Постановление Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 35-АД17-5
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 35-АД17-5». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.
Признание судом незаконным представления прокурора
Представление прокурора может быть обжаловано в суд.
Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.
Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.
В каком порядке и в какие сроки можно оспорить
Обжалование осуществляется в суде посредством направления заявления. Так как требования хозяйствующего субъекта об отмене представления вытекают из характера экономической деятельности, дело будет рассматриваться в Арбитражном суде.
Кроме того, документ можно отправить в инстанцию общей юрисдикции (в районную), он будет изучаться в порядке административного производства.
Выбор органа зависит от того, затрагивает ли решение властного органа предпринимательские интересы или нет.
Срок подачи жалобы составляет три месяца с того момента, когда лицо узнало о нарушении своего законного права. При наличии уважительных причин этот период может быть восстановлен, если вы его пропустили. В такой ситуации придется подавать отдельное заявление. В нем укажите, почему вы не могли подать жалобу в срок (длительная болезнь, нахождение в командировке в другом городе или стране, личные семейные обстоятельства, военная служба).
На рассмотрение документа у судебного органа есть 30 дней, однако при необходимости изучения дополнительных обстоятельств этот период может быть продлен.
Признание судом незаконным представления прокурора
Представление прокурора может быть обжаловано в суд.
Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.
Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Может ли представление быть обжаловано
Проведение оценки законности требований, которые содержатся в прокурорском представлении, возможно только в судебном порядке в рамках дела об обжаловании указанного документа (его признании незаконным).
Исходя из правил, установленных положениями п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерность требований, заявленных в прокурорском представлении, а также бремя доказывания того, что лицом или организацией был нарушен закон, лежат на прокуроре.
Независимо от того, нормативный или ненормативный характер носят акты государственных органов, органов местного самоуправления либо других органов и должностных лиц, они могут быть оспорены в суде в случае, если затрагивают права, а также интересы граждан и юрлиц или предпринимателей.
Это относится и к представлению прокурора, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.
Такая правовая позиция изложена в п. 19 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2015), утв. президиумом ВС РФ 25.11.2015.
Какие документы нужно приложить к заявлению об обжаловании протеста прокурора
Если вы подаете административное исковое заявление в суд общей юрисдикции, то к заявлению нужно приложить ряд документов, а именно (ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ).
• уведомления о вручении и иные документы, подтверждающие вручение прокурору копий заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют. Если вы не направите ему документы, то предоставьте в суд копии для него (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• документ об уплате госпошлины (п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования. В первую очередь это сам протест прокурора (п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя организации, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если заявление подано представителем (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).
Учтите, что если участвовать в деле от лица организации будет, например, ее директор, то к заявлению не обязательно прикладывать документы о наличии у него высшего юридического образования (ч. 5 ст. 54, п. 4 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).
Если заявление подается в арбитражный суд, то перечень прилагаемых документов будет немного отличаться (ч. 2 ст. 199 АПК РФ). Рекомендуем ориентироваться на перечень документов, прилагаемых к заявлению об оспаривании представления прокурора. Подробнее о них смотрите в отдельном материале.
Возражения на представление прокурора по гражданскому делу
Если прокурор принес представление по гражданскому делу, то другие участники процесса, если они не согласны с представлением прокурора, вправе направить в суд возражения на доводы, которые прокурор указал в своем представлении.
Прокурор это такой же участник процесса и если от прокурора поступило представление, то это совсем не означает, что прокурор всегда прав.
Не стоит бояться подавать возражения на доводы прокурора по его представлению. Заблуждаться и ошибаться могут не только лица, не обладающие юридическими знаниями, но и даже судьи и прокуроры.
Возражения на представление прокурора подается, как и любое другое возражение на жалобу одного из участников процесса. В возражениях излагаются доводы лица, которое подает такие возражения по поводу того, почему прокурор не прав, и чем подтверждается правота судьи, который вынес обжалуемый судебный акт и, соответственно, законность решения суда.
Срок составления возражение на жалобу прокурора
Со сроками подачи жалоб прокурором понятно, данные сроки установлены процессуальными кодексами, а как быть со сроками составления возражений? В законе не предусмотрены конкретные сроки для составления возражений на жалобу прокурора, однако. суд может в отдельных случаях назначить разумный срок для того, чтобы другие участники процесса представили свои возражения на жалобу.
Не всегда суд устанавливает срок для представления возражений на жалобу прокурора, в связи с чем кто-то может в судебном заседании заявить о приобщении к делу возражений на жалобу прокурора.
И все же не стоит затягивать с составлением возражений на жалобу прокурора. Почему следует заранее готовить возражения и подавать в суд? Все очень просто, когда суд готовиться к рассмотрению жалобы прокурора, он знакомиться с материалами дела, в том числе, с возражениями участников процесса и с учетом этого у судьи формируется позиция по делу. Если возражения представлены в судебном заседании, судьи не будет изучать письменные возражения досконально, а предложат озвучить их суть, а участник процесса может какие-то моменты упустить из своих возражений.
Порядок подачи состоит из нескольких этапов.
- После вынесения решения судом прокурор готовит представление в течение 10 дней. Обратиться нужно в суд, который принял документ.
- Суд оповещает остальных участников разбирательства о том, что было подано представление. Им передаются копии, разъясняются права подачи письменного возражения.
- Устанавливаются сроки, в течение которых стороны могут подать возражение.
- Поданные возражения рассматриваются в рамках дела по УК РФ.
- Когда заканчиваются сроки обжалования, а подать возражения уже нельзя, материалы направляются для рассмотрения судом в рамках апелляционного обжалования.
Пока дело находится в суде, а также в течение 5 дней до момента, когда начнется рассмотрение, прокурор вправе направить дополнительное представление. Это возможно в ситуациях, когда:
- было оформлено представление в кратком виде с целью соблюдения сроков обжалования;
- имеется необходимость внести уточнения или дополнения для ответа на возражения.
В документе не должно быть прописано требований, ухудшающих положение обвиняемого при отсутствии такого пункта в кратком представлении.
Однако сотрудники этого органа тоже могут допускать ошибки и выносить противозаконные либо ошибочные решения, попустительствовать нарушителям закона. Чаще всего необходимость в обжаловании решений прокуратуры требуется в случае вынесения неверного решения о возбуждении уголовного дела или отказа в его возбуждении, отказа в признании потерпевшим человека, права которого действительно были нарушены. Существует два варианта обжалования решений прокуратуры – в судебном или досудебном порядке.
Далее, переходим к следующему шагу рекомендации .
Чтобы обжаловать решение, принятое прокурором в досудебном порядке, вам придется обратиться в вышестоящую инстанцию территориальных органов прокуратуры.
Когда можно обратиться к вышестоящему начальству
Если прокурор, рассматривающий дело, бездействует или принимает решения, которые дают основания полагать, что будет нанесен ущерб гарантированным правам заявителя, то у последнего есть право на обращение в вышестоящие инстанции.
Фактически обратиться за помощью для восстановления справедливости разрешается в любой ситуации. Это может быть невыполнение прокурором своих непосредственных обязанностей или нарушение прав гражданина, заключенного под стражу. При этом обращение не является основанием для отказа в защите прав в судебном порядке.
Любой заявитель должен помнить, что обжаловать действия или бездействие прокурора можно только в том случае, если есть абсолютная уверенность в своей правоте. Следует помнить, что ст. 306 УК предусматривает ответственность за ложный донос.
Жалоба на ответ прокуратуры вышестоящему прокурору, образец которой представлен ниже, должна быть рассмотрена в срок не более 30 дней. Это предусмотрено требованиями ст. 5 Приказа Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 года. Такой порядок касается всех обращений граждан (не только жалоб на ответ прокурора).
Отсчет времени, предусмотренный инструкцией, начинается с момента регистрации обращения. Если не требуется дополнительная проверка информации, изложенной в жалобе, срок рассмотрения сокращается в 2 раза и составляет 15 дней.
Инструкцией также предусмотрены сокращенные сроки, если дело требует неотлагательной реакции вышестоящего органа. В этом случае ответ должен быть подготовлен и направлен в адрес заявителя в срок от 3 до 10 дней. Если человек ошибается и направляет обращение не по адресу, то такой документ не возвращается, а перенаправляется нужному получателю. Это органы прокуратуры должны сделать в течение 7 дней с момента получения жалобы.
В сложных ситуациях, когда требуется дополнительная проверка или уточнение фактов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Может ли представление быть обжаловано
Проведение оценки законности требований, которые содержатся в прокурорском представлении, возможно только в судебном порядке в рамках дела об обжаловании указанного документа (его признании незаконным).
Исходя из правил, установленных положениями п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерность требований, заявленных в прокурорском представлении, а также бремя доказывания того, что лицом или организацией был нарушен закон, лежат на прокуроре.
Независимо от того, нормативный или ненормативный характер носят акты государственных органов, органов местного самоуправления либо других органов и должностных лиц, они могут быть оспорены в суде в случае, если затрагивают права, а также интересы граждан и юрлиц или предпринимателей.
Это относится и к представлению прокурора, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.
Такая правовая позиция изложена в п. 19 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2015), утв. президиумом ВС РФ 25.11.2015.
Вопрос обжалования и правовой направленности
Здесь нельзя не учитывать позицию Конституционного суда. Согласно еще одному решению, органы прокуратуры не могут выполнять деятельность других государственных органов, заменяя их. Это распространяется и на непосредственный надзор.
Несмотря на то, что представление прокурора не может иметь характер абсолюта, оно несет цель вынудить нарушителя устранить выявленные проблемы в добровольном порядке. Если этого не сделано, то будут применены нормы, описанные в законе № 2202-1 (ст. 21 пункт 1). А вот требования, которые будут подлежать неукоснительному и безусловному исполнению должны налагаться уже судом. Прокурор имеет отстроенный механизм взаимодействия.
Соответственно, обжаловать прокурорское представление в конечном счете можно. Но сделать это можно только через суд и только в процессе признания представления прокурора незаконным. Никаких других способов обжалования просто не существует.
Регламентируется это еще и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. В частности, бремя доказательства наличия нарушений и неправомерности действий, в отношении проверяемого объекта, ложится исключительно на прокурора.
Сведения об объекте в публичной кадастровой карте?
Каждый гражданин, который сделал запрос на поиск объекта недвижимости в Публичной карте Росреестра, получает все сведения о следующих моментах, касающихся того или иного участка:
- Кадастровый номер объекта недвижимости. Данная характеристика представляет собой специальное уникальное обозначение определенного объекта недвижимости, которое было присвоено участку при проведении кадастрового или технического учетов. Единый номер формируется из четырёх элементов, которые записываются через деление (NN:NN:NNNNNN:NN). Первая ячейка говорит о номере кадастрового округа, вторая ячейка предоставляет человеку информацию о зарегистрированном кадастровом районе. Длинная третья ячейка содержит в себе сведения о кадастровом квартале, и, наконец, пятая — о номере конкретного объекта недвижимости, который запрашивается в публичной карте. Запись хранит в себе большое количество информации, которая может стать решающей при осуществлении сделки с тем или иным объектом. Конкретный кадастровый номер недвижимости предоставляется по возрастанию в порядке регистрации новых объектов недвижимости. Кадастровый номер прописывается также в документах на недвижимость, которые есть у каждых владельцев. Например, данное числовое обозначение можно найти в свидетельстве о праве собственности либо в кадастровом паспорте, если сделка с недвижимостью производилось ранее 2017 года, поскольку после этого времени данный документ больше не выдаётся. Кадастровый номер проще всего отыскать в Росреестре при помощи публичной кадастровой карты.
- Месторасположение, конкретный адрес и основные сведения об объекте недвижимости. В первую очередь, публичная кадастровая карта предоставляет человеку сведения о том, где именно находятся места расположения запрашиваемого объекта. Личность получает конкретный адрес, по которому можно найти объект на заданной территории. Более того, после адреса может узнать основные сведения о запрашиваемом объекте. Например, если делается запрос на информацию о земельном участке, то личность получит следующие обширные сведения: вид использования, категория земельного участка, кадастровая стоимость и т.д. Обязательно будут прописаны даты, когда тот или иной объект недвижимости был поставлен на кадастровый учёт, а также дата последнего обновления информации об участке. Объект капитального строительства будет содержать информацию о документальной площади, этажности и подземной этажности, материале стен, исполнителе, времени завершения строительных работ и начала эксплуатации и др. Соответственно публичная кадастровая карта предоставляет огромное количество информации, которая действительно сможет сыграть решающую роль в желании человека осуществлять определённую сделку с тем или иным объектом недвижимости. Важно, что здесь находятся только актуальная и проверенная информация. В связи с этим при осуществлении сделки всегда рекомендуется заранее узнавать сведения об объекте при помощи Росреестра, который не может обмануть клиентов. Покупая недвижимость, необходимо обладать только настоящими честными сведениями.
- Геодезические координаты границ объекта недвижимости. Все знают, что в процессе ремонта, перестройки участка и расположенных на них жилых объектов зачастую реальные границы земельного участка чаще всего сужаются. В связи с тем, что публичная кадастровая карта собирает информацию из первоисточников, человек может узнать реальные геодезические координаты границ объекта недвижимости и получить соответствующий документ, который позволит ему расширить имеющуюся территорию до предусмотренных ранее пределов собственного участка. Данная информация станет максимально нужной и актуальной в тот момент, когда планируется новый ремонт или перестройка участка. Внимание на данную характеристику необходимо обращать людям, которые желают купить участок. Размер участка на карте определяется при первом его появление, а далее может корректироваться в определённых правовых ситуациях, поэтому подобную информацию всегда следует уточнять в электронных ресурсах Росреестра. Данные о земельных участках можно узнать быстро, бесплатно и абсолютно любому гражданину, желающему стать обладателем информации.
- Дата постановки объекта на кадастровый учёт. С помощью публичной кадастровой карты Росреестра человек получает возможность также узнать дату, когда тот или иной объект недвижимости был поставлен на специальный кадастровый учёт. Более того, человеку предоставляется также информация о времени последующих обновлений, которые происходили в отношении объекта недвижимости.
- Формы собственности на недвижимость. Данная информация станет особенно интересной и важной для людей, которые желают приобрести ту или иную недвижимость. Зачастую продавцы обманывают своих клиентов, называя абсолютно другую форму недвижимости, поскольку она наиболее часто пользуется спросом. Используя публичную кадастровую карту Росреестра, человек может обезопасить себя и собственные деньги от обмана и мошенничества со стороны риэлторов или частных продавцов, желающих быстрее избавиться от товара.
Практическая значимость Публичной карты Росреестра?
Информационную значимость публичной кадастровой карты мы уже рассмотрели, теперь стоит перейти к практической.
Стоит отметить, что Публичная карта Росреестра предоставляет огромное количество материалов с точки зрения юриспруденции и права человека на владение недвижимостью. Данный электронный ресурс позволяет быстро и самостоятельно проверить юридическую чистоту того или иного объекта недвижимости, которая так важна в современном мире при осуществлении любых сделок.
Официальный электронный ресурс Росреестра позволяет без заказа выписки самостоятельно получить следующую информацию:
- Узнать кадастровую стоимость выбранного объекта, который ранее был поставлен на учёт в ЕГРН.
- Получить нужные верные сведения о том, где именно располагается объект недвижимости, также ознакомиться с важными характеристиками участкам.
- Узнать подробную юридическую характеристику недвижимости, а также узнать кадастровый номер.
- Получить информацию о ранее известных обременениях, а также выявить возможные ошибки.