Практический словарь гуманитарного права
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практический словарь гуманитарного права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них [21, С. 3].
В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития как материального, так и духовного; голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования; ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии; ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации; ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения [2]. В декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны. Все человечество должно заботиться о благополучии детей.
Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось ((осуществление международного сотрудничества… в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религию) путем содействия ООН (всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех)) (ст. 55).
Устав определил также органы, которые координировали сотрудничество государств по защите прав человека: Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации (ст.13), Экономический и Социальный совет делает рекомендации и создает комиссии по поощрению прав человека (ст.ст. 63,68). Для этих целей были также созданы специальные органы как универсального характера (Комиссия по правам человека), так и функционального — по защите отдельных категорий населения (Комиссия по положению женщин, Комиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями).
Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением. Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).
Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является детский фонд ООН. Резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) 11 декабря 1946 года утверждена организация ЮНИСЕФ. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений, Согласно резолюции был создан руководящий орган ЮНИСЕФ Исполнительный совет. Исполнительный совет был набран ЭКОСОС из кандидатов, предоставленных государствами членов ООН. В резолюции были названы 25 членов Исполнительного совета: представители США, СССР, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Китая, Франции, Польши, Швеции, Югославии.
Исполнительный директор был назначен Генеральным секретарем ООН в консультации с Исполнительным советом. Свое первое заседание Исполнительный совет ЮВВСЕФ провел 19 декабря 1946 г. В 1953 г. детский фонд вошел в систему ООН (резолюция Генеральной Ассамблеи 802(8) от 6 октября 1953 г.), и его полномочия были расширены. Ему предоставлялось право долгосрочной помощи детям, которые терпели лишения в результате сложившейся экономической и политической обстановки в их страна��, а также во время вооруженных конфликтов. Основная функция ЮНИСЕФ — помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей. Исполнительный совет ЮНИСЕФ, состоящий из 36 членов, определяет основные направления деятельности, анализирует программы и утверждает бюджеты Фонда. Секретариат ЮНИСЕФ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, проводит свою работу через свои бюро (более 200), расположенные более чем в 140 странах.
В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Он был создан в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения при базовой финансовой поддержке правительства Италии.
Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
3) содействие к приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами (имплементационная деятельность);
4) оказание международной помощи через детский фонд ООН [3, С. 34].
Наиболее результативной является нормотворческая деятельность по защите прав ребенка. Она велась по трем направлениям: закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин), либо в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования); разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка; в рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. принятие Всеобщей декларации прав человека, а в 1966 г. Международных пактов о правах человека. В декларации и пактах был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование.
В декларации и пактах провозглашается принцип равенства детей. В Пакте о гражданских и политических правах устанавливается, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (п.1 ст.24).
Мало кто не согласится с тем, что образование лежит в центре социального развития и экономического роста, и, действительно, содействие образованию зачастую увязывается с достижением этих более широких целей. Однако Конвенция подходит с другой точки зрения, она концентрируется на ребенке. Цель образования в соответствии с пунктом 1(а) статьи 29 — «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». В отношении образования, как и других аспектов жизни ребенка, Конвенция предлагает подход, при котором центральное место занимает ребенок.
Концентрация на ребенке в образовании означает очень многое. Это включает обеспечение безопасной учебной обстановки, свободной от эксплуатации и дискриминации, это означает выработку у ребенка самоуважения, приобретение им базовых знаний и бытовых навыков, с тем чтобы учение было позитивным и полезным, а не слишком жестким и полностью отделенным от потребностей ребенка. Поскольку Конвенция увязывает все права воедино, здесь учитываются также такие факторы, как пол, физические и умственные недостатки, состояние здоровья и питания, а также участие детей в содействии качественному образованию для всех детей.
Вопросам образования посвящены конкретно две статьи Конвенции. Статья 28 признает право ребенка на образование и требует обеспечивать бесплатное и обязательное начальное образование и защиту достоинства ребенка во всех дисциплинарных вопросах. Статья 29 призывает правительства обеспечить, чтобы образование вело к максимально возможному развитию способностей каждого ребенка и содействовало уважению родителей и культурной самобытности.
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ
В течение последнего десятилетия росло осознание международной общественностью понимание масштаба насилия в отношении детей. Дети становятся жертвами насилия дома, в школе, на улицах, в общине и в государственных учреждениях. Конвенция о правах ребенка признает широкий масштаб насилия в отношении детей и четко указывает, что дети имеют право на защиту от всех его форм.
Однако печальный факт заключается в том, что насилие в отношении детей, т. е. преднамеренное нанесение физического или психологического ущерба, более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Это происходит потому, что обстановка, в которой дети должны получать наибольшую защиту и заботу, становится также местом, где они наиболее вероятно могут подвергнуться злоупотреблениям или останутся без внимания. Похищения, детоубийства, убийства, традиционная практика, причиняющая увечья, а также сексуальные, психические и физические злоупотребления происходят чаще в рамках семьи, чем вне ее. Более того, некоторые формы злоупотреблений все еще социально приемлемы. Во многих странах родителям по-прежнему разрешается использовать «разумные» формы физического наказания, чтобы дисциплинировать своих детей. Избиение и порка продолжаются отчасти потому, что они юридически и социально допустимы.
Однако, разумеется, насилие в отношении детей происходит и вне дома. Как и насилие в семье, зачастую оно незаметно и выпадает из сферы социального сознания. Дети, которые живут и работают на улице, особенно уязвимы к злоупотреблениям со стороны полицейских и других членов общества. Дети, которые подвергаются сексуальной эксплуатации, постоянно подвержены различным формам насилия, а многих работающих детей самым суровым образом наказывают за любые ошибки или признаки «расслабления» на работе. Дети могут стать жертвами насилия или унизительной дисциплины в таких местах, как детские группы, детские сады, различного рода приюты и сиротские дома, а также в самой системе правосудия.
19 декабря 2011 года Организация Объединенных Наций приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры представления сообщений. Протокол был открыт для подписания государствами 28 февраля 2012 года. На апрель 2013 года Протокол подписали 35 государств, а четыре государства ратифицировали. В соответствии с положениями статьи 19(1) Протокол вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты или десятого документа о присоединении. Когда Протокол вступит в силу, отдельные лица или группы лиц, находящиеся под юрисдикцией государств-участников, смогут представлять сообщения Комитету по правам ребенка (ст.5) при условии, что сообщение не является анонимным и что были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (за исключением случаев, когда процесс рассмотрения неоправданно затягивается).
Права детей — Серия «Права человека: изложение фактов»
Ряд органов в области прав человека способствуют в рамках своей компетенции более полному уважению прав ребенка.
Помимо Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и ее Рабочей группы по современным формам рабства, которая занимается вопросами эксплуатации детей и неправомерного с ними обращения, в области защиты прав человека действуют следующие международные органы:
Эти пять комитетов обычно называют договорными органами, поскольку они были созданы с целью наблюдения за осуществлением конкретных договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека теми государствами, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Создание в соответствии со статьей 43 Конвенции Комитета по правам ребенка способствовало активизации проводимой этими органами деятельности в интересах детей.
Комитет ООН по правам ребенка одобрил российский доклад по защите прав детей
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов в прямом эфире телеканала «Россия 24» прокомментировал резолюцию 65-й сессии Комитета ООН по правам ребенка по 4-му и 5-му объединенному российскому докладу.
Напомним, что Российская Федерация на данной сессии, которая проходила в Женеве, была представлена двумя делегациями — Минобороны и Минтруда при участии представителей МИД, Минздрава, МВД. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.Астахов вошел в состав обеих делегаций. Российская сторона проинформировала экспертов ООН об основных аспектах совместной работы государственных структур и институтов гражданского общества в области поощрения прав детей. Было подчеркнуто, что обеспечение благополучного и защищенного детства является в России одним из ключевых направлений социальной политики и ее постоянным приоритетом, а положения Конвенции о правах ребенка служат важным ориентиром в этой сфере.
В ходе обсуждения докладов российская делегация представила детальную информацию по широкому спектру проблем, касающихся охраны здоровья детей, финансовой поддержки многодетных семей, образования, защиты интересов детей с ограниченными возможностями, пресечения насилия, профилактики социального сиротства, усыновления (включая международное усыновление), отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и других. Были даны ответы на многочисленные вопросы экспертов Комитета.
«В российский МИД пришел документ — резолюция по представленному докладу. В целом наша работа одобрена. Самое главное, что в 2007 году в рекомендациях ООН содержалось предложение по введению в России института Уполномоченного по правам ребенка, институт введен и успешно работает уже 4 года, есть конкретные результаты», — заметил П.Астахов.
Павел Астахов отметил, что были спорные моменты, в частности, об ответственности российских родителей за телесные наказания детей, и российской стороне пришлось разъяснять экспертам ООН действующее российское законодательство.
Отдел по защите прав детей
Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:
- рассмотрение устных и письменных жалоб;
- правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
- проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
- внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.
Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.
Права несовершеннолетних защищают:
- органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
- прокуратура;
- инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
- комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.
Положение КПЧ в системе международных органов по правам человека
Современная международная правовая система защиты прав человека базируется на Международном билле о правах человека – триаде международных актов, куда входят:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
- Международный пакт о гражданских и политических правах и два (первый и второй) факультативных протокола к нему.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и факультативный протокол к нему.
В отличие от Декларации, которая носила и носит только рекомендательный характер, Пакты, вступившие в силу в 1976 году, позволили придать декларируемым правам человека юридически обязательный для стран-участниц характер. Кроме того, они расширили перечень признаваемых на международном уровне прав, а также создали правовые механизмы мониторинга их соблюдения, контроля и защиты.
Пределы компетенции международного комитета по правам человека ООНограничены действием Международного пакта о гражданских и политических правах. Этот документ подписан и ратифицирован 168 странами мира, в том числе США, всеми странами Европы и Россией как правопреемницей СССР.
Система Пакта включает и два факультативных протокола:
- Первый был принят в 1976 году в целях создания процедуры рассмотрения обращений (жалоб) о нарушениях Пакта. Протокол подписан и ратифицирован не всеми участниками Пакта – только 115 государствами. СССР (теперь и Россия) – участник Протокола с 1991 года.
- Второй протокол ориентирован на запрет (отмену) наказания в виде смертной казни. Он вступил в силу в 1991 году, спустя два года после принятия. Участников этого Протокола еще меньше – только 82 страны.
Именно за счет Протоколов компетенция КПЧ дополнилась функциями приема и рассмотрения жалоб на нарушения Пакта, а также надзорными функциями в сфере применения (отмены) смертной казни.
Вопросы соблюдения Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются компетенцией другого органа ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.
Таким образом, Комитет по правам человека ООНи Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН – ключевые инстанции в системе международных органов по правам человека. Их на уровне ООН дополняют еще 8 комитетов, созданных в соответствии с международными договорами (соглашениями). Правда, у каждого из них существенно более узкая специализация – права ребенка, права инвалидов, ликвидация расовой дискриминации, ликвидация дискриминации женщин, запрет пыток и другие.
Процедуры и механизмы защиты прав человека ООН
В 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила право каждого российского гражданина «обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46 Конституции), т.е. в том числе и в ООН.
Организация объединённых наций рассматривает и обсуждает вопросы, касающиеся прав человека, по сути дела, во всех своих структурах, но в интересующем нас аспекте — защита прав человека- главную роль играют Генеральная ассамблея, Экономический и социальный совет и конвенционные, договорные органы, т.е. различные комитеты, созданные в соответствии с пактами и конвенциями.
Назовём некоторые наиболее важные механизмы Организации объединённых наций.
1. Центральные органы ООН по правам человека.
1.1. Комиссия ООН по правам человека.
1.2. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека.
Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Ещё в 1946 г. Экономическим и социальным советом была учреждена Комиссия по положению женщин. Она занималась подготовкой докладов и рекомендаций Совету, которые касаются поощрения прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и учебной областях, а также разработкой рекомендаций и предложений о принятии мер в отношении неотложных проблем в области прав женщин с целью осуществления принципа равноправия женщин и мужчин. В 1972 г. Генеральный секретарь ООН просил Комиссию запросить мнения государств, членов ООН относительно возможного договора о правах женщин. В 1974 г. Комиссия по положению женщин приступила к разработке Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Работе этой Комиссии способствовали итоги Всемирной конференции в рамках Международного года женщин, которая состоялась в 1975 г. в Мехико. На этой конференции был принят новый план действий, в котором отмечалась необходимость уделить первоочередное внимание разработке и принятию Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также эффективным методам её выполнения.
Такая конвенция была принята Генеральной ассамблеей в 1979 г. В 1981 г., после того как были получены первые 20 ратификационных грамот, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин вступила в силу и был учреждён Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Задачей его является наблюдение за осуществлением положений конвенции государствами участниками. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин излагаются в юридически императивной форме согласованные на международном уровне принципы о правах женщин, которые применимы ко всем женщинам во всех областях. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Осуществление этой нормы не может быть обеспечено лишь посредством принятия нейтральных с точки зрения статуса мужчин и женщин законов. Помимо требования о том, чтобы женщинам предоставлялись равные по сравнению с мужчинами права, в Конвенции предписывается также принятие определенных мер для обеспечения того, чтобы повсюду женщины могли пользоваться признанными за ними правами.
10 декабря 1999 г. для подписания был открыт Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Тем самым была предложена процедура для рассмотрения Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин индивидуальных или межгосударственных жалоб, разработка которой была рекомендована Всемирной конференцией по правам человека 1993 г., а также Четвертой Всемирной конференцией женщин в 1995 г.
Государство участник Протокола признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подпадающих под его юрисдикцию лиц или групп лиц или от их имени, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения этим государством участником какого либо из прав, изложенных в Конвенции.
Комитет по защите прав ребенка
Каждый ребенок наделен рядом прав, начиная с самого рождения. Его родители должны обеспечивать их соблюдение. Но это не только обязанность взрослых.
На официальном уровне определены инстанции, в обязанность которых входит обеспечение прав каждого малыша. Таковыми являются Комитет по защите прав ребенка, а также отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может и должна выполнять необходимые действия в интересах несовершеннолетних.
Лица, которые владеют информацией по фактам нарушений, могут направить сведения в Комитет или отдел. Чтобы обратиться в указанные инстанции, заинтересованному лицу потребуется собрать подтверждающие документы и оформить заявление в письменном виде.
Важно!
В качестве инициатора может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.
За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.
Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.
В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.
ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.
Права детей в России.
Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.
Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.
Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.
Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.
Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.
Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.
В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.
Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.
Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.
Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.
Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.
Качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, результат которого – безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав – на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. – не поддаются исчислению.
По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л.Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».
Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:
– Создание на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.
– Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.
– Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации «семей риска».
– Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.
Деятельность комитета в России
На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны. Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века. Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.
Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:
- Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
- Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
- Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
- Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством