Научить подростка обращаться с деньгами: 5 советов для родителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Научить подростка обращаться с деньгами: 5 советов для родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В младших классах ученики покупают сладости, игрушки, а некоторые часть денег откладывают, например, на планшет. В средней и старшей школе подростки платят за телефон, покупают косметику, подарки, канцелярию и кое-что из одежды. Чтобы сделать шаг вперёд и научиться ответственно пользоваться деньгами, нужно взять одну из статей расходов под свой контроль.

Возьмите на себя часть расходов

Мамам и папам бывает сложно полностью доверить ребёнку покупку школьных принадлежностей или пополнение гардероба, но это полезный опыт для всей семьи. Попросите взрослых посчитать, сколько денег в среднем в месяц уходит, например, на интернет, подарки друзьям или покупку вашей обуви. После этого попросите выдать вам эту сумму и позволить самостоятельно принимать решения. Через 4 недели или раньше, если деньги внезапно закончатся, обсудите результаты эксперимента и решите, на каких условиях продолжать его.

И взрослому, и вам может быть страшно, что вы купите некачественный товар или потеряете деньги, но риск — часть финансового менеджмента. Неношенную обувь после покупки можно вернуть в течение двух недель, а в случае потери денег вам придётся найти решение: заработать, сэкономить или походить ещё сезон в старых кедах. В любом случае полная ответственность за конкретную строчку семейного бюджета поможет «прокачать» финансовую грамотность.

Если родители не торопятся посвящать школьника в долгосрочные планы, ему следует спросить об этом. Полезно уже в 13-14 лет понимать, в какой форме родители собираются помогать ребёнку в будущем. Например, кто-то готов оплачивать сыну или дочери аренду квартиры в период студенчества, другие надеются, что ребёнок переедет в общежитие, но готовы оплачивать текущие расходы.

Основа для обучения ребенка тратам — это карманные деньги. У подростка должны быть личные средства, которые он регулярно получает от родителей.

Лучше всего выделять ему деньги раз или два раза в месяц в зависимости от дней выплаты вашей зарплаты: так вы сможете распланировать не только бюджет ребенка, но и свой собственный. Не забывайте, что карманные деньги — это не средство поощрения или наказания за оценки и поведение.

За основу планирования бюджета можно взять метод 50/20/30. Это популярную методику придумала основательница стартапа LearnVest Алекса фон Тобель, когда поняла, что слишком много людей в Америке живут от зарплаты до зарплаты. Правила заключаются в том, чтобы разделить весь бюджет на три части:

  • 1-я категория — 50%. Это базовые потребности, на которые тратится 50% от всего дохода: ЖКХ, интернет, мобильная связь, одежда и обувь, расходы на транспорт. Но не стоит сразу возлагать ответственность на ребенка за оплату мобильной связи и транспорта, попробуйте начать с расходов на обеды в школьной столовой.
  • 2-я категория — 20%, которые нужно инвестировать в будущее. Это самая важная часть, которая должна уходить на сбережения или выплату долгов. Лучше всего автоматизировать этот процесс: после получения денег переводить сумму на отдельный счет. Можно помочь подростку поставить цель — например, к учебному году купить новый телефон или велосипед.
  • 3-я категория — 30%. Она включает в себя развлечения. Сюда входят встречи с друзьями в кафе, шопинг, покупка игр и т.д.

Психологи, педагоги и консультанты по финансовой грамотности полагают, что при грамотном подходе карманные деньги становятся для ребенка не развлечением, а инструментом, который развивает умение обращаться с деньгами. А этот навык не менее важен для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.

Противники карманных денег считают, что все необходимое у ребенка и так есть, он все равно потратит их на ерунду, не будет знать цену деньгам, или станет жадным и будет шантажировать родителей.

Сторонники утверждают, что с помощью карманных денег ребенок научится ставить себе финансовые цели и достигать их, получит преимущества финансовой независимости, поймет цену деньгам, научится экономить и тратить с умом, не будет страдать от комплексов в обществе сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.

Конечно, каждая семья самостоятельно решает для себя этот вопрос, но необходимо помнить, что если родители не склонны бессистемно давать ребенку большие суммы, подсказывают ему, как рациональнее использовать деньги, обсуждают его траты, то риски сводятся к минимуму.

Платить ли за домашнюю работу?

Не стоит монетизировать заботу друг о друге, ведь домашняя работа— это общее семейное дело. У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству. Но могут быть экстраординарные задачи, выполнив которые (самостоятельно или с помощью взрослых), ребенок получит за это деньги. Правда, поощрение деньгами все же должно оставаться чем-то особенным. Важно, чтобы вознаграждение соответствовало внутреннему ощущению ребенка: я заслужил это! Если он чувствует, что с помощью денег родители поддерживают его, оценивают его усилия, а не просто откупаются, не подменяют деньгами заботу, любовь и нежность, то он воспримет деньги просто как отличный подарок.

Потерял деньги, взял в долг – наказываем?

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок, иначе окружающие перестанут ему доверять. Надо заранее объяснять, что это такое в целом – брать в долг или в кредит, в каких ситуациях можно взять в долг, а в каких не стоит. Рассказать о своих примерах, когда брали взаймы (если были такие) или примерах друзей/знакомых. Пояснить, чем чреваты займы и проценты, а также последствия задолженностей по платежам.

С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?».

Если ребёнок потерял деньги, не рубим с плеча. Важно выяснить причину потери: невнимательность, украли, пр. Можно сказать о том, что жалко потерянную сумму, что ситуация не приятна. Объяснить, как вести себя, чтобы это больше не повторялось. Можно смоделировать ситуации в форме игры и посмотреть за поведением ребенка, чтобы его скорректировать.

— Ругать вряд ли стоит. Категорическими суждениями, криком, бранью мы формируем страхи в отношениях с деньгами, блокируем свободу финансовой темы. Поэтому разговоры о деньгах должны быть открытыми, честными, корректными. Экономическое воспитание — это часть семейного воспитания.

Учите откладывать покупки

Некоторые родители считают, что только немедленное удовлетворение детских желаний позволит вырастить успешного человека. Однако знаменитый Стэнфордский зефирный эксперимент еще в 60-х — 90-х годах прошлого века доказал, что успеха в жизни добиваются как раз те, кто готов подождать и не съедать свой кусочек зефира сразу, если за это получит еще один.

Поэтому пусть ваше сердце не обливается кровью, когда ребенок копит понемногу на вожделенный велосипед, хотя вы могли бы купить ему его прямо сейчас. Велик, купленный на свои, станет не просто транспортом или игрушкой. Он будет вещественным доказательством того, что ребенок способен ставить цели и достигать их.

Как только у ребенка появляются деньги, появляется связанное с ними ощущение риска. Это не хорошо и не плохо, просто факт.

Предупредите о них ребенка, чтобы не попасть в неприятности:

  • если кто-то вымогает у школьника деньги, угрожая ему, семье или друзьям, то необходимо обратиться за помощью к взрослым;
  • если предлагают вложить деньги куда-то, чтобы через неделю получить двойную прибыль, — не стоит вестись, лучше поделиться информацией с родителями;
  • если кто-то из друзей занимается незаконными делами за деньги и зовет с собой подзаработать, то соглашаться не стоит. А нужно — что?… Правильно, рассказать родителям или учителю.

Нужно ли давать карманные деньги подросткам

Некоторые родители задаются вопросом, нужно ли подростку давать деньги на карманные расходы, если все нужды ребенка оплачивают родители. Психологи единогласно заявляют — нужно. Это не только снимает с родителей часть обязательств, но и учит подростка самостоятельно управлять финансами. Конечно, обеспечение основных потребностей несовершеннолетнего остается за родителями, а вот на «хотелки» можно выделять определенную сумму денег, которой будет распоряжаться ваш ребенок.

«Сколько карманных денег давать подростку зависит от вашей семьи. Прежде всего с подростком нужно обговорить, на что он собирается тратить эти деньги. Например, вы можете давать 1000 рублей в неделю. Если подросток еще учится обращаться с деньгами, проконтролируйте, как он эти деньги потратил, сколько осталось. Если вы сразу объясните ему механизм накопления, учета трат, то потом вам не придется отслеживать за ребенком чеки, он сможет вести свою детскую бухгалтерию самостоятельно», — рассказывает финансист и основательница организации дополнительного образования «Фломастеры» Майя Лисинская.

1. Покажите пример планирования и накопления

Делитесь с детьми своими планами долгосрочных покупок. Например, идеей этим летом пристроить веранду к дому на даче, планами купить более вместительный автомобиль, решением купить новый телевизор. Расскажите, что это важная трата, но на неё невозможно найти денег сразу, придётся откладывать. Если ребёнок разделит привлекательность планов, можно рассказывать ему, какая часть суммы уже накоплена.

Читайте также:  Как вернуть предоплату за ресторан при отказе от услуг?

2. Приобретите копилку

Для того чтобы не растерять и не растратить отложенное, маленьким детям лучше купить копилку. Так у них появится конкретное место, куда они будут откладывать свои накопления. Выдавать карманные деньги следует мелкими купюрами, для того чтобы ребёнок мог визуально распределить имеющиеся средства и сопоставить со своими желаниями.

Как распоряжаться и куда тратить

Здесь все индивидуально, и зависит от увлечений ребенка. Например, один копит несколько недель на покупку новой компьютерной игры, другой покупает сладости или игрушки. Родители не должны жестко контролировать это, иначе карманные деньги потеряют смысл как инструмент для развития самостоятельности. Расскажите о вреде алкоголя, или попросите детей советоваться, прежде чем совершать крупные покупки. Если чадо намеревается потратить деньги на ненужную безделушку, взрослые могут дать совет, но окончательное решение будет за ребенком.

Учитывайте, что в первое время деньги расходуются нерационально, но хорошие уроки бесплатными не бывают.

Также дети тратят карманные деньги на кино, концерты любимых исполнителей и т.д. Нередко деньги идут на подарки друзьям и близким в честь какого-то праздника.

Советы психолога родителям

Многие психологи сходятся во мнении, что карманные деньги играют важную роль в процессе воспитания детей. Их отсутствие становится причиной негативных эмоций, перерастающих в комплекс неполноценности, зависть к тем, кому деньги дают и жадность. Поэтому они советуют не лишать детей финансирования даже за плохие поступки и не решать за воспитанников, что им важно, а что нет. Новая кукла Барби или конструктор покажутся родителям несущественным пустяком, в то время как для малыша это главная мечта жизни.

Если ребенок в первый же день потратил всю недельную или месячную сумму не поддавайтесь на уговоры дать еще. Это своеобразный финансовый тренажер, который вырабатывает рациональность использования средств. Пусть на своих ошибках учатся планировать расходы.

Давать детям деньги или нет зависит от того располагаете ли вы достаточным доходом. Например, в Германии рекомендуемая сумма в месяц для подростков составляет примерно 3 000 рублей, но на деле родители, если могут, дают в разы больше. В одной ситуации это хорошо, в другой может сделать хуже. Карманные деньги — это не развлечение, а способ научить детей тратить предоставленные средства.

Сколько денег дать ребёнку на карманные расходы?

Решение о сумме на карманные расходы опять же целиком остаётся на откуп родителей, однако сервис по поиску работы SuperJob провёл собственное небольшое исследование. В опросе поучаствовали по 1000 родителей детей разных возрастных групп от 7 до 17 лет из всех округов России.

Как оказалось, карманные деньги детям дают 67% родителей младшеклассников, 82% родителей детей от 11 до 14 лет и 80% родителей детей от 15 до 17 лет. Чем старше становятся дети, тем слабее родительский контроль по поводу трат.

Сколько же дают детям родители ежемесячно? Согласно статистике, такие суммы:

  • до 1000 рублей — большинство родителей деток от 7 до 10 лет;
  • от 1000 до 3000 рублей — родители детей от 11 до 14 лет;
  • от 1000 до 5000 рублей — родители подростков до 17 лет.

Нередко старшеклассникам родители выдают сравнительно большую сумму — до 10000 рублей,— куда входят траты на разъезды и питание, иногда — на покупку новой одежды.

У выдачи карманных денег детям и подросткам много плюсов, но есть и недостатки, особенно если подходить к этому вопросу неграмотно. Однако ничто не научит ребёнка планированию бюджета лучше, чем это сделают настоящие деньги.

Зачем нужны карманные деньги

Встречаются такие родители, которые утверждают, что дети могут спокойно жить без личных денег. Ниже мы приведем, чем они аргументируют свои слова:

  1. Все что необходимо для школы, покупают родители. Деньги на карманные расходы — это дополнительные траты.
  2. Из-за своего возраста он не способен тратить деньги рационально и будет покупать только не нужные вещи. Поэтому давать ему их не стоит, так как они просто на просто уйдут на всякие безделушки или вредности (чипсы, кириешки и т.д.).
  3. Деньги в один прекрасный момент сделают ребенка жадным и требовательным. Не получив вовремя денег он начнет требовать, а если не дать, то устроит истерику на ровном месте.

Да, никто не спорит, в этих словах есть доля правды. Но дети никогда не научатся обращаться с деньгами, если взрослые им в этом не помогут.

1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.

Читайте также:  Как правильно оформить отказ от наследства?

В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.

В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.

Наши впечатления за 4 месяца

Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.

Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.

Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.

За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.

Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.

Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.

Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».

Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».

Учите откладывать покупки

Некоторые родители считают, что только немедленное удовлетворение детских желаний позволит вырастить успешного человека. Однако знаменитый Стэнфордский зефирный эксперимент еще в 60-х — 90-х годах прошлого века доказал, что успеха в жизни добиваются как раз те, кто готов подождать и не съедать свой кусочек зефира сразу, если за это получит еще один.

Поэтому пусть ваше сердце не обливается кровью, когда ребенок копит понемногу на вожделенный велосипед, хотя вы могли бы купить ему его прямо сейчас. Велик, купленный на свои, станет не просто транспортом или игрушкой. Он будет вещественным доказательством того, что ребенок способен ставить цели и достигать их.

Объясните ребенку, что если ему очень хочется купить какую-то вещь прямо сейчас, то стоит подождать хотя бы сутки. Потому что завтра появится новая вещь, которую тоже захочется, а денежки уже тю-тю. Если желание за 24 часа не пройдет — то так уж и быть, можно покупать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *