Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего
С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.
Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.
Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.
Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.
Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.
Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
Необходимость контроля за деятельностью государственных служащих
Государственный гражданский служащий или должностное лицо государства в своей деятельности реализуют не личную волю, а волю народа, государства. Поэтому сложнейшей проблемой является согласование индивидуальных особенностей конкретного человека с целями и задачами, возложенными на него обществом и государством в виде его должности, его обязанностями и правами. Качество механизма контроля общества над своим порученцем-чиновником отражает уровень демократичности общества, так как демократизм заключается именно в степени участия граждан в делах своего государства.
Государственная служба — это служба общественная, публичная, поэтому она не может быть изъята из-под контроля общества на всех этапах ее прохождения. Очевидно, что конечной (или изначальной) инстанцией такого контроля является государственно организованный народ.
Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.
На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:
-
Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.
-
Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
Срок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих
Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:
- Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
- Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
- Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
- Определение виновности лица.
- Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.
К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.
ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.
Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:
- Причину осуществления расследования.
- Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
- Полномочия комиссии.
- Сроки, отведенные на проверку.
- Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.
Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.
Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.
ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.
Преступная халатность может выражаться как в действии, так и в бездействии. Положения вышеописанной статьи следует рассмотреть на примерах.
Пример 1. ФИО 1 работал оператором башенного крана на объекте строительства многоэтажного дома. Проработав в своей смене первые 5 часов, ФИО 1 решил устроить себе «тихий час» и отдохнуть в свой обеденный перерыв прямо в кабине башенного крана. Во время сна рука ФИО 1 соскользнула с подлокотника водительского кресла и задела рычаг. В результате данных действий стрела крана пробила крышу новостройки, что привело к причинению ущерба застройщику в размере 4000000 рублей.
Пример 2. Сотрудник коммунальной службы А. был уполномочен вместе со своими коллегами на осуществление деятельности по удалению с козырька крыши многоквартирного дома сосулек, габариты которых приняли угрожающие размеры. Гражданин А. был выбран в качестве бригадира и поставил свою подпись в журнале по ознакомлению с техникой безопасности. Прибыв на место, сотрудник А. не потрудился выставить ограждение, предположив, что в такое раннее время (05:00) никого под крышей не будет. В момент, когда бригада А. начала сбивать льдины, прямо в месте поражения от падающих льдин припарковал свой автомобиль директор одного местного коммерческого учреждения. В результате халатного отношения А. сбитые льдины повредили автомобиль, а ремонт был оценён в 10000000 рублей.
Пример 3. К сожалению, пример, который будет описан ниже, встречается повсеместно, и жертвами подобной халатности становятся сотни людей.
Супружеская молодая пара на почве большого количества выпитого алкоголя решила выяснить отношения кулаками. Соседка спорщиков по лестничной клетке, слыша крики женщины, позвонила в полицию с заявлением о том, что жизни женщины может угрожать опасность. Дежурный сотрудник, принявший вызов на заявление гражданки, в силу своей человеческой лени ответил, что пока не случится ничего серьёзного, никто выезжать не будет. Через 20 минут женщина снова позвонила в полицию, говоря о том, что вместо криков слышит стоны, которые похожи на предсмертные, но ответ был тот же, что и при первом обращении. В результате события приняли совсем плохой оборот, и супруг в порыве злости нанёс своей жене 3 колотые раны ножом, в результате которых наступила смерть.
Подобное отношение приобрело массовый характер не только у сотрудников правоохранительных органов, но также и у медицинских работников. Итак, приведённые примеры несут в себе все 3 характерных признака, которые были описаны выше. Характерные признаки халатной преступности из примера № 3:
- Объективность — бездействие сотрудника полиции привело к смерти человека, так как в его силах было предотвратить произошедшее, достаточно было исполнить лишь свои прямые обязанности.
- Субъективность — определено конкретное лицо — это дежурный сотрудник, принявший звонок.
- Ущербность — проявилось в смерти женщины.
Кому положена индексация
Чтобы разобраться в том, кому именно должны прибавить зарплату в следующем году, стоит уточнить, что в России к бюджетникам относят педагогический и медицинский персонал, чиновников, госслужащих, работников социальной сферы, персонал муниципальных и государственных учреждений культуры и спорта, служащих силовых ведомств и, конечно, работников администраций и органов власти, не отнесённых к категории государственных или муниципальных служащих, и некоторых других работников.
При этом зарплаты силовиков и госслужащих регулируются в том числе и отдельным законодательством, поэтому для них реальная прибавка может быть больше, чем у тех, кто получает оплату труда из бюджета.
Например, в бюджете на 2023−2025 годы предусмотрена индексация с 1 октября 2023-го денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 10,5%. А ещё существенный процент надбавок составляют доплаты за чины, звания, ранги и т. д., но это касается только тех, кому они положены.
Повышение выплат медицинским работникам анонсировала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, которая заявила, что с 2023 года врачи центральных, а также районных больниц будут получать ежемесячную надбавку в размере 18 500 рублей; сотрудники первичного звена получат надбавку в размере 14 500 рублей, а медики скорой помощи — 11 500 рублей.
Фельдшеры скорой, принимающие вызовы, получат ежемесячную доплату в 4500 рублей.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году
У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:
- В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
- В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
- В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.
Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.
Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.
Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
Состав преступления описан в Уголовном кодексе в ст.293. В законе описывается как базовый уровень халатности, так и квалифицирующие признаки, усиливающие наказание.
Уголовное наказание следует за халатное отношение к работе со следующими последствиями и при перечисленных обстоятельствах:
- приведшее к крупному материальному ущербу или значительно нарушающее права и законные интересы граждан или организаций или законные интересы государства и общества (ч.1);
- приведшее к материальному ущербу в особо крупном размере (ч.1 п.1);
- причинившее неумышленный тяжкий вред здоровью человека или приведшее к смерти (ч.2);
- повлекшее смерть двух и более лиц по неосторожности (ч.3).
Форма вины зафиксирована в законе только для квалифицированных составов и определяет ее как неосторожность, т.е. ситуацию, когда преступник должен был понимать опасность своего поведения и оценивать его последствия, но не желал их наступления.
Уголовная ответственность за халатность
В отличие от КоАП РФ, УК РФ содержит конкретный состав за халатность, заключающийся в том, что должностное лиц не исполняло или не так как надо исполняло свои обязанности. Не исполнять свои обязанности лицо может из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе. Уголовная ответственность в данном случае, когда наступает? Когда такая халатность привела к причинению крупного ущерба или существенно нарушила права и законные интересы граждан и организаций.
Под крупным ущербом в статье понимается сумма, которая не превышает 1 млн. 500 тыс. р., если действия или бездействие должностного лица не привели к такому ущербу, а также к более тяжким последствиям, то можно считать, что ему повезло.
- Если рассматривать составы статьи 293 УК РФ, то санкция части 1 предусматривает подсудимому наказание в виде штрафа до 120 тыс.р. или в размере его зарплаты за период до 1 года. Либо лицу могут быть назначены обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные — до 1 года, или же арест до 3-х месяцев.
- Если халатность лица причинила особо крупный ущерб (превышает 7 млн. 500 тыс. р.), то ему грозит штраф в размере от 200 тыс.р. до 500 тыс.р. или в размере зарплаты от 1 года до 3-х лет, при этом он может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет. Могут быть назначены обязательные работы сроком до 480 часов, либо исправительные – на срок до 3-х лет, или может быть назначен арест на срок до 6 месяцев.
- Если халатность причинила тяжкий вред здоровью или смерть человека, то лицу грозит наказание в виде исправительных работ на срок до 5-ти лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, или лишение свободы сроком до 5-ти лет и также может быть назначено лишение права на занятие должностей или определенной деятельностью сроком до 3-х лет.
В ситуации, когда из-за халатности погибло 2 и более человек, лицу грозят те же виды наказания, какие указаны в предыдущем абзаце, за тем лишь исключением, что лишение свободы может быть назначено до 7 лет.
ВНИМАНИЕ: смотрите видео о защите прав обвиняемого адвокатом и подписывайтесь на наш канал YouTube, вам станет доступна бесплатная юридическая помощь адвоката через комментарии к видеоролику.
Надбавки за особые условия
Обещанное повышение зарплаты госслужащим будет еще более ощутимым в 2023 году, если учесть, что сотрудникам федерального аппарата полагаются доплаты за особые условия:
Размер доплаты | Группа должностной гражданской службы |
до 20% оклада | младшая группа |
20-30% оклада | старшая группа |
30-40% оклада | ведущая группа |
40-50% оклада | главная группа |
50-70% оклада | высшая группа |
Как уйти от уголовной ответственности?
Применительно к налоговым преступлениям специальным основанием для прекращения уголовного дела является правило, предусмотренное ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ, по которому прекращение налогового расследования, прежде всего, связано с возмещением ущерба, причиненного бюджету неуплатой налогов, и включает необходимость уплаты трех составляющих: недоимки, пеней и штрафов.
При этом необходимо знать, что в глазах следователя даже рубль непогашенной недоимки является препятствием для прекращения уголовного дела.
Но помимо возмещения ущерба для прекращения уголовного дела необходимо подтвердить, что преступление было совершено впервые, а также получить согласие подозреваемого или обвиняемого на прекращение уголовного преследования по данному основанию.
Вопрос о том, кого считать впервые совершившим преступление, разрешен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 (ред. от 29.11.2016) «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления», согласно которым лицо признается впервые совершившим налоговое преступление, если оно не имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается.
Казалось бы, данная норма не должна вызывать каких-либо сложностей в применении, но и здесь не обошлось без проблем, вызванных неоднозначным пониманием закона.
Например, при принятии решений о прекращении уголовных дел, часто следователи не выясняют, привлекался ли к уголовной ответственности руководитель организации-налогоплательщика или нет. Так, отсутствие сведений о судимости подозреваемого или обвиняемого является крайне распространённым основанием для отмены решений о прекращении органами прокуратуры.
Признание решения о прекращении незаконным также возможно, если в деле отсутствуют информация из налогового органа, подтверждающая факт погашения ущерба.
В связи с этим также необходимо отметить, что ранее на практике возникали сложности при погашении недоимки третьими лицами. Сегодня этот пробел устранен п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления». Так, в настоящее время, возмещение ущерба возможно не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе или с его согласия другими лицами.
Но чаще всего сложности в применении ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ возникают при прекращении уголовных дел, возбужденных исключительно на основании материалов оперативно-розыскной деятельности, то есть в тех случаях, когда налоговая проверка не проводились, либо не были завершены к моменту принятия окончательного процессуального решения.
Например, в некоторых регионах сформировалась практика обязательного проведения выездной налоговой проверки по таким материалам, с целью вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым устанавливаются суммы пеней и штрафов.
Говоря о прекращении налогового расследования в связи с возмещением ущерба, необходимо рассмотреть те случаи, когда налоговая недоимка была погашена еще до возбуждения уголовного дела.
В данном вопросе длительное время Следственный комитет и Генеральная прокуратура придерживались различных точек зрения. Так, надзорное ведомство в отличии от следствия считало, что в подобных случаях необходимо отказывать в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, то есть в связи с отсутствием события или состава налогового преступления.
В свою очередь, Следственный комитет обосновывал свою позицию тем, что принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующему основанию несмотря на выявление факта преступления препятствует надлежащему формированию статистики преступлений, а также исключает возможность учета возмещенного государству ущерба.
Точку в данном вопросе поставил Конституционный Суд в своем Определении от 28.11.2019 № 3265-О, в котором признал возможным возбуждать уголовные дела в тех случаях, когда налогоплательщиком ущерб погашен.
Срок давности касательно уголовных правонарушений – это временной промежуток, по завершении которого нельзя привлечь нарушителя к ответственности за преступление. Окончание срока является вполне законным основанием для отказа органами в возбуждении уголовного дела, а также для освобождения преступника от уголовной ответственности. Однако следует помнить о существовании условия, наличие которого позволяет предписанию закона реализоваться. Помимо завершения срока, определенного законом, нарушитель не должен предпринимать любых попыток уклониться от следственных действий или от разбирательства в судебном порядке. В связи с этим понятие «уклонение» требует дополнительного толкования.
Важно! Уклонение от следствия – намеренные действия правонарушителя, то есть можно говорить об уклонении, если данное лицо знало о наличии преследования, ведении оперативно-розыскных работ. Согласно комментариям к УК, объявление человека в розыск не является основанием полагать, что он уклоняется от следствия.
Формы проявления уклонения от следствия, суда:
- побег из-под стражи;
- нарушение подписки о невыезде;
- преступник скрывается от сл��дствия.
Исчисление рассматриваемого периода зависит от тяжести преступления, поэтому статья, разделяющая преступления на категории по степени тяжести, неразрывно связана с порядком исчисления сроков.
В данной таблице можно узнать, в течение какого периода возможно привлечение виновного гражданина к ответственности, а также когда правонарушитель освобождается от преследования и наказания за совершение преступлений.
Категория преступного деяния (степень тяжести) | Максимальная мера наказания, предусмотренная статьей (в количестве лет, на протяжении которых нарушителя лишают свободы) | Срок давности (в количестве лет после совершения правонарушения) | Примечания |
Небольшой тяжести | Не более 3 | 2 | |
Средней | Не выше пяти | 6 | |
Тяжкое преступление | Не больше 10 | 10 | |
Особо тяжкое преступное деяние | Свыше 10 | 15 | Судья вправе не освобождать преступника от уголовной ответственности, если статьей предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или же высшая мера (смертная казнь) |
Моментом, с которого начинается отсчет рассматриваемого периода, является 00.00 часов того дня, который следует за днем совершения правонарушения. Если закон нарушен 14 октября в 13.00, отсчет срока давности начнется 15 октября в 00.00. Окончание периода – дата вынесения приговора суда.
Для каждого нового преступления, совершенного одним и тем же гражданином, предусмотрен отдельный срок давности. Если при совершении второго преступления срок давности по первому уже истек, классифицировать новое деяние как множественное нельзя. В таких случаях требуется предварительная юридическая консультация, если Вы хотите реализации защиты своих прав.
В указанной статье зафиксированы основания, согласно которым может быть возбуждено уголовное дело, но при условии, что пострадавший подал заявление. Такое обращение может быть представлено лишь в рамках разрешенного законом срока давности по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».