Страховые пенсии в Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые пенсии в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.
Когда назначается страховая пенсия
Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.
Мужчины
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
Пенсионный возраст |
1959 |
2020 |
61 год |
1960 |
2022 |
62 года |
1961 |
2024 |
63 года |
1962 |
2026 |
64 года |
1963 |
2028 |
65 лет |
Финансовые основы системы ОПС состоят в формировании бюджета ПФР и в последующем расходовании средств из фонда на выплату страхового финансового обеспечения, на его доставку, на техническое обеспечение текущей деятельности госстраховщика, на уплату гарантийных взносов и на прочие цели, предусмотренные нормативным законодательством.
Финансовые основы пенсионного страхования практически аналогичны таковым в сфере других видов страхования:
- страхователи, они же работодатели и налоговые агенты граждан, осуществляющих деятельность по трудовому контракту, платят страховые взносы на условиях, которые указаны в Главе 34 НК;
- за счет заплаченных страховых взносов, межбюджетных трансфертов, прибыли от инвестирования свободных денежно-финансовых средств и иных источников, формируется бюджет ПФР на очередной финансовый год;
- наконец, граждане, которые были застрахованными в соответствии с ФЗ об основах ОПС (ФЗ № 167), получают страховую, накопительную пенсию из средств бюджета ПФР.
Как видим, финансовая основа сферы пенсионного страхования заключается в солидарной ответственности ее участников. То есть “платят все, а получают лишь некоторые – у кого произошел страховой случай”.
Понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения
Пенсия в обязательной системе страхования (ОПС) назначается при наступлении страхового случая, а именно пенсионного возраста, установления инвалидности или утере кормильца.
Все застрахованные в системе ОПС получают свидетельство с указанием номера индивидуального лицевого счета – СНИЛС.
Пенсии, предусмотренные ОПС формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) за своих работников и за себя в ПФР. Существует несколько видов таких пенсий:
· страховая пенсия по старости;
· страховая пенсия по инвалидности;
· страховая пенсия по потере кормильца. Сивакова И.В. Новое пенсионное законодательство в схемах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – С. 32.
Страховая пенсия является основным видом пенсии в России. Все граждане, вступившие в систему ОПС, а значит получившие СНИЛС, являются застрахованными лицами. В роли страховщика таких пенсий выступает Пенсионный фонд РФ.
Страховая пенсия по старости устанавливается при наличии определенных условий:
1. Достижение пенсионного возраста либо права на досрочное назначение;
2. Наличие минимального страхового стажа;
3. Необходимое количество пенсионных баллов.
Возраст выхода на пенсию остался неизменным: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Требование к минимальному страховому стажу составляет 15 лет. Такое условие будет выполняться постепенно с требуемых 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году. Также ежегодно будет увеличиваться и минимальное количество баллов от 6,6 в 2015 году до требуемых 30 к 2025 году.
После вступления в силу реформы пенсионной системы и Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, выражению “трудовая пенсия” часто приходит на смену понятие “страховой пенсии”. Исходя из данного документа, страховая пенсия – это один из видов ежемесячной выплаты гражданам, которые потеряли возможность получать доход вследствие потери трудоспособности из-за старости, по причине в связи с инвалидностью или утраты дохода кормильца, связанного с его смертью.
До 2015 года трудовая пенсия была совокупностью двух частей: накопительной и страховой. Трудовая пенсия реформой 2015 года была разделена на две пенсии: страховую и накопительную. Теперь это две разные пенсии, которые граждане будут получать отдельно друг от друга. Сивакова И.В. Новое пенсионное законодательство в схемах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – С. 38.
Данная выплата является самым распространенным видом пенсий в Российской федерации.
По большому счету, пенсионная реформа практически не коснулась порядка оформления, назначения и требований к будущему пенсионеруи, если гражданин был знаком с процедурой раньше, многие моменты покажутся знакомыми.
Страховая пенсия по старости – вид страховой выплаты, назначающийся гражданам при следующих условиях, описанных в статье 8 Федерального закона “О страховых пенсиях”:
1. Продолжительность страхового стажа (периода, когда в Пенсионный фонд России отчислялись страховые взносы от работодателя) не менее 7 лет в 2016 году.
2. Достижение пенсионного возраста. Для мужчин он составляет 60 лет, для женщин – 55 лет.
3. Сумма пенсионных баллов или ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) должна составлять в 2016 году не менее 9.0.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона “О страховых пенсиях”, условия относительно страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента вводятся постепенно в течение установленного переходного периода.
Необходимые продолжительность страхового стража и минимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента и их увеличение с течением времени описаны в таблице 1.
Особенности страховой пенсии по старости
На получение данного вида выплаты могут претендовать мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет, имеющие не менее 15 лет стажа и коэффициент не ниже 30. Следует отметить, что ежегодно требования к стажу ужесточаются.
Минимальный стаж должен составить от девяти лет и сумма накопленных пенсионных баллов от 13,8 для того, чтобы была назначена данная пенсия. Как и минимальный стаж, так и коэффициент для начисления пенсии ежегодно растут с определенным шагом. Итоговый стаж и коэффициент станут известны на дату установления начисления пенсии.
Досрочный выход на пенсию предусмотрен выполнением опасных для здоровья работ (например, подземные работы, в горячих цехах, на лесоповале, на плавательных суднах, на горнодобывающих предприятиях, летчикам и пр.), либо отдельным нуждающимся категориям граждан (матери, воспитавшие от 5 детей, инвалиды по зрению 1 группы, проработавшие долгое время и проживающие на Крайнем Севере и пр.).
Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам
В случае смерти гражданина до назначения ему накопительной пенсии средства пенсионных накоплений, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.
В случае отсутствия указанного заявления застрахованного выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников в следующей последовательности: в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); во вторую очередь – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений только при отсутствии родственников первой очереди.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция)
2. Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015)
3. Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ред. от 03.07.2016)
4. Федеральным Законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»
5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
«О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
7. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» от 23.05.2016 N 143-ФЗ (последняя редакция)
8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (с изменениями и дополнениями)
9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О негосударственных пенсионных фондах и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2013 N 410-ФЗ (последняя редакция)
10. Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан в 2017 году «
Литература
1. Сивакова И.В. Новое пенсионное законодательство в схемах: учебное пособие. — М.: Проспект, 2016.
2. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. — М.: Редакция «Российской газеты», 2016. — Вып.5. — 176 с.
3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. — 296 с
4. Удалова, Н.М. Пенсии. Досрочные трудовые пенсии по старости [Электронный ресурс]/ Удалова Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Эксмо, 2015.— 160 c
5. Удалова Н.М. Досрочные пенсии. Кто имеет право? Как оформить? [Электронный ресурс]: ответы на все вопросы/ Удалова Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Эксмо, 2016.— 153 c.
6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2017 г.
7. Авдеев Р.С. Страховые пенсии по случаю потери кормильца: проблемы назначения и исчисления // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2016. – №12. – С.112-116.
8. Какие документы нужны для оформления страховой пенсии // Азбука права. – 2015. – 24 февраля.
9. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС КонсультантПлюс, 2015.
10. Маслова Т. Пенсионная модернизация: новая формула расчета страховой пенсии и самостоятельная накопительная пенсия / Т. Маслова // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. – 2016. – № 2. – С. 20 – 37.
Как рассчитать прибавку к пенсии с 1 января 2023 года
С января 2023 года начнет работать Социальный фонд РФ. Он является правопреемником ПФР, будет заниматься назначением, перерасчетом и выплат пенсий. Индексация с 1 января 2023 года будет сделана автоматически. Подавать заявление на перерасчет не нужно.
Сообщается, что средний размер пенсий для неработающих пенсионеров (с учетом индексации) составит 21865.47 руб. Средний размер прибавки к пенсии после индексации — чуть выше 1000 рублей. Вы можете самостоятельно рассчитать новый размер пенсии. Для этого нужно:
- уточнить количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) через личный кабинет
- умножить количество коэффициентов на 123.77 руб.
- прибавить к полученной сумме новый размер фиксированной части 7567.34 руб.
После перерасчета с 1 января 2023 года новый размер пенсии можно будет увидеть в личном кабинете на сайте Социального фонда.
Как формируется и рассчитывается будущая пенсия
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях являются:
- достижение возраста 65 лет – для мужчин, 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;
- согласно изменениям, внесенным в приложение 5 к Закону № 400-ФЗ, с 01.01.2021 лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, указанным в части 1.1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, в отношении которых требования к возрасту при назначении страховой пенсии по старости уже были увеличены с 01.01.2017, темп повышения пенсионного возраста увеличивается с полугода до года, таким образом, темп повышения пенсионного возраста для данной категории лиц синхронизируется с темпами повышения общеустановленного возраста. Право на страховую пенсию может быть реализовано госслужащими при достижении возраста 65 лет для мужчин, 63 лет для женщин (с учетом переходных положений, в том числе приложения 5 Закона № 400-ФЗ). Год достижения возраста, в котором может быть назначена страховая пенсия, определяется исходя из возраста, в котором государственный служащий приобретает право на страховую пенсию по старости по законодательству, действовавшему на 31.12.2016 с учетом требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента определяемой на день достижения лицом возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2016.
При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца раньше достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
- Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не ранее чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
- наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов – не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Количество пенсионных коэффициентов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.
За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов.
Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года – 10.
Как рассчитать страховую пенсию по возрасту в 2022 году
Размер страховой пенсии, назначенной гражданам в 2022 году по старости, рассчитывается по формуле:
СтрПенс = ПенсБ * СтПенсБ + ФиксВыпл;
где ПенсБ – ИПК, накопленный гражданином с начала трудовой деятельности до момента обращения за пенсией;
СтПенсБ – стоимость 1-го пенсионного балла на момент оформления пенсии (в 2022 году – 81,49 руб.);
ФиксВыпл – фиксированная выплата к страховой пенсии (в 2022 году – 4.982,90 руб.).
Порядок начисления пенсионных баллов зависит от страхового периода, в течение которого гражданину выплачивался доход в виде зарплаты:
Период расчета пенсионных баллов (ИПК) | Формула расчета | Показатели |
до 01.01.2015 года | ИПКдо 2015 = ПенсКап / 228 мес. / СтПенсКоэфф, |
ПенсКап – показатель пенсионного капитала (общая сумма страховых взносов, перечисленная гражданином с начала трудовой деятельности до 01.01.2015 г.); СтПенсКоэфф – стоимость пенсионного коэффициента на 01.01.15 (неизменный показатель — 64,1 руб.). |
после 01.01.2015 года | ИПКпосле 2015 = (ГодДохгод * 16 / 100) / (ПрНалгод * 16 /100) * 10, |
ГодДохгод– сумма дохода, выплаченного работодателем сотруднику в виде зарплаты (по итогам отчетного года); ПрНалгод – установленная величина предельной налогооблагаемой базы, действующая в отчетном году (в 2022 году — 1.021.000 руб.). |
Для чего поднимают пенсионный возраст?
Смысл повышения пенсионного возраста — снизить дефицит средств в ПФР на выплату пенсий, а также повысить уровень государственной пенсии.
Для получения страховой пенсии также необходим стаж работы не менее 15 лет по новым правилам. Повлиять на размер страховой пенсии будущий пенсионер может крайне незначительно — это пассивный доход на старость: получать доход на пенсии можно стабильно, но мало. Особенность страховой пенсии в том, что она формируется в баллах, и каждый год государство решает, сколько будет стоить балл. Стоимость может меняться в зависимости от числа работающих граждан и пенсионеров в стране. Поскольку формулу расчета баллов трудно понять даже матерым экономистам, для подсчета пенсии Пенсионный фонд РФ создал онлайн-калькулятор.
Накопительная пенсия придумана с целью дать возможность будущему пенсионеру увеличить размер пенсионных накоплений. Дело в том, что отчисления, которые работодатель делает на страховую часть пенсии (16% от зарплаты работника) идут на нужды нынешних пенсионеров. А отчисления на накопительную часть (6% от зарплаты) по идее должны накапливаться на пенсионном счете гражданина и использоваться только по достижении им пенсионного возраста.
В зависимости от выбора каждого человека эти отчисления поступают либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в государственный Внешэкономбанк, которые управляют пенсионными вложениями граждан, инвестируя их в акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации и т.д. С 2014 году отчисления в накопительную часть были заморожены. Поэтому пока что все взносы идут на страховую часть пенсии, то есть тратятся на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Счета накопительной пенсии пополняются лишь за счет инвестиционного дохода от ранее перечисленных пенсионных накоплений. Кроме того, при желании можно оформить индивидуальный пенсионный план в НПФ и самостоятельно перечислять часть дохода на формирование негосударственной пенсии.
Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы.
Пенсия за выслугу лет
Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), например, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и т. д., при наличии следующих условий:
— если они имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы 20 лет и более;
— если они были уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Федеральные гражданские служащие также имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством. Гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным гражданским служащим пенсия за выслугу лет выплачивается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия назначения пенсии за выслугу лет
Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
При определении права на пенсию за выслугу лет учитываются, в частности, следующие периоды (п. «а» ст. 1 Закона № 4468-1):
– военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военная служба по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ;
— военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР.
При определении права на пенсию за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста в общий трудовой стаж включаются (ст. 13 Закона № 4468-1):
— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом «О трудовых пенсиях» до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях»;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом «О страховых пенсиях».
Для исчисления выслуги лет также стоит пользоваться и подзаконными нормативными правовыми актами ведомственного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» определены особенности исчисления пенсии работникам органов прокуратуры, а постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» регулируются вопросы исчисления пенсии сотрудникам таможенных органов и т. д.
Этот вид государственных социальных выплат, который частично возмещает гражданам утраченный доход, бывший у них в период трудовой деятельности. Выше рассматривались обязательные условия получения такого обеспечения. Величина выплат в этом случае зависит от количества накопленных работником индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Эти баллы назначаются за каждый год трудового стажа и социально-значимой деятельности (службе по призыву, уходу за ребенком-инвалидом и др.).
Размер индивидуального коэффициента меняется в зависимости от выбранного типа пенсии (страховая/накопительная) и ежегодно индексируется. В 2021 году он равен 81,41 рубля. Число баллов, которые работник получит за отработанный год рассчитывается по формуле КИК = ССВ/МСВ х МПК, где:
- КИК – количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) для конкретного работника. Расчет этого показателя делают за каждый отработанный год, суммируя с показаниями прошлых лет.
- ССВ – сумма страховых взносов. Они начисляются на заработную плату до вычета из нее необходимых налогов. Их величина зависит от выбранного гражданином вида пенсии (для страховой это 10%).
- МСВ – максимальная сумма страховых взносов по 16%-му тарифу. Для 2021 года показатель МСВ равен 1 021 000 рублей.
- СПК – максимальное значение пенсионного коэффициента. В 2018 году это значение равно 8,7 (и будет постепенно повышено до 10 к 2021 г.).
Другой величиной, оказывающей влияние на размер пенсионных выплат, является фиксированная часть пенсии. Ее размер определяется государством, и она подвергается ежегодной индексации. Общая сумма, которую пенсионер получит на руки, рассчитывается по формуле РТП = КПК х СОК ФЧП, где:
- РТП – размер страховой пенсии.
- КПК – количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК).
- СОК – стоимость одного ИПК. Для 2021 года его величина равна 81.41 рубля.
- ФЧП – фиксированная часть пенсии. В 2021 году ее размер равен 4 982,90 рублей.
Существуют разные виды трудовых пенсий. Они подразделяются в зависимости от ситуации, приведшей к наступлению страхового случая. Законодательно определены следующие варианты:
- По старости. Это самый распространенный способ выхода на отдых.
- По инвалидности. Требует документального подтверждения факта наличия ограниченных возможностей.
- По потере кормильца. Имеет особенности назначения, связанные с конкретными причинами смерти застрахованного лица.
Досрочное назначение пенсии
Для некоторых категорий сотрудников предусмотрены дополнительные льготы в виде права на досрочный выход на пенсию. Эти привилегии сохранялись даже после увеличения возрастной группы. Однако сроки обращения за пенсией чиновники скорректировали.
Итак, досрочную государственную пенсию назначают:
- Если у вас есть опыт работы в особых климатических условиях. Например, для работы в регионах Крайнего Севера или на территориях, приравненных к РКС.
- Для работы на вредных, вредных производствах или в тяжелых условиях труда.
- За стаж работы по определенным профессиям, должностям (например, медицинские или педагогические работники).
- При наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 32 Закона № 400-ФЗ. Например, те, кто родил и вырастил троих и более детей.
Особые положения о порядке и правилах назначения досрочной пенсии опубликованы в главе 6 Закона No. 400-ФЗ.
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.