Расчет платы за электроэнергию при отсутствии счетчика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за электроэнергию при отсутствии счетчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда у потребителя установлен электросчетчик, то вопросов о том, как начисляется плата, не возникает. Просто количество потраченных кВт час (согласно показаниям электросчетчика) следует умножить на тот тариф, который установлен в регионе. Полученный результат — это и будет та сумма, которую нужно внести в счет оплаты электроэнергии.
Электросчетчик неисправен: как рассчитать размер месячной платы?
Если по каким-то причинам ваш счетчик неисправен (истек срок поверки, прибор разбит в ходе ремонта, перестал работать по другим причинам либо просто украден) либо признан таковым в ходе осмотра представителем энергосбытовой компании, важно знать, как начисляется плата за свет в этом случае.
Согласно п.59 Правил первое, что определяется – это момент наступления события (с какого времени электросчетчик признается неисправным/утраченным).
Таким моментом может быть:
- дата обращения абонента в энергосбытовую компанию с заявлением о неисправности/краже прибора учета электричества;
- дата составления акта по поводу неисправности электросчетчика, который оформляется сотрудником энергосбытовой компании в ходе проверки;
- дата истечения межповерочного периода электросчетчика.
Если же нет возможности определить точную дату, то в качестве «точки отсчета» берется платежный период/месяц, в котором «событие» случилось.
С этого момента пользователь будет переведен на оплату за электричество по среднемесячному потреблению (рассчитывается исходя из последних 6-ти месяцев). При этом, по среднемесячному платежи будут начислять абоненту лишь 3 месяца, а затем он будет переведен на платежи по нормативу, что существенно дороже. Чтобы сократить затраты, следует устанавливать новый прибор учета электричества оперативно.
Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:
- Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.
- Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:
- не установлен индивидуальный прибор учета;
- показания счетчика переданы позднее установленного срока;
- счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.
- Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.
- Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.
Как рассчитать электроэнергию по нормативу без счетчика в 2021 году
Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:
S = K × N × T, где
- S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
- K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
- N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
- T – тариф за 1 кВт/час.
Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.
Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:
- бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
- энергосберегающие и светодиодные лампы;
- электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
- кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
- холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.
Какие можно провести коммуникации?
В вопросе проведения системы коммуникаций, для нежилых помещений нет никаких исключений. Вы можете провести газ, электричество и воду. Также, можно полностью обеспечить данное помещение теплоснабжением. Законодательство РФ не ставит запретов на поставку определенных коммунальных услуг в нежилые объекты недвижимости, вне зависимости от того, для каких целей они предназначены.
Согласно 4 пункту, второй главы Постановления российского правительства «О предоставлении коммунальных услуг», для владельца нежилого помещения доступна возможность проведения:
- Холодной и горячей воды.
- Отведения воды.
- Электричества.
- Газа (включая газ в баллонах).
- Отопления (включая отопление при помощи твердых видов топлива).
- Отведение твердых коммунальных отходов.
Счетчик есть, но расчет ведется по нормативам
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Размер потребления электричества по регионам
Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.
Наименование населенного пункта | Норма расхода, кВт | |
газовая плита | электроплита | |
Санкт-Петербург | 78 | 111 |
Забайкалье | 65 | 96 |
Новосибирск | 156 | 213 |
Владимирская область | 50 | 90 |
Пермь | 185 | 263 |
Ростовская область | 96 | 156 |
Средние данные о потреблении бытовых электроприборов
Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.
Наименование бытового электроприбора | Расход электричества, кВт/час |
Холодильник | 30-40 |
Компьютер | 30 и выше |
Телевизор | от 7,5 |
Стиральная машина | 25 и выше |
Пылесос | 4 |
Утюг | 15 |
Фен | 12,5 |
Электрочайник | 10 |
Освещение комнат | 90 |
Посудомоечная машина | 24 |
Микроволновая печь | 5 |
🤔 Почему теперь электросчетчики не принадлежат гражданам
Почему же теперь счетчики перешли в собственность гарантирующих поставщиков (энергосбытов)? Объяснение очень простое, а точнее есть 3 особенности.
👉 Во-первых, «умные» счетчики довольно дорогие — цена может доходить до десятков тысяч рублей за счетчик. И не все граждане смогут «потянуть» такие расходы. А гарантирующие поставщики — смогут.
👉 Во-вторых, для создания единой системы коммерческого учета (автоматизированной системы снятия показаний) необходимо применять счетчики одного типа, а при выходе из строя необходимо их оперативно заменять. Это легче сделать крупной компании, какими являются гарантирующие поставщики (энергосбыты).
👉 В-третьих, такие системы коммерческого учета необходимо регулярно обслуживать. Это опять же легче сделать в рамках крупной компании. И это — далеко не полный перечень причин, по которым счетчики «отошли» энергосбытам.
На чем основан норматив
И владельцы частного сектора, и жильцы многоквартирных домов вправе перейти на плату за электроэнергию без счетчика. При составлении договора на потребительские услуги производится расчет в индивидуальном порядке.
Обратите внимание! В каждом регионе страны действуют свои нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика.
При их составлении по внимание берутся такие факторы:
- климатические особенности региона;
- местность, где находится строение (город или село);
- амортизационные особенности здания;
- общая площадь, принадлежащая абоненту;
- усредненный уровень доходов населения в регионе;
- количество прописанных на конкретной площади жильцов (независимо от факта проживания).
В таблице ниже представлены для сравнения нормативы некоторых регионов России. Показатели меняются в зависимости от потребительских условий.
Нормативный показатель потребления э/э на 1 человека, кВтч/м
Условия | Москва | Санкт-Петербург | Челябинск |
---|---|---|---|
В квартире установлена газовая плита (с проживанием 1 человека) | 50 | 78 | 100 |
При наличии газовой плиты в квартире, где проживает семья | 45 | 48 | 90 |
1 жилец с электрической плитой | 80 | 111 | 180 |
Семья в квартире с электроплитой | 70 | 63 | 130 |
Тарифы в Москве для квартир и домов с газовыми плитами
01.01.2022 30.06.2022 | 01.07.2022 30.11.2022 | 01.12.2022 31.12.2022 | |
Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа | 5,92 | 6,17 | 6,43 |
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
2,48 | 2,69 | 2,98 |
дневная зона Т1 (7.00-23.00) |
6,81 | 7,10 | 7,85 |
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
2,48 | 2,69 | 2,98 |
полупиковая зона Т3 (10.00-17.00; 21.00-23.00) |
5,92 | 6,17 | 6,43 |
пиковая зона Т1 (7.00-10.00; 17.00-21.00) |
7,10 | 7,40 | 9,35 |
Тарифы в Москве для квартир и домов без электроплит с электроотопительными установками
01.01.2022 30.06.2022 | 01.07.2022 30.11.2022 | 01.12.2022 31.12.2022 | |
Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа | 5,15 | 5,43 | 5,66 |
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
1,74 | 1,88 | 2,62 |
дневная зона Т1 (7.00-23.00) |
5,92 | 6,24 | 6,91 |
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
1,74 | 1,88 | 2,62 |
полупиковая зона Т3 (10.00-17.00; 21.00-23.00) |
5,15 | 5,43 | 5,66 |
пиковая зона Т1 (7.00-10.00; 17.00-21.00) |
6,18 | 6,52 | 8,23 |
Тарифы в Московской области для квартир и домов с газовыми плитами
01.01.2022 30.06.2022 | 01.07.2022 30.11.2022 | 01.12.2022 31.12.2022 | |
Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа | 5,93 | 6,17 | 6,73 |
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
2,65 | 2,82 | 3,24 |
дневная зона Т1 (7.00-23.00) |
6,82 | 7,10 | 8,21 |
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | |||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
2,65 | 2,82 | 3,24 |
полупиковая зона Т3 (10.00-17.00; 21.00-23.00) |
5,93 | 6,17 | 6,73 |
пиковая зона Т1 (7.00-10.00; 17.00-21.00) |
7,71 | 8,03 | 8,76 |
1. Для основной массы потребителей, а именно физических лиц до 15 кВт. и юридических лиц до 150 кВт, подключающихся по уровню напряжения 0.4 кВ, акт о технологическом присоединении заменили на Уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям.
Раньше по завершении процедуры технологического присоединения к электрическим сетям всем выдавали Акт о технологическом присоединении. Для вышеобозначенной категории потребителей этот акт со временем стал носить уведомительный характер. Таким образом, замена Акта на Уведомление в отношении этих категорий потребителей видится весьма логичной.
2. Сетевая организация обязана выполнить технологическое присоединение в отношении любого обратившегося к ней лица при условии соблюдения им Правил технологического присоединения.
Ранее энергетики обязаны были выполнить техприсоединение при соблюдении правил технологического присоединения и технической возможности осуществления техприсоединения. Ведь раньше сетевые организации не могли брать с потребителей денежные средства на “расшивку” (модернизацию) существующих сетей, а сегодня могут. Так что даже если возможности подключения нет, можно за счет потребителей модернизировать сети и эта возможность появится. Если, конечно, потребитель готов будет за нее заплатить.
3. Физлицам до 150 кВт больше не требуется разрешение органа федерального государственного энергетического надзора.
Ранее получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии не требовалось для физлиц до 15 кВт и юридических лиц до 150 кВт. Про “физиков” от 15 до 150 кВт, вероятно, не особо задумывались и они формально должны были указанное разрешения получать. При этом, что указанное разрешение актуально только для крупных производственных объектов, но никак не для коттеджей. С той поры многое изменилось и законодательство требовало обновления. Теперь этот досадный пробел, к облегчению многих, устранен, и физические лица, подключающиеся до 150 кВт, тоже попадают в исключения.
4. При подаче заявления на технологическое присоединение от юридических лиц, в обязательном порядке требуется указывать ИНН и ОГРН.
Физических лиц изменения также не обошли стороной, им требуется указывать СНИЛС и номер мобильного телефона.
5. Уточнили от каких объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций нужно считать расстояние до границы участка.
Для заявителей, указывающих в заявке класс напряжения до 1000 В под наименьшим расстоянием понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ. Раньше было много споров, в том числе судебных, когда сетевая организация измеряла расстоянии только от указанного уровня напряжения. Сейчас же фактически расстояние измеряется от любого низковольтного оборудования сетевой организации.
6. Ввели рассрочку на оплату технологического присоединения
Для физических лиц, подключающихся до 15 кВт и юридических лиц до 150 кВт, теперь может применяться рассрочка на оплату технологического присоединения. С учетом того, что стоимость технологического присоединения с 1 июля выросла многократно, рассрочка выглядит неплохим шагом навстречу потребителю.
Но и здесь не без ложки дегтя. За предоставление рассрочки заявитель должен выплачивать проценты, которые начисляются на остаток задолженности и подлежат оплате одновременно с очередным платежом. Размер процентов (в процентах годовых) за каждый день рассрочки определяется в размере действовавшей на указанный день ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенной на 4 процентных пункта. На аналогичных условиях предоставляется рассрочка для одновременного подключения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации как для юридических, так и для физических лиц. Так что, хоть в законодательстве и фигурирует понятие рассрочка, фактически это кредит.
7. Для некоторых категорий заявителей увеличили срок оплаты счета за технологическое присоединение.
Раньше срок оплаты счета составлял для всех заявителей 5 рабочих дней со дня его выставления сетевой организацией, а если счет не оплачивался, то заявка на технологическое присоединение аннулировалась. Теперь для заявителей, которые осуществляют закупки с соблюдением требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или ФЗ «О государственном оборонном заказе» этот срок составляет 15 рабочих дней. Это позволит избежать накладок, связанных с бюрократическими проволочками.
В общем, если не обращать внимание на стоимость технологического присоединения (хотя делать это практически невозможно), те изменения, что мы наблюдаем в новой редакции Правил технологического присоединения выглядят более ориентированными на заявителя. Они устраняют ряд лазеек в законодательстве, которыми могла воспользоваться недобросовестная сетевая организация, закрывают пробелы в определениях. Это, конечно, радует, но некоторые моменты, такие как процентная рассрочка и увеличение стоимости техприсоединения, не могут не омрачать общее впечатление.
Соцнорма – это количество потребленной электроэнергии на одного человека, утверждённое на законодательном уровне.
Оплата за электричество в пределах норматива ведется по сниженному тарифу. За расходование свыше, потребитель платит больше.
Властям субъектов РФ дано право самостоятельно определять норму энергопотребления, в соответствии с местными условиями. Но отклонение в сторону увеличения не должно превышать 40% от установленного базового показателя.
Вопросы, связанные с расчетом нормативов и потреблением электроэнергии населением, регламентируются постановлением Правительства № 614, федеральными законами № 35 –ФЗ от 21.02.2003 года и № 261 – ФЗ от 23.11.2009 года, постановлениями местных органов власти.
Сколько составляет норматив на 1 человека в 2021 году?
Это исключительно региональная цифра, которая отличается в зависимости от нескольких факторов. Если рассматривать наиболее крупные города РФ, то на 2021 год показатели следующие:
Город | Один проживающий с газовой плитой | Один проживающий с электроплитой | Семья с газовой плитой | Семья с элеткроплитой |
Москва | 50 | 80 | 45 | 70 |
СПб | 78 | 111 | 48 | 63 |
Челябинск | 100 | 180 | 90 | 130 |
Ростов | 113 | 182 | 82 | 90 |
Владимир | 100 | 190 | 75 | 130 |
Краснодар | 97 | 147 | 60 | 95 |
Екатеринбург | 102 | 160 | 63 | 100 |
Кроме того, имеется коэффициент, который отличается в зависимости от причины расчета тарифов по нормативу. Самый большой коэффициент в случае, если счетчик умышленно сломан или электроэнергия подключена так, что минует прибор учета.
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.