Уведомление службы занятости о сокращении штата — инструкция
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление службы занятости о сокращении штата — инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первым делом отметим, что сокращение штата и сокращение численности — разные понятия. В первом случае убирают конкретные должности в штатном расписании, во втором — уменьшают количество сотрудников на конкретной должности, например, вместо трех программистов оставляют только одного. При сокращении штата или численности важно соблюсти особый порядок действий. Аналогично поступают при ликвидации компании или закрытии ИП.
Как составить уведомление центра занятости о сокращении штата
Законодательно утвержденного бланка не существует, поэтому уведомление можно написать в свободной форме, применив принципы делопроизводства (письмо Роструда от 26 сентября 2016 г. №ТЗ/5624-6-1).
Что нужно указать в документе:
- Наименование организации и ее реквизиты.
- Кому адресован документ. Здесь указывают ФИО руководителя центра занятости своего района. Это необязательные данные.
- Наименование документа.
- Исходящий номер. Под ним уведомление регистрируют в журнале исходящей корреспонденции.
- Дату составления.
- Ссылку на законодательный акт.
- Суть уведомления — сообщение о сокращении штата и расторжении трудовых договоров с рядом работников.
- Перечень сотрудников, с которыми будут расторгнуты трудовые договоры. В этой части нужно указать ФИО работника, образование, пол, возраст, должность, специальность, размер заработной платы. Данные можно оформить в виде таблицы.
- Приложение к уведомлению — реквизиты распорядительного документа о сокращении штата. Обычно это приказ. Копию документа нужно будет отправить с уведомлением.
В конце должен поставить свою подпись руководитель компании.
Уведомление центра занятости.
Шестой этап зачастую пропускается работодателями по той лишь причине, что о нем многие не знают. Между тем Федеральный закон «О занятости населения в РФ» в ст. 25 установил дополнительные обязанности работодателя при проведении процедуры сокращения:
«При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника…»
Поэтому, определив, какие именно работники подлежат сокращению, работодатель обязан заполнить специальную форму и подать ее в свое территориальное отделение органа службы занятости.
Важно! Седьмой и восьмой этапы будут иметь место лишь в случае наличия профсоюзной организации на предприятии.
Порядок и размер выплаты выходного пособия.
Выплата выходных пособий при увольнении регулируется статьей 178 Трудового кодекса РФ, которой установлено, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Таким образом, размер именно выходного пособия (выплачиваемого непосредственно при увольнении) составляет один заработок.
Также законом предусмотрено, что если работник не смог устроиться на работу после увольнения по сокращению, то за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
То есть всего законодатель предусмотрел возможность получать средний заработок в течение двух месяцев со дня увольнения, из них пособие за первый месяц выплачивается сразу при увольнении, а за второй месяц – по истечении второго месяца трудоустройства. Например, если работник уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ 01 июня, то 01 июня он получает полный расчет за отработанный период и выходное пособие в размере одного среднего месячного заработка. Вне зависимости от того, будет он в июне искать работу или приступит к работе уже 02 июня – данное пособие выплачивается в безусловном порядке и возврату оно не подлежит.
Предположим, что работник не трудоустроился. Тогда по истечении июля он может претендовать на получение пособия на период трудоустройства (второй месяц) опять в размере среднего месячного заработка.
Для получения данного пособия необходимо лишь предъявить трудовую книжку, из которой будет следовать, что на новую работу он не устроился.
При этом в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение еще и третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, для получения пособия в размере еще одного среднего заработка за период трудоустройства (август) работнику нужно не только предъявить трудовую книжку, но и соответствующий документ из органов службы занятости о сохранении за работником пособия в течение третьего месяца трудоустройства.
Бланк для уведомления ЦЗ
Для информирования центра занятости также не разработан унифицированный образец, что позволяет организации разрабатывать собственный бланк. В него обязательно должны быть включены следующие пункты:
- точное наименование организации отправителя;
- дата и место (город) составления документа;
- наименование организации, в которую будет направлено уведомление;
- название документа – «Уведомление»;
- текст уведомления должен содержать информацию о предстоящем сокращении со ссылкой на соответствующую статью ТК и приказ, на основании которого проводится увольнение работников. Кроме этого, в данном пункте должна быть указана точная дата расторжения трудовых договоров. Далее в виде таблицы необходимо представить полный список увольняемых сотрудников с указанием: ФИО, должности, квалификации и размера оклада.
Отчет по инвалидам в центр занятости – образец
Далеко не все работодатели знают, что они обязаны предоставлять отчеты в центр занятости в 2021 году. В то же время существует множество форм, которые подаются организациями в территориальное подразделение ЦЗН и в установленные сроки. В частности, речь идет о сведениях по увольнению персонала, по наличию вакантных должностей и свободных мест работы, по квотированию мест для трудоустройства инвалидов, по предпенсионерам и т.д. Собственно говоря, это не отдельный бланк, а продолжение предыдущего. Отчетом о пенсионерах некоторые именуют сведения о сотрудниках предпенсионного возраста, о которых рассказано выше. Следовательно, если у работодателя не числятся в штате работники обозначенного возраста (мужчины до 1959 г.р., женщины до 1964 г.р.), подавать форму не нужно. Также не обязаны отчитываться предприниматели, ведущие бизнес в одиночку, то есть без наемного персонала.
21 Дек 2021 marketur 871
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Объяснительная по справкам о доходах
- Отшиятя непогашенной судимости от неснятой
- На основании чего выставляется счет на оплату
- Как учитывать программное обеспечение в бухучете в 2021 году бюджет
Как уведомить службу занятости: определяем срок исполнения обязанности
Обязанность извещать центр занятости населения (далее — ЦЗН) о предстоящем сокращении возложена на всех работодателей, являющихся юрлицами и индивидуальными предпринимателями (ст. 25 закона «О занятости населения…» от 19.04.1991 № 1032-1).
Организации должны уведомить ЦЗН минимум за 2 месяца, а ИП — минимум за 2 недели до сокращения. Если же сокращение грозит массовым увольнением сотрудников, срок уведомления для любого работодателя увеличивается до 3 месяцев (минимум) перед сокращением.
Согласно ч. 1 ст. 82 ТК РФ при решении вопроса о массовости увольнения нужно руководствоваться отраслевыми соглашениями. Подобные соглашения действуют в нефтяной, текстильной промышленности и т. д. Если ни одно из таких соглашений нельзя применить, то ориентироваться следует на критерии, установленные в Положении об организации работы…, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 (далее — Положение).
Как уведомить службу занятости?
Уведомление о сокращении подается в виде бланка определенного образца, заполненного руководителем предприятия.
Его можно доставить несколькими способами:
- Лично в руки. Но для этого нужно будет посетить службу занятости, возможно, потратить время на очередь, чтобы просто сдать этот важный документ.
- По почте. В таком случае заполненный бланк отправляется заказным письмом с извещением, которое нужно сохранять до увольнения работников. Такой способ сможет существенно сэкономить ваше время.
- С помощью электронной почты. Но этот вариант можно использовать, только если у руководителя есть действующая и правильно оформленная электронная подпись – без нее бумага не будет считаться официальным документом.
Государство строго контролирует процедуру сокращения работников, и вы должны быть абсолютно уверены в том, что ваше послание было доставлено и принято во внимание. Потому самым действенным способом является личное посещение государственных органов.
Образец уведомления центра занятости о сокращении штата
Уведомление о сокращении численности или штата составляется работодателем в произвольной форме, но в нем в отношении каждого конкретного работника должны быть указаны (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1):
- должность, профессия, специальность и квалификационные требования;
- условия оплаты труда.
Приведем для уведомления центра занятости о сокращении образец его заполнения. Кстати, для уведомления центра занятости о ликвидации образец может быть использован подобный, поскольку требования к уведомлению при ликвидации и сокращении одни и те же.
Пред. / След. Скачать форму уведомления центра занятости о сокращении можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».
- Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
- Я не подписчик, но хочу им стать
- Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика
Уведомление подается в письменной форме в территориальное подразделение центра занятости по месту нахождения работодателя. Уведомление может быть как вручено лично, так и направлено по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.
За непредставление уведомления работодатель и его руководитель могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или штрафа (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
- на руководителя организации или работодателя-ИП – от 1 000 до 5 000 рублей;
- на организацию – от 30 000 рублей до 50 000 рублей.
Уведомление службы занятости о сокращении – это обязательное мероприятие при численном сокращении штата или при ликвидации организации в общем. При этом сообщать о своих намерениях нужно службу занятости по месту расположения компании или ее структурного подразделения.
Что же касается сроков, которые нужно соблюдать, то они составляют 2 месяца в случае сокращения работников юридическим лицом, и 2 недели, если директор – индивидуальный предприниматель.
Кроме того, нужно учитывать количество тружеников, которые лишатся работы. Если сокращение имеет массовый характер, то уведомить госучереждение нужно не менее чем за 3 месяца до назначенной даты.
Описать, под какие параметры попадает массовое сокращение штата, невозможно, поскольку эти параметры отличаются в разных регионах страны. Для того чтобы выяснить все нюансы, нужно на основании нормативных актов, которые действуют на данный момент, проверить требования, существующие есть для разных регионов и отраслей производства.
Ответственность за неуведомление службы занятости
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан.
На основании изложенного мы приходим к выводу, что за неисполнение обязанности, установленной п. 2 ст. 25 Закона РФ N 1032-1, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 100 до 300 руб.;
- на должностных лиц — от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.
Вывод о возможности привлечения к административной ответственности за непредставление информации в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ N 1032-1 к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ сделан в Апелляционном определении Московского областного суда от 28.04.2014 по делу N 33-7641/2014 и ряде других судебных решениях.
Неуведомление органов службы занятости как основание для восстановления работника на работе
В Апелляционном определении Московского городского суда от 14.01.2015 по делу N 33-136/15 рассмотрен иск о признании увольнения по сокращению численности или штата работников незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В названном судебном решении указано, что судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части несоблюдения положений Закона РФ N 1032-1, так как само по себе несоблюдение ответчиком положений данного Закона не влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов работника, в связи с чем подобное нарушение не может являться основанием для признания увольнения незаконным. Орган службы занятости населения не является стороной трудовых правоотношений, поэтому его неуведомление не может свидетельствовать о нарушении порядка увольнения работника. Уведомление органа службы занятости населения является одной из форм содействия работодателей в обеспечении занятости населения, следовательно, неисполнение Закона в указанной части может повлечь негативные последствия только для работодателя. Поэтому подобное нарушение не считается основанием для признания увольнения незаконным.
В Апелляционном определении Московского областного суда по делу N 33-7641/2014 отмечается, что суд первой инстанции обоснованно отклонил довод истицы о необходимости сообщения о сокращении в службу занятости, поскольку непредставление информации, предусмотренной п. 2 ст. 25 Закона РФ N 1032-1, образует состав административного правонарушения (ст. 19.7 КоАП РФ), однако не может повлиять на законность или незаконность самого увольнения.
Таким образом, соблюдение всех предусмотренных законодательством о труде норм в части сокращения численности или штата, за исключением п. 2 ст. 25 Закона РФ N 1032-1, не является основанием для признания организационно-штатных мероприятий незаконными и восстановления на работе уволенного в ходе данных процедур работника.
Вместе с тем в совокупности с другими нарушениями неуведомление или ненадлежащее уведомление органов службы занятости может быть признано в качестве основания для признания сокращения численности или штата незаконным. Такие выводы сделаны, в частности, в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 13.08.2014 по делу N 33-7020-2014, Апелляционном определении ВС Республики Калмыкия от 11.12.2014 по делу N 33-888/2014г., Апелляционном определении Ставропольского краевого суда от 31.03.2015 по делу N 33-1520/15.
Заявка на вакансию: образец бланка и пример заполнения
Эта терминология, лексика и аббревиатура будут использованы менеджером по подбору персонала (или HR-менеджером вашей компании) в поисковых запросах в базах данных резюме специалистов, как самого агентства, так и на работных сайтах. Кроме того, эти термины, как ключевые слова, могут быть использованы рекрутером для поиска в справочниках предприятий, оказывающих проектные электротехнические услуги, в состав которых входит выпуск проектов по данным маркам проектирования и данному классу напряжения. Составлять подобный список фирм, ему необходимо для поиска в них соискателей на вашу вакансию. Порой, особенно при поиске инженера редкой специальности, перечисленная в задании терминология является ключевой информацией для успешного поиска и подбора кандидата. Если, к примеру, ваша организация занимается проектированием, а вам в проектный электротехнический отдел требуется специалист по специальности Инженер-электрик на должность Инженера-проектировщика, то в этой части заявки на вакансию можно перечислить профессиональную терминологию и аббревиатуру (см. образец), относящиеся к специфике проектирования в данном проектном отделе, например: — проектирование объектов класса напряжения 0,4/6/10 кВ; — выполнение разделов проекта «Электроснабжение, электроосвещение и электрооборудование»; — разработка комплектов чертежей марок: ЭС, ЭО, ЭН, ЭМ.
Порядок уведомления службы занятости
Согласно п. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения (см. схему на с. 25).
----------------¬ ------------------------------------------------------¬
¦ +-->¦Соблюдение условий договоров, регулирующих трудовые ¦
¦ ¦ ¦отношения в соответствии с законодательством РФ ¦
¦ ¦ L------------------------------------------------------
¦ ¦ ------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Реализация мер, предусмотренных трудовым ¦
¦ +-->¦законодательством, коллективными договорами ¦
¦ ¦ ¦и соглашениями по защите работников в случае ¦
¦ ¦ ¦приостановки производства или увольнения работников ¦
¦ ¦ L------------------------------------------------------
¦ ¦ ------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Оказание помощи в трудоустройстве, прохождении ¦
¦ ¦ ¦профессионального обучения, получении дополнительного¦
¦ +-->¦профессионального образования и предоставлении сверх ¦
¦ ¦ ¦установленной законодательством дополнительной ¦
¦ ¦ ¦материальной помощи увольняемым работникам за счет ¦
¦ ¦ ¦средств работодателей ¦
¦ ¦ L------------------------------------------------------
¦ ¦ ------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Создание условий для профессионального образования, ¦
¦ ¦ ¦профессионального обучения и дополнительного ¦
¦ Направления ¦ ¦профессионального образования работников, в том числе¦
¦ содействия +-->¦женщин в период отпуска по уходу за ребенком до ¦
¦ работодателей ¦ ¦достижения им возраста трех лет. Суммы средств, ¦
¦ проведению ¦ ¦затраченных работодателями на эти цели, учитываются ¦
¦государственной¦ ¦в составе расходов в порядке и на условиях, которые ¦
¦ политики ¦ ¦установлены законодательством о налогах и сборах ¦
¦ занятости ¦ L------------------------------------------------------
¦ населения ¦ ------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Разработка и реализация мероприятий, ¦
¦ ¦ ¦предусматривающих сохранение и рациональное ¦
¦ +-->¦использование профессионального потенциала ¦
¦ ¦ ¦работников, их социальную защиту, улучшение условий ¦
¦ ¦ ¦труда и иные льготы ¦
¦ ¦ L------------------------------------------------------
¦ ¦ ------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Трудоустройство определяемого органами исполнительной¦
¦ ¦ ¦власти субъектов РФ и органами местного ¦
¦ +-->¦самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в ¦
¦ ¦ ¦социальной защите, или резервирование отдельных видов¦
¦ ¦ ¦работ (профессий) для трудоустройства таких граждан ¦
¦ ¦ L------------------------------------------------------
¦ ¦ ------------------------------------------------------¬
¦ +-->¦Соблюдение установленной квоты для трудоустройства ¦
¦ ¦ ¦инвалидов ¦
¦ ¦ L------------------------------------------------------
¦ ¦ ------------------------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, ¦
¦ +-->¦включенные в перечень субъектов РФ, утвержденный ¦
¦ ¦ ¦Правительством РФ ¦
L---------------- L------------------------------------------------------
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ N 1032-1 при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. В случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, уведомить службу занятости необходимо не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Чтобы определить, за три или за два месяца требуется уведомить орган службы занятости, необходимо установить, может ли сокращение привести к массовому увольнению. Так, в соответствии со ст. 82 ТК РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Сегодня действует ряд подобных соглашений, например:
- Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2014 — 2016 годы, утвержденное Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, Наблюдательным советом Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности 13.12.2013;
- Отраслевое соглашение по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности РФ на 2015 — 2017 годы, утвержденное Российским профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности, ОООР «Российское объединение работодателей легкой промышленности», ОР «Объединение работодателей текстильной промышленности России» 23.12.2014.
В случае отсутствия критериев в отраслевых и (или) территориальных соглашениях применяются нормы, установленные Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99. В соответствии с указанным документом основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся:
- ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
- увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
Формы уведомлений приведены в Приложениях к Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99.
Уведомление в центр занятости о сокращении штата кого включать список
Государство осуществляет систематический контроль над сокращением численности работников. Поэтому все виды сокращений проводятся с попутным оповещением службы занятости. Это позволяет заблаговременно подготовиться к грядущим увольнениям в части своевременной выплаты пособий, а также оказания уволенным необходимой помощи по трудоустройству.
Обязанность по извещению службы занятости о грядущем сокращении (штата либо численности) лежит на каждом нанимателе. Этого требует порядок проведения самой процедуры, закрепленный на законодательном уровне.
Правовые нормы, применяемые при сокращении | Сроки уведомления службы занятости(для нанимателей) |
ФЗ РФ № 1032-1 «О занятости…от 19.04.1991; ТК РФ, ст. 81 -— правомерность сокращения;ТК РФ, ст. 82 ч. 1 -— критерии массового сокращения;ФЗ РФ №1032-1, ст.25 ч.2 -— о форме уведомления | В общем случае:за 2 месяца (для юридических лиц);за 2 недели (для ИП) Когда лучше уволиться до отпуска, после или во время негоПри массовом сокращении -— за 3 месяца |