Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Требования по охране труда — законодательно установленные нормы поведения в процессе трудовой деятельности, которые выражаются в перечне правил. Выражаются как в форме запретов на проведение определенных действий, так и в форме указаний на осуществление видов работы в соответствии с инструкциями. Регулирование таких правоотношений происходит на уровне федерального законодательства — главным документом выступает ТК РФ как основной закон, затрагивающий всю сферу труда. Также существует отраслевое законодательство, которое регулирует специфику каждой отрасли в зависимости от особенностей деятельности. Вне зависимости от сферы деятельности предприятия — ДОУ, погрузочный разгрузочный узел, площадка для строительства, электроустановка, ручной производство, государственный орган — все отрасли деятельности должны строго соблюдать как общие, так и индивидуальные нормы по охране труда.
Обязанность работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний зафиксирована, как и предыдущие требования, в ТК РФ (ст. 212 и 213).
Нарушения в подобных ситуациях грозят:
- травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
- административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.
Выделить наиболее злостных нарушителей здесь не получится, поскольку работодатели, независимо от сфер деятельности, часто забывают о подобном требовании закона.
Материальная ответственность за нарушение требований охраны – это возмещение работником ущерба, причиненного работодателю, в результате нарушений требований охраны труда.
Например, к данному виду ответственности могут быть подвергнуты работники, если нарушенные ими инструкции по охране труда и правила безопасной эксплуатации машин, оборудования повлекло за собой порчу имущества работодателя.
Привлечь к материальной ответственности работника можно, если:
— работник совершеннолетний;
— работодатель получил явный фактический ущерб;
— работник бездействовал либо проявлял незаконные действия;
— доказана вина работника в нанесении ущерба работодателю.
Работника, допустившего причинение ущерба, могут обязать возместить материальный ущерб как в полном объеме или частично, когда от гражданина требуется компенсировать сумму, не превышающую его среднемесячной заработной платы.
Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.
Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.
Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.
К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.
″ Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?
Есть три варианта развития событий:
1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.
2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.
3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.
Комментарий к ст. 212 ТК РФ
1. Конвенция МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), ратифицированная Российской Федерацией (см. Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде»), содержит положения, обязывающие работодателя: создавать безопасные условия труда; в случае необходимости предоставлять соответствующие защитные одежду и средства, чтобы предотвратить, насколько это обоснованно и практически осуществимо, возникновение несчастных случаев или вредных последствий для здоровья; принимать меры при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в т.ч. надлежащие меры по оказанию первой помощи (разд. IV). Иными словами, работодатель обязан так организовать трудовой процесс, чтобы исключить производственные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников, или обеспечить снижение уровней их воздействия до значений социально допустимого риска.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 ТК).
Основная обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда конкретизирована в комментируемой статье, содержащей довольно обширный перечень обязанностей работодателя. Поскольку многие закрепленные в ст. 212 ТК обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда конкретизированы в отдельных статьях раздела «Охрана труда» и других разделов Кодекса и освещаются в комментариях к этим статьям, здесь они рассматриваться не будут. Вместо их комментария дается отсылка к соответствующим статьям Кодекса.
2. Производственный процесс должен быть организован работодателем таким образом, чтобы обеспечить безопасность работников. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. О государственных нормативных требованиях охраны труда см. коммент. к ст. 211. Об обеспечении безопасности применяемых в производстве оборудования, технологических процессов, сырья и материалов см. коммент. к ст. 215.
3. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст. 209).
Международные принципы построения систем управления охраной труда изложены в документе МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда» (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems). Основные требования к системам управления охраной труда содержатся в Межгосударственном стандарте «ГОСТ ИСО 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введенном в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2009, национальных стандартах Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению».
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» на уровне организации предназначен: служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления; способствовать активизации всех работников организации, в т.ч. работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» предназначен для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления охраной труда, которые могут быть объединены с элементами других систем управления с тем, чтобы содействовать организациям в создании интегрированной системы управления. Стандарт устанавливает требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда, но служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.
Нормативные обоснования
Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:
- ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
- ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
- ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
- ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
- ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.
Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение правил охраны труда в ст. 143.
Наконец, Постановление Правительства РФ № 399 содержит полный перечень нормативных актов, где закреплены регламенты по обеспечению охраны труда и ответственность за это.
Таким образом, по нашему мнению, Ваши уже утверждённые инструкции, разработанные в соответствии с Приказом №772н (даже если в своем тексте они ссылаются на него), если они введены или будут введены в действие в период с 1 марта до 29 марта 2022г., актуальны и с ними ничего не нужно делать. Вы молодцы.
Если вы сейчас только занимаетесь пересмотром инструкций (у вас есть приказ об их пересмотре) Вам необходимо доделать их, утвердить и ввести в действие до 29 марта 2022г. Если же понимаете, что до 29 марта не успеете их переделать – убрать из текста инструкций упоминание Приказа 772н и вводить в действие текущей датой после 29 марта.
После же приостановки действия Приказа 772н 29 марта 2022г. – Вы можете разрабатывать инструкции как с учетом требований Приказа 772н так и без их учета – привлечь к ответственности контролирующие органы после 29 марта 2022г временно не смогут.
Но стоит помнить, что действие Приказа 772н лишь приостанавливается до 1 января 2023г. Смеем предположить, эта дата может в любой момент измениться как в одну, так и в другую сторону. Поэтому разумно, по возможности (а в плане инструкций по охране труда – такая возможность есть), иметь документы, которые не противоречат действующим в настоящий момент нормативно-правовым актам и соответствуют тем, действие которых будет возобновлено. Это позволит, во-первых, не делать двойную работу, во-вторых не держать руку на пульсе, проверяя, когда Приказ 772н возобновит свое действие.
Ответственность за нарушение охраны труда
Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.
Охрана труда на предприятии: основные моменты
Правила по охране труда не просто так придуманы законотворцами. Они обеспечивают защиту наемных работников от несчастных случаев, а в случае непредвиденных происшествий, послуживших причиной травм на производстве, являются гарантией того, что сотрудник получит какую-либо компенсацию.
Для каждого вида работ в Трудовом кодексе определены свои требования. За их соблюдением, ровно как за соблюдением санитарных норм и правил, обязаны следить административные сотрудники. Исполнители же, непосредственно занимающиеся производственными процессами, должны строго следовать разработанным инструкциям по охране труда.
Каждый сотрудник должен вносить свой вклад в создание безопасного производства и в случае обнаружения каких-либо неполадок в работе оборудования или пренебрежения к нормам охраны труда со стороны других людей, обязан предупредить об этом своего работодателя.
Это позволит избежать травмоопасных ситуаций и предпринять своевременные меры к обеспечению дальнейшей их профилактики.
Что такое охрана труда на предприятии и для чего она нужна, сказано в статье 209 Трудового кодекса.
Охрана труда в России – это система или комплекс мероприятий, направленных на защиту здоровья работника в процессе его трудовой деятельности. Основные мероприятия охраны труда можно разделить на пять групп:
правовые (оформление документации);
социально-экономические (обязательное страхование работников, выплата компенсаций, предоставление льгот и т. п.);
организационно-технические (спецоценка условий труда на рабочих местах, оптимизация персонала и т. п.);
санитарно-гигиенические (обеспечение работников спецодеждой, обувью и иными средствами защиты).
профилактические (медосмотры, сотрудников, создание системы спортивного оздоровления работников).
Таким образом, охрана труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий занятости для сотрудников и предприятия в целом.
Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.
Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).
Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).
Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.
В организации, где работают не более 50 человек, охрана труда по ТК РФ может быть возложена на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).
Кроме того, компании необходимо разработать локальные нормативные акты по вопросам охраны труда. Во-первых, положение об охране труда. Во-вторых, программу проведения инструктажа по охране труда. В-третьих, инструкцию по охране труда. Ее разрабатывают исходя из должности или профессии работников. За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет
Штраф от 130 000 до 150 000 руб.
За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток
Также должностным лицам компании грозит уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение здоровью тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ). Санкции такие:
- штраф до 400 000 рублей или же штраф в размере зарплат либо другого дохода осужденного за срок до 18 месяцев;
- обязательные работы на сроки 180-240 часов;
- исправительные работы на сроки максимум до двух лет;
- принудительные работы на срок максимум до одного года;
- заключение под стражу на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности (или без такового).
Если нарушение правил и норм охраны привело к смерти человека, должностному лицу грозят принудительные работы на срок до четырех лет. Либо его могут заключить под стражу на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового.
Если в результате несчастного случая на производстве пострадало два и более человек, должностному лицу грозят принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет (или без такового).
Медицинские осмотры по правилам охраны труда
Медицинские осмотры также являются частью соблюдения правил по охране труда.
Причем проводиться они должны за счет работодателя и с определенной регулярностью.
Цель их — предупреждение развития профессиональных заболеваний. Первый медицинский осмотр должен проводиться перед трудоустройством сотрудника для определения уровня его здоровья и соответствия его будущей работе, последующие – в процессе трудовых будней с той частотой, которая установлена индивидуально в каждой конкретной организации.
Во время прохождения медосмотров, все сотрудники организаций должны освобождаться от своей работы. Если медосмотр не пройден, то работник не имеет права получить допуск к выполнению своих профессиональных функций. При выявлении каких-либо противопоказаний, руководство предприятия может перевести сотрудника на другой производственный участок.
Важно! Каждый работник должен знать о том, что в случае несоблюдения правил охраны труда, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Это закреплено в Трудовом Кодексе РФ.
Таким образом, соблюдение норм охраны труда гарантирует всем работникам предприятий и организаций безопасный труд. Если же сотрудники компаний, ранее предупрежденные о необходимости придерживаться правил охраны труда, их нарушают, то ответственность в случае возникновения нештатных ситуаций и их последствий ложится на них. Причем в особо опасных случаях, это может быть не только дисциплинарное взыскание, а даже административное и уголовное наказание. Именно поэтому, лучше не нарушать правила, действующие на производстве, а следовать им со всей возможной тщательностью.
Основные направления государственной политики в области охраны труда
Трудовой кодекс РФ выделяет следующие направления государственной политики охраны труда:
- приоритет сохранения здоровья и жизни работника.
- управление охраной труда.
- контроль по соблюдению правил охраны труда.
- защита трудовых интересов работников, вследствие трудовой деятельности получивших профессиональные заболевания или пострадавших от несчастных случаев.
- оказание общественному контролю содействия в соблюдении в этой сфере прав трудящихся.
- обязательность расследования всех профзаболеваний и производственных несчастных случаев.
- гарантии и компенсации работникам, задействованных на тяжелых работах и работах с особыми условиями труда.
Организация охраны труда
Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.
Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.
Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.
Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.
Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.
Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.
Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.
Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.
В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.
Охрана труда. Тест с ответами (2021 год) — вариант 35
На кого возлагается непосредственная ответственность и обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации?
-На главного инженера (технического директора) организации
-На работодателя (+)
-На руководителя службы охраны труда организации
-На руководителей подразделений организации
Примечания
ТК РФ Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
На что направлены государственные нормативные требования охраны труда?
-На обеспечение безопасности опасных производственных объектов в процессе их эксплуатации
-На сохранение безопасности производственного оборудования, участвующего в производственных процессах
—На сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (+)
-На уменьшение влияния вредных и (или) опасных производственных факторов на окружающую среду
Примечания
ТК РФ Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
Можно ли отозвать из отпуска работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда
-Можно по решению работодателя
-Можно только по соглашению между работником и работодателем
-Нельзя (+)
За чей счет в организации производится приобретение и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями охраны труда?
-За счет средств профсоюзной организации при условии, что данный работник является членом профсоюза, в противном случае работник обеспечивает себя самостоятельно
-За счет средств, выделяемых работодателю из средств федерального или регионального бюджета
-За счет средств работодателя (+)
-Каждый работник должен сам приобретать необходимые средства индивидуальной защиты
Примечания
ТК РФ Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
Что из перечисленного не относится к техническим мероприятиям, обеспечивающим безопасность работ со снятием напряжения?
—Выполнение работ оформлено нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации (+)
-Произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационных аппаратов
-Проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током
-Вывешены указательные плакаты «Заземлено», ограждены при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части, вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты
Примечания
Приказ 328н п.16.1.
С какой периодичностью должен производиться пересмотр инструкций по охране труда?
-Не реже 1 раза в 5 лет (+)
-Не реже 1 раза в 7 лет
-Не реже 1 раза 10 лет
-По решению руководителя организации
Примечания
Постановление 80 п. 5.6. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.
Каждый работник имеет право на
-Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда
-Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве
-Отказ от выполнения работы, в случае возникновения опасности для его жизни
-Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя
-Все ответы верны (+)
Что не является целью проведения обязательных периодических медицинских осмотров?
-Динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников
-Выявление заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов
-Своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников
—Определение объема компенсаций за вредные условия труда (+)
-Своевременное выявление и предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний
-Предупреждение несчастных случаев
Примечания
Приказ Минздравсоцразвития N 302н Приложение 3 п. 3.
На сколько классов подразделяются опасные производственные объекты?
-На 2 класса
-На 3 класса
-На 4 класса (+)
-На 5 классов
Примечания
N 116-ФЗ Приложение 2 Классификация опасных производственных объектов
Что такое охрана труда?
-Система сохранения работников в процессе трудовой деятельности, включая в себя правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
—Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно — гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (+)
-Система поддержания жизни работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно -технические, санитарно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
Какое из перечисленных требований безопасности не предъявляется к движущимся частям производственного оборудования, являющимся возможным источником травмоопасности?
-Расположение движущихся частей так, чтобы исключалась воз��ожность прикасания к ним работающего
-Ограждение движущихся частей оборудования
-Оснащение сигнализацией, предупреждающей о пуске оборудования
-Нанесение на движущиеся части сигнальных цветов и знаков безопасности
—Наличие как дистанционного, так и прямого ручного управления оборудованием (+)
Примечания
ГОСТ 12.2.003-91 гл.2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Сроки пересмотра инструкций по охране труда в организации?
-Ежегодно
-Не реже одного раза в пять лет (+)
-Один раз в три года
Какова минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда?
-7 календарных дней (+)
-5 рабочих дней
-3 рабочих дня
-10 календарных дней
Примечания
ТК РФ Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Какое из перечисленных требований к размещению ацетиленовых генераторов при выполнении газопламенных работ указано неверно?
-Ацетиленовые генераторы размещаются на расстоянии не менее 10 м от места проведения газопламенных работ
—При выполнении газопламенных работ ацетиленовые генераторы устанавливаются только в вентилируемых (проветриваемых) помещениях (+)
-Места установки ацетиленовых генераторов ограждаются
-В местах установки ацетиленовых генераторов вывешиваются таблички: «Вход посторонним запрещен — опасно», «Не курить», «Не проходить с огнем»
Примечания
Приказ 1101н п.123.