасности распоряжений командира воздушного судна.
  3. Отказа контрагента от оплаты перевоза следующих с ним детей, его багажа, кроме установленных законом случаев, допускающих их бесплатный проезд и провоз.
  4. Опасного или создающего неудобства для иных лиц состояния здоровья пассажира.
  5. Нарушения таможенных, санитарных и др. требований к перевозке.

Договор авиаперевозки груза

Воздушные грузоперевозки относятся к наиболее динамично развивающейся сфере транспортировки грузов, хотя процент грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем обороте грузоперевозок является минимальным.

Однако в условиях территориальной труднодоступности грузополучателя, либо сезонности функционирования других путей сообщения (морских, речных, автомобильных) авиатранспорт становится незаменимым.

Сторонами договора авиаперевозки груза являются грузоотправитель и авиатранспортная компания, выступающая в роли грузоперевозчика.

Если законодательно для грузоотправителя не предусмотрено никаких ограничений по статусу, то воздушным грузоперевозчиком может быть только авиакомпания, обладающая государственной лицензией на осуществление грузоперевозок.

Правила расторжения договора

Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:

  • пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
  • авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
  • пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
  • клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
  • путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
  • в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.

В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.

Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:

  1. перенос времени вылета на более позднее время;
  2. изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
  3. грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
  4. менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
  5. обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
  6. невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.

Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:

  1. первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
  2. полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.

По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:

  • при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
  • при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
  • для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.
Читайте также:  Инфляция и её виды. Причины и последствия инфляции

Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:

  1. полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
  2. частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
  3. возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.

Понятие гражданско-правовой ответственности перевозчика, ее основание и условия

Рассмотренная выше судебная практика показывает, что авиаперевозчик несет гражданско-правовую ответственность по договору воздушной перевозки пассажира, если претензии и иски юридически обоснованы и оформлены с соблюдением требований материального и процессуального права.

В продолжение темы о формах гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика, проанализируем одну из них — возмещение убытков за просрочку доставки пассажира и багажа. За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 (двадцати пяти) процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 (пятьдесят) процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика в соответствии со ст. 120 ВК РФ. Данная норма исключает из числа оснований применения штрафа за такое нарушение договора перевозки пассажира со стороны перевозчика, как задержку отправления транспортного средства. Это может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от перевозки из-за длительной задержки отправления самолета. При наличии таких обстоятельств пассажир в соответствии с п. 2 ст. 795 ПС РФ в праве требовать возврата уплаченной провозной платы. Но, возможно, что в данном случае перевозчик не может быть освобожден от уплаты законной неустойки, установленной ГК РФ, в размере, предусмотренном ст. 120 ВК РФ. Поэтому на законодательном уровне необходимо обратить на это внимание. Причем, если данное противоречие устранить в пользу перевозчика или в пользу пассажира, это будет несправедливо для одной из сторон. Необходимо разработать разумный промежуток времени, в течение которого вышеприведенные причины задержек могут быть устранены. Если в течение этого времени пассажир сдает билет (расторгает договор воздушной перевозки), то неустойка не возлагается на перевозчика. Но, если причины не устранены в течение данного промежутка времени, то пассажир может сдать билет, и на перевозчика в этом случае возлагается неустойка. Этот факт будет справедлив для обеих сторон договора.

При возникновении споров с пассажиром перевозчик должен обосновывать свою позицию надлежащим образом — используя доказательства.

Так, мировому судье поступило исковое заявление к авиакомпании о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда. В обоснование требований истцы указали, что 28 июня 2002 г. они приобрели пассажирские билеты на международный рейс. При перевозке была задержка рейса 50 минут, и из-за задержки рейса истцы опоздали на следующий рейс. В связи с этим, истцы понесли следующие убытки: штраф за сдачу билетов, налог с продаж за билеты, сервисный сбор за обмен билетов через возврат, оплата услуг сотовой связи. Ответчик исковые требования не признал.

Суд удовлетворил исковые требования истцов полностью, посчитав, что доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, на которые ответчик ссылался в подтверждение уважительности причин, повлекших за собой нарушение графика прибытия самолета, ответчиком не представлено. Продолжая научное исследование, рассмотрим виды гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира может классифицироваться на виды по отдельным основаниям.

Учитывая, что обязательства вытекают из договора воздушной перевозки, в первую очередь при его нарушении возникает договорная ответственность. Она связана с нарушением конкретной обязанности в регулятивном относительном обязательстве, существующим между сторонами. Согласно внутреннему праву стран, где в основу ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров положены внедоговорные начала, перевозчик отвечает за вред, причиненный в ходе перевозки даже лицам, совершающим безбилетный пролет2.

Но, несмотря на то, что правовым регулятором отношений является договор, возмещение вреда может проходить по правилам деликтной ответственности. Деликтная ответственность — это ответственность, которая вытекает из причинения вреда. Хотя вред, причиненный жизни или здоровью пассажира при транспортной аварии, подлежит урегулированию в рамках внедоговорных обязательств в силу требований закона, однако.

ответственность наступает в результате неисполнения договорных обязательств (ст. 1084 ГК РФ) .

Деликтная и договорная ответственности различаются между собой. Во-первых, правила деликтной ответственности установлены в императивных нормах, а нормы договорной ответственности носят, как правило, диспозитивный характер. Во-вторых, деликтная ответственность более строгая и требовательная (размер возмещения ущерба и компенсаций выше). Несмотря на то, что деликтная ответственность относится к внедоговорной ответственности, она имеет непосредственное отношение к договору воздушной перевозки пассажира. Подтверждение тому можно найти в высказываниях Г.Н. Шевченко: «…Обращает на себя внимание наметившаяся в современном гражданском законодательстве тенденция: вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, возмещается по нормам о деликтных обязательствах (ст. 1084 ГК). В случаях, прямо предусмотренных законом, по нормам деликтных обязательств возмещается вред, причиненный при нарущении договорных обязательств (причинение вреда гражданину вследствие недостатков переданной ему вещи; причинение вреда жизни и здоровью пассажира при осуществлении договора перевозки)…».2 «По договору перевозки важнейшая обязанность перевозчика состоит в обеспечении безопасности пассажира», — пишет М.Я. Шиминова, «но в случае нарушения этой договорной обязанности — повреждение здоровья пассажира и причинение смерти — отношения по возмещению договорного вреда регулируются нормами, предусматривающими компенсацию внедоговорного вреда»3.

Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и его багажа

Не менее подробно Условиями перевозок ИАТА и российскими Общими правилами перевозок урегулированы условия договора перевозки пассажира и его багажа.
1. Условия перевозок ИАТА, правила перевозок авиакомпаний устанавливают, что срок действия пассажирского билета составляет один год и может быть продлен в случае болезни пассажира или по причинам, зависящим от перевозчика.
Пассажир допускается к перевозке только при наличии у него действительного авиабилета, должным образом оформленного перевозчиком или его агентом на бумажном или электронном носителе. Если пассажир не имеет либо не предъявит билет, содержащий пассажирский купон и купон на его перевозку соответствующим рейсом, он к перевозке не допускается. Эти правила ни в коей мере не противоречат указаниям ст. 3 Варшавской и Монреальской конвенций о том, что «отсутствие, неправильность и утеря билета не влияют ни на осуществление, ни на действительность договора о перевозке».
При утрате билета пассажиром по его просьбе перевозчик обязан выдать взамен новый билет, если имеются доказательства того, что ему действительно был выдан билет для полета по соответствующему маршруту. Пассажир, в свою очередь, обязан дать перевозчику в письменном виде обязательство возместить (в пределах применяемого тарифа) убытки, которые у перевозчика могут возникнуть в случае, если утраченный билет будет кем-то использован. При выдаче дубликата билета с пассажира взимаются сборы, предусмотренные правилами перевозок авиакомпаний.
По старым Правилам внутренних перевозок (п. 3.1.1) утраченные билеты не возобновлялись, дубликаты не выдавались и уплаченные за билет деньги не возвращались. Решением ВС РФ от 23 августа 2005 г. N ГКПИ05-732 это положение Правил было признано недействующим. Оно справедливо было квалифицировано как допускающее односторонний отказ от исполнения обязательства и противоречащее ст. 310 ГК РФ и ст. 107 ВК РФ. Соответственно противоречащим действующему гражданскому законодательству было признано положение о возможности для перевозчика не возвращать деньги, уплаченные за проезд.

Ссылка же суда при этом на ст. 3 Варшавской конвенции, как имеющей в данном деле обязательное значение для РФ, представляется не совсем корректной, поскольку речь шла о внутренней перевозке, на которую эта Конвенция распространяться не может.
Теперь, согласно п. 69 Общих правил перевозок, перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира, если билет утрачен пассажиром, либо неправильно оформлен, либо поврежден. Если при этом установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик принимает пассажира к перевозке согласно условиям заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.
Очевидно, что длительность процедуры оформления дубликата, как правило, не дает пассажиру, явившемуся к регистрации на рейс без билета, возможность вылететь рейсом, в нем указанным. По желанию пассажира вместо выдачи дубликата ему может быть возвращена стоимость утраченного билета с взиманием соответствующих сборов.
2. Правилами перевозок устанавливается возраст детей, которых перевозчик обязан перевезти вместе с пассажиром на льготных условиях. Согласно российским Общим правилам перевозок за перевозку одного ребенка не старше двух лет без предоставления ему отдельного места взимается 10% тарифа. За перевозку других детей до двух лет, а также детей от двух до 12 лет с предоставлением им отдельных мест — 50% тарифа.
Пассажир вправе сдавать к перевозке вещи и предметы в качестве багажа, с оплатой по установленному тарифу, для доставки их к месту назначения в специальных багажных помещениях под ответственность перевозчика. Пассажир вправе объявлять ценность сданного багажа с уплатой установленного сбора. Как правило, багаж доставляется тем же рейсом, что и пассажир. Авиакомпаниями устанавливаются нормы бесплатного провоза багажа по весу. Как правило, это составляет 20 кг для пассажиров экономического класса и 30 кг по билету 1-го класса. ВК РФ предусматривает минимальную норму — 10 кг (ст. 106). По условиям перевозок ИАТА перевозчиками могут устанавливаться требования по весу одного места багажа, его габаритам, содержимому, упаковке. Информацию о таких требованиях и правилах можно получить у перевозчика. За перевозчиком закрепляется право досмотра багажа и ручной клади.
Не сданные в багаж и оставленные при себе вещи пассажир может провозить при условии, что они по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены в специально отведенных для них местах салона воздушного судна и будут находиться под наблюдением пассажира.
3. Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно купленному билету, а при невозможности этого — другое место. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница, однако пассажир вправе отказаться от предложенной замены. Это так называемый случай «вынужденного отказа» пассажира от перевозки (подробнее см. раздел 3. 3.5).

Читайте также:  Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

Между кем заключается

Договор на перевозку людей воздушными транспортными средствами заключается между:

  • компанией, предоставляющей услуги по авиаперевозкам и имеющей лицензию — разрешение;
  • физическим лицом, являющимся пассажиром.

В случае выполнения чартерных рейсов заказчиком авиаперевозки может выступать любое юридическое лицо, например, туристическая компания, занимающаяся организацией отдыха физических лиц. В этой ситуации к договору требуется приложить список всех пассажиров.

Удостоверяется ли договор воздушной перевозки пассажира иными документами?

Доказательством заключения договора перевозки самолетом служит билет и багажная квитанция.

В билете должно быть указано:

  • серия и номер документа;
  • название организации – перевозчика;
  • дата отправления и прибытия;
  • время отправления;
  • номер рейса, выполняемого авиакомпанией;
  • ФИО пассажира;
  • информация о тарифе, применяемом для расчета стоимости билета;
  • полная стоимость билета.

В багажной квитанции указывается:

  • порядковый номер документа;
  • номер рейса, которым планируется осуществить доставку;
  • ФИО получателя и отправителя;
  • дата и время отправки багажа;
  • дата и время прибытия багажа;
  • описание багажа;
  • ценность. Определение ценности является дополнительной услугой и предоставляется за отдельную плату.

Оформление билета и договора на перевозку осуществляется после предварительного бронирования, которое можно осуществить:

  • в любом представительстве компании – перевозчика;
  • в сторонних организациях, сотрудничающих с перевозчиком;
  • в электронных терминалах;
  • через интернет ресурсы.

Оплата пассажирского билета и провоза багажа рассчитывается на основании тарифов, утвержденных правлением организации, предоставляющей услугу.

Если осуществляется международная авиаперевозка, то стоимость билета дополнительно определяется международными соглашениями.

Понятие договора воздушной перевозки пассажира статьи 2021

  • Статья 1 — Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
  • Статья 2 — Воздушное законодательство Российской Федерации
  • Статья 3 — Международные договоры Российской Федерации
  • Статья 4 — Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации
  • Статья 5 — Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации
  • Статья 6 — Понятие уполномоченных органов
  • Статья 7 — Принадлежность имущества авиации
  • Статья 8 — Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
  • Статья 9 — Лицензирование деятельности в области авиации
  • Статья 10 — Приостановление действия сертификатов и их аннулирование
  • Статья 11 — Использование воздушного пространства
  • Статья 12 — Государственное регулирование использования воздушного пространства
  • Статья 13 — Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
  • Статья 14 — Организация использования воздушного пространства
  • Статья 15 — Структура воздушного пространства
  • Статья 16 — Порядок использования воздушного пространства
  • Статья 17 — Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
  • Статья 18 — Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства
  • Статья 18.1 — Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
  • Статья 19 — Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства
  • Статья 20 — Виды авиации
  • Статья 21 — Гражданская авиация
  • Статья 22 — Государственная авиация
  • Статья 23 — Экспериментальная авиация
  • Статья 24 — Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации
  • Статья 24.1 — Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов
  • Статья 25 — Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации
  • Статья 26 — Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации
  • Статья 32 — Воздушное судно
  • Статья 33 — Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
  • Статья 34 — Обозначения, наносимые на воздушные суда
  • Статья 35 — Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации
  • Статья 36 — Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
  • Статья 37 — Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
  • Статья 38 — Позывной радиосигнал воздушного судна
  • Статья 39 — Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами
  • Статья 40 — Аэродромы и аэропорты
  • Статья 41 — Государственная регистрация аэродромов и аэропортов
  • Статья 42 — Объекты единой системы организации воздушного движения
  • Статья 43 — Предоставление земельного участка или поверхностного водного объекта
  • Статья 44 — Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования
  • Статья 45 — Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения
  • Статья 46 — Строительство в пределах приаэродромной территории
  • Статья 47 — Размещение различных объектов в районе аэродрома
  • Статья 48 — Сертификация гражданских аэродромов и аэропортов, а также объектов единой системы организации воздушного движения
  • Статья 49 — Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов
  • Статья 50 — Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах
  • Статья 51 — Маркировка зданий и сооружений

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

  • Распоряжение Президента РФ от 12.05.2003 N 243-рп

    «О мерах по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга»

  • Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 904

    «О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 21.07.1995 N 747

    «Об упорядочении использования авиации общего назначения»

Читайте также:  Таблица выхода на пенсию с 2020 года, последние новости

Все документы >>>

  • Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2014 N 263-р

Все документы >>>

  • Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 236 (ред. от 31.12.2020)

    «О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре»)

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р

    «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

  • Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2016 N 726-р (ред. от 30.12.2020)

    «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»

Все документы >>>

В договоре перевозки есть 2 главных действующих лица:

  • физическое лицо (пассажир);
  • юридическое, выполняющее услугу и имеющее соответствующую лицензию.

Для чартерных рейсов заказчиком выступает юридическое лицо (туристический оператор), которое выполняет организацию перевозки людей.

В таком случае она обязана предоставить списки пассажиров перед поездкой.
Доказательством заключенного договора является билет или квитанция на багаж.
Согласно договору авиаперевозки существуют правила, обязанности для сторон-участников.

Расторжение договора по перевозке может быть в следующих случаях:

  • если причины имеют вынужденный характер. В таком случае клиенту компания обязана возместить стоимость билета или же предоставить возможность улететь на другом аналогичном рейсе. Если условия по договору не соблюдаются, тогда перелет может быть не осуществлен. За некоторые виды нарушений возможно наложение штрафных санкций;
  • добровольное расторжение договора по личным причинам. В таком случае перевозчик имеет право не возвращать все средства, внесенные клиентом за оплату услуги.

Это касается случаев, когда о расторжении сообщается менее, чем:

  • за сутки, но не позже, чем за 3 часа до вылета – возвращается сумма на 10 % меньше за одного человека и на 25 % меньше при групповых поездках;
  • за 3 часа – минус 25 %.

Возврат денег производится, если:

  1. Пассажир не летел.
  2. Поездка выполнена частично: возвращается разница между всей суммой и той частью, которая была осуществлена с минусом сборов по поездке. Расчет происходит согласно установленным тарифам.

Возмещение производится тому, кто указан в билете или кто покупал их при предоставлении соответствующего подтверждения.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2011 года № 1522

При отсутствии у пассажира указанных документов он и дети, следующие вместе с ним, к проезду по именному билету не допускаются.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.

В статье анализируются понятия и особенности существующих договоров в сфере авиационных перевозок, соотношение договоров воздушной перевозки в зависимости от вида перевозки, а также основные черты договора на выполнение авиационных работ. Отмечаются основные элементы и правовая природа каждого договора, а также специфика их понимания и практического применения.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент.

Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен.

В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:

  1. договор внутренней перевозки;
  2. договор международной перевозки.

Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.

  1. страны грузополучателя;
  2. страны транзитной остановки;
  3. страны транзитного пролета.

При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.

К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:

  1. цена груза, заявленная грузоотправителем;
  2. ответственность контрагентов;
  3. условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
  4. взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.

Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.

  1. Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
  2. Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
  3. Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
  4. Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.

Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.

Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).

В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.

Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).

Статья 4. Виды сообщения

1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Статья 6. Путевые листы

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

3. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *