Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Заявлять о недостаче груза лучше в момент приемки груза. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным (п. 1 ст. 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Опровергнуть данную презумпцию в суде будет крайне сложно.

Между ООО «А» (далее — покупатель, истец) и польской компанией «С» (далее — поставщик) был заключен внешнеторговый договор на поставку товара на условиях 100%-ной предоплаты. По данному договору покупатель перечислил поставщику 15 674 евро за подлежащий поставке товар.

В дальнейшем покупатель заключил с ООО «Л» (далее — экспедитор, транспортер, ответчик) договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор).

Для доставки груза экспедитор привлек иностранного перевозчика «Н», с которым заключил договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Поставщик загрузил иностранному перевозчику «Н» товар, который покупателю доставлен не был. В последующем экспедитор сообщил покупателю, что товар, вероятно, был похищен. Правоохранительными органами Республики Польша по факту хищения груза было возбуждено уголовное дело.

Покупатель обратился в суд с иском к экспедитору о взыскании 15 674 евро в счет возмещения причиненных убытков в связи с утратой груза.

Свое несогласие с возложением ответственности в виде возмещения ущерба за утрату груза ответчик обосновывал следующим.

1. Ответчик не принял от истца заявку на оказание экспедиционных услуг.

Ответчик сослался на пункт договора, в соответствии с которым он принимает на себя обязательства согласно условиям договора и конкретным условиям по каждой непосредственной перевозке, согласованной сторонами в разовой заявке. При этом заявка считается принятой, а ее условия согласованными после получения от экспедитора письменного подтверждения, которого ответчик истцу не направлял. Более того, на заявке в нарушение условий договора отсутствуют подпись и печать экспедитора, что подтверждает тот факт, что заявка сторонами согласована не была и у ответчика как экспедитора и вовсе не возникло обязанностей по ее исполнению.

2. Ответчик не принимал груз к перевозке.

Ответчик заявил, что он не имеет никакого отношения к перевозке груза, поскольку функцию перевозчика не выполнял и не мог выполнять. У ответчика отсутствуют собственные автомобили для перевозки грузов в международном сообщении (в подтверждение чего ответчик предоставил соответствующие документы).

Ответчик пояснил, что вне рамок договора и заявки он осуществил фактическое содействие истцу в нахождении перевозчика, выразившееся в размещении предложения на перевозку на транспортных биржах, после чего к нему обратился иностранный перевозчик «Н» с предложением выполнить перевозку для истца. Перевозчиком ответчику были даны контакты организаций, которые могли дать рекомендации в отношении этого перевозчика. В указанных организациях ответчику рекомендовали иностранного перевозчика «Н» с положительной стороны. Иностранный перевозчик «Н» передал ответчику номер автомобиля, имя водителя, который приедет на загрузку товара, а ответчик в свою очередь передал полученную информацию истцу. Далее отношения по перевозке груза возникли и существовали исключительно между истцом и иностранным перевозчиком «Н».

При этом ответчик в дальнейшем продолжал оказывать содействие истцу в связи с перевозкой груза. Так, спустя неделю с момента погрузки товара ответчик письмом уведомил истца о возможном хищении товара и рекомендовал обратиться в правоохранительные органы.

Таким образом, по мнению ответчика, даже если характеризовать фактические действия ответчика как экспедиционную деятельность, то, с одной стороны, она проистекала вне рамок договора, а с другой стороны, в силу ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор не несет никакой ответственности за груз, поскольку не принимал его в свое ведение.

3. Между ответчиком и иностранным перевозчиком отсутствовали договорные отношения.

По мнению ответчика, наличие копии договора между экспедитором и иностранным перевозчиком «Н» и копии транспортного заказа (заявки) не подтверждает факт наличия между ними договорных отношений. Договор и заявка не подписаны уполномоченным лицом ответчика и в силу п. 3 ст. 163 ГК являются недействительными.

4. Экспедитор не может отвечать за противоправные действия перевозчика.

Товар не был доставлен не по вине ответчика как экспедитора, а в связи с хищением груза. Ссылка в договоре на условие о том, что ответчик взял на себя обязательство отвечать за действия привлеченных третьих лиц, означает исключительно возможность ответчика передать свои права и обязанности экспедитора иному лицу и нести ответственность именно за действия иного лица как экспедитора, но не за действия перевозчика.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Кургане и Курганской области в 2022 году

5. Истец не является собственником утраченного груза.

Ответчик указал, что истец не вправе обращаться в суд, поскольку права на товар не перешли от поставщика к покупателю.

В CMR-накладной отсутствует юридическое наименование перевозчика, а также штамп перевозчика.

Ранее истец обращался с письмом к поставщику, в котором указывал, что, поскольку в CMR-накладной отсутствуют необходимые сведения о перевозчике, покупатель не может доказать факт поступления товара в его владение по условиям поставки FCA Инкотермс. По мнению ответчика, в указанном письме ранее истец сам признавал отсутствие у него права на груз, что делает невозможным возмещение ему убытков в соответствии со ст. 14 ГК.

Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

  • 2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.
  • 3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.
  • 4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае предоставления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
  • 5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
  • 6. Клиент имеет право:
  • 1) выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
  • 2) требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
  • 3) давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Освобождение экспедитора от ответственности

Основания для освобождения экспедитора от ответственности при использовании автомобильного транспорта содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26.06.2018 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

Верховный суд отмечает: в экспедиционном договоре предусмотрена обязанность экспедитора проверять правильность и полноту таможенных, санитарных, карантинных и иных документов, то ответственность за отсутствие у перевозчика таких документов и его убытки, возникшие в связи с отсутствием, неполнотой или недостоверностью таких документов, ложится на экспедитора. Экспедитор может быть освобожден от такого вида ответственности только в том случае, если обязанность по предоставлению и проверке сопровождающих груз документов относится к обязанностям грузоотправителя.

Соответственно, если отправка груза требует оформления таможенных или иных документов, в договоре транспортной экспедиции должно быть оговорено, кто несет обязанность по оформлению таких документов.

Если к обязанностям экспедитора относится подготовка груза к перевозке (упаковка и обеспечение сохранности груза таким образом, чтобы не повредить транспортное средство или контейнер в процессе перевозки) и в том случае, когда экспедитор, принимая упакованный груз от клиента, не сделает отметку о ненадлежащей упаковке, ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, возникшие ввиду таких обстоятельств, несет экспедитор. Однако если такая обязанность относилась к обязанностям грузоперевозчика или в момент принятия груза были явно видны или известны недостатки упаковки, а перевозчик не сделал об этом отметку в сопровождающих документах, то ответственность несет перевозчик. Доказать факт ненадлежащей упаковки, по причине которой произошла утеря, повреждение или недостача груза, должен также перевозчик.

По общему правилу экспедитор не несет ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие непреодолимой силы (природные катаклизмы, масштабные забастовки и т. п.) или вследствие естественной убыли груза (усушка, усадка и т. п.), но в пределах нормы.

Читайте также:  Как получить отсрочку от армии?

В классическом варианте профессии экспедитор – это своеобразный «штурман», который сидит на пассажирском сидении рядом с водителем, контролирует маршрут и отвечает за сохранность транспортируемого товара. Его основная задача – сопровождать грузы. Но он может ездить в отдельной машине, которая следует за грузовиком или даже колонной, перевозящей товар.

Сегодня есть несколько разновидностей этой профессии:

  1. Экспедитор-водитель. Такой специалист не только отвечает за товар, но и должен самостоятельно его транспортировать. Как правило, на такую должность принимают кандидатов с водительским удостоверением категории В, С и/или D .
  2. Экспедитор-логист. В обязанности этого специалиста входит не только следование по маршруту, но и его выбор. Необходимо определить, как можно доставить груз из точки А в точку В максимально быстро и с минимальными затратами.
  3. Международный экспедитор. Из названия понятно, чем занимается специалист. Он сопровождает грузы за границу, поэтому должен ориентироваться в таможенном праве, знать основы страхования и другие нюансы перевозок на дальние расстояния.

Больше всего востребована профессия экспедитора-водителя. Эти многофункциональные специалисты работают, как правило, в пределах одного города или района. За день они могут развезти товары сразу по десяткам торговых точек.

Экспедитор – это не только контролер. Он должен быть немного актером, немного психологом, немного дипломатом, немного менеджером. Ведь в процессе транспортировки товаров приходится общаться со многими людьми и часто решать нестандартные вопросы.

Именно по этой причине экспедитор должен обладать целым набором личных качеств:

  • стрессоустойчивость;
  • умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  • хорошее знание географии;
  • высокий уровень коммуникабельности;
  • крепкое здоровье;
  • умение брать ответственность за принятые решения.

Такими качествами в основном обладают мужчины. Поэтому на эту должность их берут чаще, чем женщин. Однако обычными экспедиторами, сопровождающими водителей, могут работать и представительницы прекрасной половины человечества.

Ответственность экспедитора по грузоперевозкам

Являясь ответственным лицом в рамках своей компетенции, экспедитор несёт ответственность:

  • за неисполнение штатных обязанностей, сформированных в ДИ (в рамках действующего КзоТ РФ);
  • за любые правонарушения, совершённые в процессе выполнения экспедиторских обязанностей (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском/административном, транспортном или уголовном законодательстве РФ);
  • за несоблюдение (соблюдение в ненадлежащем порядке) требований и нормативов по противопожарной безопасности, ТБ, ОТ, промышленной санитарии (в рамках действующих правовых/нормативных актов РФ);
  • за причинение заказчику услуг или экспедиторской компании материального ущерба (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском, административном или уголовном законодательстве РФ).

Груз будет признан утраченным, если по истечение 30 дн. с даты окончания оговоренного срока доставки он не был выдан. Если указанный период не определен, то вместо 30 дней принимается разумный срок, необходимый для транспортировки. Исчисление осуществляется с даты принятия груза экспедитором.

Имущество, доставленное, но не выданное получателю в связи с неуплатой вознаграждения перевозчику, не считается утраченным. В этом случае экспедитору необходимо своевременно известить клиента о доставке.

Если при выдаче груза получатель либо иное уполномоченное лицо не уведомили перевозчика о порче, утрате или недостаче, не указали их общий характер, груз будет считаться неповрежденным. При невозможности определить целостность и сохранность имущества обычным способом, указанное уведомление может быть направлено в течение 30 дне1 с даты приемки.

Образец должностная инструкция экспедитора отдела снабжению

Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы экспедитора осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссий предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы экспедитора является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы экспедитора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе.

5.2. В связи с производственной необходимостью экспедитор обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

С инструкцией ознакомлен / /мм 20 г.

Экспедитор по перевозке грузов имеет право:

  1. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
  2. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
  3. Запрашивать лично или по поручению своего непосредственного руководителя от руководителей подразделений организации и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
  4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

Основные функции и роль экспедитора

Основная роль экспедитора в процессе перевозки заключается не только в классическом курьерском сопровождении, но и особенностями, а также тонкостями ВЭД. Профессиональный экспедитор должен учитывать особенности юридического сопровождения процесса доставки, подробно разбираться во всех тонкостях и главных особенностях международной доставки грузов.

Экспедитор обязательно должен учитывать основные и сопутствующие транспортные расходы, предусматривать потенциальные финансовые риски осуществления транспортировки. Экспедитор должен обладать серьезным практическим опытом, рассматривать любые потенциальные риски выполнения перевозки. Он несет полную ответственность за перевозку разных типов грузов, решение спорных ситуаций, предупреждение потенциальных трудностей в работе с иностранными получателями грузов. Главные тезисы деятельности людей, занимающих должность экспедитора – комплекс мер по организации доставки продукции и планированию. Специалист при осуществлении деятельности решает следующие проблемы:

  • определение лучшего маршрута и метода транспортировки товаров;
  • выполнение фрахтования и поиска наиболее оптимальных для перевозки транспортных средств;
  • подача техники к пункту погрузки разных типов товаров;
  • проведение оформления необходимой сопроводительной документации;
  • хранение и консолидация выбранных материалов, осуществление дробления, погрузочно-разгрузочных работ;
  • оформление и согласование ключевых вопросов для транспортировки малогабаритных и опасных грузов, а также комплексное сопровождение материалов;
  • всесторонний контроль перевозки.

Основным требованием экспедитора является строгое соблюдение должностной инструкции. На практике специалист данного профиля фактически выступает в роли посредника при осуществлении международных перевозок разных типов грузов. Большая часть случаев предполагает наличие определенных договоренностей между заказчиками и перевозчиками. Благодаря этому процесс перевозки можно максимально просто и эффективно оптимизировать.

Экспедиторы полностью исключают любые простои автомобиля, холостой пробег, несогласованность или проблемы в работе. Задачей экспедитора является фрахтование именно того транспорта, который находится максимально близко к точке осуществления загрузки. Такой подход к деятельности способствует снижению транспортных расходов. На практике экспедиторам предоставляются преференции и скидки от транспортных компаний, поскольку именно экспедиторы выступают наиболее крупными постоянными заказчиками по перевозке. Именно поэтому клиентам предоставляются более низкие цены.

Нюансы и подводные камни профессии экспедитора

Одна из главных особенностей деятельность экспедитора – управление доставкой груза таким образом, чтобы транспортное средство добралось до конечного пункта как можно быстрее с минимальными расходами. Специалист должен учитывать при составлении маршрута текущую ситуацию на дорогах, разбираться в состоянии полотна, комплексно оценивать все потенциальные риски. Примером является желание клиента сократить издержки на осуществление таможенных платежей. Экспедитор принимает комплекс мер, проводит анализ доступных методов снижение общей суммы расходов.

К сфере ответственности экспедитора относится полное документальное сопровождение процесса перевозки. При юридическом сопровождении груза важно строгое соблюдение регламента доставки, подтверждение качественного технического состояния автомобиля, полного соответствия товаров заявленным техническим требованиям. Экспедитору рекомендуется самостоятельно оценивать состояние грузов, подробно рассматривать необходимые для успешного выполнения требований заказчика документы.

Требования работодателей

Поскольку экспедитор является многофункциональным специалистом, критерии отбора при приеме на работу довольно серьезные. Чаще всего в вакансиях указывают следующие требования:

  • наличие водительского удостоверения (иногда – собственного авто);
  • знание нормативно-правовых документов, действующих тарифов и налогов на перевозки;
  • умение разбираться в типах подвижного состава;
  • знание технологий организации транспортно-экспедиционного обслуживания;
  • владение иностранными языками (для экспедиторов-международников).

Кроме того, экспедитор должен хорошо разбираться в транспортируемых товарах. Ему нужно знать их сроки хранения, уметь прогнозировать, как они будут реагировать на перевозку.

В зависимости от специфики компании к специалистам могут предъявляться и другие требования. Например, знание таможенного и страхового законодательства, если грузы сопровождаются за границу.

В чем заключается работа

Обязанности экспедитора могут быть самыми разнообразными. Их специфика и количество зависят от масштабов компании, ее профиля и дальности перевозок. В основной функционал входят:

  • доставка товаров в определенные договорами сроки;
  • обеспечение сохранности груза, его пригодности для реализации или использования;
  • составление выгодных с технической точки зрения маршрутов;
  • организация и контроль оказания услуг по приему, перевозке и отгрузке товаров согласно указанным в договоре нормам;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • контроль и обеспечение фрахтования транспортных средств;
  • обеспечение контроля экспедиторской маркировки товаров и пломбирования транспортных средств, помещений для хранения;
  • контроль выполнения отгрузки и погрузки;
  • оформление таможенных деклараций и других документов для таможенной очистки грузов, товарно-транспортных деклараций и т. д.

Если экспедитор сам ведет транспортное средство, он обязан отлично знать все маршруты, ориентироваться во времени приема товаров. Например, если груз быстро портится, доставить его нужно в первую очередь. Это касается, в частности, продуктов питания.

Иногда в обязанности специалиста также включают погрузку и отгрузку товара. Так обычно делают работодатели, которые хотят сэкономить на персонале.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *