Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо доказать, что работник действительно совершил виновные действия, вследствие чего утратил доверие своего работодателя. Соответственно, если работодатель решил не обращаться в полицию, он должен провести собственное расследование.

Основания для увольнения

В ТК отсутствует перечень оснований, по которым допускается увольнение служащего в связи с утратой доверия. Он определяется руководителем самостоятельно. Обычно следующие действия работника влекут за собой утрату доверия:

  • Воровство или порча материальной собственности предприятия.
  • Нарушения в выполнении кассовых операций.
  • Реализация продукции по завышенной или пониженной цене.
  • Списание материальной собственности, противоречащее закону и нормативным актам предприятия.
  • Мошенничество.
  • Расхождения действий сотрудника с принятыми локальными актами по работе с материальными активами.
  • Нанесение материального ущерба предприятию вследствие умышленных действий сотрудника.
  • Коррупционные действия.

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Служебная проверка проводится специальной комиссией, созданной в органе государственной власти, в состав которой входят сотрудники подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Необходимо отметить, что в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении данной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 5 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ).

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
  • ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Как провести расследование и оформить его результаты

Чтобы подтвердить обнаруженные нарушения, создают комиссию для внутреннего расследования. В ее состав должны входить не заинтересованные в исходе разбирательства лица. Ее численность – не менее 3-х человек. Для этого издают приказ в произвольной форме, в котором указывают:

  • должности и фамилии лиц, участвующих в выяснении всех обстоятельств проступка;
  • полномочия членов комиссии;
  • цели расследования;
  • срок его проведения.

ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О СОЗДАНИИ КОМИССИИ

Комиссия должна:

  1. Выявить все условия, при которых совершено нарушение.
  2. Установить список ценностей, которые утеряны или повреждены.
  3. Обследовать место совершения нарушения.
  4. Оценить суммы прямого действительного ущерба.
  5. Определить виновных сотрудников и получить доказательства их вины.
  6. Установить обстоятельства, способствовавшие совершению проступка.

С приказом под роспись знакомят всех членов комиссии.

Кого можно уволить по данному основанию?

Как мы уже отметили, гражданский служащий, непосредственно обслуживающий денежные или товарные ценности, может быть уволен с гражданской службы в случае совершения им виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны представителя нанимателя. Таким образом, уволить по данному основанию возможно только гражданских служащих, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности.

Обратите внимание! Увольнение по данному основанию государственного служащего, не связанного с непосредственным обслуживанием денежных или товарных ценностей, может быть признано незаконным в судебном порядке.

Пример из судебной практики. Гражданка К., работавшая главным бухгалтером Управления государственного автодорожного надзора по Калининградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса и уволенная оттуда по п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ, обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, считая, что оснований для ее увольнения не имелось.

Удовлетворяя ее требования, суд правомерно исходил из положений п. 4 ч. 1 ст. 37 указанного Закона, согласно которому служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий — уволен с гражданской службы в случае совершения виновных действий, если он непосредственно обслуживает денежные или товарные ценности, а его действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны нанимателя. Поскольку истица как главный бухгалтер не являлась лицом, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, суд признал ее увольнение по п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ незаконным (Обзор практики рассмотрения судами Калининградской области в 2006 г. гражданских дел о восстановлении на работе, подготовленный судебной коллегией по гражданским делам Калининградского областного суда).

Необходимо отметить, что данная правовая норма практически дословно воспроизводит п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Согласно п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 2) расторжение трудового договора в связи с утратой доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты доверия к ним. По мнению автора, указанные разъяснения можно распространить и на государственных гражданских служащих, что подтверждается Кассационным определением Санкт-Петербургского городского суда от 24.11.2010 N 33-15925.

Действующее в настоящее время законодательство не предусматривает специального перечня должностей государственной гражданской службы, связанных с обслуживанием денежных или товарных ценностей. Вместе с тем в соответствии со ст. 244 ТК РФ с лицами, непосредственно связанными с обслуживанием денежных или товарных ценностей, работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также их типовые формы утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». К указанному Перечню лиц, в частности, относятся кассиры, кладовщики, кастелянши и т.д. Необходимо отметить, что непосредственно обслуживать материальные или денежные ценности могут и другие лица, не включенные в указанные Перечни.

Как проводится служебная проверка?

Служебная проверка проводится специальной комиссией, созданной в органе государственной власти, в состав которой входят сотрудники подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Необходимо отметить, что в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении данной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 5 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ).

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены (ч. 2 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ):

  • факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются (ч. 9 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ):

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении или неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

  • Лекционный материал на тему:
  • «Коррупция (понятие, ответственность,
  • противодействие коррупции)»
  • Понятие коррупции.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  1. Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
  2. Формы коррупции.
  3. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

  • -запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
  • Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
  • К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),
  • -превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
  • -получение взятки (статья 290 УК РФ)
  • -дача взятки (статья 291 УК РФ);
  • -злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
  • -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Читайте также:  Применение ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8»

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

  1. Коммерческий подкуп
  2. Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
  3. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
  4. Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
  5. Ответственность за коррупцию.
  6. За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

  • Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
  • Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
  • а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
  • в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
  • Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
  • Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
  • получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
  • получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
  • — получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • — вымогательство взятки;
  • — получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
  • — получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

  1. Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
  2. Противодействие коррупции.
  3. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
  4. а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  5. б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  6. в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
  7. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  8. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
  9. При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
  10. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
  11. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
  12. -проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  13. -создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  14. -совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

  • -обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • -обеспечение независимости средств массовой информации;
  • -неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  • -совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • -устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  • -повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  • -укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  • -усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  • -передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  • -сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  • -повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

К специальным мерам противодействия коррупции относится утрата доверия

Вы точно человек? Навигация :. Каждый из вас, кто имеет какие-либо накопления, наверняка задумывался над тем, как эти накопления не только преумножить, но и не потерять.

В последнее время очень часто в средствах массовой информации можно увидеть новости о том, как отозвана лицензия у того или иного банка. А это и есть потенциальный риск любого вкладчика: рсик потерять свои кровные и трудом заработные деньги.

Вы можете знать о двух простых правилах, чтобы не потерять деньги во вкладе в банке: 26 января было проведено заседание Совета по вопросам противодействия коррупции, по результатам которого Президентом даны соответствующие поручения.

Особое внимание было уделено вопросу борьбы с коррупцией путем «усиления влияния этических и нравственных норм» на соблюдение госслужащими «запретов, ограничений и требований».

При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает утрату Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; 6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. 2.

Когда военнослужащий хочет уволиться с работы, первое, что он должен сделать – донести свое желание руководству. Причем сделать это нужно не в устной, а письменной форме. Желательно получить подтверждение о принятии документа на руки – так у служащего останется доказательство, что он написал заявление на увольнение.

После этого в общем порядке сотрудник отрабатывает положенные 2 недели. Примечательно, что вплоть до подписания приказа работник может передумать и забрать свое заявление, оставшись на своей должности. После этого действия работодателя выглядят так:

  1. составление приказа об увольнении;
  2. прием документов и обходного листа у сотрудника;
  3. подпись приказа работником;
  4. занесение соответствующей записи в трудовую книжку;
  5. выдача документов сотруднику на руки;
  6. проведение всех необходимых выплат.

Дополнительно увольнение с госслужбы предполагает, что сотрудник должен не нарушать требования, прописанные в специальной памятке по служебному поведению. Работодатель должен также выдать ее работнику.

Примечательно, что увольнение с госслужбы по своему желанию накладывает ограничение на последующее устройство на работу по ГПД в течение 2 лет. Предварительно придется получить разрешение специальной комиссии. Более того, об обустройстве на новую работу в течение этих 2 лет нужно сообщить в госорганы – такое обязательство накладывается на нового работодателя.

Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы

При прекращении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности основаниям производится увольнение гражданского служащего с гражданской службы. Вместе с тем следует отметить, что прекращение служебного контракта и освобождение от занимаемой должности по одному из этих оснований не влечет увольнения с гражданской службы. Так, если перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган не связан с переходом на государственную службу иного вида (военную или правоохранительную службу), то в этом случае гражданский служащий остается на гражданской службе. Следовательно, расторжение служебного контракта и освобождение гражданского служащего от занимаемой должности влекут увольнение его из государственного органа, но не сопровождаются увольнением с гражданской службы.

Таким образом, увольнение гражданских служащих с гражданской службы производится при прекращении служебного контракта с гражданским служащим и освобождении его от замещаемой должности по общим основаниям законодательства России.

В законах субъектов РФ должна быть указана возможность увольнения гражданских служащих только по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Закон не содержит специальной статьи о порядке прекращения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, данные вопросы могут регулироваться нормами ТК.

В соответствии с этими нормами гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись с правовым актом государственного органа об увольнении его с гражданской службы (приказом, распоряжением). По требованию гражданского служащего представитель нанимателя обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного акта (приказа, распоряжения). В случае, когда этот акт (приказ, распоряжение) об увольнении гражданского служащего невозможно довести до его сведения или он отказывается ознакомиться с ним под роспись, на этом акте (приказе, распоряжении) производится соответствующая запись.

При увольнении гражданского служащего с гражданской службы в трудовой книжке этого гражданского служащего производится запись об увольнении с указанием основания увольнения и со ссылкой на соответствующую норму Федерального закона «О государственной гражданской службе», а в некоторых случаях – Трудового кодекса или иного федерального закона.

Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя

Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:

  • Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
  • Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
  • Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
  • По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.

Какие выплаты положены?

Недоверие начальства и его острое желание не только быстренько избавиться от работника, но еще и осложнить его материальное положение – прямой путь к поражению в трудовом споре. Вне зависимости от оснований для увольнения, расчетные суммы во многом незыблемы:

  • зарплата за то время, которое он успел отработать до даты ухода;
  • компенсационные выплаты за все виды оплачиваемых отпусков, которыми работник не успел воспользоваться;
  • возмещение перерасхода личных средств по подотчетным тратам в пользу предприятия;
  • все дополнительные выплаты, утвержденные в колдоговоре, не поставленные в непосредственную зависимость от причины увольнения.

Нужно также проявить осторожность в вопросе начисления зарплаты за период служебного расследования. Утративший доверие сотрудник не может быть отстранен от работы на основании ст. 76 ТК, даже если наниматель обоснованно беспокоиться о сохранности своих материальных ценностей. Тактически решить эту проблему можно, предложив временный перевод на другую должность, сохранив за работником прежнюю зарплату.

Отдельный нюанс есть и в отношении удержаний стоимости нанесенного ущерба. Если с увольняемым не заключали договор о материальной ответственности, и возмещать вред он не согласен, то удержать из расчетных сумм хотя бы копейку нельзя. Решать этот спор предстоит в суде.

Основания для увольнения в связи с утратой доверия

На законодательном уровне возможность увольнения работника в связи с утратой доверия предусмотрена пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

В соответствии с пунктом 7. 1 части 1 статьи 81 основанием для увольнения в связи с утратой доверия являются следующие действия работника:

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Обязательным условием увольнения по перечисленным в п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниям является то, что указанные действия должны давать основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Также уволить человека можно по такой статье, в случае если были выявлены факты хищения, получения взяток и прочих нарушений такого плана, но при условии что они никаким образом не связаны с их основной работой.

Читайте также:  Будут ли туляки получать чернобыльские выплаты после 2023 года?

Именно для этого и существуют должностные инструкции, которые содержат в себе все права, и обязанности трудящегося, поскольку именно через них и выражается доверие к нему непосредственно всех форм организаций предоставляющих рабочие места.

Для того чтобы процедура увольнение по такой причине была признана правомерной работодатель обязан соблюсти ряд определенных правил. Во-первых, провести служебное расследование. Во-вторых, в процессе расследования, если есть необходимость провести процедуру инвентаризации. В-третьих, в любом случае истребовать с трудящегося объяснительную записку. В-четвертых, при возникновении необходимости наложить на работника дисциплинарное взыскание и т.д.

Увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия

Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия установлены ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К таким основаниям относятся следующие действия служащего:

  1. непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Как уволить в связи с утратой доверия

Недоверие руководство вправе выразить только ответственным работникам. То есть тем, кто занимает руководящие должности или непосредственно имеет дело с обслуживанием товарных или денежных ценностей. Например, допустимо больше не верить в честность бухгалтера или продавца, но нельзя расстаться по этой причине со слесарем или сантехником. И никаких субъективных моментов в этом нет — все четко прописано в п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но и таких сотрудников нельзя уволить за утрату доверия в некоторых ситуациях. Например, разорвать трудовые отношения с беременной женщиной (ст. 261 ТК РФ) или несовершеннолетним работником (ст. 269 ТК РФ). Правда, несовершеннолетнего уволить все же можно, если он совершил хищение, кроме того, с несовершеннолетним запрещено заключать договора о полной материальной ответственности. Кроме того, иммунитет есть у сотрудников, которые находятся в отпуске или на больничном, но только до их окончания.

Нужно иметь в виду, что уволить по недоверию руководство вправе только в том случае, если у него есть подтверждающие документы, которые доказывают, что непосредственно этот человек обслуживал материальные ценности. Например, такие документы: трудовой договор и договор о материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).

Итак, работодатель вправе начать процедуру увольнения, если человек подпадает под нужную категорию, и при этом:

  • берет или вымогает взятку;
  • получает «откаты»;
  • совершает любые действия, которые приводят к хищению или утрате денежных и материальных ценностей, или угрозе таких событий;
  • совершил уголовное преступление или противоправные действия, даже не связанные с его служебными обязанностями (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2.

Информация о государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения и уволенных по статье «утрата доверия», вносится в реестр, который размещается в интернете в открытом доступе (ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Рассмотрим порядок увольнения по утрате доверия и то, как это оформить, не нарушая законодательство.

Статьей 192 ТК РФ предусмотрен целый ряд дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применить к сотрудникам, если они нарушают условия трудового договора, не соблюдают дисциплину или игнорируют должностные обязанности. И при утрате доверия увольнение является одной из таких дисциплинарных мер. Как сказано в ст. 193 ТК РФ, крайние меры нельзя применять сразу: у обвиняемого сотрудника должна иметься возможность оправдаться, а работодатель обязан доказать наличие вины.

Поэтому необходимо строго соблюсти порядок увольнения в связи с утратой доверия. Алгоритм действий следующий:

  1. При получении информации о виновных действиях, например, в виде служебной записки, руководитель организации создает специальную комиссию для проведения внутреннего расследования.
  2. Члены этой комиссии изучают все обстоятельства, проводят инвентаризацию денег, товаров или документов, вверенных работнику. В случае с бухгалтером иногда требуется аудит.
  3. Далее сотрудник, чья деятельность расследуется, обязательно предоставляет комиссии письменные объяснения. На это у него есть два рабочих дня с момента получения письменного требования от руководства. Работник вправе отказаться от объяснений, в этом случае его отказ оформляется актом. Отказ от дачи пояснений увольнению не препятствует.
  4. После окончания расследования его результаты оформляются актом или заключением. В этом документе члены комиссии должны довести до руководства результаты разбирательства, выводы о причинах случившегося и о наказании виновного (при условии, что его вина доказана). Акт должны подписать председатель и члены комиссии.
  5. Руководитель организации соглашается (или не соглашается) с выводами и предложениями комиссии (предположим, соглашается) и издает приказ об увольнении в связи с утратой доверия с внесением соответствующей записи в трудовую книжку сотрудника. С приказом необходимо обязательно ознакомить под подпись в течение 3 дней. В случае отказа необходимо составить акт об этом.
  6. Расчет и трудовую книжку надо выдать на руки в день увольнения.

Расторгнуть трудовой договор на основании утраты доверия нельзя со следующими сотрудниками:

  • Грузчиками, водителями и прочими лицами, не работающими с материальными ценностями.
  • Беременными сотрудницами (согласно статье 261 ТК РФ).
  • Работниками, находящимися в отпуске или на больничном (согласно статье 81 ТК РФ).

ВАЖНО! Увольнять несовершеннолетних сотрудников согласно статье 269 ТК РФ можно только с согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних.

Бухгалтера уволить по причине утраты доверия невозможно, так как, согласно Положению «О главных бухгалтерах» от 24 января 1980 года, такие служащие не являются материально ответственными лицами. Сотрудники не взаимодействуют с денежной массой напрямую. Однако расторгнуть трудовые отношения можно с бухгалтером-кассиром, который ответственен за сохранность средств.

При расчете обязательно учитывается:

  • зарплата за фактически отработанное время;
  • премии;
  • компенсация за дни отпуска, которыми работник не успел воспользоваться.

Даже если предприятию нанесен серьезный материальный ущерб, работодатель обязан сделать выплаты. Средства с сотрудника можно взыскать только через судебный орган. Самолично удерживать средства, заработанные служащим, нельзя.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо доказать, что работник действительно совершил виновные действия, вследствие чего утратил доверие своего работодателя. Соответственно, если работодатель решил не обращаться в полицию, он должен провести собственное расследование.

Для проведения такого расследования создается специальная комиссия, а основанием для его проведения может служить, например, служебная записка непосредственного начальника провинившегося работника.

Отметим, что если в процессе проведения расследования необходимо провести инвентаризацию (например, чтобы подтвердить факт недостачи/хищения), то перед ее проведением обязательно возьмите с работника расписку о том, что все доверенные ему денежные и материальные ценности оприходованы, а те, которые выбыли, — списаны.

Результаты проведенного расследования зафиксируйте в соответствующем акте. Унифицированной формы такого акта нет, так что его форма разрабатывается работодателем самостоятельно.

Помимо результатов расследования, в данном акте, как правило, содержится предложение комиссии о мере наказания работника (конечно, при условии, что его вина доказана).

Акт подписывается членами комиссии и ее председателем.

В случае, когда работодатель утратил доверие к работнику из-за действий последнего, не связанных непосредственно с работой, не нужно проводить расследование и брать объяснения с сотрудника.

Но для того, чтобы в случае необходимости подтвердить обоснованность увольнения по утрате доверия, заручитесь документами, из которых будет понятно, почему вы больше не доверяете своему работнику (например, решение суда о привлечение работника к уголовной ответственности).

« Сентябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Что говорит законодательство об увольнении по утрате доверия

Увольнение по причине потери доверия к работнику – это одно из оснований, позволяющий расторгнуть трудовой договор с нечестным сотрудником в одностороннем порядке. Данная возможность закреплена в ТК РФ (п.7 ч. 1 ст. 81).

В качестве документа, подтверждающего, что уволенный сотрудник занимался обслуживанием товаров или денежных средств, выступает заключённый с ним (ст. 244 ТК):

  • Трудовой договор.
  • Соглашение о матответственности.
  • Должностной инструкции.

Важно

Эти документы подтверждают, что работник был осведомлён о своих обязанностях.

Для успешного увольнения на данном основании требуется:

  1. Выявить и зафиксировать порчу или недостачу имущества, а также установить вину работника.
  2. Получить от него письменный ответ.
  3. Составить акт после проведения служебного расследования.
  4. Издать приказ.
  5. Проставить соответствующие записи в карточке работника и его трудовой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *