Актуальные правила перевозки детей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуальные правила перевозки детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Можно ли сажать ребенка вперед
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Правила перевозки детей в автомобиле согласно ПДД
Пройдемся по основным правилам дорожного движения, так или иначе связанным с перевозкой детей. Однако надо понимать, что все, требуемое для перевозки людей вообще, относится и к детям, а приведенные нормы должны выполняться сверх этого.
- Перевозка детей в бортовом кузове грузового автомобиля запрещается (п.22.2 ПДД РФ).
- Групповая (централизованная) перевозка детей должна соответствовать не только ПДД, но и нормам специального постановления Правительства России и другим нормативным актам, при их наличии (п.22.6 ПДД).
- Дети до 7 лет, включая новорожденных (грудничков), должны перевозиться только в специальных креслах (люльках, с помощью удерживающих устройств – здесь и далее п.22.9 ПДД РФ).
- Ребенок с 7 до 12 лет может перевозиться на переднем сидении, но только с использованием кресла, или на заднем – с использованием как кресла, так и обычных ремней безопасности.
- Удерживающие устройства должны соответствовать весу и росту ребенка, а размещаться в салоне в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
- Детей до 12 лет нельзя перевозить на заднем сидении мотоцикла.
Последний пункт наиболее прост – это прямой запрет, не предполагающий никаких нюансов. С некоторыми другими условиями нужно разобраться более подробно.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
С какого возраста можно перевозить ребенка без дополнительных устройств?
Однозначный ответ только один — с 12 лет. С этого возраста ребенка можно сажать и на заднее, и на переднее кресло автомобиля, пристегивая только штатным ремнем безопасности. Однако следует учесть индивидуальные данные несовершеннолетнего пассажира.
Если его рост меньше 150 см, лучше использовать бустер. Дело в том, что ремни безопасности в автомобилях рассчитаны на пассажиров и водителей ростом от полутора метров, и, если пристегивать ребенка, при ДТП ремень может навредить.
На заднем сиденье ребенка без кресла можно перевозить уже с 7 лет, пристегивая только ремнем. Однако для безопасности маленького пассажира лучше использовать как минимум адаптер.
Если ребенку меньше 12 лет, но его рост выше 150 см, его можно сажать и на переднее сиденье автомобиля без детского автокресла. Автомобиль имеет ремни безопасности, которых будет достаточно. Бояться штрафа не стоит: сотрудники ГИБДД всегда оценивают внешний вид и рост ребенка перед тем, как спрашивать о возрасте.
Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье Газели?
На переднем сиденье Газели (тентованной, фургоне), где вовсе нет заднего ряда сидений тоже иногда бывает нужно посадить ребёнка. Понадобится ли для этого автокресло или можно его пристегнуть ремнём? Ведь, с одной стороны, ПТС Газели указывает на то, что это транспортное средство принадлежит к грузовым машинам, с другой — автомобиль весит менее 3,5 тонн, и практически все пункты ПДД распространяются на Газель как на легковую машину!
Ответ на этот вопрос однозначен. ПДД явно не отличают грузовые и легковые машины в контексте их снаряжённой массы до 3,5 тонн и более. Есть требования либо к массе авто, либо к его виду. В пункте 22.9 ПДД указаны именно грузовые машины, поэтому и Газель в контексте этого пункта относится именно к грузовым.
Это значит, что в Газели ребёнка на переднем сиденье можно перевозить, пристёгнутым ремнём безопасности, если ему исполнилось 7 лет. Причём, независимо от того, есть в Газели задний ряд сидений («Фермер» или пассажирская версия) или нет.
Выбор и правила установки ДУУ
При выборе автокресла необходимо руководствоваться определенными правилами. Ранее отмечалось, что на этот процесс влияют рост, вес и возраст ребенка. Но это еще не все нюансы.
При покупке ДУУ необходимо обратить внимание на присутствие маркировки со значком ЕСЕ 44 или ЕСЕ 129. Такая метка является главным доказательством того, что изделие прошло все этапы испытаний по европейским стандартам и полностью удовлетворяет всем требованиям Европейского стандарта безопасности.
Выбирая ДУУ для младенца, следует исходить из того, сколько времени ему предстоит провести в нем:
- Для коротких поездок подойдут автолюльки из группы 0+.
- Если же предполагается, что малыш будет принимать участие в долгих путешествиях, в таком случае можно обратить внимание на ДУУ группы 0.
Но здесь есть один нюанс: такие кресла зарекомендовали себя не очень хорошо при проведении краш-тестов. Поэтому не рекомендуется брать в долгую поездку ребенка младше 6 месяцев, используя это изделие.
На заметку. На детском кресле должны быть предусмотрены отдельные положения для сна и бодрствования. Это важно прежде всего для малышей, поскольку во время поездки они часто засыпают.
Что такое организованная перевозка детей?
Но для начала, четко сформулируем, что же это такое:
Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Пункт 1.2 ПДД
Это значит, что организованная перевозка — это:
- Поездка в автобусе, который не является маршрутным транспортом.
- В группе 8 и более детей, путешествующих без родителей.
Какие случаи не относятся к организованной перевозке?
- Учитель отправляется с классом на автобусе №12 в цирк — это поездка по маршруту городского транспорта.
- В группе 8 и более детей, в том числе с родителями, а без родителей едут в общем 7 или менее детей.
- В группе 7 и менее детей.
Требования к водителю
Чтобы автопутешествие прошло максимально безопасно и без осложнений, водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям:
- Стаж категории D.
- Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев).
- Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.
Использование бустера для перевозки детей
Важно не только само по себе использование бустера для надежной фиксации ребенка на сиденье, но и соответствие такого устройства параметрам, предусмотренным ПДД. Система безопасности должна соответствовать «Перечню требований к типам компонентов для автомобильного транспорта», предусмотренному «Техническим регламентом» и «Правилами ЕЭК ООН» №44-04. Для этого каждое изделие, прежде чем попасть на российский рынок, должно получить специальную маркировку:
- для российских бустеров предусмотрены два варианта цифрового и буквенного кода – ЕЭК ООН №44-04 и ГОСТ Р 41.44-2005;
- для импортных моделей используется маркировка ECE R44/04.
«Иное средство» исключили из правил: только удерживающие устройства
Первое изменение в правилах дорожного движения касается требований к перевозке детей.
В частности, пункт 22.9 изложен в следующей редакции: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».
Раньше этот пункт звучал так: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств».
Закон о перевозке детей с последними изменениями 2021 года
Несовершеннолетних детей разрешается перевозить в салоне легкового авто или в грузовой машине (только в кабине), если они оборудованы ДУУ (детские удерживающие устройства) и ремнями безопасности (пункт 22.9 ПДД — правила в редакции 2021 г). При этом нельзя держать ребенка на руках, так как при столкновении или резком торможении автомобиля, удержать его оказывается очень сложно, из-за значительного увеличения веса ребенка под воздействием силы инерции. Поэтому нужно использовать автокресло или систему «ISOFIX» (ДУУ), которые подходят весу и росту ребенка.
Перевозка пассажиров до 18-ти лет в прицепе, кузове грузовой машины на заднем сиденье мотоцикла запрещена.
Транспортировка детей, в количестве свыше 8-ми человек разрешена автобусом, которым управляет водитель, имеющий разрешение установленного образца, выдаваемое Госавтодорнадзором службы за контролем транспортных средств РФ.
Госавтоинспекция разъяснила изменения в Правила дорожного движения, касающиеся безопасности детей-пассажиров
- В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России состоялась пресс-конференция заместителя руководителя российской Госавтоинспекции Владимира Кузина, в ходе которой были даны подробные разъяснения поправок в Правила дорожного движения Российской Федерации, касающиеся перевозки детей-пассажиров и оставления детей в возрасте до 7 лет в салонах транспортных средств.
- В пресс-конференции также принял участие директор центра испытаний «НАМИ» Денис Загарин, который рассказал о проводимых проверках детских удерживающих устройств на соответствие требованиям международных и национальных стандартов.
- Генерал-майор полиции Владимир Кузин напомнил, что 12 июля 2017 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации, которым вносятся изменения в Правила дорожного движения.
В частности, пункт 22.9 ПДД изложен в следующей редакции: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использование ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
- Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла».
- Ответственность за нарушение данных требований наступает в соответствии с КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.
- В соответствии с изменениями, теперь появилась возможность перевозить детей от 7 до 11 лет включительно на заднем сиденье легкового автомобиля и кабине грузового автомобиля не только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, но и с использованием ремней безопасности без применения иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
В ходе пресс-конференции было отмечено, что эффективность использования детских удерживающих устройств подтверждена многочисленными исследованиями. В частности, такие устройства позволяют на 80% снизить риск травмирования детей в возрасте до 4 лет, а детей в возрасте от 5 до 9 лет – на 52%.
Применение детских удерживающих устройств является важнейшим условием для обеспечения безопасности детей-пассажиров, снижения риска получения травм, в том числе не совместимых с жизнью, в случае дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Госавтоинспекция МВД России из соображений безопасности настоятельно рекомендует перевозить детей в детском удерживающем устройстве даже после достижения ими 7-летнего возраста.
Размер штрафа при нарушениях
Разработанные новые правила транспортировки несовершеннолетних детей предусматривают достаточно жесткое наказание для самих водителей.
Одновременно с этим отсутствие крепежных компонентов дл монтажа автомобильного кресла не может выступать в качестве оправдания.
До недавнего времени за такой вид правонарушения предусматривалась административная ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей.
Если поднимать вопрос об уровне административной ответственности в нынешнем году, то штраф был увеличен, и отныне составляет 3 тысячи рублей.
Об этом нюансе подробно изложено в пункте 3 статьи 12.23 действующего КоАП РФ
Однако нужно обращать внимание на то, что штраф в размере 500 рублей остался в 2020 году актуальным в случае неправильной перевозки совершеннолетних пассажиров
Необходимо обращать внимание на то, что в случае эксплуатации транспортного средства пор раннее сформированной доверенности, такая цифра может нести так называемую нарастающую тенденцию к повышению
Крайне важно помнить о том, что согласно правилам российского законодательства, под неправильной перевозкой несовершеннолетних детей в транспортном средстве подразумевается не только отсутствие специализированного автомобильного кресла для детей в возрасте до 12 лет, но и одновременно неправильная установка всех элементов или одного из них
Крайне важно помнить о том, что согласно правилам российского законодательства, под неправильной перевозкой несовершеннолетних детей в транспортном средстве подразумевается не только отсутствие специализированного автомобильного кресла для детей в возрасте до 12 лет, но и одновременно неправильная установка всех элементов или одного из них
Обращая внимание на указанные особенности, водители и родители в частности могут гарантировать не только безопасную перевозку своих несовершеннолетних детей, но и отсутствие вероятности привлечения к административной ответственности. Напоследок можно сказать — автомобильное кресло является обязательным к установке не только с целью исключения вероятности привлечения водителей к административной ответственности, но и предоставления гарантий безопасности. Напоследок можно сказать — автомобильное кресло является обязательным к установке не только с целью исключения вероятности привлечения водителей к административной ответственности, но и предоставления гарантий безопасности
Напоследок можно сказать — автомобильное кресло является обязательным к установке не только с целью исключения вероятности привлечения водителей к административной ответственности, но и предоставления гарантий безопасности.
С целью верного монтажа устройства необходимо придерживаться инструкции по установке, которая прикладывается к приобретенному автокреслу.
Перевозка детей в автомобиле по ПДД
Пункт ПДД 22.9.
Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.