Компенсация среднего заработка военкоматом проводки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация среднего заработка военкоматом проводки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее — Правила № 704). В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил № 704 компенсируются расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка работающим гражданам, с учетом начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Нормативное регулирование

Компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Компенсация перечисляется на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства военному комиссариату, органу ФСБ России.

Для выплаты компенсации организации-получатели компенсации должны представить сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Феде­рации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, выплаты сотрудникам, призванным на военные сборы, относятся на вид расходов 111 в увязке с подстатьей 211 КОСГУ. Соответственно, страховые взносы уплачиваются по виду расходов 119 в увязке с подстатьей 213 КОСГУ.

Компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются по статье 130 КОСГУ. Поскольку бюджетное учреждение вправе распоряжаться поступившими деньгами самостоятельно, такие средства учитывают по КФО 2.

По общему правилу под восстановлением кассовой выплаты понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов учреждения. Денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (той же операции). Поэтому в рассматриваемом случае отражать поступление компенсации как восстановление кассового расхода некорректно.

Для учета расчетов по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, предназначен счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат» (пп. 220, 221 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

В соответствии с пунктом 109 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Согласно п. 6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль организаций относится, в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Поскольку военные сборы являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, организация вправе учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль сумму начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов.

Суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в отношении начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов) подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1, пп. 45 п.1 ст. 264 НК РФ).

В свою очередь, денежные средства, полученные организацией в качестве компенсации расходов по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным доходам (в числе не учитываемых при определении налоговой базы доходов указанные компенсации в ст. 251 НК РФ не поименованы). Это подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170.

Учет расходов учреждения, связанных с призывом работника на военные сборы

Вопрос

Читайте также:  Заявление в налоговую о возврате налогового вычета за квартиру

Дайте разъяснение, как осуществляются расходы, связанные с призывом сотрудников учреждения на военные сборы?

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о воинской обязанности[1] воинская обязанность граждан РФ в том числе предусматривает призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Призывают граждан на военные сборы на основании указов Президента РФ. Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы:

  • освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы;
  • им выплачивается средний заработок или стипендия по месту постоянной работы или учебы;
  • им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Работникам на время исполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военные сборы выплачивается средний заработок за время освобождения от работы и возмещаются расходы, связанные с оплатой жилья, проезда и командировочные расходы.

Началом военных сборов считается день отправки либо день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

При этом продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев в соответствии с положениями ст. 54 Закона о воинской обязанности, п. 4, 5 Положения о проведении военных сборов[2]. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы не может превышать одного раза в три года.

Можно ли не отпустить сотрудника

Законодательством установлена ответственность за отсутствие на учениях, и если работник призывается на сборы, то работодатель обязан его отпустить. За то, что должностное лицо не оповестило сотрудника о необходимости появиться в комиссариате, штраф по статье 21.2 КоАП РФ составляет от 1000 до 3000 рублей. Кроме того, за неявку в военкомат без уважительных причин самого работника оштрафуют по статье 21.5 КоАП РФ на 500–3000 рублей. Не явиться разрешено только в исключительных случаях, например, если человек заболел или его родственники в тяжелом состоянии. Сложности на работе к уважительным причинам неявки в комиссариат не относятся, потому кадровикам проще отпустить работника и найти ему замену, чем потом разбираться с новыми проблемами.

Компенсации организациям

Порядок компенсации расходов организациям, работники которых призывались на военные сборы или проходили другие мероприятия, связанные с военной службой в рабочее время, определяется «Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее — Правила).

Компенсация указанных выше расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны РФ.

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных сведений организации предоставляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Таким образом, счета военным комиссариатам выставляются организациями после прохождения работниками военных сборов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Минобороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.

Как оплачивается отсутствие на работе

Статьи 2 и 6 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регулируют, как оплачивать работодателю вызов по повестке в военкомат: сотруднику компенсируется средний заработок за количество дней призыва, указанные в справке комиссариата. Расчет среднего заработка производится строго в соответствии с требованиями ТК РФ. Специальный порядок не предусмотрен.

Пп. 2 п. 2 правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами, утверждает, что государство возвращает следующие затраты:

  • на проезд граждан, призванных для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, к месту проведения учений и обратно;
  • на найм жилья;
  • на выплату командировочных (суточных);
  • на выплату среднего заработка (стипендии или пособия) с учетом начислений на ФОТ.

По среднему заработку производится и оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке — сотрудник освобождается от работы с выплатой средней зарплаты, а работодатель начисляет и выплачивает положенные средства. Позднее эти средства работодателю компенсируют (п. 2, 5 правил компенсации расходов из ПП РФ № 704 от 01.12.2004).

Читайте также:  Разглашение персональных данных

ВАЖНО!

Таблица. Суммы ежемесячных выплат, учитываемые при расчете среднего заработка Г.А. Миронова, и фактически отработанное им время

 Месяц 
Количество
рабочих
дней
Количество фактически
отработанных дней
в расчетном периоде
 Заработная
плата, руб.
Октябрь 2006 г. 
 22 
 22 
 20 000 
Ноябрь 2006 г. 
 21 
 21 
 20 000 
Декабрь 2006 г. 
 21 
 21 
 20 000 
Январь 2007 г. 
 17 
 17 
 30 000 
Февраль 2007 г. 
 19 
 19 
 30 000 
Март 2007 г. 
 21 
 21 
 30 000 
Апрель 2007 г. 
 21 
 21 
 30 000 
Май 2007 г. 
 21 
 21 
 30 000 
Июнь 2007 г. 
 20 
 11 
 16 500 
Июль 2007 г. 
 22 
 22 
 30 000 
Август 2007 г. 
 23 
 20 
 26 087 
Сентябрь 2007 г. 
 20 
 20 
 30 000 
Итого 
 248 
 236 
 312 587 

За период с 22 октября по 22 ноября 2007 г. насчитывается 23 рабочих дня. Средний дневной заработок равен 1324,52 руб. (312 587 руб. : 236 дн.). Сумма среднего заработка за период военных сборов составляет 30 463,96 руб. (1324,52 руб. x 23 дн.).

ЕСН, пенсионные взносы и взносы на травматизм

Специалисты Министерства финансов считают, что облагать ЕСН средний заработок не нужно (Письма от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18 и от 24.08.2007 N 03-04-06-02/162). Такой вывод они основывают на том, что эти выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Выплаты производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Аналогичная точка зрения отражена и в более раннем Письме финансового ведомства от 16.06.2006 N 03-05-02-04/81.

Обратите внимание! На сумму среднего заработка не начисляется ЕСН. Поэтому при направлении в военный комиссариат сведений о фактических расходах организации уведомляют об отсутствии необходимости компенсировать им суммы ЕСН. Об этом говорится в Письме Минфина России от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18. Данный документ Федеральная налоговая служба довела до налоговых инспекций (Письмо ФНС России от 01.06.2007 N ГВ-6-05/447@).

Выплата среднего заработка лицу, призванному на военные сборы, и страховые взносы

«Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 3

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан РФ предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Кроме того, к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту относится организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, к которой привлекаются граждане на основании договоров, заключенных с военными комиссариатами (ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ). Работодатель за время прохождения призванными лицами военных сборов и их работы в аппарате усиления военных комиссариатов обязан выплатить им средний заработок и исполнить все обязательства перед бюджетом, а военный комиссариат — возместить понесенные учреждением затраты. Об этом и пойдет речь в данной статье.

В соответствии с трудовым законодательством прохождение военных сборов и работа в аппарате усиления военных комиссариатов являются государственными обязанностями. Как определено ст. 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Кроме того, работодатель должен на время исполнения работником гособязанностей перенести на другой срок ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 124 ТК РФ).

В силу ст. 8 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выплаты работнику во время военных сборов: вопросы налогообложения и обложения страховыми взносами

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Работника организации призвали на военные сборы. За время прохождения военных сборов организация выплачивает работнику средний заработок. Расходы организации, связанные с выплатой работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, компенсируются организации за счет бюджета.

Предположим, организация-работодатель применяет общую систему налогообложения (ОСН).

Какие налоговые последствия влекут указанные операции (налог на прибыль, НДС, НДФЛ)? Подлежит ли обложению выплачиваемый работнику за время прохождения военных сборов средний заработок страховыми взносами?

Рассмотрим эти вопросы.

Из п. 1 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – «Закон № 53-ФЗ») следует, что призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются частью воинской обязанности граждан Российской Федерации.

Читайте также:  В 2023 году в России увеличат максимальный размер выплат по больничным листам

Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе (п. 1 ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

В свою очередь ст. 170 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно пп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)) в рассматриваемой ситуации организации за счет средств федерального бюджета компенсируются, в том числе, расходы по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда).

Далее рассмотрим налоговые последствия указанных выплат и компенсаций, а также обязанности по обложению страховыми взносами.

Оплата расходов на проведение подобных мероприятий

Одна из статей, прописанная в положении, которая не может не интересовать тех, кому пришла повестка, связана с предстоящими расходами. Речь идет не только о затратах на дорогу или пропитание. Будучи отлученными от работы граждане теряют свой заработок, а оплачивать пустующее рабочее место никакой работодатель не будет. Закон не может заставить компанию или частное лицо взять на себя расходы. Вернее, он это сделать может, но реакция всех работодателей на такой шаг будет более чем предсказуемой.

Узнай: Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы

Единственно верный выход из сложившейся ситуации – государство должно компенсировать все убытки. Они состоят из затрат на дорогу, питание, командировочные и обмундирование. Кроме того, если семья военнослужащего лишится ежемесячного дохода, то это будет несправедливо.

Приказ об освобождении работника от работы на время призыва не имеет стандартной обязательной формы. Требования к его оформлению соответствуют общим правилам кадрового документооборота.

В тексте документа обязательно указываются:

  • основные реквизиты приказа организации;
  • основание освобождения работника от работы и реквизиты извещения комиссариата;
  • даты отсутствия работника на рабочем месте в соответствии с извещением;
  • порядок замещения работника на период отсутствия;
  • информация, сколько платят за военные сборы, то есть о сохранении среднего заработка;
  • подписи всех заинтересованных сторон и ответственных лиц.

ВАЖНО!

Если вызов совпадает с очередным отпуском работника, работник вправе его перенести (ст. 124 ТК РФ). Приказ из-за призыва на военные сборы в этом случае содержит сроки переноса отдыха. Сам период прохождения войдет в трудовой стаж для предоставления отпуска.

Кого и на сколько призовут на переподготовку

В правилах указано, что подготовка военнообязанного в запасе проводится не чаще 1 раза в 3 года, а максимальная продолжительность учений — 2 месяца. Всего за время пребывания в запасе гражданина разрешено призывать на сборы на период не более 12 месяцев. По закону, ответственность за организацию военных сборов несут военкоматы. Они составляют списки и планируют призыв.

Одновременно ограничен возраст граждан, для которых проводится подготовка:

  • солдат, матросов, мичманов, сержантов, старшин и прапорщиков в запасе, независимо, служили они или только окончили военную кафедру, призывают до 35-50 лет с учетом присвоенного разряда;
  • для младших офицеров подготовку проводят вплоть до 50-60 лет;
  • майоров, капитанов, подполковников и полковников в запасе в комиссариаты вправе вызвать вплоть до 65 лет;
  • высшим офицерам призыв возможен вплоть до 70 лет.

Есть и исключения: они перечислены в ст. 55 закона № 53-ФЗ. Среди них — женщины, сотрудники МВД, Росгвардии, МЧС, ФТС, ФСИН, летно-технический и плавающий составы, студенты, педагоги, многодетные отцы, парламентарии и главы регионов, некоторые иные лица.

Как оформить освобождение от работы на время переподготовки

Работодатель не вправе препятствовать участию работника в подготовке и обязан на какое-то время освободить его от работы. Для этого издают приказ освобождения работника от работы в связи с повесткой в военный комиссариат (см. ст. 170 Трудового кодекса РФ). Но предпринимать что-либо необходимо только после того, как у работодателя появится отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Этот документ:

  • принесет сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель вручает повестку сотруднику, оставив у себя извещение.

ВАЖНО!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *