Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.
Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.
В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.
Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:
1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;
2. Налоги, взносы;
3. Пени;
4. Проценты;
5. Штрафы.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Плюсы новой системы уплаты налога
Главное достоинство ЕНП — это отсутствие необходимости отплачивать разные налоги в разные периоды по разным реквизитам. Теперь можно будет сделать один платеж или настроить регулярные платежи, а также оперативно управлять своей переплатой или задолженностью. В новой системе платеж может осуществить за вас и третье лицо (но такую переплату нельзя будет вернуть). В целом для оплаты ЕНП будет достаточно ИНН и суммы, что является главным плюсом.
Обещают, что актуальная сумма обязательств и детализация по платежам всегда будет доступна налогоплательщику онлайн (сейчас с этим часто возникают сложности). Налоговая служба самостоятельно распределяет платежи между недоимками, налогами и взносами, чтобы исключить ошибки со стороны налогоплательщиков.
Также обещают сократить время на возврат переплаты по ЕНП и отменят ограничительные 3 года для возврата или зачета налога.
Положения закона об антикризисных налоговых мерах
Закон замораживает кадастровую стоимости для исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога на уровне 1 января 2022 г. Аналогичная норма предусматривается для организаций при уплате налога на имущество: налоговая база будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости недвижимости по состоянию на 1 января 2022 г. «То есть, по сути, будет заморожена кадастровая стоимость», — отмечал ранее замминистра финансов Алексей Сазанов.
Принятый закон освобождает от НДФЛ полученные в 2021-2023 гг. доходы в виде материальной выгоды. «Мы практически снимаем все ограничения с материальной выгоды. По существу, вся помощь, которая у нас идет, оказывается работодателями, то, что рассматривалось как материальная выгода и облагалась НДФЛ — в том числе выплата процентов по ипотечному кредиту и так далее, все эти вопросы — предлагается здесь все налогообложение снять, любую помощь», — пояснял ранее глава комитета по бюджету Госдумы Андрей Макаров.
Освобождаются от НДФЛ проценты, полученные в 2021-2022 гг. по вкладам, остаткам на счетах банков.
Продлеваются полномочия субъектов РФ устанавливать для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве ИП на упрощенную систему налогообложения (УСН) и патентную систему налогообложения (ПСН) налоговые каникулы в виде налоговой ставки в размере 0%. Эта норма будет действовать до конца 2024 г.
Предлагается отказаться от применения в 2022 (с 9 марта) и 2023 гг. в отношении организаций нормы о повышенном размере пени с 31-го дня просрочки в размере 1/150 ставки рефинансирования, ставка будет снижена до 1/300. В настоящее время пеня за каждый календарный день просрочки по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога: для организаций за просрочку до 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день, а начиная с 31-го дня просрочки — в размере 1/150 ставки. Ранее эксперты посчитали, что после повышения ключевой ставки ЦБ с 9,5% до 20% уплата налогов для бизнеса составит 48,66% годовых после первого месяца просрочки.
Фиксируются на 2022-2023 гг. расширенные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
Иностранным организациям предоставляется право представлять в налоговые органы сведения об участниках по итогам 2021 г. не до 28 марта, а до 31 декабря 2022 г. «Это очень важное предложение бизнеса, потому что сегодня получать информацию очень сложно, непредставление влечет за собой штрафы и другие негативные последствия», — пояснял ранее Макаров.
В два раза, с 60 млн до 120 млн рублей, увеличивается порог признания контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами. Не будут признаваться контролируемыми сделки между взаимозависимыми лицами, по которым одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций и доходы по которым признаются с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г.
Вводятся ограничения на применение ответственности за непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли или убытка контролируемой иностранной компании (КИК) за 2020-2021 гг.
Принятый законопроект устанавливает на пять лет нулевую ставку НДС в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, также нулевая ставка НДС устанавливается в отношении услуг по предоставлению в аренду, управление или иное право объектов туристской инфраструктуры, введенных в эксплуатацию с 1 января 2022 г. Ставка будет применяться в течение пяти лет с момента введения объекта в эксплуатацию.
С 2022 г. устанавливается ставка налога на прибыль организаций в размере 0% для аккредитованных организаций в отрасли информационных технологий. Сейчас она составляет 3%.
По транспортному налогу предусматривается применение с 2022 г. повышающего коэффициента только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн рублей, то есть до 10 млн рублей никаких повышающих коэффициентов применяться не будет.
Вводится ускоренный возврат НДС для всех компаний, которые не находятся в процедуре банкротства или процессе реорганизации либо ликвидации. Они смогут пользоваться заявительным порядком возврата налога, позволяющим вернуть или зачесть сумму налога еще до завершения камеральной проверки поданной декларации. Согласно принятым поправкам, компаниям в рамках заявительного порядка не придется предоставлять банковскую гарантию или поручительство, если заявленная к возмещению сумма не превышает сумму налогов и страховых сборов за предыдущий год. Если сумма больше, потребуется банковская гарантия или поручительство.
Туристический сбор – это налог, который придется заплатить иностранцам при посещении некоторых мест в России. Например, в 2022 году такой налог должны будут платить иностранные туристы, желающие насладиться видами Санкт-Петербурга. Сбор составляет 100 рублей за каждый день (24 часа) пребывания в городе.
Инициатива исходила от Александра Беглова, который сказал, что она позволит сделать город чище и приятнее. За эти деньги будут отреставрированы ветхие исторические дома и улучшена туристическая инфраструктура. При этом губернатор указал, что туристический сбор является распространенной практикой, которую часто используют в разных европейских странах. А запрашиваемая сумма составляет 0,5-5 евро/сутки. Рассматриваемый налог является доступным для каждого желающего.
Управление ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что за январь-декабрь 2015 года в федеральный бюджет поступило налогов и сборов в сумме 3 820,0 млн. рублей.
Поступления налогов и сборов в территориальный бюджет Республики Мордовия за январь-декабрь 2015 года составили 9 479,0 млн. рублей, что на 2366,4 млн. рублей меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
По налогам, зачисляемым в доход территориального бюджета Республики Мордовия, основная доля обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц 5079,8 млн. р. или 53,6%, имущественных налогов (17,7%), налога на прибыль организаций (14,7%) и акцизов по сводной группе (6,4 %).
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года наблюдается увеличение поступлений по НДФЛ на 288,7 млн. рублей (или на 6%), по имущественным налогам – на 158 млн. рублей (или на 10,4 процента). При этом произошло сокращение по акцизам на 272,9 млн. рублей (или на 31%), а также по ресурсным налогам – на 2.7 млн. рублей (или на 9,8 процента).
В формировании доходной части территориального бюджета Республики Мордовия за январь-декабрь 2015 года доля муниципальных бюджетов составила 30,0%, доля республиканского бюджета – 70,0 % (в январе-декабре 2014 года – 22,4 % и 77,6 %, соответственно) [21].
Поступления по специальным налоговым режимам в территориальный бюджет Республики Мордовия за 2015 год составили 658,4 млн. рублей, что на 20,5 млн. рублей меньше аналогичного периода прошлого года, или на 3 процента. При этом по упрощенной системе сумма поступлений составила 311,4 млн. рублей, по единому налогу на вмененный доход – 325,0 млн. рублей и по единому сельскохозяйственному налогу – 22,0 млн. рублей.
В республиканский бюджет в 2015 году налоговые поступления составили 6637,8 млн. р. или 72,2% к уровню соответствующего периода 2014 года. Плановые показатели по мобилизации налоговых доходов по республиканскому бюджету Республики Мордовия за январь-декабрь 2015 года выполнены на 65 процентов. Поступления в республиканский в 2014 году были о на 1774,6 млн. р. больше 2013 года (таблица 1).
Поступление по налогу на доход физических лиц составило в 2015 году 3047,6 млн. р., это 881,5 млн. р. больше 2013 года и на 173,2 млн. р. 2014 года.
Таблица 1
Поступление налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия, млн. р.
Виды налоговых поступлений |
2013 |
2014 |
2015 |
Отклонение 2015 г от 2013 г. |
Всего в том числе: |
8 412,4 |
9191,3 |
6637,8 |
-1774,6 |
Налог на прибыль |
3 047,0 |
3900,8 |
1398,1 |
-1648,9 |
Налог на доходы физических лиц |
2 166,1 |
2874,4 |
3047,6 |
+881,5 |
Акцизы по сводной группе |
1 059,2 |
879,5 |
606,6 |
-452,6 |
Налог на имущество организаций |
716,6 |
900,6 |
934,1 |
+217,5 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
19,4 |
28,4 |
25,7 |
+6,3 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
243,9 |
331,1 |
311,4 |
+67,5 |
Транспортный налог |
179,8 |
254,3 |
311,3 |
+131,5 |
Поступления от налога на доходы физических лиц обеспечивают значительную часть республиканского бюджета, так в 2015 году 45,91% налоговых поступлений в республиканский бюджет были обеспечены за счет налога на доходы физических лиц, по сравнению с 2013 годом доля налога на доходы в физических лиц увеличилась на 20,16% по сравнению с 2015 годом. Следует отметить в последние годы сокращается доля налоговых поступлений по налогу на прибыли. Так если в 2013 году доля налога на прибыль составляла 36,22%, то в 2015 году доля сократилась доля 21,06% (таблица 2).
Введение налога на состояние в России по принципу налогов на чистую стоимость богатства может преследовать фискальные, распределительные (перераспределительные) и политические цели (порознь или одновременно в любом сочетании).
Как показал зарубежный опыт, фискальные цели данным налогом практически не достигаются. Достижение перераспределительной цели — уменьшение дифференциации населения по объемам богатства — также маловероятно. Единственная цель, которая реально может быть достигнута, — это пропагандистски-политическая. И то при адекватной информационной поддержке и при соблюдении довольно большого числа условий. Этот налог может рассматриваться как налог на крупные и сверхкрупные состояния, которые расцениваются общественным мнением как «нажитые нечестным путем» [10].
Возможно, введение этого налога снизит среди некоторых категорий населения остро негативное отношение к власти, которая «поддерживает олигархов».
Рассмотрим основные элементы налога и возможности их определения в России.
Первая проблема — это определение налогоплательщика. В налоговых законодательствах стран, использующих обложение чистой стоимости богатства, определение налогоплательщика по данному налогу соответствует таковому по индивидуальному подоходному налогу. Российская модель подоходного обложения использует в качестве исключительного теста, определяющего круг налогоплательщиков — налоговых резидентов, тест физического присутствия в его самой примитивной форме (факт физического пребывания на территории РФ в течение 183 дней и более на протяжении 12 месяцев, предшествующих дате определения статуса). Такие страны, как Швеция, Франция и Испания, также используют тест физического присутствия, который, однако, дополняется целым рядом других тестов, позволяющих воспрепятствовать ускоренной налоговой миграции (смене налоговой юрисдикции) налогоплательщиков. Физические лица — налоговые резиденты указанных стран при определенных условиях сохраняют полную налоговую обязанность в течение достаточно продолжительного срока (до 10 лет) после перемены их фактического места жительства (отсутствия признаков, удовлетворяющих тесту физического присутствия). Естественно, что в каждой из указанных стран имеется своя специфика. Российская модель определения налогоплательщика позволяет довольно просто изменить налоговую резидентуру представителям наиболее высокодоходных групп населения с соответствующими налоговыми последствиями.
Вторая проблема — определение цен, исходя из которых должны оцениваться объекты, включаемые в состав облагаемой базы. Понятие рыночной цены в России существует скорее в теоретическом плане, чем на практике.
Так, рыночные оценки стоимости жилья (домов, квартир) возможны только в крупных городах и некотором числе средних и мелких городов Центральной России и Северного Кавказа. Вряд ли богатые люди в массовом порядке будут приобретать жилье в российской глубинке, тем не менее такое вполне возможно. Рыночные оценки таких объектов практически невозможны, так как сделки носят единичный характер. Использование в Российской Федерации стоимостных оценок исходя из величины арендных платежей также затруднено из-за сложностей с учетом. Рынок арендуемого жилья в основном функционирует в «серой» зоне.
Оценки стоимости дорогостоящего домашнего имущества возможны по ценам приобретения, однако не вполне ясно, каким образом может быть получена информация о таких приобретениях.
Существенная проблема — это оценка стоимости произведений искусства в собственности физических лиц, личных коллекций и иных аналогичных видов активов.
Проще обстоит дело с оценками дорогостоящих транспортных средств (автомобилей, яхт, катеров, авиатехники в личной собственности) в силу того, что по ним требуется государственная регистрация и имеется информация о текущих рыночных ценах на аналогичные объекты. Здесь, правда, может возникнуть вопрос о двойном налогообложении, поскольку на эти объекты распространяется действие транспортного налога (глава 28 Налогового кодекса РФ). Однако различный порядок определения объекта налогообложения и порядка расчета налоговой базы позволяют снять эту проблему. Напомним, что вопрос об отсутствии или наличии двойного налогообложения в отношении автотранспортных средств по транспортному налогу и налогу на имущество организаций был решен Высшим арбитражным судом в пользу отсутствия такового [9, c. 115].
Оценки финансовых активов в настоящее время в России также затруднены. Описанный главой 25 Налогового кодекса порядок определения доходов по ценным бумагам неудовлетворителен (как по мнению налоговой службы, так и по мнению налогоплательщиков) и не позволяет выявить фактические рыночные цены сделок, а именно на них, вероятно, следует ориентироваться в нашем случае.
Если по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке, такие оценки все таки возможны, то по иным ценным бумагам сегодня это в принципе невозможно.
Наиболее просто было бы оценить депозиты населения в банковской системе. Однако здесь возникает проблема контроля и проверки достоверности информации, представленной налогоплательщиком. Факт наличия банковской тайны не позволяет получить такую информацию (за исключением случаев возбуждения уголовного дела по факту уклонения от уплаты налога).
Администрирование этого налога в России представляется чрезвычайно сложным в первую очередь потому, что на��оговые органы в настоящее время практически не работают с налоговыми декларациями граждан. Личное декларирование, по сути, ограничено предпринимательством без образования юридического лица и некоторыми иными редко встречающимися случаями.
Наибольшую сложность представляет полное отсутствие официальной более или менее достоверной статистической информации о стоимости богатства (состояниях) в личной собственности населения. Это касается как общей стоимости основных объектов, так и их распределения между физическими лицами, в первую очередь налоговыми резидентами РФ [12].
Существенное значение также имеет распределение богатства между доходными и возрастными группами населения. Такого рода информация в настоящее время отсутствует. В странах, использующих налоги на чистую стоимость богатства, имеется развернутая статистическая информация по данному вопросу (в разрезе половозрастных групп, в разрезе доходных групп, по регионам и т.д.). Попытка сформировать налог в условиях полного отсутствия такой информации повышает вероятность того, что основное налоговое бремя по этому налогу будет возложено не на высокодоходных и располагающих значительным объемом имущества (состоянием) физических лиц, а на средний класс (или чуть выше среднего).
Подводя итоги, можно выдвинуть довольно много аргументов против введения налога на чистую стоимость богатства (налога на состояние). Это и сегментированность рынка недвижимости, и низкий уровень развития финансовых рынков, и отсутствие должного опыта работы с декларациями населения, и наличие «избыточных» денег в бюджете, и множество других факторов и обстоятельств. В то же время нельзя не учитывать, что при адекватном построении налоговой базы этот налог может быть четко ориентирован на высокодоходные категории населения, что в какой то мере компенсирует плоскую шкалу налога на доходы физических лиц.
Анализируя опыт развитых стран, следует отметить, что прожиточный минимум приравнен к необлагаемой величине при подоходном налогообложении.
И поэтому в Российской Федерации реформирование налога на доходы физических лиц отстает от принципа справедливости в налогообложении. Об этом также свидетельствует отсутствие какой-либо связи налоговых вычетов и прожиточного минимума. Несоблюдение справедливости подтверждает тот факт, что с увеличением заработной платы снижается величина налоговых вычетов.
Ставки налога и штрафы
С 2018 по 2028 год ставки НПД останутся неизменными. Это значит, что в 2023 году налог на самозанятых граждан составит:
Статус | Ставка | Вычет |
Физические лица | 4% | 1% (максимум 10 000 руб.) |
Индивидуальные предприниматели | 6% | 2% (максимум 10 000 руб.) |
Налог на акции российских и иностранных компаний для резидентов и нерезидентов
Продажа акций облагается налогом только в части полученной физическим лицом прибыли (статьи 214.1 и 280 НК РФ). В соответствии с положениями части 1 и части 2 статьи 224 Налогового кодекса РФ, в представленном случае будут применяться следующие ставки:
- Для резидентов – 13% от налоговой базы;
- Нерезиденты обязуются внести в бюджет российского государства 30% от полученной в ходе реализации ЦБ (ценных бумаг) прибыли.
Важно! Действующее нормативное правовое регулирование не позволяет осуществлять операции с валютными ценностями, к которым относятся и акции, между лицами, являющимися резидентами Российской Федерации, за исключением случаев, представленных статьей 9 ФЗ № 173 от 10.12.2003 года.
Статус резидента приобретается гражданами, которые имеют документальное подтверждение пребывания на территории России суммарно 183 дня на протяжении следующих подряд 12 месяцев.
Покупка акций иностранной компании физическими лицами-резидентами также может подлежать налогообложению в порядке пункта 1, подп.4 пункта 2 статьи 310 НК России при наличии следующих условий (подп. 5 п.1 статьи 309):
- Активы эмитента более чем на половину состоят из объектов недвижимости, находящихся на территории РФ;
- Покупатель является источником (дохода) в России;
- Компания, разместившая акции, является иностранной;
- Операция не относится к покупке резидентом акций российского эмитента у нерезидента;
- ЦБ реализованы на внутренней бирже;
- Получатель дохода не подпадает под юрисдикцию РФ.
Нерезидент обязуется оплатить налог с продажи акций российского эмитента, если:
- Право собственности на представленные ЦБ длится менее 5 лет (пункт 4.1 статьи 284.2 НК Российской Федерации);
- Источник дохода нерезидента находится в России.
Краткая справка по налоговым ставкам на куплю-продажу акций
Вид сделки | Налогово-правовой статус продавца | Налогово-правовой статус покупателя | Государственная принадлежность эмитента акций | Налоговая ставка |
Покупка или продажа | Резидентство | Резидент | РФ/Другая страна | Запрет (Ст.9 ФЗ №173) |
Продажа | Резидент | Нерезидент | Россия | Налоги с продажи акций физическим лицом составляют 13% от чистого дохода продавца |
Покупка | Резидент | Нерезидент | Иностранное предприятие | Может облагаться ставкой 13% с учетом положений подп. 5 п.1 статьи 309 |
Продажа и покупка | Нерезидент | Нерезидент | Россия | Не облагается, поскольку источник дохода продавца не имеет российской принадлежности |
Продажа | Нерезидент | Резидент | Россия | 30% с учетом пункт 4.1 статьи 284.2 НК России, а также может применяться налоговый вычет при покупке акций по ставке 13% для покупателя с учетом положений подп. 5 п.1 статьи 309 |
Покупка | Нерезидент | Резидент | Иностранная | Не облагается для покупателя, для продавца применяется ставка 13% от чистого дохода |