Правила парковки и стоянки во дворе многоквартирного дома
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила парковки и стоянки во дворе многоквартирного дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.
Можно ли приватизировать место для парковки во дворе?
Необходимо выполнить следующие действия:
- Получить кадастровый номер, который выделяется участку при постановке на кадастровый учет.
- Разработать проект стоянки.
- Приватизировать придомовую территорию.
- Провести общее собрание собственников жилья, на котором не менее 75% жильцов дадут свое согласие на организацию парковки.
- Написать в УК заявление с просьбой оборудовать парковку.
- Получить согласие надзорных органов (Роспотребнадзора и т.д) на оборудование стоянки во дворе жилого дома.
Помимо этого потребуется оплатить государственную пошлину в размере 100р для получения о кадастровом номере.
Если все этапы были осуществлены в соответствии с законодательной базой РФ, то спустя непродолжительное время во дворе дома будет оборудована стоянка для транспортных средств жильцов. В дальнейшем, собственники жилья в добровольном порядке определяют количество и расположение мест на новой парковке.
Может ли парковка быть платной?
Да. Этому аспекту вопроса посвящена ст. 13 закона «Об ОДД». Но в законе есть оговорка, что законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на целом ряде территорий, прилегающих к определенным объектам. Среди них перечислены образовательные, спортивные, культурные организации, органы местного самоуправления, а также жилые многоквартирные дома. ФЗ «Об ОДД» дает общие рекомендации о том, каким образом стоит организовывать дорожное движение, а частные случаи регулируются региональным законодательством.
Что касается Москвы, руководитель столичного департамента транспорта однозначно высказался о том, что власти не планируют вмешиваться и принуждать обустраивать парковки у дома. Это должно стать решением самих жильцов.
Если же никакого запрета не существует, парковка вполне может быть организована. Запретить ее — не обязанность, а право. И какое решение примут власти города, будет зависеть от множества факторов, далеко не первым из которых будут желания автовладельцев.
Плата за парковку будет взиматься в соответствии с методическими рекомендациями органов государственной власти РФ.
Закон вступит в силу 30 декабря 2018 года.
Несмотря на жесткие правила парковки, есть некоторые нюансы, о которых нужно знать. К таковым относят:
- Стоянка ТС на тротуаре грозит его эвакуацией и штрафом в 2000 рублей. Однако ПДД позволяют оставить машину на тротуаре, если расстояние между домом и ТС для прохода жильцов составляет не менее 2 м.
- Согласно КоАП, сквозное движение недопустимо через придомовую территорию. Во избежание наказания в виде штрафа, важно соблюдать скорость, которая не должна превышать 20 км/ч. Нужно остановиться на некоторое время в отведенном для этого месте.
- Тогда автовладелец не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда», а лишь движется с допустимой скоростью по территории жилого дома, соблюдая правила стоянки.
Чем отличается стоянка от парковки
Чтобы это понять, следует руководствоваться нормами Градостроительного кодекса и Правилами дорожного движения. В первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности. Разберемся, что еще говорит закон о парковке и стоянке.
Парковка – место (обычно вдоль дорог, на различных пространствах улично-дорожной сети, на площадях возле зданий) для перевода транспортного средства в отключенное состояние на непродолжительный срок (п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД). Во дворах она является бесплатной.
Стоянка – территория или помещение для длительного хранения машины на возмездной основе (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ №795 от 17 ноября 2001 года). Часто таковыми являются крытые гаражи и сооружения. Ответственность при этом ложится на сотрудника площадки.
На стоянке ТС и имущество, находящееся в салоне, всегда под наблюдением. Но обходится она гораздо дороже даже платной парковки. Стоянка возможна только в специально отведенных местах, а нарушение правил грозит штрафом. Гараж и территория под навесом тоже считаются стоянкой. Здесь автомобиль защищен от осадков, а его внешний вид поддерживается в нормальном состоянии. Часто парковки организуются именно во дворах админзданий или МКД. Они необходимы гражданам для оставления машины на время рабочего дня или на ночь, совершения покупок или гостевого визита.
Требования к парковкам
Данные требования равно распространяются и на парковочные места. Они должны быть:
- освещены должным образом в соответствии с действующими нормами и правилами в случае, если они используются в ночное время или размещены отдельно от здания;
- расположение въездов и выездов, а также размещение авто на парковке должны соответствовать проектам организации дорожного движения;
- обозначены и оборудованы спецсредствами в соответствии с ПДД и проектами ОДД;
- устроены на площадке, имеющей соответствующий тип дорожной одежды в соответствии со СНиП;
- устроены соответствии со всеми действующими нормами СНиП и СанПин.
Эти правила действовали и раньше. Нововведение содержится в п. 4 требований и регулирует такой вопрос, как парковка коммерческого транспорта на территории многоквартирных домов (а именно, во дворах).
Внедрение платных парковок в Москве — история
Платная общегородская парковка появилась в Москве 1 ноября 2012 года в рамках пилотного проекта на улицах Петровка и Каретный ряд. Результат пилота был признан успешным и уже 1 июня 2013 года в Москве была введена платная парковка в пределах Бульварного кольца.
Идея ПП возникла из-за очень сложной дорожной ситуации в центре Москвы. Кольцевая структура города и то что большая часть рабочих мест находится в центре приводила к хаосу на дорогах и тротуарах. Водители парковались в несколько рядов, часто место для парковки было невозможно найти в принципе. Ситуация постоянно ухудшались и возникла идея внедрения ПП в центральной части города. Платное парковочное пространство организовано в центральной части ряда крупных городов мира, их опыт и был использован. При этом, к мнению горожан особо не прислушиваются (для обратной связи в Москве используются симулякры типа “Активного гражданина”).
Изначально озвучивались что ПП будут ограничены территорией внутри Садового Кольца. В итоге по состоянию на 2018 год ПП внедрена повсеместно до границ Москвы (до МКАД).
Попытки противодействия платным парковкам
Наряду с тихим недовольством иногда возникают и системные попытки противодействия ПП. Очень характерна ситуация в Бутырском районе города Москвы. Муниципальные депутаты изучили ситуации и обнаружили неэффективное использование мест для ПП. Множество платных парковочных мест постоянно пустовало, при этом во дворах домов ситуациях ухудшилась. Был сформирован депутатский запрос (ссылка ниже) заместителю мэра и руководителю департамента транспорта М.С.Ликсутову, который и принимает решение. В запросе проанализировали состояние парковочных карманов на некоторых улицах и предложили отказаться от части мест ПП.
Принципиальный нюанс что непонятно зачем “Дептрансу” что-то корректировать. Технически для реализации запроса депутатов муниципального собрания нужна поддержка префектуры. Пока проект в стадии ожидания, решение не принято.
С Москвы все только началось, далее последовали и другие российские города
Естественно, в других регионах также нашлись желающие организовать платное парковочное пространство. Принципиальный момент для запуска ПП – взаимодействие региональных властей и полиции. У московских властей изначально было соглашение с МВД РФ об информационном взаимодействии (№77-581 от 15 мая 2012 года, сейчас актуально соглашение от 4 октября 2013 года № 77-684, ссылка ниже). По нему городские власти могли получать персональные данные автомобилистов, но лишь при нарушении требований дорожных знаков и разметки, запрещающих остановку и стоянку машин. Без подобной договоренности штрафовать нарушителей не получается, можно только зафиксировать номер автомобиля-нарушителя. Невозможность выписывать штрафы создало определенные сложности в региональных проектах внедрения платных парковок, но процесс идет. Количество городов, где удается собирать штрафы растет и будет расти (ссылки на регионы с платными парковками в конце текста).
Перспективы — платная парковки во дворах
Закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» был опубликован 31 декабря 2017 года. Этот закон дает правовые основания для организации платных парковок вне улично-дорожной сети, в том числе и во дворах жилых домов. Платную парковку во дворах может организовать региональная власть по согласованию с жителями. Формулировки закона расплывчатые и предполагают крайне широкое толкование. История внедрения ПП в Москве в полноте продемонстрировала, что интересы жителей не будут учтены. Также нужно понимать, что владельцы автомобилей не составляют большинство в жилых домах и идеи продавить подобное решение на собрание собственников могут возникнут.
Ответственность за неправильный паркинг
Если организована незаконная парковка, владельцы недвижимости могут написать жалобу в соответствующие органы. Только сотрудники специальных служб могут привлечь к ответственности владельцев платных стоянок.
Если автостоянка обустроена самими жителями, у которых есть автомобили, но она сделана не по правилам и не устраивает других граждан, то на автолюбителей также можно подавать жалобу. Претензия должна быть подкреплена следующими доказательствами: фото- и видео съемка момента нарушения. С ними, а также с заявлением рекомендуется обратиться к сотрудникам ГИБДД. Он обязан после этого посетить двор и разобраться с нарушителем.
Важно! Если автолюбители не соблюдают санитарные нормы и паркуются рядом с окнами, то рекомендуется обратиться в СЭС. Следует также подать жалобу с обоснованием и подкрепить свою претензию фото- и видео доказательствами.
Штраф за неправильную парковку может выписать также инспектор пожарной службы. То действие актуально в том случае, если пожарная инспекция спешила на пушения очага возгорания, но не смогла своевременно добраться до места, если автолюбитель поставил машину так, что она затруднила движение специальной техники.
Штрафы за несоблюдение ПДД
Полномочия на выписывание штрафов за неправильную парковку имеют только сотрудники ГИБДД. Обычно они информируют об этом водителя лично или отправляют уведомление по почте, где указан номер машины, вложены фотографии, подтверждающие факт нарушения, а также прописан расчетный счет для погашения задолженности.
Какие штрафы за нарушение правил парковки во дворах грозят водителям?
- 500 рублей – превышение шумового порога (в некоторых случаях могут обойтись предупреждением).
- 500 рублей – выключенные габаритные огни при стоянке в неосвещённом месте.
- 1500-2000 рублей – блокировка выходов здания.
- 1500-3000 рублей – остановка транспорта с весом более 3,5 тонны.
- 1500-3000 рублей – остановка во втором ряду.
- 2000 рублей + эвакуация – остановка на тротуаре.
- 2000-3000 рублей – блокировка движения пешеходам или другим машинам.
- 2000-5000 рублей – длительная стоянка возле контейнеров с мусором.
- 3000-5000 рублей – стоянка на газонах/клумбах.
- 5000 рублей – создание незаконного парковочного места.
- 5000 рублей + эвакуация – остановка на парковочных местах для инвалидов.
Как решают проблему государственные органы
Задача государства не только запрещать, но и создавать условия для возможности выполнения предписаний. Сегодня активно создаются места, имеющие соответствующие обозначения и предназначенные для парковки грузовиков. Они помечаются специальным знаком с изображением грузового авто на синем цвете. Транспортные органы еще в конце 2017-го разработали закон, который обязывает обеспечить стоянку для вернувшихся из рейса грузовиков. Это касается Москвы, СПб и Севастополя. Требования к таким местам легко найти в Приказе ведомства, выпущенном в 2021 году (о нем упоминалось выше). Особенность территорий для стоянки — большая вместительность. Как правило, они имеют следующие параметры:
длина — 14-22 м
ширина — 3,5-5 м
выезд — 5,5-12 м
Из-за габаритов такие объекты строятся с большим «скрипом» и, как правило, находятся за территорией города. Кроме того, в приведенном выше приказе можно найти требования, касающиеся подобных парковок:
1. Обязательное освещение с учетом требований СП и СНиП.
2. Наличие технических средств для организации движения. Соответствие действующим требованиям СанПиН.
3. Наличие дорожных знаков и разметки. Подходящее дорожное покрытие.
4. Выполнение прочих требований.
По новому закону обустройство таких парковочных мест на участках общего пользования в пределах участков, застроенных многоэтажными объектами исключено. При этом прежний Приказ Минтранса РФ от 2016-го теряет силу.
Нюансы парковки во дворе
Нормативные акты жестко регламентируют правила парковки автомобилей во дворах. Но существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать автовладельцам. Это позволит отстаивать свои права в случае неправомерных действий других собственников или же представителей власти. К таким моментам следует отнести:
- Штраф за парковку на тротуаре составляет 2000р и грозит эвакуацией ТС. Но ПДД разрешают парковку на тротуаре в том случае, если расстояние для прохода пешеходов составляет не менее 2 м между домом и припаркованной машиной.
- Также КоАП запрещает сквозное движение через придомовую территорию. Но чтобы избежать штрафа за принятое решение необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/ч. А также совершить остановку на несколько секунд в разрешенном для этого месте. В этом случае автомобилист не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда». А лишь двигается с разрешенной скоростью по придомовой территории, соблюдая правила стоянки во дворах многоквартирных домов.
Законность организации парковки во дворе
Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья. При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения. Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.
Приобретая квартиру в многоквартирном доме, следует знать, что общее имущество также принадлежит всем собственникам. Ответственность за его сохранение, равно как возможность использовать по своему усмотрению, ложится на плечи владельцев. При этом нет разделения по метражу и объектам (не определяется, какой вид имущества какой квартире и в каком размере принадлежит), просто управление и пользование осуществляется владельцами совместно.
Организация автостоянки возможна только в том случае, если территория вокруг дома признана общей собственностью граждан.