Тюменской области
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тюменской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.
Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.
Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.
Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
Сроки и ответственность
Спецоценку условий труда необходимо проводить не реже, чем раз в 5 лет. Нормы СОУТ действуют с 2014 года. Поэтому для тех, кто еще не провел СОУТ, последний срок ее проведения – 31 декабря 2018 года.
В некоторых случаях предусмотрена внеплановая СОУТ: например, при замене оборудования, изменении технологических процессов, использовании новых материалов или новых средств защиты, а также, если на производстве произошел несчастный случай, выявлено профзаболевание, либо организация получила соответствующее предписание от инспектора по труду или мотивированное требование профсоюза.
СОУТ необходимо провести и в отношении вновь созданных рабочих мест в течение 12 месяцев.
За нарушение законодательства о СОУТ предусмотрены штрафы: для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
Специальная оценка условий труда (ФЗ № 426-ФЗ) представляет собой анализ условий работы сотрудников у конкретного работодателя, проводимый специальной организацией на определенных рабочих местах. Процедура проводится специальной организацией для того, чтобы:
- установить наличие вредных, опасных для здоровья человека условий, то есть таких, которые приводят к болезни сотрудника или травме (ст. 209 ТК РФ);
- оценить степень их влияния на работника;
- определить величину отклонения от нормы;
- установить степень эффективности применяемых СИЗ и средств коллективной защиты.
По результатам СОУТ определяются классы условий работы на конкретном месте (ч. 2 ст. 3 426-ФЗ):
- оптимальный;
- допустимый;
- вредный;
- опасный.
В дальнейшем от класса, установленного для рабочего места, зависят:
- тариф страховых взносов, отчисляемых нанимателем в ПФР в пользу сотрудников: лучше условия — меньше взнос;
- гарантии и компенсации сотрудникам на вредном, опасном производстве (дополнительные отпуска — ст. 117 ТК РФ, сокращение длительности времени работы — ст. 92 ТК РФ, повышение размера зарплаты — ст. 147 ТК РФ).
Шаг 4. Подготовиться к проверке
Подготовка к процедуре заключается в необходимости проверить места работы и собрать всю техническую информацию, относящуюся к производственным процессам (для передачи организации, которая будет проводить СОУТ), проинформировать сотрудников о предстоящей спецоценке и предоставлении доступа в необходимые помещения. Организация, занимающаяся оценкой, объясняет порядок процедуры. При спецоценке в офисе основным показателем, подлежащим измерению, становится освещение, поэтому нужно проверить наличие:
- работающих ламп в осветительных приборах;
- настольных ламп;
- документации на персональные компьютеры, так как они — источник излучения, являющегося вредным фактором.
Единой установленной цены нет. Размер стоимости проводимой оценки отличается по регионам и колеблется, в основном, в диапазоне от 600 до 1500 рублей за 1 рабочее место («от» – потому что точный вариант необходимых исследований зависит от специфики предприятия; цена меньше, если вредных факторов нет, а рабочих мест много). Иногда организация, имеющая право на проведение СОУТ, назначает минимальную стоимость договора — например, не менее 15 тысяч рублей. Так, СОУТ Москва (точнее, московские компании) предлагает провести, в среднем, по стоимости около 2000 рублей за рабочее место, но не ниже 10 000 рублей за организацию.
Так как СОУТ в 2018 году вынуждены проводить все работодатели, за срочность проведения до начала 2019 года уже назначают доплату.
В случае, если СОУТ не будет проведена, то в законодательстве предусмотрены штрафы (ст. 5.27.1 КоАП): для ИП и должностных лиц 5-10 тыс. руб., а для юрлиц – 60-80 тыс. руб. Отсутствие СОУТ, ставшее причиной тяжкого вреда здоровью работника, или повлекшее его смерть, наказывается штрафом от 400 тыс. руб. или лишением свободы до 5 лет (ст. 143 УК РФ).
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.
Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.
- Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
- Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
- Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.
СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.
Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.
Работодатель обязан обеспечить:
проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2020 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.
Второстепенным законодательным актом является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда (далее — Приказ 33н). Разработан он для Экспертов и аккредитованных лабораторий проводящий СОУТ в организациях заказчика.
Пункт 3, статьи 3, 426-ФЗ допускает не проводить СОУТ на рабочих местах:
СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП, или с работодателями — религиозных организаций
Пункт 2, статьи 8, 426-ФЗ указывает что СОУТ проводится Работодателем совместно с Аккредитованной организацией по гражданско-правовому договору. Перед заключением договора с такой организацией, обязательно запросите следующие подтверждающие документы:
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);
- аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).
пункт 4, статьи 8, 426-ФЗ, указывает что СОУТ требуется проводить на каждом рабочем месте не реже 1 раза в 5 лет. Срок исчисляется с даты внесения отчета СОУТ в информационную систему ФГИС аккредитованной организацией проводящий СОУТ. В среднем, это 10 дней после даты утверждения отчета.
согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:
Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:
- ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
- изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:
- НС по вине работника или профзаболевание;
- изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
- мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
- предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.
За неисполнение Обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда штрафы установлены в статье 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушение | КоАП РФ | Наказание |
Нарушение требований охраны труда | Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Предупреждение или штраф для руководителя и ИП — от 2 000 до 5 000 рублей; для организации — от 50 000 до 80 000 рублей |
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение | Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Предупреждение или штраф для руководителя и ИП ��� от 5 000 до 10 000 рублей; для организации — от 60 000 до 80 000 рублей |
Допуск к работе без обучения и проверки знаний по охране труда, а также обязательных медосмотров | Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Штраф для руководителя и ИП — от 15 000 до 25 000 рублей; для организации — от 110 000 до 130 000 рублей |
Необеспечение работников СИЗ | Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Штраф для руководителя и ИП — от 20 000 до 30 000 рублей; для организации — от 130 000 до 150 000 рублей |
Повторное нарушение | Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Штраф для руководителя — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от года до трех лет. Штраф для ИП от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток. Штраф для компании — от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток. |
В соответствии с требованиями Трудового кодекса и Федерального закона от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426‑ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах работников. По результатам ее проведения работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ
18.12.2018Автор: Джабазян Е.Л., редактор журнала
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона № 426‑ФЗ СОУТ ввели с 1 января 2014 года, при этом был установлен переходный период: работодатели могли использовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2018 года.
Как видим, этот переходный период подошел к концу.
В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения СОУТ не в полном объеме Минтруд в Письме от 01.06.2018 № 15‑4/10/В-4010 обратил особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса и Федерального закона № 426‑ФЗ в части безусловного завершения проведения СОУТ до установленной даты.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:
- на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.
Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.
Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.
Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.
Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.
Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2021 года
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Рабочие места, не подлежащие СОУТ в России в соответствии с законом
Порядок проведения оценки условий работы специалистов на их рабочих местах регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Так, согласно п.3 ст.3 указанного нормативно-правового документа и приказу Минтруда о специальной оценке условий труда, работодатель избавлен от обязанности проводить такую оценку в отношении следующих категорий рабочих мест:
- рабочие места сотрудников, которые реализуют стоящие перед ними производственные задачи дома, без посещения рабочего места в офисе или на предприятии. Таких работников ФЗ-426 именует надомниками;
- рабочие места специалистов, которые трудятся дистанционно, то есть также не посещают офис или производство, а работают на других локациях, которые так или иначе связаны с выполнением трудовых задач у данного работодателя.
Кроме этого, указанный федеральный закон также указывает, что специальная оценка условий труда по России не проводится в отношении сотрудников, для которых в качестве работодателя выступает физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Аналогичная позиция приводится на сайте Минтруда.
Минтруд России разъяснил отдельные вопросы, касающиеся проведения спецоценки условий труда, в том числе на рабочих местах медицинских работников
1. Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда в целях применения трудового законодательства, в том числе установления работникам предусмотренных гарантий и компенсаций, возможно только по результатам спецоценки условий труда (СОУТ).
2. До проведения СОУТ на вновь организованных рабочих местах работодатель вправе определить возможность компенсации вредных и (или) опасных производственных факторов при их последующем выявлении по результатам СОУТ.
3. Действующим законодательством не установлены запрет или ограничения на проведение СОУТ на рабочих местах медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией.
4. В рамках проведения СОУТ при идентификации и последующей оценке на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, такого биологического фактора, как возбудитель новой коронавирусной инфекции (COVID-19), класс условий труда на рабочих местах по биологическому фактору может быть отнесен к классу условий труда 3.3.
5. Решение об отнесении условий труда на рабочих местах медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией, к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений вправе принять только комиссия по проведению СОУТ в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей СОУТ, а также иных лиц.
6. Результаты СОУТ действуют 5 лет, в течение которых работник должен получать все предусмотренные гарантии и компенсации в соответствии с установленным классом условий труда, независимо от сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.