Ужастик по-французски: за что теперь берут налоги во Франции?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ужастик по-французски: за что теперь берут налоги во Франции?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала — о том, как во Франции попытались продвинуть идею сверх-налога на большое богатство — и что из этого, собственно, вышло, и есть ли основания ждать возвращения такого налога в ближайшем будущем.
Для обычных граждан Франции применяется прогрессивная шкала ставок налога на доходы, состоит она из 5 позиций:
Доход, EUR | Ставка, % |
До 9,964 | |
9,964 — 27,519 | 14 |
27,519 — 73,779 | 30 |
73,779 — 156,224 | 41 |
Выше 156,224 | 45 |
Этот вид налога является основным косвенным налогом, он приносит в бюджет около 45% всех фискальных поступлений. Разделяется на следующие категории:
Ставка, % | Вид товара или услуги |
19,6 | Стандартная, на все товары, услуги |
22 | Предельная, на предметы роскоши, средства передвижения, алкогольную и табачную продукцию |
7 | Сокращенная, на товары культурного назначения |
5,5 | Сокращенная, на товары и услуги первой важности (за исключением медикаментов и жилья) |
Ответственность за неуплату и уклонение от налогов
Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.
В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.
При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:
- штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
- арест собственности и средств на банковских счетах;
- лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.
Налоговые льготы и вычеты
Вычеты и льготы предусмотрены во всех бюджетных отчислениях и имеют специфику в зависимости от вида налогообложения.
При определении подоходного сбора база уменьшается на сумму:
- расходов для выполнения профессиональных обязанностей;
- на приобретение или строительство дома/квартиры;
- лекарственных препаратов;
- на медицинское и социальное страхование;
- охранную сигнализацию;
- благотворительность;
- финансовую помощь отдельно живущим родителям.
Совершеннолетние, но нетрудоспособные члены семьи, а также совершеннолетний ребенок-военнослужащий дают право на возврат фиксированной суммы или учитываются как семейная единица.
Предприятия имеют льготы по платежу на профит в следующих случаях:
- 100% на сумму списания ускоренной амортизации;
- 19% на выручку от реализации активов старше 2-х лет, если она направлена на обновление фондов;
- 25% на расходы по подготовке кадров;
- 0% первые 2 года после начала деятельности;
- 25% на 3 год;
- 50% на 4 год;
- 75% на 5 год.
Не облагается профит, направленный в резервные фонды от будущих убытков.
Ставка подоходного налога в других странах
Страна | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Австрия |
2020 | 55 % |
55 |
Ирландия |
2020 | 48 % |
48 |
Люксембург |
2020 | 45.78 % |
45.78 |
Испания |
2020 | 45 % |
45 |
Исландия |
2020 | 46.24 % |
46.24 |
Норвегия |
2020 | 38.2 % |
38.2 |
Беларусь |
2021 | 13 % |
13 |
Бельгия |
2020 | 50 % |
50 |
Болгария |
2019 | 10 % |
10 |
Хорватия |
2019 | 36 % |
36 |
Кипр |
2020 | 35 % |
35 |
Чехия |
2019 | 22 % |
22 |
Дания |
2018 | 55.8 % |
55.8 |
Эстония |
2020 | 20 % |
20 |
Еврозона |
2020 | 41.7 % |
41.7 |
Европейский Союз |
2020 | 37.1 % |
38 |
Финляндия |
2020 | 56.95 % |
53.75 |
Франция |
2020 | 45 % |
45 |
Германия |
2020 | 45 % |
45 |
Греция |
2020 | 44 % |
45 |
Венгрия |
2020 | 15 % |
15 |
Италия |
2020 | 43 % |
43 |
Латвия |
2020 | 31.4 % |
31.4 |
Литва |
2020 | 20 % |
20 |
Македония |
2018 | 10 % |
10 |
Мальта |
2020 | 35 % |
35 |
Молдова |
2018 | 18 % |
18 |
Черногория |
2018 | 9 % |
9 |
Нидерланды |
2020 | 49.5 % |
51.75 |
Польша |
2020 | 32 % |
32 |
Португалия |
2020 | 48 % |
48 |
Румыния |
2020 | 10 % |
10 |
Россия |
2020 | 13 % |
13 |
Сербия |
2019 | 10 % |
10 |
Словакия |
2020 | 25 % |
25 |
Словения |
2020 | 50 % |
50 |
Швеция |
2020 | 57.2 % |
57.2 |
Швейцария |
2020 | 40 % |
40 |
Турция |
2020 | 35 % |
35 |
Украина |
2020 | 18 % |
18 |
Великобритания |
2020 | 45 % |
45 |
Лихтенштейн |
2019 | 22.4 % |
22.4 |
Албания |
2021 | 23 % |
23 |
Босния и Герцеговина |
2018 | 10 % |
10 |
Республика Косово |
2020 | 10 % |
10 |
Другие налоги в Франции
Индикатор | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Ставка корпоративного налога |
2020 | 28 % |
31 |
Налог с продаж |
2020 | 20 % |
20 |
Ставка социального страхования |
2020 | 68 % |
68 |
Налоговая система Германии
Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства
Налоговая система Германии – это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства
О контроле налогообложения в России читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»
Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты – налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.
Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».
Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:
- налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
- имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
- налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.
Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная – 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц – до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета – около 80%.
Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:
- Государственный (центральный) бюджет – до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
- Бюджеты федеральных территорий (областей) – в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
- И, наконец, городские и сельские бюджеты – они получают около 10% от уплачиваемых налогов.
Декларирование доходов и сроки уплаты
Французский налоговый резидент обязан не только сам рассчитать, сколько он перечислит в бюджет страны, но и подать отчетность о полученных доходах, понесенных расходах, положенных вычетах и льготах. Для русского налогоплательщика, не зарегистрированного как коммерческая единица, эта практика непривычна.
Для французов подача деклараций – это возможность заявить о желании получить возмещение части уже перечисленных налогов и снизить сумму социальных взносов.
Способы предоставления декларации юридических и физических лиц несколько отличаются.
- Налог на прибыль компаний. Годовая отчетность для компаний, финансовый год которых заканчивается 31 декабря, подается до 1 мая следующего года включительно. Оплачивается ежеквартально авансом, по 25 % от суммы налога на прибыль за прошлый период (15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря). Окончательный расчет – до 15 мая следующего года.
- Декларация о доходах физлица. Начало периода отчетности – 10 апреля года, следующего за отчетным периодом. Крайний срок подачи зависит от региона проживания и способа подачи отчета. Бумажные экземпляры подаются до 16 мая включительно. Самый поздний срок предоставления электронного варианта – 4 июня. Оплатить обязательства без штрафа или получить возврат можно до той даты, которая указана в подтверждающем письме из фискальной службы. Если перечисление производится через онлайн-сервис оплаты, то срок продлевается на 5 дней.
Передать готовые отчеты предприятия можно лично или дистанционно через электронный .
НДС во Французской Республике
Именно французы в первый раз использовали НДС. Данный вид пошлин ввели во Французской республике в 1954. Всего есть три типа налогов на добавленную стоимость: стандартный, сниженный и повышенный.
Виды налоговых ставок по НДС:
- Повышенная ставка – Сюда входят машины, алкогольные напитки, табак и предметы роскоши. Размер налога – 22%.
- Стандартная ставка – в нее входит большинство потребительских товаров. Размер налога – 19,6%
- Сниженная ставка. Размеры налога – 2,2%, 5,5% и 7%
Пониженная ставка разделена на 3 категории:
- Лечебные препараты, частично оплачиваемые соц. страховкой. На них действует минимальный размер налога – 2,2%
- Питьевая вода, снаряжение для столовых в учебных заведениях, безалкогольные напитки, оборудование для людей с ограниченными возможностями, продукты питания. Размер налога – 5,5%
- Общепит, транспортные услуги, литература, услуги реставраторов и ремонтников, Средства массовой информации, и медицинские препараты, которые не попадают под первый пункт.
Также во Франции есть исключения для НДС, а именно:
- Экспорт и все, что к нему относится;
- Финансовые организации;
- Педагоги и врачи, занимающиеся частной практикой;
- Государственные организации, выполняющие административную работу, занимающиеся культурой или спортом;
- Рыбная ловля;
- Малый бизнес с годовым оборотом меньше семидесяти тысяч евро.
Кроме компаний, выплачивающих налог на добавочную стоимость, косвенный налог с жителей Франции взимается со следующих товаров:
- Алкогольные напитки, табачные изделия, спички, питьевая вода, кондитерские изделия, некоторые крупы, сахар и изделия из муки;
- Энергоносители;
- Драгоценные металлы и ювелирные изделия;
- Игровые автоматы, телевизионная реклама, антиквариат, скульптуры, живопись, а также различные произведения искусства;
- Процедуры, относящиеся к страховому бизнесу или биржам.
Они делятся на две категории.
1. Общие. Они представлены в виде фиксированной суммы и включают в себя оплату лифта, консьержа, горячего и холодного водоснабжения (централизованное электроснабжение), уборку, благоустройство прилегающей территории, генеральный ремонт, охрану, центральное отопление (при наличии). Итоговая ставка в год составляет 25-40 евро за кв.
2. Обычай. Сумма зависит от показаний счетчика. Это может включать автономное отопление, счета за газ и воду, электричество, спутниковое телевидение и Интернет. Годовые затраты на недвижимость 70-80 кв. М при условии, что жилье не в самом дальнем, но не самом дорогом месте Франции — около 3,0-3,5 тыс. Евро.
Самый простой способ — открыть отдельный счет для этих платежей и настроить автоматическое удержание, связав свой адрес электронной почты и номер телефона.
Налоговая система Франции
Налоговая система Франции имеет плохую репутацию: запутанная система налогообложения и высокий уровень административных расходов. Однако было бы ошибкой считать, что все слои населения платят одинаково. Лица, проживающие в стране менее 183 дней в году, имеют статус налоговых нерезидентов, и для них налоговое бремя существенно облегчено. В эту категорию автоматически попадают впервые пересекшие границу эмигранты.
Живущих во Франции россиян освобождает от двойного налогообложения соответствующее соглашение между обеими странами. Следует особо отметить невысокие по сравнению с другими странами Европы налоги на недвижимость, которая зачастую является для иностранцев важной статьей дохода. А фискальная привлекательность Франции для желающих открыть тут свой бизнес, напротив, оставляет желать лучшего.
Декларирование доходов и сроки уплаты
Французский налоговый резидент обязан не только сам рассчитать, сколько он перечислит в бюджет страны, но и подать отчетность о полученных доходах, понесенных расходах, положенных вычетах и льготах. Для русского налогоплательщика, не зарегистрированного как коммерческая единица, эта практика непривычна.
Для французов подача деклараций – это возможность заявить о желании получить возмещение части уже перечисленных налогов и снизить сумму социальных взносов.
Способы предоставления декларации юридических и физических лиц несколько отличаются.
- Налог на прибыль компаний. Годовая отчетность для компаний, финансовый год которых заканчивается 31 декабря, подается до 1 мая следующего года включительно. Оплачивается ежеквартально авансом, по 25 % от суммы налога на прибыль за прошлый период (15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря). Окончательный расчет – до 15 мая следующего года.
- Декларация о доходах физлица. Начало периода отчетности – 10 апреля года, следующего за отчетным периодом. Крайний срок подачи зависит от региона проживания и способа подачи отчета. Бумажные экземпляры подаются до 16 мая включительно. Самый поздний срок предоставления электронного варианта – 4 июня. Оплатить обязательства без штрафа или получить возврат можно до той даты, которая указана в подтверждающем письме из фискальной службы. Если перечисление производится через онлайн-сервис оплаты, то срок продлевается на 5 дней.
Передать готовые отчеты предприятия можно лично или дистанционно через электронный .
Для частных лиц действует правило первой декларации: ее нужно заполнить и отправить в налоговое ведомство на бумаге. Далее есть возможность ежегодно отчитываться через .
Характеристика системы налогообложения во Франции
На сегодняшний день перечень всех взимаемых налогов содержит более двухсот позиций. Вся фискальная система по принципу действия во многом похожа на системы других стран Европы, но ряд особенностей все же сохраняется:
- в среднем граждане выплачивают около 40 % дохода в различные социальные фонды (жители других стран Европы платят около 30 % дохода в среднем);
- для всей системы характерно доминирование косвенных налогов, именно во Франции впервые появился налог на добавленную стоимость (1954 год);
- в данный период времени наблюдается снижение ставок налогов для физических лиц, но при этом постепенно отменяются и льготы по налогообложению;
- постепенная децентрализация системы.
Условно все виды взиманий можно разделить на три категории:
- косвенные налоги (налоги на потребление);
- налоги на получаемый доход;
- налоги на собственность.
Среднестатистического жителя более всего касаются налоги на доходы физических лиц, НДС, налоги на собственность и некоторые другие.
Государственная система страхования по безработице основывается не на государственных гарантиях, а на коллективных соглашениях компаний-работодателей и наемных сотрудников. За осуществлением выплат следят несколько структур:
- UNEDIC. Структура отвечает за управление и контроль государственной системы страхования безработицы, а также за некоторые финансовые вопросы. Организация также в ответе за реабилитацию и переквалификацию рабочих.
- POLE-EMPLO. В зоне ответственности этой структуры управление страховыми счетами и выплаты по ним. Эта же организация помогает найти работу и выдает выплаты по безработице. Кстати, образовалась структура в 2009 году.