Согласование ГПЗУ: все об утверждении градостороительного плана участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласование ГПЗУ: все об утверждении градостороительного плана участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
К извещению должна прилагаться схема.
Если вы подаете схему в виде файла, то администрация точно ее опубликует, потому что это проще простого.
Из этого следует, что неограниченный круг лиц не только может прочитать извещение, но и по схеме определить местонахождение участка. А многие подыскивают себе участок исходя исключительно из территориального предпочтения.
Иными словами, любой желающий может ознакомиться с вашей схемой и узнать место расположения участка. Ему даже не надо поднимать зад с дивана.
Если подаете бумажный вариант схемы, то с ее публикацией у чиновников возникают небольшие сложности.
Потому что схему нужно перевести в электронный вид.
Частенько местные администрации не заморачиваются с переводом схемы из бумаги в файл для публикации.
Они просто указывают в извещении, что со схемой можно ознакомиться по такому-то адресу. Дополнительно указывают часы для ознакомления.
При такой ситуации не каждый поднимет свою любимую пятую точку. Многим лень идти в администрацию и знакомиться с бумажным вариантом схемы.
Данное обстоятельство, хоть и косвенно, но сужает круг потенциальных желающих подать заявку по вашей схеме.
А это повышает шансы проскочить 30-дневный период без встречных заявок. В результате это увеличивает шансы получить участок без торгов.
Все требования к схеме содержаться в Приказе Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762.
Данный приказ подписал небезызвестный г-н Улюкаев А.В.
Как уточнить границы участка?
Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.
Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.
Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.
После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Когда участок согласовывают предварительно
Гражданин имеет право приобрести в собственность или взять в аренду государственную или муниципальную землю. Сделать это можно двумя способами: на аукционе или напрямую, без торгов; второй способ выглядит привлекательнее с финансовой точки зрения. Для него разработана процедура предварительного согласования (ПС), и она доступна для любого гражданина.
Вам придется заранее согласовать получение ЗУ, если его местоположение официально никак не подтверждено, то есть, в следующих случаях:
- Участок не сформирован. Данную землю нельзя идентифицировать, так как его границы никак не выделены фактически.
- ЗУ внесен в реестр, но без определения границ. Физические границы имеются, но межевание не выполнялось, поэтому они не закреплены (не отражаются) на Публичной кадастровой карте.
- Вы претендуете на сотни (или гектары), которые все еще являются частью одного большого ЗУ, или распределены по двум или более наделам. У исходных участков должны быть кадастровые номера.
Если после принятия заявления было обнаружено еще одно, поданное ранее на тот же участок, совпадающее полностью или отчасти в представленной схеме, местная администрация объявляет о прекращении разбора заявления, поданного позднее. Об этом информируют претендента на землю.
Решение о предварительном согласовании должно содержать определенную информацию:
- основание для передачи участка;
- ФИО или наименование организации;
- место расположения рассматриваемого объекта;
- адрес и площадь участка;
- категория земли;
- реестр документов, прилагаемых к решению.
Принятое решение действительно сроком на 2 года. Оно является основанием для дальнейшего оформления объекта.
Решение может содержать отказ о предоставлении участка согласно статье 39.16 ЗК. Связано это может быть с определенными причинами:
- ошибки при составлении схемы;
- заявитель не имеет оснований для обращения с заявкой на оформление земли без проведения аукциона;
- земельный надел уже располагает пользователем;
- объект выставлен на аукцион;
- площадь больше допустимых норм в законодательстве;
- данный объект считается участком, отведенным для регионального или муниципального строительства.
Документы, сроки и цена
В срок не больше тридцати суток со дня поступления заявления на соответствующем госоргане лежит обязательство рассмотреть обращение по существу и вынести положительное или отказное решение. Процедура для заявителя бесплатная.
Пакет документации возвращается к обратившемуся лицу в срок до десяти дней включительно с даты подачи обращения, если:
- заявление не содержит всей информации, как это определено ст.39.15 (п.1) ЗК;
- подано не по адресу;
- отсутствуют справки, предусмотренные ст.39.15 ЗК (п.2), а именно: право на получение участка без учреждения торгов; схема местонахождения надела; проектные документы на лес, если вопрос касается лесных угодий; уполномочивающие представителя.
Причины отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
Нередко администрация, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников. Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.
Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю. Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.
Отказ допускается, если:
- документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
- границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
- границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
- образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
- границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
- ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.
Переуступка прав аренды
В случае заключения договора аренды, заключающее его лицо (физическое или юридическое), имеет определённый ряд планов по использованию арендованных им земель. Бывают исключительные ситуацию, в которых через некоторое время пользования ЗУ, необходимость в нём отпадает. В данном случае перед арендатором становиться 2 решения возникшей проблемы.
- Заключение договора «суб-аренды» — пересдача ранее арендованного ЗУ другому лицу, в ходе чего первое прекращает пользование им в пользу второго, а второе, выплачивает арендную плату первому. В данном случае – права на землю у первоначального арендатора остаются.
- Переуступка аренды участка (об этом подробнее ниже).
Необходимость согласования возникает в таких ситуациях:
- При самовольном расширении участка соседями и захвате чужой территории. Чаще всего такие случаи имеют место, когда соседи отсутствуют долгое время и не имели информации по изменению границ территории;
- Отсутствие задокументированной формы согласования, которое было проведено устно. Это связано с тем, что юр. силу имеют только официально заверенные документы;
- Допущение неточностей при раннем установлении межей;
- Официальная регистрация с оформлением права собственности;
- Объединение участков в один или наоборот, необходимость разделения одного надела на два или более.
Чтобы не запутаться в хитросплетениях путей для подготовки документов необходимо придерживаться следующего плана:
- сначала нужно определиться с границами земельного участка, который Вы хотите выкупить или взять в аренду
- далее решить, готовить схему самостоятельно или обратиться к кадастровому инженеру
- если воспользовались услугами кадастрового инженера, то, желательно, сразу сделать замеры на участке
- после получения/распечатки схемы ее нужно отнести в МФЦ. Заявление можно заполнить на месте
- если получен отказ- посоветоваться с кадастровым инженером, может что посоветует. Если получили Распоряжение/Постановление об образовании земельного участка- половина пути пройдена
- далее нужно обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана на постановку на кадастровый учет
- этот межевой план отнести в ближайший МФЦ и через некоторое время получить кадастровую выписку на земельный участок
- вот с этой выпиской нужно уже обратиться в администрацию для заключения договора купли- продажи или аренды на земельный участок и оплатить оговоренную сумму
- и последним пунктом будет поход в МФЦ, чтобы оформить появившиеся права на участок.
Как видно, процедура не быстрая, но необходимая.
Подготовить схему помогут наши специалисты. Обращайтесь и не будете разочарованы.
Особенности процедуры согласования
При предоставлении земельных участков следует учитывать множество различных индивидуальных особенностей. Рассмотрим ряд тонкостей, которые потребуется учесть при подаче заявления и сотрудничестве с органами управления при предоставлении земельных участков:
- Чтобы точно узнать наименование органа, в который необходимо обратиться за предоставлением услуги, можно обратиться к местному регламенту, устанавливающему порядок предоставления земельного участка.
- Приблизительный срок реализации данной услуги менее 30 календарных дней с момента подачи заявления.
- Организация, принимающая решение об одобрении или отклонении заявления, может отказать в принятии заявления в случае несоответствия размеров или расположения участка стандартам Федерального закона.
Регистрация в Росреестре
Это заключительный этап, когда заявитель соберет все документы. Росреестр – это орган, которому законом выданы полномочия по регистрации сделок с недвижимостью. Обычно территориальные подразделения госоргана заполнены. Поэтому закон позволяет регистрировать землю, либо осуществлять другие сделки с недвижимостью через сайт Госуслуги.ру, либо МФЦ.
МФЦ – это орган, который выступает посредником между Росреестром и населением (гражданами), нуждающимися в регистрации сделок с недвижимостью. МФЦ принимает от граждан заявления, а также другие документы, необходимые в каждом конкретном случае.
В МФЦ оплачивается государственная пошлина за оказание услуги в специальных терминалах. Но наличие этих учреждений не лишает заявителей права обратиться напрямую в Росреестр.
Через Госуслуги.ру также можно написать заявление на регистрацию земельного надела, сделать это дистанционно. Но зарегистрировать земельный надел Росреестр может только в присутствии сторон.
Как вариант, заинтересованное лицо, если не может посетить МФЦ или Росреестр, обращается за регистрацией через почту. Но необходимо отправлять копии документов, удостоверенных нотариально, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Отправителю необходимо понимать, когда регистрирующий орган принял документы и с этого момента отсчитывать срок, который необходим для совершения процедуры.
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Предварительное согласование предоставления земельного участка – это обязательная процедура. Она проводится в случае, если гражданину или организации (любому юридическому лицу) разрешено предоставить земельный надел без организации торгов или аукциона.
Но реализовать право на земельный участок физическое лицо или организация могут, если они пройдут предусмотренные в законе процедуры. Их завершением выступает государственная регистрация земельного участка в Росреестре.
Впервые процедура предварительного согласования земельных участков была проведена в 1968 году.
Подобное нововведение объяснялось просто: строительные компании зачастую возводили здания на земельном участке (нередко с использованием средств государственной помощи), который впоследствии уполномоченные органы отказывались передать в их собственность.
Случаи изъятия участков земли
Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.
В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.
Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.
Предварительное согласование земельного участка для ведения садоводства.
Как упоминалось выше, дачные участки с 01 января 2020 года считаются садовыми.
По этой причине, запускать предварительное согласование можно в отношении садовых участков.
Следует обратить внимание на один нюанс.
Этот аспект создает определенное непонимание и путаницу в получении земли.
Нюанс состоит в следующем.
Существует 2 похожих, но не тождественных вида разрешенного использования земельных участков:
- садоводство,
- ведение садоводства.
Похожие названия создают иллюзию у неискушенных читателей, что указанные ВРИ идентичны.
Это не так.
Садоводство и ведение садоводства, абсолютно разные виды разрешенного использования.
В частности,
- садоводство предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях. Садоводство связанно с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством. Он имеет в Классификаторе код 1.5.
- ведение садоводства предполагает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Ведение садоводства предполагает размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей.
Указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …». Он имеет в Классификаторе код 13.2.
Понимание этих различий имеет важное значение.