Пожарный лифт: жесткие требования помогающие спасти жизни

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пожарный лифт: жесткие требования помогающие спасти жизни». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

Обозначение: ГОСТ Р 53296-2009
Статус: действующий
Тип: ГОСТ Р
Название русское: Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности
Название английское: Fire fighting lifts placing. Requirements of fire safety
Дата актуализации текста: 01.06.2022
Дата актуализации описания: 01.01.2021
Дата регистрации: 00.00.0000
Дата издания: 29.11.2019
Дата введения в действие: 01.05.2009
Область и условия применения: Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам, имеющим режим работы «перевозка пожарных подразделений». Оборудование зданий и сооружений лифтами для пожарных должно производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации. Требования настоящего стандарта обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации, а также для граждан
Расположен в: Общероссийский классификатор стандартов
→ Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность
→ Защита от пожаров
→ Защита от пожаровКлассификатор государственных стандартов
→ Машины, оборудование и инструмент
→ Машины и оборудование для тяжелой индустрии
→ Геологоразведочное, горнорудное и обогатительное оборудованиеОбщероссийский классификатор продукции
→ Продукция строительного, дорожного и коммунального машиностроения
→ Оборудование и машины строительные
→ ЛифтыТехнические регламенты РФ
→ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
→ 5. Строительные конструкции и изделия

Требования к конструкции пожарного лифта и правила установки в зданиях

Пожарный лифт — элемент системы коммуникаций сооружения, один из группы технических средств, он обеспечивает перевозку пожарных бригад на этажи дома с целью проведения мер пожаротушения. Характеристики лифтов должны удовлетворять стандартам. В жилых домах грузоподъемность ПЛ составляет 630 кг, в учреждениях — 1 т.

Требования к лифтам для пожарников:

  1. На крыше подъемника имеется люк для пожарников.
  2. Необходимо чтобы лифты, которые движутся со скоростью 1 м/с, были снабжены кнопкой активации пожарного режима.
  3. Правила предусматривают также автоматическую активацию этого режима.
  4. Подъемники обеспечивают транспортировку людей на площадку или 1 этаж и отрывают двери для выхода.
  5. При горении вещества, из которых сделан подъемник, в норме не должны образовывать токсичные соединения, представляющие опасность для людей.
  6. Поверхность кабины подъемного устройства должна обрабатываться специальными огнеупорными составами, устойчивыми к высокой температуре.
  7. Должна быть обеспечена бесперебойная работа техники в условиях пожароопасности.

Настоящий стандарт устанавливает требования к пассажирским лифтам, позволяющие использовать их во время пожара пожарными подразделениями для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

При разработке стандарта были приняты следующие допущения:

0.1 пожарозащищенные лифтовые холлы и шахта лифтов защищены от проникновения дыма;

0.2 конструкция здания ограничивает проникновение воды в шахту лифта при тушении пожара;

0.3 лифты для пожарных не используются в качестве путей эвакуации людей при пожаре, какими обычно являются лестницы и т.д.;

0.4 доступ к лифтам для пожарных на каждом этаже осуществляется через пожарозащищенный лифтовой холл;

0.5 при поставке лифтов должны быть согласованы с заказчиком (покупателем) следующие аспекты:

а) назначение лифтов в здании;

б) условия окружающей среды;

в) особенности инженерного оборудования здания;

г) другие аспекты, относящиеся к месту установки лифтов и высвобождения людей из застрявшей в шахте кабины лифта.

Примечание — Для обеспечения соответствующей пожарной безопасности строительных конструкций зданий, пожарозащищенных лифтовых холлов, систем обнаружения и тушения пожара на стадии проекта следует принимать решения на основе требований строительных норм и правил

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система управления: Система, воспринимающая входящий сигнал и вырабатывающая исходящий сигнал, обеспечивающий выполнение оборудованием заданной программы.

3.2 эвакуация: Организованное и контролируемое движение людей в здании из помещений (зон), в которых возможно воздействие на них опасных факторов пожара, в безопасные зоны. Эвакуация может происходить с этажа на этаж и не обязательно наружу здания.

3.3 эвакуационный уровень (уровни): Уровень (уровни), на котором(ых) расположен(ы) выход из здания для эвакуируемых людей. Этот уровень не обязательно совпадает с уровнем входа в здание пожарных подразделений.

3.4 пожарозащищенное помещение: Часть здания, огороженная стенами или перекрытиями, ограничивающими проникновение огня и горючих газов в эту часть здания (помещение).

3.5 лифт для пожарных: Пассажирский лифт, имеющий дополнительную защищенность от факторов пожара, а также оборудованный системами управления и сигнализации, позволяющими использовать его под непосредственным управлением пожарных в условиях пожара.

Читайте также:  Электронная очередь в детский сад в Красноярске

3.6 противопожарная защита: Меры по предотвращению возникновения и распространения пожара, защиты путей эвакуации и создающие условия для эффективной борьбы с пожаром, в т.ч. регламентацию огнестойкости, пожарной опасности и поведения материалов и структур здания при пожаре.

3.7 переключатель лифта для пожарных: Переключатель, расположенный с внешней стороны шахты на этаже (уровне) входа пожарных в здание, предназначенный для ручного перевода лифта в режим приоритетного использования лифта пожарными.

3.8 этаж входа пожарных в здание: Этаж входа в здание, используемый пожарными для подхода к лифту для пожарных.

3.9 пожарозащищенный лифтовый холл: Пожарозащищенное помещение, обеспечивающее защищенный от факторов пожара проход из служебных (жилых) помещений здания к лифту для пожарных.

3.10 спасение: Вынужденное перемещение людей наружу здания при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно или с помощью пожарных и специально обученного персонала.

3.11 режим работы лифта «пожарная опасность» (фаза 1): Установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая принудительное движение кабины лифта на этаж входа пожарных в здание.

3.12 режим работы лифта «перевозка пожарных подразделений» (фаза 2): Установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая его работу под непосредственным контролем и управлением пожарных.

Регламент работы и документация

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы “Перевозка пожарных подразделений” . Ознакомьтесь с видео роликом, так же рекомендуем Вам включить субтитры (для этого выберите сначала Английский,а потом уже перевод на нужный Вам язык).

ГОСТ Р 53296-2009. “Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности”

Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 18 февраля 2009 г. N 72-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТАНОВКА ЛИФТОВ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Fire fighting lifts placing.
Requirements of fire safety

ГОСТ Р 53296-2009

Дата введения
1 января 2010 года
с правом досрочного применения

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”.

Сведения о стандарте

1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России, МОС ОТИС.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 “Пожарная безопасность”.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 72-ст.
4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозка пожарных подразделений”.
1.2. Оборудование зданий и сооружений лифтами для пожарных должно производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.
1.3. Требования настоящего стандарта обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени.
ГОСТ Р МЭК 63132-3-22-2005. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3-22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А.
ГОСТ 12.1.044-89. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.
ГОСТ 22011-95. Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.
ГОСТ 28911-91. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления.
ГОСТ 30247.0-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.
ГОСТ 30247.1-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.
ГОСТ 30247.3-2002. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов.
ГОСТ 30244-94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.
ГОСТ 30402-94. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.
ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003). Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.
ГОСТ Р 53299-2009. Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость.
ГОСТ Р 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний.
ГОСТ Р 53301-2009. Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний на огнестойкость.
ГОСТ Р 53303-2009. Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Госпошлина за развод с детьми в 2023 году

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Лифт для транспортирования пожарных подразделений: лифт, оснащенный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.
3.2. Основной посадочный этаж: этаж главного входа в здание (сооружение).
3.3. Режим “пожарная опасность”: установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.
3.4. Режим “перевозка пожарных подразделений”: установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

4. Функциональное назначение, основные параметры и размеры

4.1. Лифты для транспортирования пожарных подразделений (далее – лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара.
4.2. Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52382.

Двери в лифтовой холл

Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).

Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:

  • препятствует проникновению огня
  • обеспечивает беспрепятственный выход
  • защищает пассажиров пребывающих внутри
  • сдерживает воздействие огня на оборудование

Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.

Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:

  • лента, расширяющаяся при нагреве
  • высокой плотности базальтовая плита
  • удерживающий дым специальный контур

Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.

Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.

Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.

Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:

  • в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
  • грузоподъемник перевозит пожарные подразделения

Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.

Лифты для пожарных подразделений представляют собой специальные конструкции с высоким запасом прочности и стойкости к различным агрессивным факторам. В обычное время они могут использоваться для перевозки пассажиров, но при пожаре их применение строго регламентировано для ускорения процесса ликвидации очагов возгорания и/или проведения спасательных операций.

Согласно ГОСТ пожарные лифты обязательно должны устанавливаться в зданиях, где предполагается высокая посещаемость, с целью обеспечения быстрой эвакуации пассажиров и доставки пожарных к очагу возгорания. Это могут быть как жилые, так и коммерческие, офисные, учебные, культурные, развлекательные и прочие объекты.

Читайте также:  Переезд в Великобританию в 2023 году

Правилами ГОСТ Р 52382-2010 определено, что конструкцией лифтов для перевозки пожарных подразделений должна быть предусмотрена работа в двух дополнительных режимах помимо обычной эксплуатации:

  1. «Опасность». Автоматический режим, при котором система управления следует особому заранее заложенному алгоритму. При получении тревожного сигнала оборудование, игнорируя все команды (как внешний вызов, так и нажатие клавиш внутри кабины), перемещается на первый этаж с последующим открытием дверей и шахт. Затем установка блокируется в режиме принудительного ожидания.
  2. «Транспортировка пожарных» . В соответствии с ГОСТ лифт для пожарных подразделени й выводится из режима принудительного ожидания вручную. Для этого необходимо вставить в соответствующее гнездо на панели специальный ключ и повернуть его. После этого будут доступны необходимые функции подъемной машины.

Правила, которые нужно учитывать

Когда при строительстве лифтовых шахт используются стальные элементы, нужно обеспечить качественную их огнезащиту, которая соответствует установленным законодательством нормам.

ЛТПП обычно не соединяет уровни здания, находящиеся над землей и под землей. Допускается, чтобы подъемник делал две остановки на подземном уровне, в том числе в цокольном помещении и в наземных частях постройки. Если же в объекте предусмотрено 3 и более уровня под землей, нужно установить отдельный пожарный подъемник, который будет останавливаться на каждой отметке.

Самостоятельная приточная вентиляция должна быть не только в шахтах, но и в тамбурах или холлах подземных этажей. Такие вентиляционные системы будут отвечать за создание избыточного давления воздуха, который вытесняет дым наружу, в случае возгорания.

Если в здании установлены стационарные системы для тушения пожара с помощью тонкораспыленной воды, то монтировать спринклерные или дренчерные оросители в холлах, тамбурах ЛТПП и прямо передними на этаже не позволяется.

Прежде чем начать монтаж нужно изучить пути, по которым будут двигаться спасательные бригады, прибывающие на место, где возникло возгорание. Расположение пожарного лифта должно позволять команде легко попасть в него с любых точек здания.

Регламент монтажных работ указан в ГОСТ 53296–2009 и указывает требования, которым должен соответствовать ЛТПП во время установки. Все нюансы этого документа учитывают мастера, выполняя свою работу.

Холл главного этажа должен быть оснащен специальной нишей либо металлическим шкафом, в котором располагают переносную лестницу. Он находится близко ко входу в лифтовую кабину. Металлическая дверь ниши закрывается на ключ, который позволяет перевести подъемник в режим транспортировки спасательного расчета.

Требования, которым соответствуют ЛТПП

Лифты для пожарных подразделений должны соответствовать межгосударственным и национальным стандартам, касающимся всех видов подъемников, имеющих кнопочное управление. Это ГОСТы 28911 и Р 52382.

Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 53296, введенному более 10-ти лет назад, установки подобного типа должны отвечать определенным правилам, касающимся особенности конструкции:

  1. Пожарные бригады должны иметь доступ к каждому наземному этажу объекта. Для этого необходим хотя бы один специализированный лифт.
  2. Подъемники размещают в таких местах, чтобы был свободный подход к ним, а также возможность беспрепятственно попасть во все помещения на этаже.
  3. Оборудованием нужно пользоваться в обычное время для перевозки людей или грузов.
  4. Недалеко от специализированного подъемного механизма предусматривают выход на лестничную клетку для эвакуации.
  5. Двери из кабины оснащаются автоматическим режимом открытия. Они имеют горизонтально-раздвижное центральное либо боковое открытие. Работают несмотря на скапливание избыточного давления в шахте, которое появляется в результате действия противодымной приточной вентиляционной системы. Давление составляет 20-70 Па.
  6. Предел устойчивости дверей к огню равен минимум 60 мин. Если пассажирский лифт передвигается по общей шахте вместе с пожарным, то огнестойкость его дверей должна составлять такую же величину.
  7. Стены, крышу и пол изготавливают либо из полностью негорючих, либо из материалов категории Г1.
  8. Отделка для стен и потолка по горючести соответствует группе минимум Г2, по воспламеняемости — В2, по дымообразующей способности — Д3 и по уровню токсичности во время горения — Т2.
  9. Облицовка полового покрытия имеет такие требования: горючесть — Г3, распространение огня — РП2, дымообразующая способность — Д3, токсичность — Т2.
  10. Важно, чтобы в кабине было устройство, которое сигнализирует о ее перегрузке.

В настоящих нормах применяются следующие термины:

Лифт для транспортирования пожарных подразделений – лифт, оснащенный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.

Основной посадочный этаж – этаж главного входа в здание (сооружение).

Режим “пожарная опасность” – установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.

Режим “перевозка пожарных подразделений” – установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *