Тема 7. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 7. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
— установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначение таким гражданам помощников, осуществление контроля за исполнением помощниками возложенных на них обязанностей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
— установление опеки и попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограничено дееспособными, в том числе установление предварительной опеки или попечительства над такими гражданами и установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки и попечительства;
— прекращение опеки или попечительства в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
— обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности (в случае, если члены семьи, близкие родственники не обратились в суд с соответствующим заявление), а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности;
— осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;
— заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса РФ;
— выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
— проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, ведение личных дел, утверждение отчетов опекунов и попечителей о расходовании денежных средств подопечного и другие.
С целью получения сведений о личности будущего опекуна или попечителя органу опеки и попечительства предоставляется право требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе, а также право запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.
Опека и попечительство
Опека и попечительство устанавливаются в отношении
- недееспособных или
- не полностью дееспособных граждан (подопечных),
в частности несовершеннолетних,
- при отсутствии у них родителей, усыновителей,
- лишении родителей родительских прав, а также
- в случаях когда несовершеннолетние остались без родительского попечения.
Закон рассматривает патронаж в качестве самостоятельного правового способа оказания помощи.
Патронаж устанавливается в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
При этом органом опеки и попечительства этому гражданину назначается помощник:
- с его (помощника) согласия в письменной форме, а также
- с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж.
Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.
Установлению патронажа не препятствует наличие у него детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у подопечного полной дееспособности означает возможность самостоятельного совершения им любых действий (без посторонней помощи, а тем более санкции).
Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом:
- договора поручения,
- договора доверительного управления имуществом или
- иного договора.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.
Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
Что учитывается при выборе опекунов и попечителей
При выборе опекунов или попечителей соответствующие службы учитывают различные факторы. Их можно подразделить на три большие группы:
- материальные;
- правовые;
- медицинские.
Материальные | Правовые | Медицинские |
заработная плата | отсутствие судимости | крепкое здоровье |
размер пенсии | отсутствие открытых дел | отсутствие психических заболеваний |
суммы социальных выплат | ||
Органы опеки и попечительства: функции, задачи и полномочия
Орган опеки и попечительства – это орган местной исполнительной власти определенного субъекта РФ.
Основные задачи, которые обязан выполнять орган опеки и попечительства состоят в следующем:
- защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством и патронажем;
- контроль над деятельностью опекунов, попечителей и помощников, а также за организациями, в которые могут быть направлены недееспособные граждане;
- надзор за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.
Орган опеки и попечительства в рамках возложенных на него полномочий:
- выявляет тех людей, которым необходима опека/попечительство/патронаж;
- проводит процедуру установления опеки/попечительства;
- проводит проверки деятельности опекунов/попечителей;
- назначает (проводит отбор, обучение) или отстраняет опекунов/попечителей/помощников;
- дает разрешения на совершение сделок с имуществом граждан, находящихся под опекой/попечительством;
- проверяет условия жизни подопечных.
У недееспособного человека нет возможности самостоятельно принимать решения и ухаживать за собой. Подобная ситуация может наступить из-за пожилого возраста или вследствие психического заболевания. В любом случае недееспособными люди признаются по решению суда после проведения экспертизы.
Важно! В некоторых случаях может быть такое, что человеку удаётся вернуться к нормальной жизни, например, у душевнобольного прошло психическое заболевание. Тогда, опять же, по решению суда можно будет вернуть дееспособность, доказав свою возможность принимать разумные решения.
Проблема недееспособного гражданина заключается в том, что он лишается многих прав, которые имеют здоровые люди. Данные ограничения делаются для того, чтобы человек сам себе не навредил. Ведь он не дает отчёт своим действиям, из-за чего рискует стать жертвой мошенников, лишиться имущества и даже жизни.
Органы опеки и попечительства: функции, задачи и полномочия
Орган опеки и попечительства – это орган местной исполнительной власти определенного субъекта РФ.
Основные задачи, которые обязан выполнять орган опеки и попечительства состоят в следующем:
- защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством и патронажем;
- контроль над деятельностью опекунов, попечителей и помощников, а также за организациями, в которые могут быть направлены недееспособные граждане;
- надзор за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.
Орган опеки и попечительства в рамках возложенных на него полномочий:
- выявляет тех людей, которым необходима опека/попечительство/патронаж;
- проводит процедуру установления опеки/попечительства;
- проводит проверки деятельности опекунов/попечителей;
- назначает (проводит отбор, обучение) или отстраняет опекунов/попечителей/помощников;
- дает разрешения на совершение сделок с имуществом граждан, находящихся под опекой/попечительством;
- проверяет условия жизни подопечных.
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются в следующих случаях:
- если опекун (попечитель) либо сам подопечный умер;
- если был указан срок действия опекунства, то по истечении этого срока;
- если опекаемый гражданин признается полностью дееспособным;
- при отстранении или освобождении опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.
Кроме того, опека над несовершеннолетними детьми прекращается в следующих случаях:
- достижение несовершеннолетним возраста 14 лет прекращает опеку, достижение возраста 18 лет — прекращает попечительство;
- если несовершеннолетний вступает в брак, то попечительство прекращается;
- опека над ребенком, у которого родители не достигли возраста 16 лет, прекращается при достижении его родителями совершеннолетия;
- если несовершеннолетнего возвращают родителям либо усыновляют;
- если подопечного помещают в специальное заведение (интернат, лечебное заведение и т.п.).
Особенности гражданского патронажа
Гражданский патронаж представляет собой оказание систематической помощи больным и престарелым людям, не способным обслуживать себя самостоятельно. Такие услуги могут предоставляться бесплатно или за деньги.
В первом случае, помощника должно найти государство. Это может быть любой человек, например, родственник нуждающегося в уходе, прошедший процедуру проверки органами опеки.
ВНИМАНИЕ! Помощник нуждающегося гражданина не приобретает материальных прав в отношении него. Он обязан действовать в интересах подопечного, но может распоряжаться его деньгами и имуществом только на основании заключенного договора.
В случае отказа органов опеки, гражданин или его родственники могут обратиться в частную коммерческую организацию. Например, осуществлением ухода на дому занимается патронажная служба. Кроме того, существует множество частных пансионатов для больных и престарелых.
Кто может быть опекуном (попечителем)?
Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.
Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).
Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.
Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.
Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.
Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.
Что такое опека над родителями
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», опекой признается форма устройства лиц, лишенных судом дееспособности, при которой органы опеки назначают таким лицам опекуна. Согласно ст. 29 Гражданского кодекса РФ, признание недееспособности осуществляется в судебном порядке и лишь в отношении лиц, которые в силу страдания психическим заболеванием не в состоянии отдавать отчет о своих действиях. Поэтому ответ на вопрос, можно ли оформить опекунство над матерью, зависит от наличия у нее психического расстройства, а также наличия решения суда о признании ее недееспособной. В случае ограничения дееспособности допускается лишь установление попечительства, которое предусматривает ограниченные полномочия опекуна.
Оформляя опеку над родителем, сын или дочь становится его законным представителем, выступая от его лица в отношениях с другими субъектами, а также исполняя вместо него все юридически значимые действия.
Согласно ст. 31 ГК РФ, делается это с целью защиты прав и интересов опекаемого. Установление опекунства осуществляется по решению органа опеки, на основании поданного лицом, желающим стать опекуном, заявления.
Опека и попечительство в гражданском праве (общ. Характеристика.)
Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.
Алгоритм оформления разрешения
Процедура оформления патронатного соглашения достаточно проста.Для этого гражданин или семья, желающие взять на воспитание ребенка, должны выполнить следующие действия:
- Посетить службу опеки и попечительства для первичной консультации.
- Подготовить необходимые документы согласно списку и пройти специальные курсы подготовки для патронатных воспитателей. Обучение занимает порядка 80 часов.
- Подать документы и получить заключение о возможности стать патронатным воспитателем.
- Встать на учет как патронатная семья.
- Выбрать ребенка, который будет впоследствии передан на воспитание.
- Опека издает соответствующее распоряжение, и заключается договор о патронатной семье.
- Представители опеки ведут контроль за условиями проживания несовершеннолетнего ребенка.
Полная опека или патронаж, помогите разобраться
Для установления патронажа гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа, и кандидат в помощники подают в орган опеки и попечительства заявления по определенным этим органом формам. К заявлению прилагается соответствующий пакет документов, как правило, это: — медицинское заключение о состоянии здоровья совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, о невозможности по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности; — медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, оформляющего патронаж, об отсутствии у него заболеваний, при которых он не может быть помощником гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа; — трудовая книжка кандидата в помощники или иной документ, подтверждающий, что кандидат в помощники не является социальным работником (справка с места работы). Граждане при подаче заявлений должны предъявить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность. При соответствии представленных документов действующему законодательству РФ орган опеки и попечительства (как правило, в течение 7 дней со дня регистрации заявлений) производит обследование условий жизни, материально-бытового положения гражданина, с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих о его нуждаемости в посторонней помощи. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни, материально-бытового положения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждается в установлении патронажа. С учетом указанного акта обследования орган опеки и попечительства в установленный срок (как правило, в течение 15 дней со дня регистрации заявления) принимает решение об установлении патронажа и назначении помощника. Решение органа опеки и попечительства оформляется, как правило, в форме распоряжения. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина об установлении патронажа и назначении помощником орган опеки и попечительства направляет ему письменный мотивированный отказ. Вместе с мотивированным отказом гражданам возвращаются все документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.
1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
Рекомендуем прочесть: Раздел Имущества Если Только Прописка