Как рассчитать безопасный вычет по НДС за третий квартал 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать безопасный вычет по НДС за третий квартал 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы не попасть под контроль проверяющих, следите, чтобы доля вычетов в декларации по НДС не превышала предельного размера. Для каждого региона фискальная служба ежеквартально высчитывает безопасный налоговый вычет по НДС. Эта информация публикуется в открытых источниках — на государственных веб-сайтах.
Формула расчета безопасной доли вычетов
Как определить долю вычетов по НДС — формула окажет неоценимую помощь. Итак, выясним, как рассчитать долю вычетов по НДС по формуле.
Формула расчета безопасной доли вычетов по НДС:
ДВндс = (ВВ1 + ВВ2 + ВВ3 + ВВ4) / (Нндс1 + Нндс2 + Нндс3 + Нндс4) × 100%,
где:
ДВндс — доля вычета НДС в 1 квартале 2020 года (для примера возьмем налоговый период — 2 квартал 2021 года);
ВВ1, ВВ2, ВВ3, ВВ4 — налоговый вычет по НДС в 2021 году за 1 квартал, в 2020-м — за 2, 3 и 4 кварталы;
Нндс1, Нндс2, Нндс3, Нндс4 — начисленный НДС за 1 квартал 2021-го, за 2, 3 и 4 кварталы 2020 года.
Когда подойдет очередь сдавать декларацию за следующие периоды, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС по этой формуле? Пример — как считать долю вычета по НДС в 3 квартале 2021 года? Возьмите суммарные значения вычетов и начисленного налога из деклараций за первые два квартала 2021-го и последние два квартала 2020 года.
Перед тем как рассчитать безопасный вычет по НДС в декларации за 2021 год, кроме данных из деклараций за три квартала этого года, возьмите еще значения из годовой декларации за 2020 год.
Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС
Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.
Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.
Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.
Безопасная доля вычетов по НДС
Согласно письму ФНС от 17.07.2003 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов о легализации налоговой базы», налоговики вызовут на комиссию, если в течение нескольких кварталов, налогоплательщик заявлял к вычету более 89% налога исходящего. 89 % — это базовый показатель безопасной доли вычетов.То есть, если фирма заявила к вычету НДС выше ожидаемой налоговиками отметки, значит инспекторы обратят на нее более пристальное внимание.
Доля вычетов по НДС – инструмент, с помощью которого налоговики определяют какого налогоплательщика проверить в первую очередь.
Компании вправе сами решать брать во внимание данный показатель или нет. Поскольку за превышение данной нормы налоговых санкций не предусмотрено.
Безопасная доля вычетов по НДС
Согласно письму ФНС от 17.07.2003 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов о легализации налоговой базы», налоговики вызовут на комиссию, если в течение нескольких кварталов, налогоплательщик заявлял к вычету более 89% налога исходящего. 89 % – это базовый показатель безопасной доли вычетов.То есть, если фирма заявила к вычету НДС выше ожидаемой налоговиками отметки, значит инспекторы обратят на нее более пристальное внимание.
Доля вычетов по НДС – инструмент, с помощью которого налоговики определяют какого налогоплательщика проверить в первую очередь.
Компании вправе сами решать брать во внимание данный показатель или нет. Поскольку за превышение данной нормы налоговых санкций не предусмотрено.
Безопасная доля вычетов по регионам: Москва
Федеральный размер безопасной доли вычетов установлен в размере 89%. Это показатель, на который стоит равняться всем организациям. Однако для каждого региона установлен свой предел вычетов, который может быть больше или меньше федерального значения. Москва в этом плане ничем не отличается от других регионов.
Москва относится к Центральному федеральному округу. Показатели безопасной доли вычетов установлены отдельно для города и отдельно для Московской области. Показатель безопасной доли вычетов для Москвы не менялся по сравнению с 4 кварталом 2021 года и составляет на текущий момент 88,4%.
Рассмотрим пример. Размер начислений по НДС в организации города Москва составил 1500000 рублей, а вычеты составили 1400000 рублей. Доля вычетов по организации составила:
(1400000 / 1500000) * 100% = 93,3%
Это очень большой показатель, который превышает региональное значение. Бухгалтеру придется подумать, что можно сделать в этой ситуации.
Превышение безопасной доли
Когда доля вычетов превышает региональную и вы не готовы пояснять расхождения, вы вправе подать уточненную декларацию. Ее образец можете скачать в начале статьи. Вычеты можно перенести на более поздние кварталы или заявлять их частями. Проверьте право на перенос, так как не все вычеты можно отложить, вычет можно перенести на срок не более трех лет.
Если привести долю вычетов НДС к безопасному значению невозможно, будьте готовы пояснять инспекторам причину высокого удельного веса вычетов. Например, закупкой крупной партии товаров или ростом цен у поставщиков.
К пояснению приложите копии счетов-фактур с наибольшими суммами входного НДС, а также копии документов, которые подтвердят причину роста вычетов НДС. Например, новые договоры с поставщиками или арендодателями.
Сроки сдачи отчетности в ФНС и уплаты налогов за 2 квартал 2020 года
Сроки сдачи декларации по НДС и сроки уплаты НДС за 2 квартал 2020 г. Налоговую декларацию по НДС следует сдать в срок не позднее 25 июля 2020 года. Срок уплаты НДС за 2 квартал 2020 г.: 25 июля 2020 г., 27 августа 2018 г., 25 сентября 2020 г. (по 1/3 от суммы налога, начисленного за 2 квартал).
Сроки сдачи отчетности и уплаты по налогу на прибыль за 2 квартал 2020 г. Налоговая декларация по налогу на прибыль за 2 квартал 2020 года представляется не позднее 30 июля 2020 года. Срок уплаты налога на прибыль за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 июля 2020 года.
Сроки сдачи расчета по страховым взносам за 2 квартал 2018 г. Расчет по страховым взносам за 2 квартал 2020 года представляется в ФНС не позднее 30 июля 2018 года.
Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов при применении УСН за 2 квартал 2020 года. Организации и ИП, применяющие УСН, должны уплатить авансовый платеж по налогу не позднее 25 июля 2018 года. Предоставление квартальной отчетности по налогу при УСН не предусмотрено.
Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов при применении ЕНВД за 2 квартал 2020 г. Отправить декларацию по ЕНВД за 2 квартал 2020 г. необходимо не позднее 20 июля 2018 г. Оплатить налог ЕНВД за 2 квартал 2020 нужно не позднее 25 июля 2020 г.
Последние разъяснения Минфина по НДС
Чтобы верно заполнить декларацию, необходимо корректно посчитать как налоговую базу, так и сам НДС. Рассмотрим несколько разъяснений чиновников, вышедших во 2 квартале 2020 года, которые помогут вам в работе над отчетом:
- Если НДС не указан в договоре, но из него следует, что договорная цена указана без НДС, начислите налог сверх этой цены и предъявите покупателю. В ином случае — выделите НДС расчетным путем по ставке 18/118 или 10/110 (письмо Минфина от 20.04.2018 № 03-07-08/26658).
- Если вы решили списать ОС, не дожидаясь срока окончания амортизации (к примеру, по причине износа), то суммы НДС, принятые к вычету при приобретении ОС, можете не восстанавливать (письмо Минфина от 16.04.2018 № СД-4-3/).
- Если у вас отсутствует счет-фактура поставщика, но факт осуществления работ подтвержден судом, вычет НДС применить не получится: наличие правильно оформленного входящего счета-фактуры — обязательное условие для вычета НДС (письмо Минфина от 05.04.2018 № 03-07-11/22147).
Стала известна безопасная доля вычета НДС по регионам на 2 квартал 2021 года
Безопасная доля — это разница между суммой налога к уплате и вычетом по НДС. Основная проблема для налогоплательщика в том, что безопасная доля законом не установлена.
Заявить к вычету можно сумму даже больше НДС, но в таком случае налоговая может:
- направить требование о предоставлении пояснений и документов;
- вызвать на комиссию;
- включить в план выездных проверок.
Бояться этого не стоит. Но готовьтесь отстаивать свои права.
Важно! Внимание налоговой не сосредоточенно только на НДС. Инспекторы также смотрят на налоговую нагрузку, уровень заработной платы, рентабельность и так далее. Затем сравнивают со средними показателями в отрасли или регионе. Любое отклонение вызовет их интерес.
Если после сдачи декларации вы посчитали, что доля вычетов превышает среднюю региональную или 89 %, тогда есть два варианта действии:
У налогоплательщика всегда есть право подать уточненную декларацию. В ней заявите к вычету сумму меньше, чем в первичном отчете. Большую часть вычетов можно без проблем заявить в течение 3-х лет.
Важно! Убедитесь, что ваши вычеты можно перенести.
Определить фактически сложившуюся за квартал долю вычетов по НДС необходимо, чтобы понять, какие счета-фактуры нужно:
- отложить пока в сторону для использования в будущих периодах;
- использовать в уже наступившем периоде.
Руководство компании, которое отслеживает процесс формирования НДС, может поступить так:
- Распечатать декларацию по НДС по данным бухгалтерской программы.
- Из всей декларации для оценки ситуации нужно только 2 строчки. Вот как они выглядят:
Максимальные вычеты по НДС в конкретном регионе могут быть гораздо ниже федерального уровня. Однако, как показывает практика обслуживания наших клиентов, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков, если доля «входящих» вычетов по НДС превысит именно 89% от суммы налога, начисленного за год. Мы следим за тем, чтобы наши клиенты не приближались к критическим значениям и тем самым обеспечиваем соблюдение режима «невидимки» по региональным показателям для абсолютной надежности.
«Безопасная» доля вычетов по НДС
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Безопасная доля вычетов по НДС
Регион | Доля вычетов, % | Регион | Доля вычетов, % |
Алтайский край | 89,6% | Приморский край | 94,8% |
Амурская область | 116,8% | Псковская область | 89% |
Архангельская область | 88,5% | Республика Адыгея | 86,5% |
Астраханская область | 58,3% | Республика Алтай | 90,4% |
Белгородская область | 89,4% | Республика Башкортостан | 87,7% |
Брянская область | 92,3% | Республика Бурятия | 85,3% |
Владимирская область | 84,6% | Республика Дагестан | 87,2% |
Волгоградская область | 87% | Республика Ингушетия | 94% |
Вологодская область | 83,8% | Республика Калмыкия | 78,8% |
Воронежская область | 92,3% | Республика Карелия | 84,2% |
Город Москва | 88% | Республика Коми | 79,3% |
Город Санкт-Петербург | 90,2% | Республика Крым | 88,2% |
Город Севастополь | 82,4% | Республика Марий Эл | 90,4% |
Еврейская автономная область | 87% | Республика Мордовия | 89,6% |
Забайкальский край | 90,9% | Республика Северная Осетия — Алания | 88,2% |
Ивановская область | 92,6% | Республика Татарстан | 88,4% |
Иркутская область | 79,3% | Республика Тыва | 74,4% |
Кабардино-Балкарская Республика | 94% | Республика Хакасия | 89,9% |
Калининградская область | 65,8% | Республика Саха (Якутия) | 85% |
Калужская область | 86,6% | Ростовская область | 92,1% |
Камчатский край | 88,9% | Рязанская область | 85,2% |
Карачаево-Черкесская Республика | 93,7% | Самарская область | 84,6% |
Кемеровская область | 81,7% | Саратовская область | 85,5% |
Кировская область | 84,9% | Сахалинская область | 93,2% |
Костромская область | 84,1% | Свердловская область | 86,6% |
Краснодарский край | 89,5% | Смоленская область | 91,9% |
Красноярский край | 76,1% | Ставропольский край | 88,9% |
Курганская область | 87,5% | Тамбовская область | 95,2% |
Курская область | 88,3% | Тверская область | 88,6% |
Ленинградская область | 86,3% | Томская область | 74,3% |
Липецкая область | 88,9% | Тульская область | 91,6% |
Магаданская область | 99,9% | Тюменская область | 83,8% |
Московская область | 90,6% | Удмуртская Республика | 80,1% |
Мурманская область | 78,5% | Ульяновская область | 91,1% |
Ненецкий автономный округ | 116% | Хабаровский край | 88% |
Нижегородская область | 87,4% | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 61,9% |
Новгородская область | 87,4% | Челябинская область | 87,5% |
Новосибирская область | 89,1% | Чеченская Республика | 103,3% |
Омская область | 82% | Чувашская Республика | 83,2% |
Оренбургская область | 71,4% | Чукотский автономный округ | 95,8% |
Орловская область | 92,9% | Ямало-Ненецкий автономный округ | 97,6% |
Пензенская область | 90,1% | Ярославская область | 85,8% |
Пермский край | 79,3% |
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах
Помимо общей цифры в 89% по РФ, налоговики рассчитывают предъявленную долю вычетов в разрезе каждого отдельного субъекта РФ.Для этого данные о сумме исчисленного налога и величине заявленного НДС к вычету сводятся в единый отчет 1-НДС на основании деклараций, сданных в конкретном регионе. На основании данной формы можно рассчитать безопасную долю вычетов в интересующем регионе самостоятельно. Для этого используется формула:
Дв = Нв ÷ Нр × 100, где
Дв – % вычетов;
Нв – налог, предъявленныйк вычету;
Нр – налог с реализации.
По состоянию на 01.02.2016 г. необходимо ориентироваться на значения, указанные в таблице (нажмите для раскрытия)
Как видно из таблицы в некоторых субъектах РФ (Ненецкий АО или респ. Калмыкия) налоговики лояльно отнесутся даже к возмещению НДС из бюджета.
Например, компания находится в Орловской обл. За налоговый период собралось 354 000 руб. входного НДС и 387 000 руб. – исходящего. Доля вычетов составляет 91,47%. Показатель превышает общую норму по РФ, но проверяющие не вызовут на комиссию, так как на уровне субъекта установлена норма в 92.2%.
Безопасная доля вычетов по НДС в 2021 году
Определить фактически сложившуюся за квартал долю вычетов по НДС необходимо, чтобы понять, какие счета-фактуры нужно:
- отложить пока в сторону для использования в будущих периодах;
- использовать в уже наступившем периоде.
Руководство компании, которое отслеживает процесс формирования НДС, может поступить так:
- Распечатать декларацию по НДС по данным бухгалтерской программы.
- Из всей декларации для оценки ситуации нужно только 2 строчки. Вот как они выглядят:
Максимальные вычеты по НДС в конкретном регионе могут быть гораздо ниже федерального уровня. Однако, как показывает практика обслуживания наших клиентов, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков, если доля «входящих» вычетов по НДС превысит именно 89% от суммы налога, начисленного за год. Мы следим за тем, чтобы наши клиенты не приближались к критическим значениям и тем самым обеспечиваем соблюдение режима «невидимки» по региональным показателям для абсолютной надежности.
Пример
Воронежская фирма предварительно сформировала декларацию со следующими показателями (для наглядности используем самые простые цифры): Код стр. 190 – 115 тыс. руб. Код стр. 118 – 120 тыс. руб. Рассчитаем долю вычетов: 115 тыс. руб. / 120 тыс. руб. х 100% = 95,8%.
Полученный показатель выше не только федерального уровня (89%), но и уровня по Воронежской области (92,5%). Соответственно, из книги покупок необходимо убрать счета-фактуры на сумму, в процентном соотношении составляющую 3,3% от НДС, исчисленного по коду строки 118 Декларации (95,8% — 92,5%). Указанные 3,3% исчисляем от 115 тыс. руб. и получаем 3 795 руб. Если фирма работает только с 20% НДС, то общая сумма отложенных счетов-фактур составит 22 770 руб. (3 795 руб. / 20% х 120%).
Политика «невидимки» спасает компанию не только от налоговиков, но и от банков. Ведь они с недавнего времени следят за налоговой нагрузкой клиентов еще более рьяно, чем налоговые инспекции.
Как банки выявляют схемы уклонения от НДС
В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.
Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.
Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.
Ставка 10% применяется при реализации:
- продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
- товаров для детей;
- периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
- услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.
Безопасная доля вычетов по НДС за 4 квартал 2020
Сумма НДС, исчисленная при приобретении товаров, называется налоговым вычетом или «входным» НДС. На данную сумму уменьшается НДС от реализации и если «входной» НДС больше НДС от реализации разница подлежит возмещению из бюджета (НДС к возмещению).
Например, было продано товаров на общую сумму 120 тыс. руб. (в том числе НДС от реализации — 20 тыс. руб.), а приобретено на сумму 240 тыс. руб. (в том числе налоговый вычет — 40 тыс. руб.). Итого сумма НДС к возмещению составит 20 тыс. руб. (40 тыс. руб. – 20 тыс. руб.).
Так как налог уплачивается с вырученной от продажи суммы, то и обязанность по его уплате возникает с самого момента продажи. Это может быть как выгрузка, так и непосредственная уплата денег за предоставленный товар.
Причем, уплата налога происходит в несколько этапов:
- при покупке предприятием у другой организации сырья для изготовления товаров, оно уплачивает НДС, которая включена в его стоимость;
- при определении себестоимости товаров добавляется стоимость НДС, но в этом случае она вписывается в налоговый кредит;
- при формировании окончательной стоимости товара в нее закладывается и размер НДС, который потом придется уплачивать покупателям.
Возврат НДС происходит по такой схеме:
- Нужно подать налоговую декларацию, где будет указан размер НДС к возврату. На протяжении трех месяцев налоговая инспекция проведет камеральную проверку. В ее ходе сотрудники налоговой могут потребовать документы, подтверждающие право на вычеты из налогов. Если никакие нарушения в ходе инспекции выявлены не были, то будет вынесено положительное решение. Если же нарушения все-таки существуют, то нужно проделать дальнейшие шаги.
- После выявления нарушений сотрудники налогового органа должны составить акт проверки, где обязательно должны быть указаны выявленные нарушения.
- Налогоплательщик может в письменной форме выразить свое несогласие с найденными нарушениями. На это законодательство выделяет не больше 1 месяца с дня получения акта.
- Налоговые органы составляют акт о привлечении плательщика налога к ответственности или же отказе от этого. После получения возражений у налоговой инспекции есть 10 дней на принятие решения. Налогоплательщик должен быть уведомлен об этом на протяжении пяти рабочих дней.
Нормативная база, при помощи которой регулируется вопрос начисления и возврата НДС включает в себя такие законодательные акты:
- глава 21 Налогового кодекса РФ;
- Постановление Правительства, которое выдано под номером 1137, и в котором говорится о нормах заполнения документов, необходимых для уплаты налога;
- Таможенный кодекс ТС.
Также сюда можно отнести соглашение, подписанное членами Таможенного союза о таможенной стоимости товаров, которые перевозятся через границы стран.
«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).
В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:
- компании;
- ИП;
- лиц, перевозящих товары через таможенную границу.
Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.
Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками).
Исключением являются компании, которые:
- продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:
- если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
- если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).
При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).
Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).
После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.
- обычный – его используют организации, не имеющие права на ускоренный возврат денег путем подачи заявления в налоговую службу;
- заявительный – пользоваться этим способом имеют право отдельные налогоплательщики, выполняющие определенные требования.
Отличие между этими способами проявляется в сроках возвращения налога – обычный способ предполагает, что налог будет возвращен после проведения камеральной проверки компании налоговой инспекцией, а заявительный – до начала проверки.
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах Российской Федерации на I квартал 2021 года
Регион | Доля, % | |
01 | Адыгея республика | 85,8 |
02 | Башкортостан республика | 88,1 |
03 | Бурятия республика | 80,1 |
04 | Алтай республика | 92,2 |
05 | Дагестан республика | 86,4 |
06 | Ингушетия республика | 98,2 |
07 | Кабардино-Балкарская республика | 94,4 |
08 | Калмыкия республика | 74,7 |
09 | Карачаево-Черкесская республика | 95,1 |
10 | Карелия республика | 86,1 |
11 | Коми республика | 81,2 |
12 | Марий Эл республика | 92,4 |
13 | Мордовия республика | 88,5 |
14 | Саха /Якутия/ республика | 88,1 |
15 | Северная Осетия — Алания республика | 86,7 |
16 | Татарстан республика | 88,4 |
17 | Тыва республика | 78,4 |
18 | Удмуртская республика | 81,0 |
19 | Хакасия республика | 92,8 |
20 | Чеченская республика | 102,0 |
21 | Чувашская Республика — Чувашия | 82,2 |
22 | Алтайский край | 89,7 |
23 | Краснодарский край | 89,4 |
24 | Красноярский край | 78,4 |
25 | Приморский край | 95,9 |
26 | Ставропольский край | 90,4 |
27 | Хабаровский край | 87,9 |
28 | Амурская область | 113,4 |
29 | Архангельская область | 84,9 |
30 | Астраханская область | 55,7 |
31 | Белгородская область | 90,7 |
32 | Брянская область | 95,2 |
33 | Владимирская область | 83,7 |
34 | Волгоградская область | 87,3 |
35 | Вологодская область | 84,8 |
36 | Воронежская область | 92,3 |
37 | Ивановская область | 93,8 |
38 | Иркутская область | 80,4 |
39 | Калининградская область | 67,7 |
40 | Калужская область | 88,2 |
41 | Камчатский край | 90,9 |
42 | Кемеровская область | 84,1 |
43 | Кировская область | 86,7 |
44 | Костромская область | 85,1 |
45 | Курганская область | 88,8 |
46 | Курская область | 89,1 |
47 | Ленинградская область | 85,1 |
48 | Липецкая область | 91,4 |
49 | Магаданская область | 99,7 |
50 | Московская область | 90,1 |
51 | Мурманская область | 79,9 |
52 | Нижегородская область | 88,0 |
53 | Новгородская область | 84,5 |
54 | Новосибирская область | 90,0 |
55 | Омская область | 85,1 |
56 | Оренбургская область | 74,5 |
57 | Орловская область | 92,3 |
58 | Пензенская область | 89,6 |
59 | Пермский край | 79,4 |
60 | Псковская область | 90,6 |
61 | Ростовская область | 91,6 |
62 | Рязанская область | 86,9 |
63 | Самарская область | 86,0 |
64 | Саратовская область | 85,5 |
65 | Сахалинская область | 86,6 |
66 | Свердловская область | 87,4 |
67 | Смоленская область | 91,6 |
68 | Тамбовская область | 96,7 |
69 | Тверская область | 88,7 |
70 | Томская область | 74,2 |
71 | Тульская область | 93,3 |
72 | Тюменская область | 85,9 |
73 | Ульяновская область | 90,8 |
74 | Челябинская область | 88,6 |
75 | Забайкальский край | 91,2 |
76 | Ярославская область | 85,6 |
77 | Москва город | 89,0 |
78 | Санкт-Петербург город | 90,4 |
79 | Еврейская автономная область | 90,6 |
83 | Ненецкий автономный округ | 125,7 |
86 | Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра автономный округ | 63,0 |
87 | Чукотский автономный округ | 90,9 |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 71,0 |
91 | Крым республика | 87,8 |
92 | Севастополь город | 81,4 |
99 | Байконур город | 50,9 |