Технические регламенты таможенного союза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технические регламенты таможенного союза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система стандартизации, регулирующая деятельность в авиапромышленности, создана для того, чтобы оперативно внедрять технологические новшества, усиливать позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынке. Для достижения максимальных показателей эффективности профильной деятельности происходит постоянная актуализация нормативной базы в смежных областях, осуществляется контроль соблюдения требований, изложенных в законе «О стандартизации в России» (документ подписан 22 августа 2015 года).

Проверяется:

Чистота, порядок и общее состояние кабины экипажа;

— Исправность остекленения (трещины, расслоения) кабины экипажа;

— Положение выключателей АЗС в соответствии с РЛЭ;

— Укладка багажа, оборудования, их швартовку;

— Техническое состояние кресел летного экипажа;

— Состав экипажа удовлетворяет минимальным требованиям (указанным в РПП и/или РЛЭ);

— На пассажирских ВС с взлетной массой более 45500 кг (или пассажировместимостью более 60 человек) проверьте установку (наличие) и пригодность к эксплуатации пуленепробиваемой двери кабины пилотов;

— Наличие замка на двери в кабину экипажа и его работоспособность, возможность отпирания замка с рабочих мест пилотов;

— Наличие системы видеонаблюдения с мест пилотов за закабинным пространством (масса ВС больше 45.500 кг (или с пассажирской пассажировместимостью больше чем 60 пассажиров);

— Когда обстановка позволяет (например ВС может быть значительно задержено) проверить ведение записей учета полетного времени, служебного полетного времени и времени отдыха всех членов экипажа и соответствие этого времени установленным в РПП правилам.

Ссылки:

Приложение 6, Часть I, Глава 9. Летный экипаж самолета

9.1 Состав летного экипажа

9.1.1 Летный экипаж по численности и составу отвечает требованиям, которые не ниже требований, указанных в руководстве по производству полетов. Численность летного экипажа увеличивается по сравнению с минимальной необходимой численностью, указанной в руководстве по летной эксплуатации или в других документах, имеющих отношение к удостоверению о годности к полетам в тех случаях, когда этого требует тип используемого самолета, вид выполняемого полета и продолжительность полета между двумя пунктами, в которых происходит смена летного экипажа.

Приложение 6, Часть I, Глава 4. Производство полетов

4.2.11 Экипаж

4.2.11.2 Контроль утомляемости

Эксплуатант устанавливает нормативы полетного времени и служебного времени и достаточное время времени отдыха, которые позволяют ему контролировать утомляемость для всех членов его экипажей. Эта система отвечает правилам, установленным государством эксплуатанта и утвержденным этим государством, и включается в руководство по производству полетов.

Примечание: Инструктивный материал по нормированию содержится в дополнении А.

Приложение 6, Часть 1, Глава 13 «Безопасность»

13.2. Безопасность кабины летного экипажа

13.2.1. На всех самолётах, имеющих дверь кабины лётного экипажа, обеспечивается возможность её запирания, и предусматриваются средства, с помощью которых бортпроводники могут незаметно уведомить лётный экипаж в случае возникновения подозрительной деятельности или нарушения безопасности в пассажирской кабине.

13.2.2 С 1 ноября 2003 года на всех перевозящих пассажиров самолетах с максимальной сертифицированной взлетной массой, превышающей 45500 кг, или пассажировместимостью более 60 человек устанавливается дверь кабины летного экипажа утвержденной конструкции, спроектированная таким образом, чтобы она противостояла пробиванию пулями стрелкового оружия и осколками гранат, а также насильственному вторжению посторонних лиц. Обеспечивается возможность запирания и отпирания этой двери с рабочего места каждого пилота.

13.2.3 На всех самолетах, где дверь кабины летного экипажа установлена в соответствии с п. 13.2.2:

a) эта дверь находится в закрытом и запертом положении с момента закрытия всех внешних дверей после посадки пассажиров до открытия любой такой двери для их высадки, за исключением тех случаев, когда необходимо обеспечить возможность входа или выхода лиц, имеющих на это право, и

b) предусматриваются средства контроля с рабочего места каждого пилота всей зоны двери с внешней стороны кабины летного экипажа с целью опознания лиц, желающих войти, и обнаружения подозрительных действий или потенциальной угрозы.

Приложение 8, часть III, Тяжелые самолеты. Часть IIIA. ВС с 5700 кг и выше, заявка на сертификацию которых была представлена 13 июня 1960 года или после этой даты. Глава 4. Проектирование и производство4.1.7. Меры на случай аварийной посадки

4.1.7.1 В конструкции самолета предусматриваются средства для защиты находящихся на борту людей в случае аварийной посадки от пожара и последствий непосред- ственного воздействия перегрузок при торможении, а также от телесных повреждений, связанных с воздействием пе- регрузок при торможении на внутрикабинное оборудование самолета.

Проверяется:

— Соответствие установленным требованиям;

— Работоспособность аварийных выходов и надежность крепления аварийных канатов;

— Маркировка аварийных выходов (где она предусмотрена);

— Отсутствие ограничений в доступе к аварийным выходам.

Ссылки:

Приложение 8, Часть III, Тяжелые ВС Глава 4. Проектирование и производство

4.1.7 Меры на случай аварийной посадки

4.1.7.2. Обеспечиваются средства для быстрого покидания самолета в условиях, возникновение которых вероятно после аварийной посадки. Эти средства предусматриваются с учетом пассажировместимости самолета и числа мест для его экипажа.

4.1.7.3 Внутренняя компоновка салона, расположение и количество аварийных выходов, включая средства указания и освещения аварийных выходов и подходов к ним, являются такими, что они обеспечивают эвакуацию из самолета в условиях, возникновение которых вероятно после аварийной посадки.

4.1.7.4. Самолеты, сертифицированные с учетом возможности вынужденной посадки на воду, проектируются таким образом, чтобы в максимальной степени гарантировать безопасную эвакуацию пассажиров и членов экипажа при вынужденной посадке на воду.

Приложение 8, Часть Ш В. Самолеты с массой более 5700 кг, заявка на сертификацию которых была представлена 2 марта 2004 года или после этой даты

D.6.2 Обеспечиваются средства для быстрого покидания самолета в условиях, возникновение которых вероятно после аварийной посадки. Эти средства предусматриваются с учетом пассажировместимости самолета и количества членов его экипажа, и демонстрируется их приемлемость для использования по назначению.

D.6.4 Самолеты, сертифицированные с учетом возможности вынужденной посадки на воду, проектируются таким образом, чтобы в максимальной степени гарантировать безопасную эвакуацию пассажиров и членов экипажа при вынужденной посадке на воду.

F.3 Аварийно-спасательное оборудование

Предписанное аварийно-спасательное оборудование, которое, как ожидается, в случае аварии будет использоваться или применяться экипажем или пассажирами, является доступным, надежным и легко распознаваемым, а методы его применения указываются с помощью четкой маркировки.

Приложение 8, Часть V. Легкие самолеты: самолеты с массой свыше 750, но не более 5700 кг, заявка на сертификацию которых была представлена 13 декабря 2007 года или после этой даты

F.3 Аварийно-спасательное оборудование

Предписанное аварийно-спасательное оборудование, которое, как ожидается, в случае аварии будет использоваться или применяться экипажем или пассажирами, является доступным, надежным и легко распознаваемым, а методы его применения указываются с помощью четкой маркировки.

Проверяется:

(а) Наличие и работоспособность СРПБЗ (Система раннего предупреждения близости земли)/GPWS (Ground Proximity warning System)

— Проверить наличие и соответствующую функциональность оборудования.

— Запросить проверку на звуковое предупреждение.

— Убедиться, что установленная система GPWS имеет функцию предупреждения столкновения с наземными препятствиями.

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Все документы >>>

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

    «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

  • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 05.04.2011 N 46-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 02.07.2021 N 331-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 28.06.2021)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментарии к ст. 8 ВЗК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает перечень лиц и объектов, подлежащих обязательной сертификации. Обязательная сертификации осуществляется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы порядка проведения сертификации, а также устанавливающие сертификационные требования к указанным в комментируемой статье категориям лиц и объектам.

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), Международные стандарты и Рекомендуемая практика (приложения к Конвенции) установили, что юридические лица — разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности подлежат обязательной сертификации.

Система сертификации гражданской авиации (далее — ССГА) создана специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации. Указанный ФЗ утратил свою силу с 1 июля 2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон), который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также оценке соответствия.

———————————

Российская газета от 25 июня 1993 г.

Российская газета. N 245. 31 декабря 2002 г.

В соответствии с положениями Федерального закона федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Исключение составляют случаи отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этом случае обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году

Кроме того, если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Необходимо отметить, что со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Со дня вступления в силу Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации.

Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Поскольку со дня вступления в действие Федерального закона прошло не так много времени, соответствующие нормативные акты, призванные урегулировать вопросы сертификации продукции и услуг, находятся в стадии разработки.

На территории Российской Федерации действуют Федеральные авиационные правила «Положение о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденные Приказом Минтранса России от 17 мая 2001 г. N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 24 июля 2001 г. N 2812). Указанный документ устанавливает цели, принципы, структуру и основные правила Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации. Он предназначен для применения участниками ССГА и разработан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Doc 7300), Международными стандартами и Рекомендуемой практикой (приложениями к Конвенции), принятыми Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и другими нормативными актами. В соответствии с указанными Федеральными авиационными правилами ССГА обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем аккредитации в установленном порядке органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации, и выдачи им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ). Проведение сертификации в ССГА осуществляется возмездно.

———————————

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 32.

Работы по сертификации и аккредитации в ССГА проводятся в соответствии с документами ее нормативной базы.

Целью сертификации являются создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации, обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности организаций, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ.

В целях реализации положений комментируемой статьи разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения сертификации, а также устанавливающих сертификационные требования к организациям, учреждениям, объектам, подлежащим обязательной сертификации.

Распоряжением Минтранспорта России от 24 июня 2002 г. N НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (приложение N 20 ).

———————————

Не приводится.

Глава 2. Технические регламенты (ст.ст. 6 — 10)

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или подтверждению соответствия; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и подтверждению соответствия; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора). (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 460-ФЗ (ред. от 11.06.2021))

4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

1. Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность;

безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

термическую безопасность;

химическую безопасность;

электрическую безопасность;

радиационную безопасность населения; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений;

другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Стандартизация и сертификация российской авиационной техники

Согласно Закону (статья 20) обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

— принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия);

— обязательной сертификации.

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Статья 20. Формы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее декларирование соответствия); обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

Приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое в соответствии с требованиями технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях. При этом для ее применения рекомендуется использовать один из следующих общих критериев:

— высокая степень потенциальной опасности продукции в сочетании со специальными мерами по защите рынка, когда необходимо дополнительно учитывать сложившуюся конкретную ситуацию на определенном секторе рынка (примером этого может быть введение обязательной сертификации лекарственных средств);

— принадлежность конкретной продукции к сфере действия международных соглашений, конвенций и других документов, к которым присоединилась Россия и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции. Для такой продукции в технических регламентах на основе процедур сертификации, установленных международными документами, должны быть предусмотрены соответствующие схемы подтверждения соответствия в форме сертификации;

— исключение случаев, когда заявитель не может реализовать положения Закона об обязательном подтверждении соответствия, например, при отсутствии на территории Российской Федерации полномочного представителя зарубежного изготовителя или при невозможности заявителя (продавца) обеспечить собственные доказательства подтверждения соответствия в объеме, предусмотренном техническим регламентом.

Первый критерий используется для обеспечения необходимой защиты рынка от опасной продукции в случае, когда состояние определенного сектора российского рынка не вызывает доверия к объективности декларирования соответствия поставщиками данной продукции (даже с частичным участием третьей стороны).

Второй критерий используется в случаях, когда действующие в стране правила сертификации обусловлены международными соглашениями и функционируют в соответствии с этими соглашениями. Например, система сертификации механических транспортных средств на соответствие правилам ЕЭК ООН, система сертификации электрооборудования (МЭК СЭ) и др. Это необязательно относится к международным договорам, предусмотренным пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О техническом регулировании» и имеющим приоритет перед российским законодательством, но и к случаю, когда выполнение положений соглашений носит добровольный характер.

Применение обязательной сертификации продукции, подпадающей под соглашение, позволит сохранить возможность взаимного признания результатов подтверждения соответствия без повторной сертификации, предусмотренной этим соглашением (системой сертификации).

Третий критерий определяется случаями, когда заявитель не имеет возможности принять декларацию о соответствии, не нарушая норм Федерального закона и технического регламента. Это прежде всего относится к импортируемой продукции, когда у зарубежного изготовителя нет полномочного представителя на территории Российской Федерации или когда первая сторона (в основном продавец) не имеет собственных доказательств соответствия, предусмотренных техническим регламентом.

Применение третьего критерия даст возможность избежать ситуации, когда необходимая рынку продукция не может быть выпущена в обращение на территории Российской Федерации из-за отсутствия не доступной для поставщика процедуры подтверждения соответствия. Например, при отсутствии лица, выполняющего функции иностранного изготовителя (см. пункт 4 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Читайте также:  Может ли Мать Подать на Алименты на Сына Если он Платит Алименты на Ребенка

Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов в рамках установленной формы обязательного подтверждения соответствия осуществляется согласно схемам обязательного подтверждения соответствия (далее — схемы), каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения участниками подтверждения соответствия.

Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, в том числе:

— испытания (типовых образцов, партий или единиц продукции);

— сертификацию системы качества (на стадиях проектирования и производства, только производства или при окончательном контроле и испытаниях);

— инспекционный контроль.

Схемы в техническом регламенте на конкретные виды продукции рекомендуется выбирать из числа описанных в настоящих рекомендациях таким образом, чтобы выбранные схемы не были излишне обременительными в сравнении с целями технического регламента.

При этом в техническом регламенте на продукцию, подпадающую по наименованию под соответствующую европейскую директиву, желательно брать за основу схемы, близкие к процедурам оценки соответствия, установленным в этой директиве.

В техническом регламенте рекомендуется по возможности устанавливать для одной и той же продукции несколько схем, равнозначных по степени доказательности. Это позволит заявителю выбрать наиболее приемлемую для него схему (см. пункт 1 статьи 28 Федерального закона «О техническом регулировании»).

В техническом регламенте можно устанавливать дополнительные требования по сравнению с соответствующей схемой, приведенной в настоящих рекомендациях, если этого требуют особые условия, например специфика продукции, сектор рынка и т.п.

Схемы обязательного подтверждения соответствия согласно статьям 24 и 25 Федерального закона «О техническом регулировании» подразделяются на два вида:

— схемы декларирования;

— схемы сертификации.

Рекомендуемый состав схем декларирования приведен в приложении Б, а схем сертификации — в приложении В. Обозначение схем образуется порядковым номером с буквой «д» — для схем декларирования и буквой «с» — для схем сертификации. При этом в схемах декларирования указываются обозначения ближайших по смыслу модулей оценки соответствия, принятых в европейских директивах, а в схемах сертификации — обозначения соответствующих схем, приведенных в Изменении № 1 «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации», принятом постановлением Госстандарта России от 25.07.1996 г. № 15 и зарегистрированном Минюстом России 01.08.1996 г., регистрационный № 1139.

В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, в схемах сертификации — выдача заявителю сертификата соответствия.

Заявитель (изготовитель, продавец) на основе декларации о соответствии или сертификата соответствия маркирует продукцию знаком обращения на рынке. Конкретные требования к маркированию знаком обращения на рынке устанавливаются в техническом регламенте на эту продукцию.

Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон). Следует отметить, что Закон носит не только технический характер, как это может показаться из его названия. Он имеет большое социально-экономическое значение так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам.
Можно отметить несколько мотивов принятия этого закона. Прежде всего – это дальнейшая дебюрократизация экономики, отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административ-ной опеки со стороны федеральных органов исполнительной влас-ти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности, связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер, что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.
Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:

  • разработки, принятии, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуата-ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – к продукции и процессам);
  • установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • в области оценки соответствия.

В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулиро-ванию:

  • технические регламенты;
  • стандартизация;
  • подтверждение соответствия.

Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ, на государственные образовательные стандарты, положения о бухгалтерском учете, на стандарты эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности.
Объектами обязательных требований являются:

  • продукция;
  • процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);
  • правила эксплуатации продукции (потребления, применения);
  • правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технический регламент и его цели

Закон № ФЗ-123 — технический регламент, в котором содержатся правила соблюдения пожарной безопасности (далее — ПБ), применяемые в отношении следующих объектов:

  • разработки проектов, постройки и пользования населенными пунктами;
  • разработки проектов, постройки и пользования строениями;
  • производственных объектов;
  • пожарной техники;
  • товаров общего назначения.

Цель данного ТР — охрана жизни, здоровья, собственности физических лиц, организаций, государства и муниципалитетов от пожаров.

Ответственность за соблюдение ПБ несут владельцы соответствующих объектов охраны. Факт соблюдения им правил ПБ подтверждается в декларации ПБ. Декларация выдается владельцу после проведения проверки производимой им продукции на соответствие ТР (кроме товаров общего назначения и пожарно-технических товаров).

В рамках проверки устанавливаются следующие параметры:

  • воспламеняемость;
  • категория огнестойкости и горючести;
  • возможность возникновения дыма;
  • быстрота распространения огня по площади;
  • появление токсичных веществ при возгорании и др.

ВАЖНО! Декларация ПБ должна быть составлена до начала пользования объектом.

Схожие правила пожарной безопасности содержатся в ТР Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

Механизм реализации авиационных стандартов

Реализация мероприятий по стандартизации авиационной промышленности представляет собой процесс, который осуществляется в полном соответствии с положениями федерального закона «О системе стандартов в Российской Федерации» и нормами основополагающих национальных документов при координирующем значении технических комитетов по сертификации, указанных в структуре законодательства в качестве ответственных.

Реализация данной процедуры за счёт правовых источников финансирования производится на базе государственных контрактов, которые заключаются с определяемыми на конкурсной основе исполнителями.

Реализация организационных мероприятий в части стандартов Комитета авиапроизводителей России должна проводиться только в соответствии с действующим российским законодательством.

Финансирование внедрения системы по стандартизации в области авиации в основном осуществляется из таких источников:

  • деньги из федерального бюджета и внебюджетных систем в пределах реализации национальной программы Российской Федерации «Становление авиационной промышленности на 2014–2025 годы»;
  • средства государственного бюджета, которые выделяются профильным агентством по метрологии и техническому регулированию Росстандарт) на ежегодной базе для создания правовой документации, включённых в годовые планы реализации национальных стандартов (ПРНС);
  • целевые вклады компаний-членов Союза авиапроизводителей Российской Федерации;
  • средства интегрированных предприятий, структур и организаций авиационной промышленности;
  • финансовые вложения самих разработчиков документов по стандартизации авиации.

Авиационная стандартизация: задачи и цели

Система стандартизации, регулирующая деятельность в авиапромышленности, создана для того, чтобы оперативно внедрять технологические новшества, усиливать позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынке. Для достижения максимальных показателей эффективности профильной деятельности происходит постоянная актуализация нормативной базы в смежных областях, осуществляется контроль соблюдения требований, изложенных в законе «О стандартизации в России» (документ подписан 22 августа 2015 года).

Успешное решение задач, касающихся разработки стандартизированных методик в авиации, становится возможным при выполнении нескольких условий:

  • Анализ востребованности норм (стандартов), распространяющихся на разработку, эксплуатацию авиатехники (судов), различных комплектующих со стороны профильных организаций;
  • Создание и актуализация норм стандартизации в соответствии с инновационными методиками, текущими международными актами (требованиями, правилами, стандартами), касающимися изготовления, ремонта, проверки, продажи, послепродажного сервиса авиатехники. Эффективное выполнение перечисленных действий позволяет усилить конкурентные позиции отечественных производителей авиатранспорта и активизировать процесс интеграции России (как равноправного партнера) в мировую экономику;
  • Разработка рекомендаций, необходимых для повышения технического уровня регламентов системы стандартизации, поддержания высокой конкурентоспособности российской авиации на международных рынках.

Поиск решений для этих задач требует внедрения все более экономичных, быстрых и гибких новых производственных процессов. Такие технологии как современная робототехника, искусственный интеллект, машинное обучение, облачные вычисления и интернет вещей, играют в этом огромную роль, преображая наш мир в целом и авиационную индустрию в частности. Каждый раз, когда мы садимся в кресло самолета и пристегиваем себя ремнями безопасности, мы в значительной степени полагаемся на автоматизацию.

Например, многие авиапассажиры никогда не задумываются о тысячах отверстий, которые используются для соединения разных частей самолета. Сверление таких отверстий — трудоемкая задача, которая также требует большой точности. Это задача, которая лучше подходит для роботов, чем для людей. Автоматизированные системы могут достичь большей точности, не делая ошибок и не уставая. Сверла, способные обрабатывать аэрокосмические материалы и слои из разных материалов, громоздки, тяжелы и трудны в эксплуатации даже для квалифицированного персонала. Для роботов таких проблем не существует.

Порядок разработки технических регламентов

Порядок разработки технических регламентов определяется в ст. 9 и 9.1 закона № 184-ФЗ.

ТР, принятый международным соглашением РФ, разрабатывается по предусмотренной в нем процедуре. В том случае, если начало действия такого ТР отложено на определенный период, до наступления данного срока может быть разработан временный ТР, утвержденный подзаконным актом одного из следующих лиц (органов):

  • главы государства;
  • Правительства;
  • Росстандарта.

Разработка ТР обычно происходит по следующей схеме:

  • Проект ТР публикуется в «Вестнике Росстандарта» для его дальнейшей публичной критики.
  • В течение 2 месяцев заинтересованные лица направляют свои комментарии и предложения по проекту.
  • Проект корректируется на основании полученных комментариев и предложений.
  • В «Вестнике Росстандарта» публикуется сообщение об окончании публичной критики проекта ТР.
  • Проект ТР проходит проверку в экспертной группе.
  • Проект постановления Правительства об утверждении ТР или заключение экспертной группы о возможности утверждения ТР (если он принимается актом Росстандарта) публикуется в «Вестнике Росстандарта».
  • ТР принимается на заседании Правительства или Росстандарта.
  • Текст утвержденного ТР раскрывается в «Вестнике Росстандарта».

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • оценке соответствия.
Читайте также:  Социальная карта: основные категории получателей, условия оформления и льготы

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

  • применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции);
  • применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аккредитация — официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель — физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;

знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией;

национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

схема подтверждения соответствия — перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;

свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Статья 3. Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

  • применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  • единой системы и правил аккредитации;
  • единства правил и методов исследований (испытаний) �� измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  • недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Глава 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья 45. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования

За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на проведение на федеральном уровне государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

За счет средств федерального бюджета могут финансироваться расходы на:

  • создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
  • реализацию программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов, предусмотренных соответственно пунктом 12 статьи 7 и пунктом 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также проведение экспертизы отдельных проектов технических регламентов и проектов национальных стандартов;
  • разработку правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;
  • разработку сводов правил;
  • разработку правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технических регламентов;
  • разработку указанных в статье 5 настоящего Федерального закона нормативных документов федеральных органов исполнительной власти;
  • регистрацию систем добровольной сертификации и ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;
  • разработку и ведение общероссийских классификаторов;
  • ведение единого реестра сертификатов соответствия и единого реестра деклараций о соответствии;
  • осуществление учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;
  • уплату взносов в международные организации по стандартизации.

Порядок финансирования расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

В технический регламент в общем случае рекомендуется включать структурные элементы, отражающие следующие вопросы:

— объекты технического регулирования;

— терминология;

— общее положение для размещения на рынке;

— требования безопасности;

— положение о свободном перемещении;

— подтверждение соответствия;

— оценка соответствия;

— управление перечнем стандартов;

— контроль и надзор на рынке;

— назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;

— переходный период.

Перечень стандартов, используемых для соблюдения требований технического регламента, утверждает национальный орган по стандартизации и публикует в официальном издании федерального органа в области технического регулирования.

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов

9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *