Путеводитель по контролируемым иностранным компаниям (КИК) 2022
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путеводитель по контролируемым иностранным компаниям (КИК) 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Контролируемая иностранная компания (КИК) – это юридическое лицо или структура без образования юридического лица, которая не является налоговым резидентом Российской Федерации и находится под контролем физических лиц и (или) организаций, признаваемых налоговыми резидентами России.
В рамках указанного понятия, НК РФ под структурой без образования юридического лица понимает такую форму объединения хозяйствующих субъектов, при которой не образуется новое юридическое лицо. Участники такой структуры посредством инвестиций и передачи имущества в доверительное управление имеют возможность извлекать доход в своих интересах. При этом данная деятельность должна соответствовать личному закону (государственная (национальная) принадлежность) создаваемой структуры.
К структурам без образования юридического лица можно отнести фонд, партнерство, товарищество, траст.
Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ
Презюмируется, что прибыль КИК — это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.
При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара — физического лица, составит 13-15 %.
Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.
Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.
Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.
Контролирующие лица КИК и доли участия
К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.
Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.
Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).
Косвенное участие (все последовательности участия одной компании в другой, определяемые через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой последующей в соответствующей последовательности и измеряемая через долю прямого участия каждой предыдущей компании в последующей компании)
Положения, установленные в статье 105.2 НК РФ, также используется при определении участия физлиц.
Можно заключить, что увеличился (по сравнению с изначальным проектом закона) порог процента владения до 25 % для признания лица, контролирующим иностранную компанию. Однако, если в иностранной компании налоговым резидентам Российской Федерации принадлежат более половины акций или иных составных средств уставного капитала, в зависимости от организационной формы компании, контролирующим процентом для одного резидента становится доля в размере 10 %.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 25.13 НК РФ лицо может считаться контролирующим даже без прямого соответствия, установленным выше признакам, если им осуществляется контроль над компанией в собственных или «семейных» (жены и несовершеннолетних детей) интересах. Следовательно, контролем является не только конкретная доля участия.
Налог КИК или из чего формируется налоговая база?
Для реализации целей НК РФ прибыль определяется посредством учета следующих доходов:
- получаемые КИК дивиденды;
- средства, которые получены в процессе распределения прибыли и иных имущественных ценностей организаций и иных лиц;
- проценты от облигаций и других долговых облигаций;
- доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, оплата за пользование любым авторским и смежным правом на произведения искусства, литературы, науки, в том числе кинематографические произведения, телевизионные, радиовещательные и компьютерные программы, а также вознаграждение за предоставление в пользование товарного знака, патента, а также объектов промышленного права таких, как чертежи, модели, планы, секреты производства и др.;
- доходы от реализованных акций, уступок прав в иностранные организации, которые не являются юридическими лицами согласно личному закону;
- средства, полученные от операций на фондовом рынке при помощи финансовых инструментов, используемых в срочных сделках, а также их производных;
- доходы, полученные в результате операций с недвижимым имуществом;
- доходы от арендных и субарендных сделок, исключая договоры об аренде морских и воздушных судов, а также контейнеров, используемых в морских перевозках;
- доходы, полученные от реализованных инвестиционных паев ПИФов;
- вознаграждения, полученные в сфере оказания услуг, среди которых юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, консультационные, а также доход, полученный в результате проведенной научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- доходы от реализации трудовых ресурсов, например, услуги по предоставлению персонала;
и другие доходы.
Уплата НДФЛ с фиксированной суммы
С 2020 года физические лица имеют право уплачивать НДФЛ с «фиксированной прибыли» КИК, которая определена в 38 460 000 руб. для 2020 года и 34 000 000 руб. с 2021 года. Т.е. НДФЛ составит 5 млн. руб. в год в отношении всех КИК налогоплательщика независимо от их финансовых результатов.
При использовании этого режима уплаты НДФЛ, налогоплательщик не обязан рассчитывать прибыль КИК, представлять документы, подтверждающие прибыль КИК (финансовую отчетность и др.). Обязанность ежегодно подавать уведомления о КИК сохраняется.
При использовании режима уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли налогоплательщик не может использовать:
- какие-либо освобождения в отношении налогообложения прибыли КИК;
- освобождение от уплаты НДФЛ в отношении дивидендов из прибыли КИК, которая декларировалась налогоплательщиком;
- зачета налогов, уплаченных КИКом в отношении своей прибыли/удержанных из полученных КИКом доходов.
Правила КИК требуют подачи уведомлений, предоставления ряда документов, подачи деклараций и др. Рекомендуется соблюдать установленные требования, включая требования к срокам подачи документов, правильности предоставляемых данных. За нарушение правил НК РФ предусматривает значительные штрафы. В частности:
- За неуплату налога с прибыли КИК взимается штраф в размере 20% от неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (статья 129.5 НК РФ);
- За непредставление уведомления о КИК в установленные сроки – штраф в размере 500 тыс. руб. в отношении каждого КИК за каждый календарный год (статья 129.6 НК РФ);
- За непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в установленные сроки (финансовой отчетности, аудиторского заключения, если применимо) – штраф в размере 500 тыс. руб. (статья 126, пункт 1.1 НК РФ);
- За непредставление документов по требованию налогового органа для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли, — штраф в размере 1 млн. руб. (Статья 126, пункт 1.1-1 НК РФ).
Кто считается контролирующим лицом КИК и что означает «контроль» в понимании закона?
Существует три основных критерия, по которым определяется контролирующее лицо:
- Лицо (физическое или юридическое), которому принадлежит от 25% контролируемой иностранной компании (до 1 января 2016 года было 50%);
- Лица, которым принадлежит более 10%, при условии, что вместе с другими российским резидентам (физическим и юридическим лицам) принадлежит более 50% КИК. Для физлиц дополнительная оговорка: доля учитывается вместе с долями супругов и несовершеннолетних детей.
- Лицо, оказывающее влияние либо осуществляет контроль над иностранной компанией.
Последний пункт требует отдельного пояснения. Если лицо не владеет долей в компании, но воздействует на неё, вмешивается в управление или иным способом влияет на деятельность или распределение прибыли, то оно также считается контролирующим.
Этот пункт введён для того, чтобы определить не только акционерного или даже номинального владельца, но и бенефициарного – того, который получает непосредственно выгоду от контролируемой иностранной компании.
Как возможно определить бенефициарного владельца, если он не владеет долей компании? Закон выделяет признаки:
- Налоговый резидент России управляет КИК при помощи генеральной доверенности;
- Существует трастовая декларация, которая требует от номинальных акционеров держать акции в пользу бенефициара;
- Поступление информации о банковском счете иностранной компании с владельцем из России (предполагается от автоматического обмена данными);
- Особые отношения между компанией и налоговым резидентом России;
- Наличие права на доход (на весь или на часть) либо на распоряжение им;
- Наличие права на имущество иностранной компании или права на распоряжение им.
Налоговый резидент России не признаётся контролирующим лицом в том случае, если ему прямо или косвенно принадлежат доли публичной иностранной организации и эти доли он приобрёл на биржах и у финансовых посредников.
Уведомления о Контролируемых иностранных компаниях (КИК): о чём необходимо уведомлять и в каком порядке?
По закону о Контролируемых иностранных компаниях, контролирующее лицо обязано уведомить о своих КИК налоговые органы.
Уведомление подаётся по адресу налоговой и по месту жительства контролирующего лица не позднее, чем через 3 месяца после организации КИК (получения доли в КИК).
Уведомить налоговую необходимо:
- О прямом или косвенном участии в иностранной организации при превышении доли владения в 10%;
- О создании иностранной структуры без юридического лица (трасты, фонды, товарищества и т.п.);
- Об иностранных компаниях, в которых лицо является контролирующим лицом даже без доли.
Отчитываться необходимо в том числе о недвижимом имуществе на территории России, которое принадлежит иностранной компании-нерезиденту.
Знакомимся: налог с фиксированной прибыли
С 2021 года физические лица, имеющие одну или несколько КИК, могут снять с себя обязанность по раскрытию финансовой отчетности своих иностранных компаний, не обосновывать размер полученной ими прибыли, а уплачивать налог с «фиксированной прибыли». Своеобразный патент для КИК.
Суть режима заключается в следующем:
-
Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов);
-
При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2021 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит ~ 5 млн.руб.;
-
Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2021 году.
В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.
Так просто?
Да и нет.
Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:
-
Не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
-
Не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
-
Не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.
What, in addition to fines and other tax sanctions, can be applied in case of non-compliance with the provisions of the CFC law?
In addition to fines in the form of sanctions specified in the Tax Code for violation of the CFC rules, also in accordance with Article 198 of the Criminal Code of the Russian Federation, criminal liability may be applied for non-payment of taxes by an individual, as well as non-payment of taxes by an organization under article 199 of the Criminal Code of the Russian Federation in large and extremely large amounts.
According to Article 199 of the RF Criminal Code, the total debt or general fee is recognized as large, which is compiled for a period of three consecutive fiscal years and is more than two million rubles, subject to the condition that some of the unpaid taxes or fees are 10% of that amount of taxes or fees, which must be paid when the threshold of six million rubles is exceeded.
Extremely large sum is the amount of financial funds compiled for a period of not more than three years and not exceeding ten million rubles. At the same time, some of the unpaid taxes or fees should be more than 20% of the tax amounts or fees that had to be paid, or at the same time the amount should be more than thirty million rubles.
This penalty may also apply to the exclusion of the profit of the CFC for the relevant tax in the tax base. Also, in case of revealing facts of concealment or misrepresentation of information about the CFC, it is supposed to inscribe this as a particularly qualifying characteristic within the framework of Article 199 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Декларирование иностранных компаний в КСК ГРУПП
Создание КИК обязывает контролирующее лицо:
- представлять в налоговый орган уведомление об участии в иностранных организациях в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) такого участия (невыполнение данной обязанности влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой КИК, сведения о которой не представлены или представлены недостоверно — п. 2 ст. 129.6 НК РФ);
- представлять в налоговый орган уведомление о КИК за календарный год не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК (нарушение данной обязанности влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой КИК, сведения о которой не представлены либо представлены недостоверно — п. 1 ст.129.6 НК РФ).
Сокрытие факта существования КИК бесполезно: об иностранной компании станет известно благодаря международному автоматическому обмену страновыми отчетами, который в последнее время ведется не только со странами Евросоюза, но и с самыми популярными офшорными зонами — Белизом, Британскими Виргинскими островами, Сейшельскими островами и т.д.
Прибыль КИК освобождается от налогообложения, если в отношении такой КИК выполняется хотя бы одно из следующих условий (ст. 25.13-1 НК РФ):
- является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль между участниками, учредителями, акционерами;
- образована в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;
- имеет эффективную ставку налогообложения прибыли (доходов) не менее 75% от средневзвешенной ставки по налогу на прибыль в РФ;
- является активной КИК (доля доходов от пассивной деятельности за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации по данным такой финансовой отчетности за финансовый период);
- является активной холдинговой иностранной компанией (условия отнесения КИК к активной холдинговой иностранной компании указаны в п.5 ст. 25.13-1 НК РФ);
- является активной субхолдинговой иностранной компанией (критерии отнесения КИК к таковой отражены в п.6 ст. 25.13-1 НК РФ);
- является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности;
- является эмитентом обращающихся облигаций;
- организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
- участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска (условия освобождения прибыли данного вида КИК от налогообложения перечислены в пп.7 п.1 ст. 25.13-1 НК РФ);
- она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;
- КИК признается международной холдинговой компанией на дату, определенную п.3 ст. 25.15 НК РФ.
Согласно ст. 25.13 НК РФ КИК признается иностранная компания, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
- организация не признается налоговым резидентом РФ;
- контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
- Также к КИК относится иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо — резиденты РФ.
Контролирующими лицами иностранной организации признаются следующие лица:
- физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации превышает 25%;
- физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации составляет более 50 процентов.
Резидентство — центр жизненных интересов
Чтобы иностранная компания была признана контролируемой, необходимо ее соответствие двум условиям: сама компания не должна признаваться налоговым резидентом РФ, а контролирующее ее лицо, напротив, должно быть резидентом РФ.
Контролирующее лицо — это организация или физическое лицо (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия в компании более 50%. С 2016 года лицо будет признаваться контролирующим, если его доля будет превышать 25% или 10% в случае, если доля участия в компании всех
«Также возможна ситуация, когда условия о доле в КИК не будут соблюдаться, однако лицо всё равно признают контролирующим, если оно имеет возможность непосредственно осуществлять контроль над иностранной компанией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних
Чтобы понять, является ли организация контролируемой иностранной компанией, нужно определить, кто является резидентом РФ. Однако уже на данном этапе возникают некоторые вопросы.
Физическое лицо признаётся резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ). Однако, как говорится в Письме Федеральной налоговой службы
Юридическое лицо признаётся резидентом РФ, если оно зарегистрировано в России. Налоговое резидентство также получают иностранные организации, действующие в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, и иностранные организации, место управления которыми находится в России. «Место управления будет определяться на основании разработанных „основных“ и „дополнительных“ критериев. Данные критерии обозначены в ст. 246.2 НК
Сообщение о контролируемых иностранных компаниях должно отображать следующие данные
- срок, в течение которого предоставляется сообщение;
- название зарубежной компании (иностранной организации без юридического лица);
- номер (номера), полученные при регистрации зарубежными компаниями в стране (государстве) ее инкорпорации (оформления), коды (код) зарубежной компании как плательщика налогов в стране инкорпорации (регистрации) или схожие с этим документы при условии их наличия;
- число, отображающее последний день срока, в течение которого составляется финансовый ответ компании (иностранной организации без юридического лица) за прошедший год согласно ее личному закону;
- число создания финансового отчета зарубежной компании за прошедший год согласно ее личному закону, а также число окончания налогового срока относительно налога на доходы (прибыль) согласно ее личному закону;
- число образования аудиторского акта касательно финансовых отчетов зарубежной компании за прошедший фин. год (если процедура аудита обязательна согласно личному закону этой компании);
- процент участия плательщика налогов в иностранной компании, выявление хода участия плательщика налогов в зарубежной компании при условии наличия непрямого участия с дачей следующих сведений:
- сведения, предустановленные подпунктом 2 и 3 действующего пункта, по отношению к каждой следующей компании, посредством которой совершается непрямое участие в зарубежной компании;
- процент участия в каждой впереди идущей компании, посредством которой совершается непрямое участие в зарубежной компании.
Имеет ли налоговая служба полномочия признать плательщика налогов, не отправившего уведомление, контролирующим лицом зарубежной структуры?
Имеет (п.5 статья 25.13 и п. 8-12 статья 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации).
При условии наличия у налоговой службы информации, полученной от осведомленных служб иностранных государств в пределах обмена данными с налоговыми целями согласно международным договорам Российской Федерации, дающим понимание о факте, что плательщик налогов и есть контролирующее лицо зарубежной компании (иностранной организации без юридического лица), которое не отправило в налоговую службу сообщение, налоговая служба отправляет данному плательщику налогов распоряжение представить по истечению 20 дней необходимые объяснения или предоставить уведомление в принятый налоговой службой период.
Плательщик налогов, который подает в налоговую службу объяснения касательно фактов, указанных в требованиях налоговой службы, имеет право вместе с объяснениями дополнительно представить налоговой службе документы, подтверждающие факт отсутствия причин для признания плательщика налогов лицом, осуществляющим контроль зарубежной компании.
Налоговая служба обязуется рассмотреть документы и объяснения, поданные плательщиком налогов. Если по факту рассмотрения поданных документов и объяснений или в случае их отсутствия налоговая служба постановит положения для того, чтобы признать плательщика налогов контролирующим лицом зарубежной компании (иностранной организации без юридического лица), лицо, занимающее определенную должность в налоговой службе, подает плательщику налогов уведомление о зарубежных компаниях, которые оно контролирует, чтобы признать такое лицо контролирующим.
Лицо, получившее уведомление, может оспорить его в суде по истечению 3 месяцев от даты его получения. Учитывая это, данное лицо сообщает в налоговую службу об этом факте в течение 3 дней со дня подачи в суд соответствующего обращения. До начала вступления в действие судебного акта, который был принят по итогам рассмотрения обращения по поводу оспаривания сообщения, лицо, получившее сообщение, не имеет права быть объявлено контролирующим лицом зарубежной компании (иностранной организации без создания юридического лица) в целях Налогового кодекса Российской Федерации.
В том случае, когда лицо не смогло оспорить полученное уведомление о зарубежных компаниях, находящихся под его контролем, в течение 3 месяцев с числа получения данного сообщения, этот человек признается контролирующим лицом иностранной компании. В то же время по отношению к данному лицо вступают в силу условия НК РФ касательно контролирующих лиц.
Что такое контролируемая иностранная компания
Контролируемая иностранная компания – это иностранная организация, которая не является налоговым резидентом России, но при этом контролирующим лицом этой организации является налоговый резидент России – физическое и/или юридическое лицо.
Иностранной организацией (структурой) признаются, как привычные юридические лица, так и правовые формы без организации юр.лица. В обоих случаях контролирующее лицо должно быть налоговым резидентом России.
Иностранными юридическими лицами признаются АО, ООО, корпорации, холдинги и т.п.
Структурами без образования юридического лица считаются те формы, которые прописаны в иностранном законодательстве и не требуют для своей работы юридического лица. Наиболее известными являются фонды, трасты, партнёрства и товарищества, формы коллективных инвестиций.