Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Протокол – это первичный документ, на основании которого строится всё дело об административном деянии. Его нельзя оспорить! Но у обвиняемого есть право дать свои замечания по делу, не согласиться с изложенным в документе. Все пометки необходимо делать письменно, заверять их своей подписью, рядом ставить дату, когда они были сделаны. Это нужно для того чтобы сократить риски фальсификации сведений.

Причины для обжалования протокола

В КоАП РФ нет обжалования протокола об административном правонарушении, но есть можно обжаловать постановление о применении наказания за совершение такого деяния. Протокол и постановление – разные процессуальные документы. Закон предусматривает следующие основания для обжалования административного правонарушения:

  • в протоколе, представителем правопорядка были указаны неверные или неправдивые сведения;
  • протокол составлен с нарушением норм законодательства;
  • описанные в протоколе действия имели вынужденный характер с целью избегания более серьёзных последствий. Например, водитель выехал на полосу встречного движения, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. То есть, нарушение ПДД было совершено вынужденно. Постановление можно будет оспорить.

Чтобы доказать свою невиновность и неправомерные действия уполномоченного органа, необходимо предъявить доказательства. Это могут быть показания свидетелей, фото-, видеоматериалы, прочие сведения.

Чем отличается от постановления?

Протокол ГИБДД от постановления отличается, и разница кардинальна, хотя и относятся они оба к факту нарушения водителем ПДД.

Если протоколом, как мы уже говорили выше, возбуждается дело о нарушении, то постановлением фактически завершается рассмотрение этого дела. То есть постановление — эдакий вердикт и исход ведения процедуры выяснения обстоятельств и определения вины водителя с назначением штрафа (или иного вида наказания) как итог этого дела.

В принципе, многие нижеперечисленные правила относятся как к протоколу, так и к постановлению. Ведь в последнем также есть графа для замечаний привлекаемого лица, куда нужно писать нужную информацию (см. ниже), если тот не согласен с нарушением ПДД, его также нужно подписывать, а отказ от подписи может обернуться аналогичными последствиями.

Только образцы протокола и постановления ГИБДД разные.

Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

  • Протокол об административном правонарушении
  • Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Образец составления протокола об административном правонарушении
  • Ошибки в протоколе об административном правонарушении
  • Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

Срок вынесения постановления

Протокол выступает главным доказательством вины водителя. Он оформляется на месте происшествия. Из правила бывают исключения. Если присутствуют спорные моменты, или необходимо выяснить подробности, период оформления документа может быть продлен до двух суток. Подобное нарушением не считается.

Постановление составляется после того, как завершено разбирательство по делу об административном правонарушении. Если речь идет о штрафе, вердикт выносится в течение 2 месяцев. В случае серьезного правонарушения период может быть продлен до 3 месяцев. Если решение так и не принято в течение этого срока, дело закрывается.

Вынесенный вердикт по делу вступает в силу в течение 10 дней с момента его принятия. Согласно действующему законодательству, документ является действительным в течение 2 месяцев. В этот период необходимо заплатить штраф ГИБДД. Если гражданин не выполнил предписание, в его отношении может быть начато исполнительное делопроизводство.

Протокол в административном производстве по КоАП.

Значение протокола в административном производстве велико, ведь именно с помощью него одновременно и фиксируются обстоятельства совершенного деяния, и порождаются процессуальные действия — возбуждается производство по конкретному делу и применяются обеспечительные меры.

Во многих случаях протокол является основным (а иногда и единственным) источником доказательств по делу об административном правонарушении.

Неудивительно, что важность данного документа прямо пропорциональна охватывающему должностное лицо соблазну внести, казалось бы, незначительные изменения, которым незнающее тонкости лицо, подписывая протокол, не придаст особого значения до тех пор, пока не поймет, как сильно они повлияли на исход дела.

В связи с такой важностью категорически рекомендуется не подписывать слепо все непонятные бумажки, которые вам предоставило для ознакомления уполномоченное лицо.

Как проверить штраф по номеру постановления?

Услуги поиска штрафов предоставляют многие сервисы в интернете. Для просмотра интересующих данных не нужно нигде регистрироваться.

Разумеется, автомобилисты в большинстве случаев выбирают официальные ресурсы, где содержится база данных ГИБДД. Однако данные из нее нельзя получить с помощью номера постановления.

На сайте ГАИ, в разделе проверки штрафов, требуется ввести номер автомобиля либо свидетельства о регистрации машины

Сведения предоставляются бесплатно.

Главным удобством официального сайта является возможность сразу провести оплату.

Сведения о задолженности также можно получить по телефону, обратившись на горячую линию колл-центра. Кроме того, вы можете лично отправиться в отделение автоинспекции и получить соответствующую консультацию.

Читайте также:  Очередность платежей в 2020 году

Порядок составления протокола ГИБДД

Знание ключевых положений по оформлению протокола ГИБДД позволит водителю избежать ответственности. Как уже было отмечено ранее, если в документе, составленном инспектором, была выявлена ошибка, то он признается недействительным.

Акт заполняется либо шариковой ручкой, либо с помощью печатного устройства.

Что касается информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в протоколе ГИБДД:

  • Дата и место оформления.
  • Должность, фамилия и инициалы сотрудника госбезопасности.
  • Сведения о собственнике ТС. При отсутствии документов данные вносятся на основании показаний свидетелей.
  • Сведения о свидетелях и потерпевших, а именно: ФИО, адрес проживания и контактный номер телефона.
  • Свидетельские показания крайне важны для водителя. Он может воспользоваться возможностью запросить в список собственных пассажиров или иных лиц.

Как найти постановление по протоколу?

Перед тем, как уточнить механизм нахождения постановления по протоколу, следует уточнить схему внесения информации такого рода в специальные базы данных:

  1. После оформления протокола ГИБДД все материалы дела направляются в административную службу, сотрудники которой заносят информацию в БД. При этом обязательно указываются реквизиты протокола, сведения о водителе, номер ТС, сведения по владельцу и лицам, имеющим права на управление авто.
  2. Должностным лицом оформляется постановление с уточнением штрафных санкций, которому также присваивается специальный номер – стандартно комбинация совпадает с кодом протокола. Такая информация также заносится в реестр и прикрепляется к делу, имеющему номер протокола.
  3. Вышеуказанные позиции дополнительно дублируются на иных государственных реестрах ГИБДД.

Таким образом, чтобы найти постановление, достаточно знать регистрационный номер протокола и иметь доступ к общим базам данных инспекции дорожного движения.

Презумпция невиновности

В соответствии с принципом презумпции невиновности государственные органы и должностные лица обязаны доказать вашу вину. При этом «неустранимые
сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица» (ч. 4 ст. 1.5 КоАП).

Норма закона

«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лица, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием» (ст. 2.9 КоАП).

Однако на практике довольно часто свидетелями по делу проходят инспекторы ДПС, в том числе и инспектор, составивший протокол. В связи с этим положение водителя в суде настолько шаткое, что стало предметом/ поговорки: «Презумпция невиновности — это право гражданина доказывать свою невиновность в суде». Однако от того, как составлен протокол, во многом зависит, какое наказание вы понесете и понесете ли его вообще.

Норма закона

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. (ч.1. ст. 28.5 КоАП)

Что обязательно должно входить в протокол об административном правонарушении

Статья 28.2 КоАП подробно описывает основные реквизиты протокола об административном правонарушении:

  • дата и место составления протокола;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших (всех без исключения);• место, время совершения и суть правонарушения (нормативный акт, который был вами нарушен);
  • статья КоАП или закона, в которой предусмотрена административная ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • другие сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Как видите, в числе обязательных реквизитов протокола нет даты и времени рассмотрения дела в ГИБДД.

Связано это с тем, что конкретное время определяется на этапе подготовки к рассмотрению дела, и имеют на это право лишь инспекторы, находящиеся на определенных должностях, и только по конкретным статьям (должности и статьи перечислены в ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

Возможно, должность инспектора, составляющего протокол, указана в этом перечне — тогда он вправе совместить составление протокола с подготовкой к рассмотрению правонарушения и сразу же установить время рассмотрения. В ином случае орган ГИБДД должен будет уведомить вас о дате и сроке рассмотрения позднее.

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

  • Москва доб 978
  • Санкт-Петербург доб 170
  • Все регионы доб 289 (Звонок бесплатный)

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

  • личная информация должна быть заполнена верно;
  • в строке «Объяснительная» подробно расписать всю ситуацию, к примеру, что нарушение запечатлела камера, видеорегистратор или были очевидцы – это должно быть описано;
  • объяснительная не должна писаться под диктовку сотрудника ДПС;
  • на пустых строках оставить букву «Z», чтобы инспектор ГИБДД не внес никаких лишних данных после случившегося.

Водитель может оставить надпись: «Не согласен» и оспорить в суде постановление. Для начала необходимо идти к начальнику местного отдела ДПС. Если начальство Госавтоинспекции отказало в отмене наказания, то необходимо идти в суд по месту прописки. Чтобы оспорить правонарушение, нужно иметь также и доказательства непричастности к вине автомобилиста. Это может быть видео-, фотоматериалы, слова очевидцев, видеозаписи с регистратора и прочее.

Подробнее о том как оспорить постановление можете узнать перейдя по ссылке.

Комментарий к статье 28.2 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Читайте также:  Статья 128 ТК РФ. Отпуск без сохранения заработной платы (действующая редакция)

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Спецсвидетель в административном процессе

В данном обсуждении рассматривается вопрос, насколько обоснованной, соответствующей положениям закона и основным принципам права, является сложившаяся позиция судов в части допроса лиц, составивших протокол об административном правонарушении, в качестве свидетелей. Данный вопрос представляет для меня интерес не только с точки зрения законодательства об административных правонарушениях, но с точки зрения соответствия подобной позиции основным правовым принципам в целом, в связи с чем интересно мнение не только практикующих в области административного права. Хотелось бы услышать мнение коллег и относительно правового обеспечения позиции, данного одним из высших судов — Конституционным Судом РФ, так как лично для меня толкование названного суда представляется более чем неясным. Приветствуются ссылки на другие правовые акты по теме.

Суть проблемы

В судах общей юрисдикции, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл.12 КоАП РФ, сложилась практика привлечения в качестве свидетелей по делу работников ГИБДД, составивших протокол об административном правонарушении. Обращаю внимание на тот факт, что речь идёт именно о работнике, составившем протокол, а не о его напарнике, непосредственно в составлении протокола участия не принимавшего. По крайней мере, так считается, что не принимавшего, а фактически…

Однако, несмотря на то, что и обоснованность привлечения второго работника ГИБДД также является весьма спорным вопросом, не будем на это отвлекаться, и сосредоточимся на лице, составившем протокол.

Итак, какие имеются разъяснения на этот счёт.

Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», п.10 которого чётко установлено: «Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей».

Необходимо отметить, что в главе 25 КоАП РФ, в числе прочего, в ст. 25.6, указан свидетель. Следовательно, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не может быть привлечено к участию при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение в качестве свидетеля.

Читайте также:  Резерв по сомнительным долгам, как элемент налогового планирования

Действительно, вышеприведённый п. 10 Пленума ВС РФ указывает: «Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов». Однако, исходя из вышеуказанного, не в качестве свидетеля.

Из анализа данного положения следует, что участие данного должностного лица в суде ограничено исключительно уточнением тех или иных обстоятельств по делу и ответу на возникающие в связи с этим у суда вопросы. Более того, учитывая возможную служебную заинтересованность лица в исходе дела, к данным им показаниям суд должен отнестись максимально критично.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2007 N 346-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондрашина Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав рядом положений Кодекса Российской Федерации об административных прав, п.2 которого указано: «КоАП РФ не исключает участие в качестве свидетеля при рассмотрении судом дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении. Как указал Пленум ВС РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов (пункт 10)».

Да, указал. Но ведь, вместе с этим, и указал на то, что как раз свидетелем должностное лицо, составившее протокол, быть не может. Или всё же не так, и положения означенного Пленума следует толковать не прямо, а наоборот?

Дополнительно рассмотрим вопрос о заинтересованности работников ГИБДД в исходе дела, так как он является одним из ключевых для постановки вывода о законности и обоснованности привлечения указанных лиц в качестве свидетелей.

Не возникает сомнений, что, в случае выявления факта составления протокола с нарушениями, а также в отношении невиновного лица, составивший протокол работник будет привлечён к дисциплинарной ответственности. При условии хорошего, заинтересованного руководителя такового лица, естественно. В этом году органами прокуратуры было вынесено достаточно много предписаний по подобным вопросам. Так что заинтересованность у «свидетеля» всё же имеет место быть. Не будем останавливаться на таких элементарных вещах, как статус свидетеля, так как все помнят требования, предъявляемые к свидетелю.

Также здесь стоит упомянуть и позицию ВС РФ в части возможной заинтересованности работника ГИБДД, получившей выражение в Вопросе 12 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007 года. Несмотря на то, что в вопросе рассматривается привлечение работника ГИБДД в качестве понятого по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», для нас интерес представляют именно положения о заинтересованности указанных лиц: «В силу осуществления указанных полномочий сотрудники милиции могут иметь служебную заинтересованность в исходе данного дела, поскольку являются работниками данного органа».

Таким образом, исходя из вышеизложенного, привлечение работника ГИБДД, составившего протокол об административном правонарушении в качестве свидетеля, представляется нарушением основных принципов российского законодательства и неверным применением законодательства об административных правонарушениях. Кроме того, это также нарушает законные права и интересы лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, так как участие в деле заинтересованных свидетелей значительно ухудшает возможность надлежащей защиты.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1) Насколько соответствует позиция привлечения судами в качестве свидетелей, должностных лиц, составивших протоколы об административных правонарушениях, закону и основным принципам права?

2) На чём может быть основана приведённая в тексте обсуждения позиция КС РФ в части допустимости допроса в качестве свидетеля должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении?

P.S.: Хотелось бы услышать мнение уважаемых коллег по данной теме.

Возбуждение дела об административном правонарушении

В настоящей статье рассматривается порядок составления протокола об административном правонарушении, как процессуального документа, оформляемого на этапе возбуждения дела об административном правонарушении. Всего может быть три стадии привлечения к административной ответственности.

После того, как составлен протокол об административном правонарушении, составляется следующий процессуальный документ, такой как постановление по делу об админправонарушении. В нем указывается вид и размер наказания.

Если такое наказание предусмотрено в виде штрафа, то помимо этих двух документов еще выписывается квитанция с номером счета и банковскими реквизитами, куда должны быть перечислена указанная сумма назначенного штрафа.

Но помимо штрафа, виновный может быть лишен прав, либо на него может быть наложен административный арест. Это решение принимает только мировой судья. Все материалы правонарушения направляются в суд.

Туда же и будет повесткой вызван потенциальный правонарушитель. В некоторых случаях, если дело необычное, повышенной сложности, его рассматривает районный судья.

Так вот, и в первом случае, если решение выносит сотрудник ГИБДД, и во втором случае, когда решение принимает судья, у водителя есть 10 дней на их обжалование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *