Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Расчёт страховой пенсии ликвидатору аварии на чаэс 1986 года
Как пояснила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома, начальник управления пенсионного обеспечения Нина Колымага, занятые на работах в пределах 10-километровой зоны от ЧАЭС в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м имеют право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. Одно из условий для возникновения такого права – документальное подтверждение факта и периода работы в этой зоне, куда входят 13 населенных пунктов, расположенных на территории Украины.
В справках, полученных от работодателей и из архивных учреждений, должны быть указаны периоды работы, названия населенных пунктов, где она проходила, зона радиоактивного загрязнения, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для ее выдачи могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.
Как выплачиваются пенсии чернобыльцам
Пенсионное обеспечения данной категории граждан рассчитывается в соответствии с законодательством РФ. Так, в каждом конкретном случае, размер таких выплат будет отличаться. Основой для начисления пенсий чернобыльцам является установленная величина социального пособия, которая подлежит ежегодному увеличению.
Проживающим гражданам в Чернобыльской зоне пенсия выплачивается на основании продолжительности пребывания на загрязненной территории и при наличии 5 лет занятости. Денежные выплаты в связи с потерей кормильца, соответственно с ФЗ от 15.12.2001 №166, устанавливаются независимо от продолжительности работы погибшего и его возраста. Пенсии по инвалидности для чернобыльцев (1,2,3 категории) назначаются на основании официальных документов об полной или частичной утрате трудоспособности.
Расчёт страховой пенсии ликвидатору аварии на чаэс 1986 года
Как пояснила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома, начальник управления пенсионного обеспечения Нина Колымага, занятые на работах в пределах 10-километровой зоны от ЧАЭС в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м имеют право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. Одно из условий для возникновения такого права – документальное подтверждение факта и периода работы в этой зоне, куда входят 13 населенных пунктов, расположенных на территории Украины.
В справках, полученных от работодателей и из архивных учреждений, должны быть указаны периоды работы, названия населенных пунктов, где она проходила, зона радиоактивного загрязнения, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для ее выдачи могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.
Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2022 году в России
Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.
В частности, для чернобыльцев:
- возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
- возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).
Повышение ЕДВ в 2022 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам
- Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
- Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
- участники и инвалиды ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
- лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
- получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
- получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
- По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
- При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Основание для назначения пенсии чернобыльцам
Статья 10. Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ перечисляет условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей в частности катастрофы на Чернобыльской АЭС
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и заболевания, связанные с радиационным воздействием или работами по ликвидации последствий
- граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы
- граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения
- граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне), выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение
- нетрудоспособные члены семей перечисленных граждан
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Кто может получить пенсию по государственному обеспечению по старости
Согласно Закону № 166-ФЗ получить пенсию по старости могут:
- лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации аварии;
- инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС;
- ликвидаторы на ЧАЭС в зоне отчуждения;
- граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и на работах в зоне отчуждения;
- лица, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения;
- граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, в зоне отселения, либо в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
- лица, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
- нетрудоспособные члены семей перечисленных выше категорий граждан;
- граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.
Результат рассмотрения жалобы
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).
Сроки выхода на пенсию для чернобыльцев и размер выплат в 2022 году
- тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
- лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).
- родители, если подтвержден факт нетрудоспособности (неважно, имело ли место нахождение на иждивении);
- дети (общепринятым для окончания выплат является возраст 18 лет, но для поступивших после школы в другие учебных заведениях по очной форме делается исключение – возраст увеличивается до момента окончания обучения, но не более чем до 25 лет);
- супруг (жена, муж), который заботится о детях умершего, пока тем не исполнится 14 лет (при этом неважно, какая у супруга работа и есть ли она вообще);
- супруг умершего – неважно, был ли он на иждивении. Вдове чернобыльца выплата предоставляется по достижении 50 лет, вдовцу – 55 лет, либо до подтверждения инвалидности. Время, истекшее после гибели супруга, не имеет значения.
Граждане, которые в 1986 году устраняли последствия аварии в границах 10 км зоны или проработали 10 и более суток в 1987 г., вправе получить досрочную пенсию.
При этом возраст ухода на пенсию может быть снижен до 10 лет, если имеется трудовой стаж 20 лет (женщины) и 25 — мужчины. Страховые взносы в пенсионный фонд должны уплачиваться на протяжении не менее 15 лет.
Досрочный уход на пенсию чернобыльца возможен при соблюдении условий:
- минимум пять лет трудового стажа;
- 30 и более накопленных баллов;
- мужчине должно исполниться 50, женщине — 45.
Для жителей и работников зоны отселения возможно снижение возраста ухода на пенсию до семи лет. Для тех, кто находится в зоне проживания с правом на отселение — до пяти лет. Для жителей зоны, имеющей льготный статус — до трех лет.
Кому выплачивается пенсия
Государственная пенсия ликвидаторам ЧП и пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС определяется и платится в соответствии с законом 166-ФЗ. Исходя из положений законодательного акта, чернобыльская пенсия выплачивается определенным категориям населения:
- специалисты, принимавшие непосредственное участие в ликвидации последствий ЧП на станции и в прилегающей местности в период с 1986 по 1990 годы;
- нетрудоспособные родственники погибших, умерших ликвидаторов катастрофы;
- люди, получившие инвалидную группу (I-III) вследствие ЧП на ЧАЭС;
- люди, получившие (или перенесшие) лучевую болезнь из-за случившейся катастрофы на ЧАЭС;
- работающие в официально установленной зоне отчуждения;
- лица, принудительно эвакуированные из пострадавших от аварии на атомной электростанции районов, включая граждан, которые находились в состоянии внутриутробного развития (т.е. еще не рожденные, но уже зачатые);
- лица, работающие и (или) проживающие в районах с правом на отселение или в районах, в отношении которых введен льготный экономический статус;
- люди, которые добровольно покинули зону проживания, в адрес которой установлено право на отселение.
Схожее пенсионное обеспечение положено гражданам, которые пострадали от других катастроф радиационного и (или) техногенного характера.
Размер пенсии чернобыльцам 1987 в 2022
- Налоговые льготы родителям на детей
- Социальные льготы ветеранам
- Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
- Социальные льготы инвалидам
- Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения
- Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
- Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
- Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
- Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска
- Налоговые льготы пожилым гражданам (пенсионерам)
- 18.03.2022 г. Пенсионерам объяснили, почему в марте они получили меньше
Многим пожилым людям показалось, что в марте у них уменьшился размер пенсии. Специалисты Омского отделения Пенсионного фонда РФ объяснили, в чем причина разницы в выплатах.
- 17.03.2022 г. Силуанов рассказал о перспективах новой индексации пенсий
Пенсионеры — это одна из тех групп населения страны, за благополучием которых государство намерено и дальше пристально следить. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силанов в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1».
- 11.03.2022 г. Путин подписал закон о мерах поддержки граждан и бизнеса
Президент России Владимир Путин подписал закон, который содержит комплекс социально-экономических мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций. Документ, который разработали в правительстве РФ, должен защитить национальные интересы страны от недружественных действий иностранных государств и международных…
Граждане, которые проживают или работают в зоне отселения на данный момент, могут претендовать на максимальное сокращение пенсионного возраста на 7 лет. Если будущие пенсионеры проживают в зоне с правом на отселение, они могут подать документы раньше на 5 лет.
- для близкой родни умершего чернобыльца — 125%;
- для лиц, проживающих и трудящихся в зоне отчуждения в соответствии с Законом № 1244-1 — 200%;
- для тех, кто занимался ликвидацией аварии, а также дети матерей-одиночек, сироты и инвалиды I и II степени, в т. ч. граждане с инвалидностью III категории, имеющие нетрудоспособных подопечных — 250%.
- тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
- лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).
- Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС 1986-1987 гг; Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения или ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС — мужчины в 50 лет, женщины в 45 лет.
- Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС 1988-1990 гг.Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с катастрофой на ЧАЭС; Работники ЧАЭС и зоны отчуждения. Мужчины в 55 лет, женщины в 50 лет.
- Работники зон отселения; Граждане, переселенные из зоны отселения или постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы. Возраст выхода на пенсию снижается на 3 года и дополнительно за 1 год проживания или работы в данной зоне, снижается на полгода. Снижение может быть не более чем на 7 лет.
- Постоянные жители зоны проживания с правом на отселение, а также добровольно покинувшие данную зону, имеют право на снижение возраста на 2 года. Дополнительно — за 3 года работы, проживания в данной зоне, возраст будет уменьшен на 1 год, но не более чем на 5 лет в общем.
- Граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Снижение возраста будет на 1 год и дополнительно на 1 год за 4 года проживания или работы в указанной зоне. Но не более 3 лет в общей сложности.
Пенсия ЧАЭС в 2022 году с 1 апреля
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльско�� АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
- инвалидам I группы — 33930,80 руб.
- инвалидам II группы — 23751,58 руб.
- инвалидам III группы — 16965,45 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
- Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
- семьям, потерявшим кормильца — 33930,80 руб.
- родителям погибшего — 16695,45 руб.
Основание для назначения:
- Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.
Согласно вышеуказанному документы к зоне отчуждения относятся некоторые поселения Брянской области, а именно Заборский, Медведевский и Барсуковский сельсоветы, а также поселки Барсуки, Князевщина, Прогресс и Нижняя Мельница (Красногорский район).
- получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
- получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
- ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
- трудящие��я в зоне отчуждения;
- эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
- живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
- покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
- являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
- пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.
- несовершеннолетних детей;
- совершеннолетних детей в возрасте до 25 лет при соблюдении определенных условий;
- супруга, на иждивении которого есть ребенок в возрасте до 14 лет;
- нетрудоспособного супруга;
- нетрудоспособных родителей;
- нетрудоспособных бабушку и дедушку.
Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.